+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Что такое закупки малого объема по нормам 44-ФЗ, в каких случаях они проводятся и на какую сумму?

Содержание

Малые закупки по 44 ФЗ — что это такое

Что такое закупки малого объема по нормам 44-ФЗ, в каких случаях они проводятся и на какую сумму?

В России государство – это один из основных крупных заказчиков товаров и услуг в стране. Помимо крупных и дорогостоящих товаров и услуг, таких как военная техника, самолеты или автобусы, оно нуждается в товарах и услугах, которые не могут производить крупные предприятия. Для госзакупки малого объема государство проводит аукционы и конкурсы отдельно.

1. Что такое малые закупки

Малые закупки – это государственные закупки в небольших объемах и чаще всего у поставщика-монополиста. Размер таких закупок может составлять до 5% от всех затрат из госбюджета и не превышать 50 млн.рублей в год (ограничения не относятся к сфере сельского хозяйства).

Объектом закупок могут быть как строительно-отделочные работы, например, ремонт административных зданий, школ, больниц, так и высокотехнологичная продукция, например, компьютерные программы.

Особенность такого рода закупок заключается в том, что выполняют их малые и средние предприятия, специализирующиеся не производстве ограниченного количества товаров и услуг.

Сайт информации о госзакупках

2. Преимущества и недостатки

Для региональных и местных властей возможность использования механизма госзакупок малого объема позволяет приобретать нужные товары и услуги, в том объеме, который им действительно нужен для решения определенных задач.

Так как основными поставщиками такого рода товаров являются, в основном, местные производители, это дает возможность местным чиновникам поддержать местных бизнесменов и тем самым улучшить рейтинговые показатели региона.

Возможность получить государственный заказ, пусть даже это будет мелкая закупка, для местных предприятий – это шанс хорошо подзаработать.

Однако эта сфера имеет некоторые недостатки, из которых основной – это высокая коррупционная составляющая.

Чиновники могут устроить торг на покупку у физического лица, с которым они находятся в сговоре. При этом перевод денег по сделкам до 100 тыс.рублей могут вообще происходить без использования расчетных счетов. Это осложняет работу экспертов и может привести неоправданному перерасходу выделенных из бюджета средств, воровству и прочим злоупотреблениям.

3. Условия для проведения малой закупки

Для того чтобы принять участие в тендерах нужно чтобы претендент был зарегистрирован в качестве юридического лица (форма предприятия не имеет значения) или индивидуального предпринимателя.

Также ему нужно будет зарегистрироваться на официальном сайте государственных закупок.

После того, как предприниматель будет добавлен в единую информационную систему (ЕИС), он может оставлять участие в торгах.

4. Порядок проведения малых закупок по 44-ФЗ

В российском законодательстве нет такого понятия, как «малая закупка». По 44 ФЗ нет разделения на малые и крупные закупки. Существуют монопольные закупки у одного поставщика (ст.93 ч1.

пункт 4) на сумму не более 100 тыс.рублей за сделку и 50 млн.рублей в год.

Принять участие в тендере компания или ИП может, если она подала заявку на выполнение работ или к ней обратилось государство за оказанием определенных услуг.

Составление заявки на выполнение закупки малого объема

Какое ограничение в закупках малого объема лучше использовать?

В первую очередь это ограниченное количество участников. Объемы необходимых товаров и услуг настолько малы, что провести полноценный аукцион или конкурс не представляется возможным, поэтому заказ отдается на исполнение одной небольшой фирме. Для многих стартапов – участие в такого рода мероприятиях, это возможность получить свой первый реальный заказ.

5. Какова ответственность за превышение объема закупок?

Ответственность за превышение закупки малого объема несет чиновник, который заключал договор подряда. Степень наказания за перерасход бюджетных средств во многом зависит от причины, по которой произошло превышение объема закупок и суммы перерасхода.

Наказание может быть от административного (выговор, штраф) до уголовного преследования, если в ходе проверки была найдена коррупционная составляющая.

В соответствии с статьями закона ФЗ 223, лицо, которое с определенным умыслом превысило объем закупок может быть добавлено в реестр недобросовестных заказчиков или исполнителей.

Обсуждение контракта малых объемов госзакупок

6. Где искать подобные закупки

Бизнесмены могут найти заказы на выполнение определенных услуг и товаров для государства на региональных или местных сайтах, газетах, досках объявлений. С предложением выполнить тот или иной вид работ или продать определенное количество товаров могут обратиться местные или региональные власти.

Что такое портал закупок малого объема?

Портал, созданный правительством для закупки малого объема – это интернет-площадка, на которой размещаются малые государственные заказы. За процессом наблюдают федеральные власти и организации общественного контроля. Портал для закупок малого объема находится на сайте rostovoblzmo.

Страница сайта малых госзакупок

7. Кто может и как принять участие?

