+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Что такое Положение об отделе закупок по 44-ФЗ, как его правильно составить, какие положения оно содержит?

Содержание

Положение об отделе закупок на основании 44-ФЗ: образец документа, задачи, функции, права и меры ответственности

Что такое Положение об отделе закупок по 44-ФЗ, как его правильно составить, какие положения оно содержит?

В системе государственных и муниципальных закупок проводится постоянное реформирование имеющихся исполнительных органов в составе заказчиков, главной целью которых является превращение системы государственных и муниципальных закупок в максимально прозрачную систему с минимальным уровнем коррупции.

Именно по этой причине и деятельность отдела закупок у государственного или муниципального заказчика должна регулироваться с помощью положений статьи 38 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также с помощью внутреннего положения самого заказчика для такого отдела.

Чем занимается отдел закупок по 44-ФЗ

В рамках 44-ФЗ отдел организации закупок должен заниматься следующими видами деятельности:

  • разрабатывать и размещать в Единой информационной системе план закупок, а также все изменения в него с последующей публикацией таких изменений в рамках интернет-ресурса Единой информационной системы;
  • разрабатывать на основании плана закупок план-график и изменения в него с последующей публикацией всех необходимых сведений в ЕИС в соответствующем разделе;
  • публиковать в Единой информационной системе извещения и документацию о проводимых закупочных мероприятиях, а также сопровождающие их проекты контрактов;
  • в случае проведения закрытых закупочных мероприятий разрабатывать приглашения к участию в таковых для потенциальных исполнителей по контрактам;
  • в пределах своего функционала обеспечивать осуществление закупочных процедур до момента заключения контракта;
  • участвовать в процедурах, направленных на обжалование закупочных мероприятий, в том числе, если такое обжалование происходит в различных контролирующих органах (например, в Федеральной антимонопольной службе);
  • формировать документы для ведения претензионной работы в пределах своей компетенции в случае возникновения конфликтной ситуации с исполнителем по контракту или договору, заключенному в рамках действующего закупочного законодательства;
  • с целью определения конкурентного состояния рынка товаров, работ или услуг, которые планируется закупить, проводить консультации с потенциальными исполнителями по контрактам и договорам.

Типовое положение и задачи отдела по нему

Для того чтобы у всех государственных и муниципальных заказчиков имелись схожие Положения об отделе закупок, Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 октября 2013 года №631 было утверждено Типовое положение (регламент) о контрактной службе. В соответствии с этим Положением перед отделом закупок (он же именуется контрактной службой) либо контрактным управляющим ставятся следующие задачи:

  • проведение мероприятий по планированию закупок;
  • проведение консультаций на этапе планирования с потенциальными исполнителями по контракту с целью определения состояния рынка в части его конкурентного положения при осуществлении тех или иных закупок;
  • обоснование проводимых закупочных мероприятий и их начальной максимальной цены;
  • проведение мероприятий по общественному обсуждению тех закупок, для которых такое обсуждение является обязательным, с точки зрения предписаний действующего законодательства;
  • обеспечение функционирования комиссий по осуществлению закупок, с технической точки зрения, в пределах своей компетенции (подготовка оборудования для аудио- и фотофиксации процедуры вскрытия заявок и т. д.);
  • привлечение экспертов в случаях, которые предусмотрены действующим законодательством;
  • подготовка документации к проводимым закупочным мероприятиям, сопровождающих такие мероприятия проектов контрактов, а также публикация всех указанных документов в Единой информационной системе;
  • рассмотрение предоставленных банковских гарантий и взыскания средств с них в случаях возникновения нарушения условий исполнения государственных и муниципальных контрактов;
  • полное сопровождение процедуры, направленной на заключение контракта;
  • приемка результатов по исполнению того или иного контракта;
  • организация оплаты исполненного контракта или его части и публикация информации о такой оплате в Единой информационной системе;
  • организация работы по взаимодействию с поставщиками в случае необходимости изменения или расторжения контракта;
  • ведение работы по внесению информации об исполнителе, нарушившем взятые на себя обязательства, в Реестр недобросовестных поставщиков (если такая работа признана необходимой);
  • ведение претензионной работы по неисполнению или по ненадлежащему исполнению всего контракта или какого-либо его этапа;
  • работа по взаимодействию с исполнителем по контракту в случае выявления жалобы на действия или бездействие заказчика в контролирующие органы в сфере государственных и муниципальных закупок.

