+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Что такое малые субъекты предпринимательства, и каковы особенности проведения закупок с их участием?

Содержание

Госзаказы для малого бизнеса: особенности проведения закупок

Что такое малые субъекты предпринимательства, и каковы особенности проведения закупок с их участием?

В условиях финансового кризиса государственные закупки являются одной из немногих спасительных возможностей для частного бизнеса. Эта возможность не только удержаться на плаву, но и получить подспорье для активного развития. Некоторые эксперты высказывают мнение, что с введением в действие ФЗ-44 госзаказы для малого бизнеса стали практически недоступными.

Декларируя поддержку малого бизнеса, Правительство РФ не могло не закрепить правовые основы такой поддержки в законодательных актах государства.

В сфере госзакупок такая поддержка нашла отражение в тех нормах Закона о контрактной системе, которые обязывают государственных заказчиков отдавать 15% денежного объема всех заказов субъектам малого предпринимательства. Выполнение этих показателей контролируется через механизм размещения соответствующих отчетов в сайте госзакупок.

Как таковой ответственности за невыполнение указанной нормы госструктуры не несут, но, если верить официальным контролирующим органам, низкие показатели эффективности привлечения субъектов малого предпринимательства к государственному заказу отрицательно влияют на оценку результативности деятельности менеджеров казенных структур.

Таким образом, планируя свою закупочную деятельность на будущий год, государственный заказчик все-таки выделяет необходимый процент госзаказов на малый бизнес, а основная задача малого бизнеса – получить этот заказ.

С чего начинать

предприниматели, которые уже прошли все этапы участия в закупочных торгах и имеют в своем послужном списке определенное число поражений и побед на этом пути, советуют начать с обучения. в каждом муниципальном образовании (городе, районном или областном центре и т.д.) есть консультационно-информационные структуры по работе с госзаказом.

у представителя малого бизнеса, который хочет расширить рынок сбыта своей продукции за счет получения заказа от государственных или муниципальных структур, есть два варианта начать работать в сфере государственных закупок:

  1. нанять сертифицированного специалиста, который будет в интересах бизнесмена участвовать в тендерах.
  2. обучиться самостоятельно или обучить одного из сотрудников правилам работы с электронными тендерами.

основной плюс первого пути – возможность сразу же стартовать со своими предложениями на бирже. основных минусов два:

  • высокая стоимость услуг сертифицированного специалиста;
  • отсутствие перспектив для самостоятельного участия в тендерах (рассчитывать на то, что специалист обучит кого-то из сотрудников, нельзя).

если говорить о втором пути, то у него есть только один минус: начинающему бизнесмену понадобится какой-то период (возможно, продолжительный), чтобы овладеть необходимыми премудростями участия в закупочных тендерах.

временная отсрочка в получении реальных заказов – серьезный отрицательный момент. но зато, если предприниматель решился на такую отсрочку, знания и умения, которые он приобретет, постигая науку работы с государственным заказом, откроют ему новую длительную перспективу для развития собственного бизнеса.

где и чему нужно учиться

сегодня для малого бизнеса существует несколько возможностей получить базовые знания в области участия в закупочных тендерах:

  • казенные курсы при центрах поддержки малого бизнеса (двух- или трехдневные семинары дают общий экскурс по госзакупкам и подготавливают слушателя к получению более специализированных знаний);
  • платные курсы, которые проводят лекторы – профессиональные участники торгов как со стороны поставщиков, так и со стороны заказчиков;
  • платные и бесплатные вебинары.

каждая из этих форм обучения имеет свои недостатки и свои преимущества. поэтому в период обучения рекомендуется использовать все источники информации для получения необходимых инструментов, которые дадут возможность как можно оперативнее и эффективнее начать зарабатывать на госзакупках.

если говорить о том, чему может научиться предприниматель, проходя обучение, то это в первую очередь:

  • порядок оформления документов для получения электронной подписи и освоение правил использования электронной цифровой подписи в своей ежедневной деятельности;
  • порядок аккредитации на электронных закупочных ресурсах;
  • поиск перспективных тендеров;
  • нюансы изучения технической документации заказчика;
  • подготовка предложений для участия в торгах;
  • исполнение договоров;
  • оспаривание решений заказчика в фас.

каждый пункт представленной программы рассматривается с учетом тех особенностей, которые присущи представителям мелкого и среднего предпринимательства.

