+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Чем отличаются централизованные и децентрализованные закупки по 44-ФЗ, и в чем состоят особенности каждой модели?

Содержание

Централизованные закупки и особенности их проведения

Чем отличаются централизованные и децентрализованные закупки по 44-ФЗ, и в чем состоят особенности каждой модели?

Централизованные закупки — это способ проведения торгов, который предусматривает определение подрядчика не заказчиком непосредственно, а специальным уполномоченным органом или специализированной организацией, которая наделяется рядом полномочий заказчика.

Встречаются ситуации, когда для обеспечения нужд определенной группы государственных заказчиков необходимо приобрести однотипные товары, работы или услуги. К таким организациям закон относит органы государственной власти, государственные и муниципальные бюджетные учреждения, органы местной власти и казенные учреждения.

Централизованное осуществление закупок возможно, как в рамках 44 Федерального закона, так и 223-ФЗ. Рассмотрим нюансы этой процедуры по каждому из законов.

Централизованные закупки по 44-ФЗ

Порядок и условия осуществления централизованных закупок регламентирует ст. 26 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере…”.

Для выполнения этих действий создается государственный или муниципальный  орган, который берет на себя полномочия по определению поставщика для ряда соответствующих заказчиков.

Имущество заказчиков, которые планируют осуществить общую централизованную закупку, должно находиться на одном уровне субъектов РФ: федеральном, региональном или муниципальном.

Заказчики могут делегировать свои полномочия по определению поставщика на специализированный орган в различных объемах:

  1. Согласно ч.1 ст. 26 44-ФЗ, уполномоченный орган отвечает за выбор подрядчика, но определение условий контракта, НМЦК и подписание госконтракта остается за заказчиками.

  2. Ч. 2-3 ст. 26 44-ФЗ расширяет полномочия данных органов. Помимо действий по выбору контрагента, уполномоченный орган также вправе осуществлять планирование закупок, выбор контрагента, заключение контракта и отвечать за исполнение контракта.

При формировании уполномоченным органом тендерной комиссии, при проведении централизованных закупок, могут быть привлечены представители заказчиков. Это зависит от законодательных актов и постановлений, которые действуют в определенном субъекте.

Централизованные закупки по 223-ФЗ

В тендерах для обеспечения нужд государственных корпораций, регулируемых 223 Федеральным законом, также можно применить способ централизации закупок.

В отличие от 44 Федерального закона, в 223-ФЗ нет формулировки, как осуществляются такие торги. Они могут применяться как на уровне субъекта РФ (региона), так и отдельными корпорациями.

На данный момент используется 3 самых распространенных “шаблона” для проведения централизованных закупок:

  1. создается типовое положение о ЦЗ на уровне региона;

  2. применяются правила по аналогии с 44-ФЗ;

  3. устанавливаются единые правила для основных частей положения о закупке.

Самым распространенным является применение единого положения на уровне региона или субъекта и выбор уполномоченной организации.

Пример: в Воронежской области уполномоченной организацией для проведения централизованных закупок в рамках 223-ФЗ является Бюджетное учреждение Воронежской области “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Остановимся подробнее на этом вопросе и подробно рассмотрим на примере Воронежской области функционирование специализированной организации и порядок осуществления централизованных закупок в рамках 223-ФЗ.

Взаимодействие заказчиков со специализированной организацией

Как уже говорилось выше, в Воронежской области функции специализированной организации осуществляет БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Каждый заказчик, желающий принять участие в совместных торгах формирует заявку.

Она подготавливается исходя из плана закупок и должна содержать:

  1. техническое задание;

  2. рекомендуемая форма обоснования НМЦК;

  3. проект договора;

  4. типовая форма проведения тендера.

Далее, не позднее 10 рабочих дней до публикации извещения о проведении тендера, все заказчики подают заявки в БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Специализированная организация проводит анализ этих заявок:

  1. соответствие планам закупок;

  2. проверка комплектности документов;

  3. наличие в документах необходимых сведений;

  4. соответствие требованиям НПА, Положению о закупке.

После этого формируется проект извещения

Специализированной организацией в течение 1 рабочего дня подготавливается Проект документации о проведении тендера и отправляется на согласование и подтверждение заказчикам.

Если замечания отсутствуют, то направляется информация о кандидатурах для включения в Комиссию по проведению закупки.

В случае, если специализированная организация выявляет замечания в заявках, то она вправе либо вернуть заявку, либо направить рекомендации по их устранению. После этого у заказчиков есть 2 варианта, в течение 3-х дней с даты замечаний необходимо:

  1. принять рекомендации и внести изменения в заявку

  2. или продолжить процедуру без изменений.

В случае принятия рекомендаций по устранению замечаний, время на разработку закупочной документации увеличивается до 2-х рабочих дней.

Во втором же случае, если заказчик отказывается вносить изменения в заявку, то процедура приобретения товаров, работ или услуг продолжается без изменений.

Следующий этап – размещение документов в ЕИС и на электронной площадке, а также разъяснение запросов участников тендера

Очень важно, чтобы специализированной организации был предоставлен доступ в качестве представителя заказчика на электронной площадке и в ЕИС.

БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области” размещает извещение и документацию о проведении централизованной закупки в ЕИС и на электронной площадке (в случае электронных процедур).

После этого участник может подать запрос на разъяснение на ЭТП. В течение 1 рабочего дня с даты поступления запроса об этом сообщается уполномоченной организации и заказчикам. Разъяснение также должно быть предоставлено в течение 1 рабочего дня с момента его получения.

Взаимодействие специализированной организации и заказчиков при проведении процедуры и подведение итогов

Рассмотрение заявок участников проводит комиссия по закупкам, состоящая из представителей заказчиков и специализированной организации.

После этой процедуры публикуется протокол рассмотрения заявок участников в ЕИС и на ЭТП и начинается непосредственное проведение тендера. По его окончанию комиссией подводятся итоги и представители уполномоченной организации публикуют протокол подведения итогов как в ЕИС, так и на ЭТП.

Преимущества и недостатки централизованных закупок

У подобного вида тендера есть очевидные преимущества, из-за которых этот метод и применяется на практике:

  1. во-первых, применение централизованных закупок упрощается для заказчика процесс определения поставщика т.к. часть нагрузки уходит на уполномоченный орган (а в некоторых случаях и весь процесс выбора подрядчика);

  2. во-вторых, при приобретении более крупных объемов товара уполномоченным органом, поставщик может предложить более выгодную цен, чем при приобретении продукции только одним заказчиком. Это способствует экономии бюджетных средств;

  3. в-третьих, контрактный управляющий уполномоченного органа является квалифицированным специалистом, что позволяет провести тендер без нарушений законодательства со стороны организатора и получить максимальную выгоду от процедуры.

Но есть и отрицательные моменты в применении централизованных закупок:

  1. При приобретении работ или услуг в рамках централизованных закупок возникает ситуация с увеличением срока исполнения контракта, т.к. объемы приобретаемых товаров или услуг значительно больше, чем при проведении обычного тендера. Это не всегда удобно для заказчика, несмотря на экономию средств.

  2. Не все потенциальные подрядчики могут позволить себе взять большой заказ. В связи с этим уменьшается конкуренция, т.к. небольшие компании просто не в состоянии исполнить контракты, которые заключаются подобным способом.

Во многих моментах организация и проведение централизованных закупок совпадает с таким видом приобретения товаров, как совместные закупки.

44 Федеральный закон предусматривает только совместные конкурсы и аукционы. Главным отличием от централизованных торгов является то, что при совместных закупках в роли организатора может выступать один из заказчиков, что неприемлемо в другом варианте, где организатором выступает только уполномоченный орган или учреждение.

©ООО МКК “РусТендер” 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника – tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Централизованные закупки

Закупки у субъектов малого предпринимательства

Особенности участия в электронном аукционе

Поделитесь ссылкой на эту статью

Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/centralizovannye-zakupki

44‑ФЗ простым языком. Часть 2

Чем отличаются централизованные и децентрализованные закупки по 44-ФЗ, и в чем состоят особенности каждой модели?

Статья актуальна на 1 января 2018

В этот раз переписываем третью главу закона. Расскажем о способах закупок и как проводят совместные и централизованные закупки. Какие требования, ограничения и преимущества заказчик устанавливает для участников. 

Способы закупок

Заказчик проводит закупки у единственного поставщика или конкурентными способами: открытыми или закрытыми. Извещения об открытых закупках заказчик публикует в ЕИС, участвовать в них могут любые поставщики. Закрытые закупки заказчик согласовывает с ФАС и после этого отправляет приглашения ограниченному числу участников, которые способны выполнить контракт.

В ст. 24 44-ФЗ эти способы просто перечислены, мы расскажем о каждом чуть подробнее:

Закупка у единственного поставщикаЗаказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. руб (для учреждений культуры или спортивных организаций не дороже 400 тыс. руб.).  С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка». 
Открытый конкурсКомиссия рассматривает заявки участников и сравнивает цену, качество товара, опыт выполнения аналогичных контрактов, квалификацию сотрудников и т.д. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.
Конкурс с ограниченным участиемЗаказчики используют этот способ только на услуги, которые утверждены в постановлении правительства от 04.02.2015 г. № 99. В нем же прописаны дополнительные требования к участникам таких конкурсов: 

  • финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  • право собственности на недвижимость и технику, 
  • опыт аналогичных работ, 
  • нужное количество квалифицированных специалистов.
Двухэтапный конкурсНа первом этапе поставщики присылают заявки, не называя цену, за которую готовы оказать услуги. На втором этапе заказчик сравнивает предложенные цены поставщиков, прошедших отбор на первом этапе. Двухэтапный конкурс часто проводят на закупку строительных услуг, проектировочных работ и научных исследований, высокотехнологичной и инновационной продукции.
Закрытый конкурсПринять участие в закрытой закупке может ограниченный круг поставщиков, которые соотвествуют требованиям и которых заказчик приглашает сам. Если закупка не составляет гостайну, извещение публикуют в ЕИС. В этом случае заинтересованные поставщики подтверждают документами, что соответствуют требованиям, и подают заказчику запрос на предоставление конкурсной документации.
Закрытый конкурс с ограниченным участиемОтличие закрытого конкурса с ограниченным участием в том, что победитель должен пройти предквалификационный отбор.
Закрытый двухэтапный конкурсСначала заказчик оценивает квалификацию поставщика или качество товара, а на втором этапе сравнивает цену. 
Электронный аукционСамый популярный вид закупок по 44-ФЗ (62% всех закупок в 2017). Проходит в электронной форме на одной из 8 ЭТП. Для участия нужна электронная подпись и аккредитация на ЭТП (с 1 января 2019 регистрация в ЕИС). Заявка состоит из двух частей, которые нужно подать одновременно. До аукциона заказчик рассматривает первую, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения. Участники снижают НМЦ «на шаг» от 0,5 до 5% НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.
Закрытый аукционВ бумажных закрытых аукционах участники подают заявки в запечатанном конверте. Прошедшие участвуют в аукционе лично, снижая цену, поднимая таблички. В электронной форме закрытые аукционы проходят на специализированных торговых площадках. 
Запрос котировокЭто относительно простая и быстрая процедура. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. После окончания срока подачи заказчик смотрит сразу все заявки, а победителя определяют по цене. НМЦ такой закупки — не выше 500 тыс. руб. и совокупный годовой объем таких закупок не более 10% от запланированных заказчиком на год.
Запрос предложенийЧаще всего заказчик проводит запрос при несостоявшихся аукционах или повторных конкурсов, а также при закупке на лечение российских граждан за границей и в некоторых других ситуациях.

С 2019 года на бумаге осталась только часть закупок у единственного поставщика, некоторые закрытые закупки и закупки за границей. 

В бумажных конкурсах заказчик может выделять товары и услуги в отдельные лоты. Для каждого лота заказчик обосновывает и устанавливает НМЦ, а поставщики подают заявки на участие в определенном лоте. На каждый лот заключается отдельный контракт. 

Выбирая способ, которым провести закупку, заказчик учитывает: 

  • ограничения в его применении,
  • сроки проведения и другие параметры, 
  • НМЦ и отрасль закупки. 

Если заказчик неправильно выберет способ закупки, он получит штраф. 

Особенности проведения электронных закупок 

Все электронные закупки, обмен документами и заключение контракта проходят на ЭТП, закрытые электронные закупки — на специализированных ЭТП.

Правительство установило единые требования к открытым и закрытым ЭТП, в том числе к технической стороне работы, взаимодействию с ЕИС, хранению информации и т.д.

 ЭТП обязаны работать непрерывно и надежно, давать равный доступ участникам к закупкам, обеспечить неизменность подписанных документов. 

В течение часа после размещения любой новой информации о закупке на ЭТП она дублируется в ЕИС. Доступ к информации о закупке бесплатный. С 1 июля 2018 у ЭТП появилось право брать плату с победителя закупки. 

Правительство оставило за собой возможность разработать типовую форму документации о закупке, заявки и других документов. Если такие формы утвердят, участники закупок обязаны их использовать. 

ЭТП предоставляют заказчикам следующую информацию об участниках закупки: 

  • копии учредительных документов (или их заверенный перевод),
  • ФИО и должность лица, имеющего право действовать без доверенности, его паспортные данные такого лица или данные и ИНН,
  • решение об одобрении крупной сделки, 
  • для физического лица — только копию паспорта, 
  • копии документов о госрегистрации юрлица или ИП (или заверенный перевод), 
  •  выписку из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП, 

Совместные конкурсы и аукционы 

Несколько заказчиков могут проводить совместные закупки одних и тех же товаров, работ и услуг. Организатором совместного конкурса или аукциона выступает государственный уполномоченный орган. Заказчики заключают с ним соглашение, в котором прописывают: 

  • юридическую информацию о сторонах, 
  • сведения о закупках (идентификационные коды, НМЦ, сроки и т.д.)
  • порядок проведения закупок, 
  • перечень полномочий организатора,
  • другую необходимую информацию. 

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных закупок пропорционально доле НМЦ. Контракт с победителем каждый заказчик заключает по отдельности. 

Централизация закупок 

Закон предусматривает возможность централизовать любые закупки госзаказчиков на федеральном или муниципальном уровне.

В этом случае один уполномоченный специализированный орган будет планировать закупки, проводить их, оценивать заявки, принимать товар.

При этом он не сможет обосновывать закупки, определять условия контракта, в том числе НМЦ, и подписывать контракт. Контракты подписывают заказчики, для которых выбраны поставщики.

Ограничения и преимущества поставщиков

Ограничивать участие в закупке можно только в случаях, предусмотренных законом. Все ограничения заказчик перечисляет в документах закупки. Если он выставил ограничение, не предусмотренное 44-ФЗ или постановлением правительства, он должен обосновать это. 

Участвовать в закупках поставщики могут самостоятельно или через представителей. Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, выданной в соответствии с Гражданским кодексом.

Организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы

Предприятие УИС или организация инвалидов участвуют в закупке наравне со всеми, но если побеждают, то могут повысить свою цену на 15%, (не выше НМЦ). Преимущество дается при закупке определенных товаров, включенных в перечень правительством. Заказчик указывает в извещении о закупке о том, что для организации инвалидов и предприятия УИС получат приемущества. 

Также такие организации платят меньше обеспечение в крупных заявки. В закупках > 20 млн руб. — всего от 0,5 до 2% от НМЦ (для остальных категорий этот параметр — от 0,5 до 5% от НМЦ). 

Субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям

Госзаказчики должны провести у СМП и СОНКО не меньше 15% от годового объема закупок. НМЦ каждой такой закупки не выше 20 млн рублей. Давать преимущества этим организациям можно в открытых конкурсах, конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, электронных аукционах, запросах котировок и запросах предложений. 

Заказчик может установить преимущество так: 

  • объявить закупку только среди СМП,
  • потребовать, чтобы победитель закупки взял на субподряд организации из числа СМП и СОНКО. 

В первом случае участник закупки из числа СМП или СОНКО должен задекларировать, что он принадлежит к этой категории бизнеса. Во втором случае несет гражданско-правовую ответственность, если не выполнит это требование. 

Если закупка, объявленная только среди СМП, не состоялась, заказчик может провести ее на общих основаниях. Контракт, заключенный с СМП, заказчик оплачивает в течение 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки. 

По итогам года заказчик публикует в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО, куда включает информацию о состоявшихся и несостоявшихся закупках с ними. 

Единые требования 

Поставщик может участвовать в закупке, если:

  • организация не ликвидируется, не является банкротом, не приостановила деятельность,
  • не имеет задолженностей по налогам, 
  • у руководителя и главбуха нет судимости в сфере экономики,
  • за последние 2 года не привлекался к административной ответственности,
  • нет аффилированности с заказчиком,
  • обладает исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности, 
  • не принадлежит к оффшорным компаниям (это подтверждается при аккредитации на ЭТП, выпиской из ЕГРЮЛ в заявке для конкурса, для запроса котировок выписку предоставляют при подписании контракта),
  • нет ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации,
  • не состоит в РНП, если заказчик установил в закупке требование об отсутствии в реестре.

Закон не обязывает документально подтверждать соответствие единым требованиям. Участник декларирует это, ставя галочку на ЭТП. Но комиссия по закупкам может проверить данные. Если поставщик им не соответствует или предоставил недостоверную информацию, заказчик отклонит его заявку. 

Дополнительные требования 

Устанавливать дополнительные требования заказчик может только на отдельные виды товаров в конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, закрытых конкурсах с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсах или аукционах. Дополнительные требования прописаны в постановлении от 04.02.2015 г. № 99: 

  • финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  • право собственности на недвижимость и технику, 
  • опыт аналогичных работ, 
  • нужное количество квалифицированных специалистов.

Эти требования поставщики должны подтверждать документально. Например, прикладывать к заявке копии актов приемки выполненных работ по аналогичным контрактам, трудовые договоры с квалифицированными специалистами, бухгалтерскую отчетность. 

Все требования заказчики прописывают в документах закупки и не имеют права выходить за рамки 44-ФЗ. Если заказчик необоснованно отклонил заявку, это можно обжаловать в ФАС. 

Отдельно прописаны требования к поставщикам жизненно важных лекарств. Заказчик имеет право в любой момент отказаться заключать контракт, если обнаружит, что: 

  • предельная цена этих лекарств не зарегистрирована,
  • цена превышает предельную цену отпускных цен производителя, а поставщик отказывается ее снижать. 

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 

44-ФЗ простым языком. Часть 1.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4. 

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11. 

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1147-44-fz-2

Централизованные и децентрализованные закупки по 44-ФЗ: понятие, плюсы и минусы, порядок проведения

Чем отличаются централизованные и децентрализованные закупки по 44-ФЗ, и в чем состоят особенности каждой модели?

В рамках контрактной системы, помимо стандартного способа отбора поставщиков напрямую заказчиком, предусмотрены также централизованные закупки. При централизованных закупках избирается определенный орган, который наделен полномочиями по отбору поставщиков (подрядчиков или исполнителей).

Что такое централизованные закупки

Понятие термина централизации закупок представлено в ст. 26 44-ФЗ. Сущность централизации состоит в передаче полномочий по проведению закупок для нескольких заказчиков в единый уполномоченный орган. Делегировать обязанности по проведению закупок вправе:

  1. Органы государственной власти и МСУ.
  2. Местная администрация.
  3. Бюджетные и казенные учреждения (государственные и муниципальные).

На основании ч. 1 ст. 26 44-ФЗ централизованный орган отвечает только за выбор исполнителя, тогда как определение условий контракта, расчет и обоснование НМЦК, подписание контракта относится к полномочиям заказчика. В данном случае речь идет о стандартной простой централизации.

Подобная простая централизация действует, например, в Московской области в Клинском районе.