Функции

Основные функции, которые налагаются на отдел закупок, также зафиксированы в Типовом положении о контрактной службе. В рамках такого положения они подразделяются в зависимости от профиля работы (например, при проведении планирования закупок или при собственно проведении мероприятий, направленных на определение потенциального исполнителя). Среди функций отдела закупок следует выделить:

  • разработка плана закупок и изменений в него с последующим размещением в Единой информационной системе, а также на своем сайте в сети интернет;
  • подготовка обоснования закупки при формировании плана закупок;
  • разработка плана-графика и изменений к нему, а также размещение плана-графика в ЕИС;
  • направление на утверждение плана закупок и плана-графика руководителю организации или уполномоченному должностному лицу, на которого приказом руководителя организации наложена обязанность по проведению мероприятий по утверждению всех документов, касающихся проведения закупочной деятельности в организации;
  • для закупок, проводимых с единственным поставщиком, обоснование начальной максимальной цены контракта при составлении такой позиции в плане-графике;
  • выбор способа определения потенциального исполнителя по контракту (кроме тех закупок, для которых изначально определен способ путем обращения к единственному поставщику);
  • уточнение начальной максимальной цены контракта на этапе подготовки документов к проведению закупок;
  • формирование документации к проводимой закупке в части подготовки описания объекта закупки;
  • обеспечение работы закупочных комиссий, в том числе путем проведения проверки сведений, предоставляемых потенциальным исполнителем в части соответствия требованиям законодательства и документации о закупке;
  • если такая необходимость продиктована условиями действующего законодательства, привлечение организации-посредника для проведения закупочных мероприятий;
  • обеспечение проведения закупок у категорий исполнителей, имеющих право на предоставление льгот, с предоставлением при заключении контракта таких льгот;
  • публикация в Единой информационной системе и на интернет-ресурсах извещений о проведении закупочных мероприятий, а также документации с описанием объекта закупки и условий участия в таких мероприятиях, если такое размещение предусмотрено требованиями действующего законодательства в сфере закупок;
  • подготовка разъяснений на поступившие запросы положений документации в письменном или электронном виде;
  • обеспечение полной сохранности подаваемых заявок до момента их вскрытия вне зависимости от того, в какой форме подана заявка (в бумажном или электронном виде);
  • осуществление оформления протоколов вскрытия заявок в соответствии с требованиями действующего законодательства;
  • согласование с уполномоченными контролирующими органами проведения закрытых закупочных процедур;
  • обеспечение заключения контракта вне зависимости от формы закупочного мероприятия (конкурентного или неконкурентного);
  • если данная необходимость продиктована сложившимися обстоятельствами по исполнению контракта, то подготовка сведений для внесения изменений в Реестр недобросовестных поставщиков относительно исполнителя, который нарушил взятые на себя обязательства;
  • обеспечение приемки результатов исполнения контракта или его части (если исполнение контракта должно осуществляться поэтапно);
  • при расторжении контракта – обеспечение взаимодействия с поставщиком путем ведения претензионной работы при необходимости и в пределах своих полномочий;
  • организация работы приемочной и экспертной комиссии и подготовка документов о результатах их работы;
  • размещение в ЕИС документов об исполнении, неисполнении или ненадлежащем исполнении контракта или его этапа;
  • проведение работы по составлению предусмотренных законом отчетов и ведению необходимых реестров.