специфика участия субъектов малого предпринимательства

Основные особенности проведения закупок малым бизнесом лежат в плоскости финансового и документального обеспечения участия в государственных закупках.

Если крупное предприятие может позволить себе покупку программного обеспечения, вносить залоги за участие в торгах и выполнять работы или продавать продукцию авансом, то для небольших компаний все эти финансовые риски могут обернуться полным крахом.

Кстати, это одна из основных причин, почему представители мелких и средних бизнес-структур не спешат связываться с системой государственных закупок.

Какие финансовые траты должен будет нести предприниматель, решив получить госзаказ:
  1. От 10 до 15 тыс. рублей необходимо потратить на приобретение ЭЦФ (электронной цифровой подписи) и программного обеспечения к ней.
  2. Оборудовать по современным стандартам рабочее место оператора ПК.
  3. Для участия в электронных аукционах поставщик должен вносить денежное обеспечение, размер которого определяется заказчиком (от 0,5% до 5 % от суммы контракта), участие в конкурсе обеспечивается банковской гарантией. Если поставщик-участник не выиграл аукцион, взнос ему должен быть возвращен в течение 5 рабочих дней с момента объявления победителя аукциона.
  4. Расчет за выполненные работы или поставленный товар заказчик осуществляет только после полного выполнения поставщиком условий контракта. Фактически предприниматели выполняют договор за свои деньги, рассчитывая, что государственный или муниципальный заказчик эти деньги вернет.

В процессе обучения представители малого бизнеса получают информацию о том, как можно оценить уровень выгоды от участия в тендерных закупках, как определять проблемных заказчиков и как отстаивать свои права в том случае, если они были нарушены.

В целом государственные закупки для малого бизнеса характеризуются как положительная новация на российском рынке. Имеющаяся начальная сложность – закономерное следствие перехода многих общественных институтов на оцифрованную информационную платформу.

Овладев навыками работы в цифровом информационном пространстве, активный предприниматель быстро научится ориентироваться на рынке государственных закупок с максимальной выгодой для себя.

Госзаказ. Воплощение мечты в реальность:

Источник: https://vseproip.com/biznes-ip/maluy/uchastie-v-goszakaze.html

Субъекты малого предпринимательства: кто к ним относится в 2020 году

Что такое малые субъекты предпринимательства, и каковы особенности проведения закупок с их участием?

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2020 году?

Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2020 году устанавливает государство.

Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е.

относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий – с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства – с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

Категория субъекта МСПВыручка без НДС за годСреднесписочная численность работников
Микропредприятие120 млн рублейне более 15 человек
Малое предприятие800 млн рублейне более 100 человек
Среднее предприятие2 млрд рублейне более 250 человек

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь – три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

О том, какие сроки уплаты налогов и подачи деклараций установлены для малого бизнеса в связи с COVID-19, читайте в нашей новой статье. 

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы.

    Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%).

    На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год.

    Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о налоговых каникулах, вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.

  2. Финансовые льготы.

    Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).

  3. Административные льготы.

    Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры.

    При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса – не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них.

    При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные гарантийные организации.

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/subekty-malogo-predprinimatelstva-kriterii-otneseniya

Участие в закупках субъектов малого предпринимательства | Контур.Закупки

Что такое малые субъекты предпринимательства, и каковы особенности проведения закупок с их участием?

Система закупок для обеспечения государственного и корпоративного заказа работает уже много лет, однако представители малого бизнеса до сих пор относятся к ней с подозрением.

Одни уверены, что небольшим компаниям невозможно получить госзаказ, другие считают процедуру участия в торгах слишком сложной и не хотят разбираться.

Однако пока они сомневаются, более «продвинутые» поставщики и подрядчики из числа малых предприятий участвуют в закупках и выигрывают их.

По итогам прошлого года с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями через систему закупок было заключено более 850 тыс. контрактов на общую сумму свыше 490 млрд рублей. К тому же действующие сегодня правовые акты, регулирующие закупочную деятельность, предусматривают меры поддержки малого бизнеса.

Малое предприятие — что это?

Закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает критерии отнесения организаций к указанной категории. Первое условие — средняя численность работников для малых предприятий не должна превышать 100 человек, а для средних — 250 человек включительно.