Здесь в центр передаются полномочия по согласованию планов и планов-графиков, выбору способа отбора поставщиков, публикации в ЕИС извещений, организации заседаний закупочной комиссии и обеспечению сохранности тендерной документации.

Остальной спектр ответственности сохраняется за заказчиком, в частности, по составлению закупочного плана, проведению торгов, подписанию контракта и его исполнению.

Заказчик никак не ограничен в своих действиях, кроме необходимости согласовывать некоторые действия с уполномоченными органами.

Дополнительно центр закупок должен оказывать ему методическое содействие в его работе.

Но по ч. 2, 3 ст. 26 44-ФЗ предусмотрена другая модель расширенной централизации.

Полномочия органов централизации, помимо тех, которые перечислены в п. 1 ст. 26 44-ФЗ, расширены:

  • на планирование закупок;
  • на выбор исполнителя;
  • на заключение и исполнение контракта.

Более детально регламентируют вопрос централизации локальные нормативно-правовые акты, которые действуют в регионах и муниципалитетах.

Спектр передаваемых в центр полномочий может быть самый разнообразным. Например, в Козловском районе Чувашской республики заказчику переданы обязанности по обеспечению сохранности документов по закупке, а остальные полномочия – центру. В Архангельской области центр контролирует вопросы поступления, приема и возврата обеспечения.

Плюсы и минусы

Подобная система организации закупок обладает следующими преимуществами по сравнению со стандартной:

  1. У заказчика появляется возможность снижения цен на приобретаемые товары и услуги. Экономия достигается за счет большого объема. В этом случае поставщики готовы сделать максимально выгодные предложения в надежде получить крупный контракт. Например, благодаря закупке продуктов питания для всех детских садов одновременно достигается существенная экономия, чем если бы каждый детский сад закупался самостоятельно.
  2. Централизация государственных закупок позволяет избавить заказчиков от части административной ответственности при проведении тендера и рутинной работы по подготовке закупочной документации. На практике именно эта причина обычно побуждает чиновников к централизации закупок.
  3. Еще одно достоинство – контрактный управляющий центра является квалифицированным специалистом, что снижает риски ошибок и штрафных санкций за нарушения. Это позволяет также сократить издержки заказчика на обучение персонала и оплату труда контрактных управляющих.

Но не лишена централизованная модель закупок и свойственных ей недостатков. В частности:

  1. В процессе централизованных закупок увеличиваются сроки исполнения контракта. Объемы приобретаемых товаров и услуг существенно возрастают по сравнению с рядовым тендером, и это требует для поставщика дополнительных временных ресурсов. Это не всегда отвечает интересам заказчика, хотя и позволяет ему сэкономить.
  2. Снижается конкуренция, так как далеко не все поставщики готовы брать крупные заказы. В результате небольшие компании фактически отстраняются от тендера.

Порядок проведения

Порядок проведения централизованных закупок варьируется в зависимости от региона. Рассмотрим порядок проведения закупок через централизованные инстанции в разных регионах.

В Саратовской области работает ГКУ СО «Агентство по централизации закупок».

Задачами данного агентства стала организация работы по проведению закупок для исполнительных органов власти Саратовской области, а также бюджетных и казенных учреждений. Агентство работает в рамках ч. 1 ст. 26 44-ФЗ.

Оно принимает заявки на проведение электронных аукционов и конкурсов с разной НМЦК (кроме строительно-монтажных работ).

Порядок проведения закупок через агентство будет следующим:

  1. При планировании закупки в плане-графике заказчику необходимо установить галочку в графе о том, что предполагается централизованная закупка.
  2. Если заказчик планирует провести закупку в форме конкурса или аукциона, то он передает в адрес ГКУ СО «Агентства по централизации закупок» заявку. К ней прилагаются все необходимая документация, запросы, коммерческие предложения и ответы на них от поставщиков, расчеты НМЦК и техническое задание на закупку. Сведения передаются посредством электронной системы, разработанной агентством для взаимодействия с поставщиками.
  3. После получения заявки на проведение закупки агентство в течение 20 дней проводит проверочные мероприятия. Оно анализирует предоставленные документы, проводит экспертизу заявки, определяет соответствие заявки плану и плану-графику, проверяет комплектность документов, наличие в документации необходимой информации, соответствие закупки правовым нормам.
  4. Агентство разрабатывает необходимую документацию и начинает процедуру закупки, а также размещает извещение о закупке.
  5. Формируется комиссия по закупке, в состав которой входит представитель заказчика. С его участием будут рассматриваться заявки на участие и формироваться все протоколы.
  6. Если в ходе закупки участники направляют запрос на разъяснение закупочной документации, то такой запрос перенаправляется агентством заказчику.
  7. После проведения закупки агентство публикует протокол проведения итогов на ЭТП.
  8. Заказчик направляет проект контракта победителю закупки.