Права отдела закупок и его руководителя в соответствии с типовыми положениями

Все права, которыми наделяется отдел закупок, продиктованы только требованиями действующего законодательства и формируются на основании возложенных на такой отдел задач и функций. К основным правам относятся:

  • осуществление необходимых видов деятельности в соответствии с положениями действующего закупочного законодательства и своей инструкции о работе;
  • использование кадровых, материально-технических и информационных ресурсов в соответствии с имеющимися задачами;
  • формирование планов своей деятельности на основании перспектив развития и функционирования, а также проведение мероприятий, направленных на реализацию таких планов.

У руководителя отдела закупок также есть свои определенные права:

  • участие в заседаниях руководящих органов заказчиков в части рассмотрения вопросов, связанных с функционированием отдела закупок;
  • представление заказчика на семинарах, совещаниях и конференциях, посвященных вопросам работы отдела закупок;
  • предоставление руководителю организации предложений о внесении изменений в порядок организации закупок в учреждении-заказчике;
  • подготовка запросов структурным подразделениям о предоставлении сведений и документации, которые необходимы для выполнения задач, поставленных перед отделом закупок;
  • контроль выполнения требований нормативной документации по организации закупок в структурных подразделениях организации-заказчика;
  • проведение контрольных проверок достоверности предоставленной информации работниками всех подразделений заказчика;
  • иные права, которые предусмотрены действующим законодательством, а также положением об отделе закупок или о контрактной службе, которое принимается в организации-заказчике.

Меры ответственности для отдела закупок и его сотрудников

Все меры ответственности, которые могут быть применены к сотрудникам и руководителю организации закупок, продиктованы только действующим законодательством:

  • все действия или бездействие заказчика могут быть обжалованы в порядке Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок», а также в судебном порядке, если есть основания считать, что права исполнителя по контракту или участника закупочной процедуры были нарушены;
  • на сотрудников и руководителя контрактной службы и отдела закупок могут быть наложены меры дисциплинарной, гражданско-правовой, административной либо уголовной ответственности в зависимости от совершенного нарушения своих должностных обязанностей и норм действующего законодательства;
  • сотрудник, допустивший нарушение, может быть отстранен от исполнения своих обязанностей по решению руководства организации-заказчика. В случае проведения проверки в отношении такого сотрудника по факту допущенного нарушения отстранение может быть осуществлено до момента завершения такой проверки и вынесения решения о дальнейшей судьбе такого сотрудника.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/polozenie-ob-otdele.html

Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок

Что такое Положение об отделе закупок по 44-ФЗ, как его правильно составить, какие положения оно содержит?

Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.

Федеральный закон № 44-ФЗ:

  • закрепляет принципы единой (федеральной) контрактной системы;
  • даёт определение терминам, которые используются в законодательстве и практике госзакупок;
  • регулирует процессы планирования закупок заказчиками;
  • устанавливает способы закупок, правила их проведения, требования к участникам, порядок выбора исполнителя (поставщика, подрядчика) и заключения контрактов;
  • определяет процедуры мониторинга, аудита, контроля и обжалования в сфере госзакупок.

Принципы и понятия единой контрактной системы

Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
  3. Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
  4. Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
  5. Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
  6. Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.

Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:

  • контрактной системы;
  • процедуры определения поставщика;
  • закупки товаров, работ и услуг;
  • участника закупки;
  • государственного и муниципального заказчика;
  • государственного и муниципального контракта;
  • органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
  • эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
  • совокупного годового объёма закупок;
  • электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.

Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.

Требования к поставщикам и условия участия в закупках

Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:

  1. Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
  2. Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
  3. Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
  4. Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
  5. Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
  6. Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
  7. Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
  8. Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
  9. Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
  10. Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
  11. Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.

К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.

Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить.

Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.

Обязательное условие участия в закупках — регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.

Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.

Можно выделить два основных вида закупок:

  1. Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
  2. Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.

Подробнее о конкурентных закупках

Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.

Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.

Конкурсы проводятся:

  1. В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
  2. С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
  3. В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
  4. В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
  5. В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
  6. В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.

Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону.

Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов.

Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.

Отличия закрытого аукциона от открытого:

  • аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
  • заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
  • электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
  • заявки подаются в запечатанном конверте;
  • закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.

Другие способы конкурентных закупок:

  1. Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
  2. Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений — это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете — лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.

Заключение контракта

Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.

Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.

Контракт заключается с победителем процедуры, но если он уклоняется от заключения контракта или есть другие законные основания — с иным участником торгов, заявка которого удовлетворяет требованиям закупки.

Проект контракта готовится заказчиком, размещается в ЕИС и на ЭТП: первично — вместе с документацией (извещением) о закупке, а затем — в итоговом виде, скорректированном по итогам процедуры.

Поставщик подписывает контракт с использованием усиленной электронной подписи и ответно размещает его в подписанном виде в ЕИС и на ЭТП. При несогласии с условиями контракта поставщик готовит протокол разногласий и размещает его вместо подписанного контракта.

Заказчик подписывает контракт только после его подписания поставщиком и, если требуется, выполнения им условий об обеспечении исполнения контракта.

Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций.

Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.

Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.

Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.

Эта статья была полезной?

Получить сертификат электронной подписи

Получить сертификат электронной подписи

Источник: https://iitrust.ru/articles/article/chto-nujno-znat-o-44-fz-pervye-shagi-v-sfere-goszakupok/

Положение об отделе закупок по 44-ФЗ: структура, содержание, образец типового документа

Что такое Положение об отделе закупок по 44-ФЗ, как его правильно составить, какие положения оно содержит?

Положение об отделе закупок по нормам законодательства не является обязательным, но оно позволяет упорядочить действующую в организации систему закупок. В частности, оно определяет спектр решаемых задач, функционал отдела закупок, а также права и обязанности сторон.

Чем занимается отдел закупок

В рамках 44-ФЗ «О контрактной системе…» предусмотрено создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего. Данные структуры на базе учреждения заказчика необходимы для планирования и осуществления государственных закупок товаров, работ и услуг.

В рамках 44-ФЗ вместо отдела закупок используется понятие контрактной службы с учетом специфики закупочной деятельности.

Под контрактной службой понимается объединение совокупности должностных лиц заказчика, которые выполняют функции по осуществлению всех закупочных процедур. Данные лица могут объединяться в структурное подразделение или состоять в рамках разных подразделений по ч. 1, 4 ст. 38 44-ФЗ.

Контрактный управляющий – это должностное лицо, которое несет ответственность за осуществление одной или нескольких закупок, включая закупки для исполнения каждого контракта по ч. 2 ст. 38 44-ФЗ.

Назначение контрактной службы или назначение управляющего зависит от того, каков годовой объем заказа в государственном или муниципальном учреждении. Если СГОЗ превышает 100 млн р., то, согласно ч. 1 ст. 38 44-ФЗ, заказчик обязан создать контрактную службу. При этом создавать отдельное структурное подразделение в виде отдела закупок не нужно.

Если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн р., то заказчик назначает контрактного управляющего или создает контрактную службу по ч. 2 ст. 38 44-ФЗ.

Таким образом, для решения вопроса о целесообразности создания контрактной службы заказчику следует определиться со СГОЗ.

В него включается весь объем финансового обеспечения для закупки по 44-ФЗ, утвержденный на год по п. 16 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ.

Заказчик может утвердить постоянный состав сотрудников, исполняющих функции контрактной службы. Также он самостоятельно утверждает структуру такого отдела, определяется с численностью сотрудников. При этом контрактная служба должна состоять минимум из двух человек.

Заказчик в обязательном порядке создает контрактную службу и назначает ее руководителя. Если контрактная служба создается в форме отдельного подразделения, то руководит им назначенное лицо. Контрактная служба без образования отдельного подразделения находится под началом непосредственного руководителя учреждения или одного из заместителей.