Другое условие касается предельной выручки за предшествующий календарный год. Установлены следующие значения: для малых предприятий — до 800 млн рублей, для средних — до 2000 млн рублей.

Есть еще дополнительное требование, касающееся участия в капитале юридических лиц, однако для большинства субъектов малого бизнеса оно неприменимо.

Если компания отвечает этим требованиям, то может смело рассчитывать на установленные законами 44-ФЗ и 223-ФЗ преференции для участников закупок.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Смп и госзаказ по 44-фз

В рамках контрактной системы, регулируемой законом № 44-ФЗ, заказчики должны закупать у субъектов малого предпринимательства (СМП) не менее 15% от совокупного годового объема закупок и размещать в ЕИС отчет об этом ежегодно до 1 апреля. Нарушителям грозит штраф в размере 50 тыс. руб.

Для выполнения установленной квоты заказчики устраивают закупки, к которым допускаются только СМП. Никакой гигант при всем желании не сможет перехватить победу в тендере — его заявка будет попросту отклонена. Так что малым предприятиям придется биться за контракт друг с другом.

Для таких закупок есть условие — НМЦК не должна быть более 20 млн рублей. Проводиться процедура должна в виде открытого конкурса, в том числе с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок или предложений. Участнику придется представить дополнительный документ — декларацию о его принадлежности к СМП.

Кроме того, никто не запрещает малым предприятиям участвовать и в закупках, предназначенных для любых участников, а не строго для СМП. Главное — соответствовать требованиям, которые заказчик установил в документации.

Закон № 44-ФЗ устанавливает для малых предприятий определенные льготы:

  1. Сумма обеспечения заявки не должна превышать 2% от НМЦК.
  2. Оплата исполненного контракта должна производиться не позже чем через 30 дней с даты подписания акта приемки.
  3. Если процедура проводится для всех участников, а не только для СМП, но в ней победил субъект малого предпринимательства, то заказчик может не требовать обеспечения контракта. Однако это всего лишь его право, а не обязанность, и на практики это реализуется редко.

Закупки по закону № 223-ФЗ

Заказчики, работающие по закону № 223-ФЗ, должны руководствоваться постановлением Правительства № 1352 от 11.12.14.

В соответствии с этим документом, заказчики, получившие годовую выручку более 2 млрд рублей, обязаны заключать договоры с субъектами малого и среднего предпринимательства (СМиСП).

Квота для них — 18% от общего объема закупок, при этом 10% должны заключаться строго с СМиСП. Расчет доли производится от объем заключенных договоров и не учитывает несостоявшиеся закупки.

Указанное выше постановление также требует от участников в своих заявках декларировать тот факт, что они относятся у разряду субъектов малого и среднего предпринимательства.

В отличие от контрактной системы, закон № 223-ФЗ дает заказчикам больше выбора в отношении закупок у малого бизнеса. В своем положении о закупках заказчик должен определить перечень тех товаров, услуг и работ согласно ОКПД2, которые он будет закупать у СМиСП.

Когда возникает необходимость закупить объект из этого перечня, выбор будет делаться исходя из цены договора. Если она менее 50 млн рублей, закупать необходимо у малого бизнеса.

Если от 50 до 200 млн рублей, то заказчик сможет решить сам, закупаться у СМиСП или у крупных компаний.

У поставщиков из числа малых предприятий есть несколько способов приобщиться к закупкам по 223-ФЗ:

  1. Принять участие в закупке, предназначенной для любых участников.
  2. Участвовать в закупке, организованной специально для малого бизнеса.
  3. Стать субподрядчиком по договору между заказчиком и другим участником. План, в соответствии с которым СМиСП будут привлечены к исполнению договора, участники описывают в своих заявках на закупку.

Закон № 223-ФЗ предусматривает некоторые послабления для малых предприятий. Так же, как и в рамках контрактной системы, оплата по исполненному договору не должна превышать 30 дней со дня подписания акта приемки. Если заказчик установил в закупочной документации требование об обеспечении заявки и договора, то для малых компаний эти суммы не должны превышать:

  • для обеспечения заявки — 2% от НМЦК;
  • для обеспечения договора — 5% от НМЦК или 100% внесенного аванса.

Кроме того, заказчик может разработать собственную программу для привлечения к сотрудничеству СМиСП и установить для них дополнительные льготы.