Соглашение о проведении закупок

Для того чтобы внедрить модель централизации в закупочную отрасль, заказчику необходимо принять решение о создании центра и наделении его ряда полномочий. Такой документ называется соглашением о проведении закупок. В указанное соглашение включаются и обязанности, которые передаются центру. В данном документе необходимо остановиться на следующих аспектах:

  1. Кто и каким образом будет выбирать поставщика. Например, здесь можно установить различие по признаку НМЦК. Так, в Калининградской области заказчики могут самостоятельно провести закупку, стоимость которой находится в пределах 500 тыс. р.
  2. Процедура формирования комиссии по закупкам. Так, центр может привлекать представителей заказчика в работу комиссии или не привлекать его.
  3. Отрасль проведения тендеров в централизованной форме. Например, отечественное ПО закупают централизованно через Минкомсвязи (на основании Постановления Правительства №658 от 2018 года).
  4. Для каких заказчиков будет работать центр. Например, некоторые центры производят закупки для всех исполнительных органов власти и региональных бюджетных учреждений (как в Саратове), другие работают с ограниченным кругом заказчиков (например, в г. Кушва центр работает с четырьмя конкретными госзаказчиками).

В соглашении о проведении централизованных закупок необходимо разграничить сферу ответственности заказчика и центра.

В 44-ФЗ ничего не говорится о том, как проводятся проверки при централизации закупок, следовательно, они осуществляются в штатном режиме.

Контрактная служба несет ответственность в пределах тех полномочий, которые сохранились за ней и не были переданы центру по ч. 5 ст. 38 44-ФЗ.

Что собой представляют децентрализованные закупки

Децентрализованная форма закупки является стандартной для контрактной системы. Большая часть закупок по 44-ФЗ осуществляется именно децентрализованно. При децентрализованной системе закупок заказчики сами приобретают необходимые товары, работы и услуги, минуя посреднические центры.

Для работы в контрактной системе в организации-заказчике необходимо назначить конкурсного управляющего или сформировать закупочную комиссию (в зависимости от годового объема закупок).

Заказчики в данной модели несут ответственность за процедуру закупки, отвечают за ее эффективность и реализацию всех этапов от планирования до исполнения контракта по нормам 44-ФЗ.

Преимущества

В числе преимуществ децентрализованной схемы закупок можно выделить следующие:

  1. Заказчик получает возможность быстро закрыть свои потребности в товарах, работах и услугах.
  2. Заказчику не нужно ориентироваться на сроки закупок, которые установлены центром. Закупки проводятся в те временные рамки, в которые необходимо приобрести товар заказчику.
  3. Контрактная система позволяет вовлечь в закупки представителей малого бизнеса, повысить занятость и увеличить налоговые отчисления в региональный бюджет.
  4. Заказчику легче подстроиться под изменения законодательства, лимитов финансирования. Все это увеличивает гибкость и маневренность при проведении закупок.

Недостатки

Но несмотря на эти очевидные достоинства, система закупок в децентрализованном формате обладает и своими недостатками.

Так как товары закупаются небольшими партиями, то поставщики менее заинтересованы в участии в таких торгах.

Связано это с тем, что их затраты на подготовку тендерной документации и участие в закупке нередко оказываются сопоставимы прибыли от поставки.
Каждый заказчик должен формировать собственную закупочную комиссию.

В нее должны войти не менее 5 человек. Это создает дополнительные затраты на обучение персонала, повышение его квалификации, увеличивает штат и зарплатные расходы.

Сочетание моделей закупок

На практике централизованные и децентрализованные модели закупок в регионах редко встречаются в чистом виде. Обычно они сочетаются между собой. Принцип разделения закупок по модели их исполнения в разных регионах может отличаться.

Например, сложные закупки в виде конкурса и аукциона передаются в центр, тогда как запросы предложений, котировок и закупки у единственного поставщика проводятся по упрощенной схеме децентрализовано.

В частности, в Новодвинске в централизованном формате проводятся все закупки, кроме запроса котировок. Запрос котировок проводится силами заказчика.

А в Волгоградской области централизованно проводят только отбор поставщиков, подрядчиков и исполнителей через аукцион в электронной форме при цене до 250 тыс. р. и запросы котировок.

В других регионах в качестве принципа разделения учитывают цену контракта. Например, в Санкт-Петербурге в центр перенаправляются закупки с НМЦК свыше 50 млн р.

Встречается также форма вертикальной централизации, когда один уровень власти закупается для нужд другого уровня власти. Например, в республике Чувашия органы местного самоуправления закупаются для муниципальных нужд.

Централизация в регионе может действовать только в отдельных отраслях. Например, в республике Хакасия централизованно закупаются лекарства и изделия медицинского назначения в сфере здравоохранения. В Челябинской области также действует централизация в отрасли здравоохранения при закупках товаров, работ и услуг через конкурс с ценой более 500 тыс. р.

Таким образом, в рамках 44-ФЗ действуют две крупные модели организации закупок: централизованная и децентрализованная. Понятие централизованных закупок введено в контрактную систему в ст. 26 44-ФЗ. По законодательству различают базовую и расширенную централизацию.

В первом случае центру передаются только административные функции, во втором варианте централизованный орган получает широкие полномочия, включая планирование, проведение закупки, приемку работы и ее оплату.