По ч. 1 ст. 9 44-ФЗ в отдел закупок заказчика входят квалифицированные специалисты с необходимыми знаниями и навыками в области закупок.

На основании ч. 2 ст. 9 44-ФЗ заказчики принимают меры по поддержанию и повышению квалификации и образования должностных лиц, в частности, занимаются их профессиональной переподготовкой.

Положения о контрактной службе

Ранее требования к контрактной службе определялись 44-ФЗ и типовым Положением о контрактной службе, который был утвержден Приказом МЭР от 2013 года №631. В апреле 2019 года Минфином было утверждено типовое Положение об отделе государственных закупок. После его принятия ранее регулирующий работу отдела закупок Приказ №631 от 2013 года утратил юридическую силу.

В типовом Положении о контрактной службе установлены правила деятельности подразделения в процессе планирования и осуществления государственных закупок. Новая версия типового положения подготовлена с учетом последних изменений 44-ФЗ и отражает актуальную версию законодательства о закупках. В структуре типового Положения о работе отдела госзакупок можно выделить следующие блоки:

  • Блок 1: общие правила работы отдела. В нем раскрываются цели и принципы отдела госзакупок, порядок организации работы подразделения, структура и численность отдела, распределение обязанностей между членами отдела, порядок осуществления взаимодействия с другими подразделениями. Например, в отделе закупок могут действовать группа по инициации закупок, планированию закупочной деятельности и определению поставщиков, группа приемки товаров и услуг, группа оплаты работы поставщиков и группа по приему и обработке обращений и претензий (претензионно-исковой работе).
  • Блок 2: функции и полномочия отдела закупок. Весь функционал и полномочия отдела закупок разделены на основании этапов закупочной практики в процессе планирования, определения поставщиков, исполнения, изменения и расторжения контракта.
  • Блок 3: ответственность отдела государственных закупок. Последний блок посвящен ответственности работников подразделения по закупкам.

С перечнем типовых Положений о работе отдела закупок по 44-ФЗ можно ознакомиться на официальном сайте государственных закупок. Пример типового Положения об отделе закупке можно посмотреть здесь.

В типовом Положении указано, кто из участников закупок вправе обжаловать действия работников. Таким правом наделен любой участник закупки, общественные объединения и объединения юридических лиц.

Задачи и функции отдела закупок

Целями создания и функционирования контрактной службы заказчика являются:

  1. Привлечение к работе квалифицированных специалистов, имеющих теоретические и практические знания в области госзакупок.
  2. Предоставление доступа к сведениям о действиях отдела, направленных на обеспечение государственных нужд, в частности, о способах отбора поставщика.
  3. Заключение контрактов на условиях, которые обеспечивают максимально эффективное достижение заданных результатов для обеспечения госнужд.
  4. Достижение заказчиком целевых ориентиров.

Для реализации поставленных целей отдел закупок решает следующие задачи. Контрактная служба на основании ч. 4 ст. 38 44-ФЗ выполняет ряд функций в зависимости от этапа закупки: планирования, определения поставщика, заключения и исполнения контракта.

Функции и полномочия отдела закупок на этапе планирования включают:

  1. Разработку и утверждение плана и плана-графика закупок.
  2. Размещение плана и плана-графика в ЕИС.
  3. Обеспечение обоснования закупки.
  4. Расчет и обоснование НМЦК.
  5. Организацию и участие в консультациях с поставщиками для определения конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ и услуг.

В процессе планирования определения поставщика отдел закупок занимается:

  1. Выбором способа определения поставщика.
  2. Согласованием закрытых способов отбора поставщика.
  3. Подготовкой и размещением в ЕИС документации о закупке.
  4. Отправкой приглашений принять участие в закрытой закупке.
  5. Организацией общественных слушаний.
  6. Привлечением специализированной организации для выполнения функций по определению поставщика.