Для заказчиков, нарушивших квоту закупки у малого бизнеса или не разместивших данные об этом (равно как и разместивших недостоверные данные), определено наказание.

Но в отличие от аналогичных нарушений в рамках контрактной системы, это не штраф.

Если в текущем году заказчик допустит указанные нарушения, то с 1 февраля и до конца следующего года он будет обязан работать по закону № 44-ФЗ. А он, как известно, является куда более строгим.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/uchastie-v-zakupkax-subektov-malogo-predprinimatelstva/

Закупки по 223‑ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства

Что такое малые субъекты предпринимательства, и каковы особенности проведения закупок с их участием?

В 2016 году заказчики с выручкой более 2 млрд. руб. обязаны не менее 18% от совокупного годового объема закупить у СМиСП. Такие заказчики обязаны рассчитать годовой объем закупок, разработать и утвердить перечень, и опубликовать его в ЕИС. А не позднее 1 февраля 2017 года – опубликовать отчет. Иначе «здравствуй, 44-ФЗ» с 2017 года

Субъекты малого и среднего предпринимательства — компании, которые соответствуют определенным критериям (выручка, численность работников и пр, ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Такие компании сокращенно называют: СМиСП, СМП, ССП. В статье будем использовать сокращение СМиСП.

Далее вы узнаете об изменениях в правилах закупки по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП), о действиях, которые должен совершить заказчик в рамках требований Постановления 1352. Также рассмотрим, как заполнять отчетность тем заказчикам, кто не обязан работать по этому постановлению.

Объем закупок у СМиСП по 223-ФЗ. Обязанности заказчиков

Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» — этот документ вступает в силу поэтапно.

В конце 2015 года внесены изменения относительно категории заказчиков, которые обязаны применять Постановление № 1352:

Размер выручки Обязанность заказчика
Выручка более 10 млрд. руб.Обязаны осуществлять закупки у СМиСП с 1 июля 2015 года
от 2 млрд. руб.* до 10 млрд. руб. включительноОбязаны осуществлять закупки у СМиСП с 1 января 2016 года
Выручка ≤ 2 млрд. руб.Не обязаны осуществлять закупки у СМиСП
* Прежде этот показатель составлял 1 млрд. руб. Порог выручки увеличен до 2 млрд. руб. (Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169)

В 2016 году заказчики с выручкой более 2 млрд. руб. обязаны не менее 18% от совокупного годового объема закупить у СМиСП.

Из этих 18% закупок надо не менее 10% закупок провести исключительно для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Это конкурентные способы закупок, в извещении о проведении которых заказчик устанавливает ограничение о том, что принять участие в данной процедуре могут только участники из числа СМиСП.

Алгоритм действий для заказчиков по 223-ФЗ

Перед вами фрагмент из вебинара «Обзор изменений по 223-ФЗ», эксперт по 223-ФЗ комментирует действия заказчиков при закупках у СМиСП:

  1. Рассчитать стоимостной совокупный годовой объем закупок у СМиСП.
  2. Разработать и утвердить Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых будет осуществляться у СМиСП, и опубликовать его в ЕИС. Такой перечень необходим заказчику, чтобы выбрать 10%-объем закупок у СМиСП. Если перечня нет, заказчик не имеет право проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
  3. Утвердить План закупок у СМП и ССП, в который включаются ТРУ из Перечня ТРУ для закупки исключительно у СМП и ССП (п.5 (1) Постановления Правительства РФ № 1352). Напомним, до конца 2015 года у заказчика не было обязанности отдельно отражать в Плане закупок те закупки, которые он будет проводить среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
  4. В рамках календарного года закупить у СМиСП 18%, причем 10% из них согласно Плану закупки исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства.
  5. Опубликовать отчет не позднее 01.02.2017 года. Если заказчик не выберет установленный объем закупок у СМиСП, не разместит отчет в указанный срок, то в 2017 году положение о закупках считается неразмещенным. После февраля 2017 года такому заказчику придется проводить закупки по правилам 44-ФЗ, потеряв льготы по 223-ФЗ.

Закупки у СМиСП и планирование

В рамках 223-ФЗ действует два плана закупок: на текущий финансовый год и план закупки инновационной высокотехнологичной продукции. В обе формы плана закупка включен раздел об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчика (форма плана закупки товаров (работ, услуг)). Новый раздел выглядит так:

Если заказчик не обязан закупаться у СМП, то он в отчетности ставит нули, новый раздел не заполняет. Если заказчик применяет Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, то он вносит в план конкретные закупки, которые планирует проводить в 2016 году, участниками которых являются только субъекты СМП.