Централизация позволяет заказчикам достигнуть дополнительной экономии и снимает с них рутинную административную работу.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/tsentralizovannye.html

Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ, и для кого они нужны

Чем отличаются централизованные и децентрализованные закупки по 44-ФЗ, и в чем состоят особенности каждой модели?

Почему возникла потребность в централизации закупок? Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ? Как различать централизованные закупки по 44-ФЗ? Как подготовить и провести закупку для централизованной организации?

Из этой статьи вы узнаете:

  • Почему возникла потребность в централизации закупок
  • Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ
  • Как различать централизованные закупки по 44-ФЗ
  • Как подготовить и провести закупку для централизованной организации

Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ? Это способ проведения торгов, предусматривающий определение подрядчика не заказчиком непосредственно, а специальным уполномоченным органом или специализированной организацией, которая наделяется рядом полномочий заказчика.

Централизация государственных закупок — это способ избавить заказчиков от части административных обязанностей при проведении тендеров. Рассмотрим в статье понятие централизованных закупок, их плюсы и минусы.

Почему возникла потребность в централизации закупок

Статьей 26 закона 44-ФЗ определяется значение термина «централизация закупок в контрактной системе». Суть данного понятия заключается в том, что один специально уполномоченный орган имеет право на приобретение товаров, работ или услуг, которые необходимы нескольким государственным заказчикам.

Такой способ проведения торгов имеет следующие задачи:

  1. Снижение стоимости продукции, которую необходимо приобрести, благодаря большему объему закупаемого товара. В качестве примера можно привести приобретение продуктов питания сразу для всех школ города вместо проведения тендера для каждой отдельно. Так цена окажется ниже, что и подтверждает выгодность централизованных муниципальных закупок.
  2. Освобождение заказчика от сложных организационных процедур. Те же школы избавляются от необходимости самостоятельно оформлять закупочную документацию. Стоит отметить, что зачастую тендерами занимается один специальный орган также по этой причине.

Рассмотрим более подробно, что такое централизованные закупки по 44-ФЗ. Как уже упоминалось, при данном методе предполагается объединение закупочных процедур по какому-то критерию.

При этом все фактические действия осуществляет один специально уполномоченный орган либо приобретающий наибольший объем покупатель.

В результате уменьшается количество проводимых процедур, а также сокращаются сроки выполнения заключенных договоров.

Централизация проводится по нормам, указанным в ст. 26 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Там же прописан подробный порядок определения прав и обязанностей для уполномоченных органов, занимающихся осуществлением централизованных закупок.

Несмотря на преимущества централизованного приобретения продукции, государственные закупки в России обычно проводятся децентрализованно. В этом случае покупатель полностью самостоятельно занимается процедурой закупки и активно в ней участвует. Это позволяет заказчику проконтролировать ее соответствие решаемым задачам.

Децентрализация предполагает, что каждый отдельный заказчик осуществляет закупочную деятельность для собственных целей без участия уполномоченных органов. При этом в организации создается закупочный комитет либо назначается конкурсный управляющий.

Тем не менее децентрализованная закупочная деятельность имеет и некоторые минусы. Например, для подрядчиков такие процедуры не слишком привлекательны.

Это связано с тем, что расходы на оформление необходимых документов и участие в торгах иногда почти равны возможной прибыли от контракта.

Подрядчик обязан создать комитет по закупочной деятельности, в который необходимо включить минимум пять человек. При этом не имеет значения общее количество сотрудников организации.

Также такая процедура влечет за собой дополнительные денежные расходы на зарплату персоналу, расширение штата, прохождение сотрудниками обучения в сфере закупочной деятельности.

С тем, что такое централизованные закупки по 44-ФЗ, мы уже разобрались. Теперь рассмотрим причины, по которым лучше закупать товары, работы и услуги централизованно.

Среди достоинств данного способа следующие:

  • Процедура выбора подрядчика становится значительно проще. Это связано с тем, что частично, а иногда и полностью, данные функции передаются уполномоченному органу.
  • Экономятся финансовые средства, полученные из бюджета. Предложенная продавцом цена может быть значительно ниже, чем при децентрализованном методе. Причиной этому является покупка уполномоченным органом большого объема продукции.
  • Заказчик получает максимальную пользу. Закупочная процедура проводится с четким соблюдением всех законодательных норм, поскольку уполномоченный орган представляет специалист высокой квалификации.

Минусами централизованного приобретения товаров, работ или услуг считаются следующие моменты:

  • Закупая что-либо централизованно, заказчик сталкивается с более длительным сроком выполнения договора. Это связано с большими объемами приобретаемых товаров, работ или услуг, чем при обычном тендере. Даже несмотря на существенную экономию, такой вариант иногда не подходит покупателю.
  • Круг возможных поставщиков значительно сужается из-за размера заказа. Конкуренция при этом намного меньше, поскольку для маленьких фирм выполнение подобных договоров попросту невозможно.
  • Процедура централизованного приобретения товаров, работ или услуг во многом схожа с совместными закупками.

В практической деятельности централизованные и децентрализованные закупки достаточно часто реализуются совместно. К примеру, централизованный способ подходит для сложных закупок, которые проводятся в форме аукциона или конкурса. Для простых закупок, таких как запрос котировок и предложений или приобретение товара у одного поставщика, уместна децентрализованная процедура.