На этапе определения поставщика к функциям контрактной службы можно отнести:

  1. Обеспечение осуществления закупок и подписания контрактов.
  2. Организацию работы комиссии по осуществлению закупок.
  3. Подготовку протоколов заседания комиссии по закупкам.
  4. Обеспечение льготным категориям участников ценовых преимуществ (учреждениям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов).
  5. Осуществление закупок у СМП и СОНКО по утвержденным требованиям.
  6. Рассмотрение банковских гарантий.
  7. Привлечение экспертов и экспертных организаций.
  8. Обеспечение секретности сведений, переданных в ходе процедуры определения поставщика.
  9. Обеспечение аудиозаписи при вскрытии конвертов с заявками на участие.
  10. Прочие функции.

В процессе заключения и исполнения контракта отдел закупок организует приемку товара, экспертизу поставленного товара, создает приемочную комиссию, оплачивает поставленные товары.

В процессе взаимодействия с поставщиком при возникновении спорных ситуаций отделом закупок организуется включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, участие работников в процессе обжалования действий, направление требований об уплате штрафов и неустоек.

К числу полномочий руководителя контрактной службы можно отнести:

  • распределение должностных обязанностей между сотрудниками;
  • общее руководство отделом закупок;
  • формирование плана работы контрактной службы;
  • отчетность перед заказчиком о результатах работы отдела закупок;
  • координация работы отдела закупок с иными подразделениями;
  • иные полномочия.

Какими правами и ответственностью наделен отдел

Отдел закупок наделен рядом прав, которые позволяют ему решать поставленные задачи:

  1. Получать документы и иные информационные материалы по профилю деятельности для ознакомления, учета и использования в текущей работе.
  2. Запрашивать от руководства сведения, которые могут потребоваться для выполнения возложенных функций. В частности, они могут запрашивать от руководителей подразделений сведения о потребностях в товарах и услугах, их характеристиках и свойствах.
  3. Осуществлять проверку и координацию деятельности структурных подразделений компании по вопросам материально-технического обеспечения.
  4. Привлекать специалистов из других подразделений к приемке и экспертиз товара, выполненной работы или оказанной услуги.
  5. Вносить предложения по совершенствованию форм и методов работы подразделения.
  6. Контролировать ход выполнения контрактов со стороны поставщиков.
  7. Участвовать в подборе кадров.
  8. Вносить предложения по системе мотивации и повышению квалификации сотрудников.
  9. Участвовать в совещаниях при рассмотрении вопросов материально-технического обеспечения.
  10. Привлекать к работе экспертов или экспертные организации.

При этом специалисты отдела закупок не вправе разглашать сведения, которые стали им известны при определении поставщика (кроме тех, которые должны публиковаться в открытом доступе в ЕИС);  проводить неформальные переговоры с представителями участников.

В типовом Положении о закупках определена ответственность за своевременное и достоверное предоставление информации об исполнении госконтракта. Ответственность за сроки исполнения контракта возлагается на подразделение отдела закупок, которое инициировало процесс определения поставщика.

Руководители контрактной  службы и рядовые сотрудники несут полный спектр ответственности за нарушение норм 44-ФЗ: гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/polozhenie.html

Отдел закупок – функции и структура тендерного отдела

Что такое Положение об отделе закупок по 44-ФЗ, как его правильно составить, какие положения оно содержит?
Время чтения: 4 минут(ы)

Отдел закупок – одно из важнейших подразделений множества предприятий, особенно если речь идет об организациях, принимающих участие в коммерческих и государственных тендерах. О том, что собой представляет отдел закупок в таких компаниях, и чем он занимается, сегодня и пойдет речь.

Функции и задачи

В случаях, когда речь идет об участниках коммерческих и государственных торгов, отдел закупок зачастую называют тендерным отделом.

Основными задачами отдела закупок заключаются в:

  • обеспечении участия организации в торгах;
  • участии в формировании и поддержании имиджа организации;
  • привлечении новых клиентов и контрактом через систему тендеров.