Подтверждение статуса СМП

Заказчики, которые проводят процедуры закупок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, обязаны требовать от участника закупки подтверждение статуса СМП. Статус подтверждается через декларирование.

До октября 2015 года заказчики сами разрабатывали такие декларации, как им было удобно по форме и содержанию. Видимо, Минэкономразвития заметил, что не все заказчики составляют декларации надлежащим образом.

Так появилась унифицированная форма декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (Постановление Правительства РФ № 1169 внесло изменения в Постановление № 1352).

Теперь заказчики обязаны включать в состав закупочной документации унифицированную форму декларации.

Заказчики, которые не обязаны закупать у СМиСП

Ситуация: у заказчика выручка меньше двух миллиардов рублей. Как на него распространяется Постановление № 1352? Что такой заказчик должен делать или не делать в рамках закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства?

  1. Заказчик по 223-ФЗ с выручкой меньше 2 млрд. руб. должен публиковать ежемесячный отчет со сведениями о договорах, заключенных по результатам закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

Напомним, один из отчетов по 223-ФЗ, которые заказчик ежемесячно публикует не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, — это отчеты о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Большинство заказчиков вели такие отчеты и в 2014 и в 2015 году. По сути ничего для заказчиков с 2016 года не меняется. Но рекомендуем учитывать в работе разъяснения Минэкономразвития от 09.07.

2015 № Д28и-2082:

«Заказчики, которые не подпадают под действие приведенного положения (ПП№ 1352), при составлении отчетности указывают сведения о количестве договоров, заключенных с СМСП, а при отсутствии такой информации проставляют «0».

Комментирует Станислав Грузин, эксперт в области проведения закупок в соответствии с 223-ФЗ, 44-ФЗ, заместитель директора департамента обучения и правовой экспертизы OTC.RU, ведущий вебинара про изменения в 223-ФЗ: 

Советы заказчикам, которые не применяют Постановление № 1352:

«Ошибочно считать, что если вы не закупаете товары, работы, услуги у СМиСП, то вы не публикуете ежемесячный отчет. Вести отчет надо, не было закупок у СМиСП – ставьте «0», в этом случае отчет считается заполненным. Также рекомендую не устанавливать условие о том, что в закупке могут участвовать только СМСП.

Если вы будете самостоятельно предоставлять какие-то преференции, связанные с проведением закупок только у СМСП, ваши действия могут расценить как нарушение закона о защите конкуренции. Постановление № 1352 на вас не распространяется, соответственно, устанавливать возможность ограничения участников вы не вправе».

Минэкономразвития в письме от 09.07.

2015 № Д28и-2082 отмечает: «Автономные учреждения, на которые не распространяется действие Постановления Правительства о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), не вправе устанавливать условие о том, что в закупке по Закону № 223-ФЗ могут участвовать только СМСП».

Минэкономразвития отмечает, что требование представить в заявке декларацию, подтверждающую такой статус, также неправомерно. Данными выводами могут руководствоваться не только автономные учреждения, но и иные заказчики, в отношении которых указанное Постановление не действует.

  1. Заказчик по 223-ФЗ с выручкой меньше 2 млрд. руб. не должен публиковать годовой отчет о закупках у СМиСП (письмо Минэкономразвития от 03.06.2015 № Д28и-1507)

Если выручка не превышает 2 млрд. руб., отчет публиковать не нужно. Ни в случае, когда закупки у СМиСП действительно были, ни тем более, в случае, когда закупок не было. Ситуация, когда выручка заказчика составляет ровно 2 млрд. руб., также подпадает под это правило: годовой отчет не составляется. 

Инновационные закупки у СМиСП

У некоторых заказчиков есть обязанность проводить закупку инновационных товаров, работ и услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства. Правительство утвердило перечень таких заказчиков, а также годовой объем закупок, форму годового отчета и требования к его содержанию (Распоряжение Правительства РФ от 06.11.2015 № 2258-р).

Создан специальный орган, который контролирует закупки заказчиков у СМиСП, — АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». 

Подробнее — в статье про инновационные закупки у СМиСП по 223-ФЗ. 

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/416

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.