Вышеуказанная схема используется некоторыми государственными и муниципальными органами. В частности, администрации Архангельской, Владимирской, Костромской, Калининградской областей применяют смешанную процедуру для приобретения товаров, работ и услуг, требующихся для их непосредственной деятельности.

В некоторых случаях метод проведения закупочной схемы выбирается исходя из договорной цены. Так, в Санкт-Петербурге при цене контракта свыше 50 миллионов рублей процедура проводится централизованно, при меньшей цене заказчик самостоятельно занимается оформлением.

Как видим, закупочная деятельность для государственных и муниципальных заказчиков может осуществляться или централизованно, или децентрализованно. При этом оба эти способа имеют как свои плюсы, так и минусы.

Как различать централизованные закупки по 44-ФЗ

Итак, мы выяснили, что такое централизованные закупки по 44-ФЗ и чем они отличаются от децентрализованных. Теперь разберем, какими они бывают и как их отличать.

Согласно ч. 1-3 ст. 25 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» можно выделить базовую и расширенную централизацию.

В первом случае уполномоченный орган решает только организационные вопросы по торгам. Полномочия по обоснованию, расчету НМЦК, определению существенных условий договора и его заключению оставляет за собой непосредственный покупатель.

В качестве примера можно привести Постановление администрации Клинского муниципального района Московской области № 2822 от 21.12.2015. Уполномоченным органом в данном случае является МКУ «Центр проведения торгов» (ЦПТ).

На него возложены обязанности по согласованию с заказчиками планов и планов-графиков, а также выбор метода, по которому определяется поставщик.

Кроме того, ЦПТ занимается формированием и публикацией в ЕИС уведомлений о проведении процедур, организацией заседаний комитета, обеспечением конфиденциальности заявок и хранением тендерной документации.

Все оставшиеся обязанности возлагаются на покупателя, начиная от формирования планов и проведения торгов и заканчивая выполнением договора. При централизованных закупках служба организации-покупателя, которая ответственна за договорную работу, загружена полностью.

Также, помимо прочего, заказчик обязан проводить согласование определенных действий с уполномоченным органом. Несомненным преимуществом в данном случае считается обязательное консультирование заказчика при организации торгов.

Профессиональная и своевременная помощь – то, что делает централизацию на самом деле выгодной покупателю.

Тем не менее обязанности могут распределяться иначе. Расширенная централизация предполагает, что на уполномоченный орган возлагаются почти все обязанности по проведению торгов: составление планов, выполнение договора, приемка товаров, обеспечение оплаты.

Как подготовить и провести закупку для централизованной организации

Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ мы подробно рассмотрели в предыдущих разделах. Теперь важно разобраться, как их правильно организовать.

Работа специальной централизованной организации, занимающейся закупочной деятельностью, инициируется подписанием соответствующего договора на региональном или муниципальном уровне. Данный документ определяет особенности деятельности уполномоченного органа, его полномочия и порядок взаимодействия с покупателями.

В договоре также непременно должны быть прописаны обязанности уполномоченного органа. В тексте отражаются следующие моменты:

  1. Процедура выбора поставщика. К примеру, в Калининградской области покупатель имеет право самостоятельного выбора исполнителя при цене контракта менее 500 тыс. рублей.
  2. Порядок формирования закупочного комитета. Уполномоченный орган может привлекать или не привлекать представителей покупателя к участию в работе комитета.
  3. Покупатели, в интересах которых будет работать централизованная организация. К примеру, в некоторых регионах центр может представлять почти всех заказчиков по 44-ФЗ, в других круг покупателей ограничен.
  4. Направления, в которых допускается проведение централизованных закупок. К примеру, медицинские препараты приобретаются согласно общей заявке через Минздрав. ПО отечественного производства также приобретается централизованно. Организацией процедуры занимается Минкомсвязи, а контроль осуществляет казначейство.

Заявки участников рассматривает закупочный комитет, который состоит из покупателя и агентства. За этим следует составление и публикация протокола рассмотрения заявок на электронной торговой площадке и начало аукциона или конкурса. После их проведения комитет подводит итоги, а агентство обнародует соответствующий протокол на электронной торговой площадке.

Касательно проведения проверок централизованных закупок в ФЗ-44 информации нет. Однако в ч. 5 ст.

38 указано, что контрактная служба покупателя или контрактный управляющий несет ответственность в пределах своих обязанностей, не переданных в уполномоченный орган.

То есть проверки могут проводиться на общих основаниях, и каждая из сторон отвечает за свой участок работы в пределах собственных компетенций.

Проведение централизованной закупочной процедуры является достаточно сложным процессом. Однако у покупателя нет возможности самостоятельно решать вопрос об участии в данной процедуре, так как это нарушает законодательные нормы.

Итак, иногда централизованные закупки по 44-ФЗ – это хороший вариант при проведении крупных сделок, а также действенный механизм для экономии средств бюджета.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/tsentralizovannye-zakupki-po-44-fz/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.