Для обеспечения наиболее эффективной деятельности в данном направлении в подавляющем большинстве случаев требуется создание специального отдела с квалифицированным персоналом, замотивированным на выполнение поставленных задач.

Основные функции тендерных отделов представляют собой:

  • подготовку необходимой документации и оформление электронной подписи;
  • аккредитацию и переаккредитацию на федеральных или коммерческих ЭТП;
  • настройку необходимого ПО для участия в аукционах;
  • поиск необходимой информации о проводимых тендерах согласно специфике учреждения;
  • изучение и анализ документов, технического задания;
  • мониторинг итогов предыдущих торгов;
  • анализ конкурентной среды;
  • согласование ключевых моментов участия в закупке с вышестоящим руководством;
  • подготовку документации, заполнение форм и подачу заявок;
  • изучение законодательства в рамках проведения торгов;
  • получение необходимых выписок и справок, их нотариальное заверение;
  • взаимодействие с поставщиками (если компания является посредником);
  • взаимодействие с финансовыми организациями на предмет получения тендерных займов и банковских гарантий;
  • непосредственное участие в закупках;
  • подготовка запросов на разъяснение документации;
  • взаимодействие с организаторами закупок;
  • отслеживание корректировок в извещениях о проводимых торгах;
  • отслеживание результатов закупок;
  • составление необходимых исков и жалоб для защиты интересов компании;
  • заключение контрактов.

Структура

Структура тендерного отдела зависит, как правило, от масштабов компании и объемов работы, однако наиболее часто встречается следующая структура отдела закупок:

  • руководитель отдела — связующее звено между отделом закупок и другими отделами организации, контролирует работу всего отдела;
  • специалист по мониторингу и аналитике — занимается поиском информации и анализом завершенных торгов;
  • специалист по торгам — занимается аккредитацией, настройкой рабочего места и подготовкой заявок, непосредственно участвует в торгах;
  • юрист — отвечает за юридическую сторону оформления документации, представляет интересы организации в суде и контролирующих органах;
  • курьер — занимается доставкой документов на бумажном носителе по адресу организатора торгов.

Какие KPI у отдела закупок?

В силу специфики работы показателями KPI у отдела закупок являются не только количественные (экономические), но и качественные параметры. Качественными параметрами в данном случае являются такие показатели деловой активности отдела, как:

  • своевременность всех расчетов;
  • своевременность выполнения поставленных задач;
  • мониторинг и анализ цен конкурентов;
  • качественное пополнение складских запасов.

При этом наиболее популярными системами оплаты являются:

  • фиксированная оплата (оклад);
  • оплата за результат:
    • оклад + процент от суммы выигранных тендеров;
    • оклад + фиксированная плата за выполнение плана;
    • процент от суммы выигранных торгов;
    • фиксированная плата за каждую допущенную заявку.

Оплата за результат мотивирует работников тендерного отдела добиваться поставленных задач, а именно – заключать новые контракты и привлекать новых клиентов. В случае с фиксированной оплатой мотивация практически отсутствует.

Положение об отделе закупок по 44-ФЗ: образец

Ознакомиться с примерами положения об отделе закупок в рамках 44-ФЗ можно по ссылке https://yadi.sk/i/GpJboAT93KxGTR или https://yadi.sk/i/zay1OwLh3KxGUB.

Руководитель отдела закупок и его обязанности

Руководитель отдела закупок представляет собой своеобразное связующее звено между собственным отделом и другими подразделениями компании. Основными обязанностями руководителя является координация и контроль работы сотрудников, а также согласование финансовых и технических вопросов участия в торгах с высшим руководством.

Полный список обязанностей руководителя тендерного отдела гораздо шире и включает в себя, как правило:

  • мониторинг объявлений о закупках;
  • согласование участия в торгах с вышестоящим руководством;
  • анализ участия в торгах конкурентов;
  • участие в составлении запросов на дачу разъяснений положений документации;
  • планирование деятельности сотрудников отдела;
  • контроль подготовки предложений по тендерам и графиков выполнения работ;
  • определение сроков предоставления документации специалистами организации в тендерный отдел;
  • контроль подготовки комплектов документов на тендеры;
  • участие в заполнении форм документации согласно закупочной документации;
  • подготовка пакетов документов по особенно важным торгам;
  • контроль отправки документации на тендеры;
  • составление отчетной документации;
  • информирование юридического отдела о необходимости предоставления финансового обеспечения и о сроках предоставления подтверждающих документов;
  • предоставление необходимых сведений в бухгалтерию;
  • отслеживание изменений в законодательстве в рамках проведения торгов;
  • руководство деятельностью подчиненных;
  • предоставление предложений о поощрении или депремировании сотрудников отдела;
  • содействие повышению квалификации сотрудников отдела.

Должностная инструкция

Скачать должностную инструкцию руководителя отдела закупок можно здесь: https://yadi.sk/i/biE8pg1m3KxGZ4.

Сколько зарабатывает: зарплата

На заработную плату руководителя тендерного отдела влияет множество факторов, в том числе его опыт работы, квалификация, а также масштабы компании.

Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев заработная плата руководителя отдела закупок начинается от 45 тысяч рублей. При этом некоторые организации предлагают своим сотрудникам и более выгодные условия с окладом в 90-120 тысяч рублей в месяц.

Обязанности

Обязанности специалиста тендерного отдела могут быть возложены как на одного сотрудника, так и разделены между несколькими – в зависимости от объема работ и масштабов фирмы. Основные обязанности тендерного специалиста заключаются в:

  • участии в проведении мониторинга объявлений о закупках;
  • подготовке комплекта документов согласно установленным требованиям;
  • оформлении предложений;
  • получении финансовых данных и отчетности в бухгалтерии;
  • получении справок и необходимых документов в госструктукрах;
  • заполнении форм документов по поручению руководителя;
  • формировании пакета документов, входящего в тендерную заявку;
  • организации отправки документов на тендеры;
  • контроле получения отправленной документации Заказчиком;
  • выполнении курьерской функции в случае возникновения необходимости;
  • структуризации сведений о торгах на бумажных и электронных носителях;
  • подготовке ответов на письма и запросы в рамках собственной компетенции;
  • выполнении поручений руководителя в сфере своей компетенции.

Должностная инструкция менеджера отдела закупок

Для того чтобы скачать пример должностной инструкции тендерного специалиста, необходимо перейти по ссылке https://yadi.sk/i/sWtD0ctg3KxGj7.

Как определить, нужен ли компании тендерный отдел?

Основным признаком необходимости создания тендерного отдела является намерение компании участвовать в тендерах на постоянной основе. При этом создавать сразу большой отдел – серьезная ошибка, ведь если компания не планирует делать участие в закупках основным источником доходов, то одного-двух специалистов будет более чем достаточно.

В некоторых случаях целесообразно даже не создавать собственный отдел, а передать данную часть работ аутсорсинговой компании.

В таком случае организация может неплохо сэкономить на создании и обустройстве новых рабочих мест, регулярной выплате заработной платы и налогов.

Поручать при этом работу с тендерами непрофессиональным сотрудникам (бухгалтеру, юристу или секретарю) в качестве дополнительной нагрузки не стоит – в таком случае работа будет выполняться совершенно неэффективно и желаемого результата не принесет.

Однако если масштабы организации и планы руководящего состава подразумевают серьезные объемы работы и систематическое заключение контрактов с помощью тендеров, то потребуется создание полноценного отдела, в обязанности которого будет входить полное ведение закупки – от поиска торгов до заключения контракта. Кроме этого, тендерный отдел должен будет тесно взаимодействовать и с другими подразделениями организации, поэтому подбирать персонал следует особенно тщательно.

Источник: https://specworkgid.ru/zakupki-i-tendery/otdel-zakupok.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.