Участие в аукционах и конкурсах, на которых разыгрываются госзаказы могут любые юридические лица и лица, зарегистрированные в качестве ИП. Торговля происходит в следующем порядке:

  1. Государство выставляет лот(ы) на покупку. В заказе прописывается количество товаров и услуг, которые в соответствии с принятым планом оно желает приобрести; начальную максимальную цену контракта; срок, в течение которого заказчик, взявший на себя заказ, обязан выполнить.
  2. Поставщики и подрядчики предлагают свою цену и сроки выполнения заказа, делая заявки.
  3. Выигрывает тот поставщик, который предложит наименьшую цену. На выполнение работ по каждому лоту составляется отдельный контракт.

ВАЖНО! В 2018 году Правительством были учтены некоторые недостатки тендеров, в которых главным критерием отбора была только низкая цена. В 2019 году порядок и условия получения госзаказа несколько изменились. Теперь учитывают не только цену, но и качество выполненных работ.

Конкурсы и аукционы могут происходить в закрытом или открытом режиме. Порядок и условия должны быть прописаны в документации. Особенность закупки малого объема в том, что обычно она проходит в закрытом режиме, то есть в конкурсе участвует одна компания.

Источник: https://ontask.ru/marketing-tender/malye-zakupki-po-44-fz-chto-eto-takoe.html

Закупка у единственного поставщика по 44‑ФЗ: что нужно учитывать

Что такое закупки малого объема по нормам 44-ФЗ, в каких случаях они проводятся и на какую сумму?

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителей организаций «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак. часов. 

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ). 

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93).

Остановимся на некоторых типах закупок у единственного поставщика.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги  на сумму не более 300 тыс. рублей.

Закон № 44-ФЗ устанавливает условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.

) и не должен составлять более 50 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений. 

Важно: закупки на сумму до 300 тыс. рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. 

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 тыс. рублей. В апреле этого же года он вправе закупить необходимый товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 300 тыс. рублей.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что такие закупки не будут иметь признаки «дробления» и годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Закупки малого объема очень популярны среди заказчиков из-за своей простоты: 

  • Во-первых, их не нужно отражать в плане-графике в полном объеме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно вносить сведения в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24–25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Важно: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 54.1, 59), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст. 87.1, ст. 83.1).

Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом по итогам несостоявшихся процедур, как правило, не нужно. Исключение — несостоявшийся запрос предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у единственного поставщика

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.

  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.

  4. Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у единственного поставщика

  1. Заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
  2. Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.

  3. ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона.

    Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но далеко не все обстоятельства попадают под определение форс-мажоров.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Обратиться к ГК РФ (ст. 401), определяющему, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие случаи, например некачественное выполнение обязанностей или плохие погодные условия (если они не являются аномальными), к ним не относятся.

Далее — несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести конкурентную закупку.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика как неправомерные.

Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

Поэтому если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (п. 6 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) заказчик обязан уведомить контрольный орган в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта.

 Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.

К уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. Как правило:

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ. 
  2. По итогам проверки подготавливает докладную записку. 
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено. 
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий орган организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

В некоторых случаях при осуществлении закупки у единственного поставщика (по п. 3, 6, 9, 11, 12,18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчик обязан определить и обосновать цену контракта (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

При осуществлении такой закупки обоснование цены включается в текст контракта.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.

  3. Поставщикам до заключения контракта нужно внимательно вычитать его текст, проанализировать информацию, обратить внимание на детали.

  4. И для заказчика, и для поставщика важно, чтобы контракт был заключен с соблюдением всех установленных условий и ограничений, иначе заключение контракта будет признано неправомерным.

Регистрируйтесь на онлайн-курс «Управление государственными и муниципальными закупками». Программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/51

Что такое закупки малого объема по 44-ФЗ? Понятие, сумма, правила подписания контракта

Что такое закупки малого объема по нормам 44-ФЗ, в каких случаях они проводятся и на какую сумму?

Под закупками малого объема понимают приобретение товаров, работ и услуг у единственного поставщика на основании пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В 2019 году в процедуру малой закупки у единственного поставщика были внесены изменения.

Ограничения на годовой объем малых закупок

Закупки малого объема периодически нужны каждому государственному заказчику. При этом объем закупки может быть настолько маленьким, что проведение конкурентных торгов нерационально по экономическим причинам. В связи с этим в 44-ФЗ закреплено право заказчика проводить малые закупки в неконкурентном формате.

Величина закупки малого объема может быть не более 300 или 600 тыс. р. Предельное значение в данном случае будет зависеть:

  1. От формы организации.
  2. От сферы деятельности заказчика.
  3. От годовой совокупной величины закупки.

До июля 2019 года под закупками малого объема понимались закупки в пределах 100 тыс. р. Теперь же по ст. 93 44-ФЗ допускается закупать товары и услуги на сумму в пределах 300 тыс. р.

Но годовой лимит по закупкам малого объема, который должен учитывать заказчик, остался прежним. Он составляет не более 2 млн р. или 5% годового объема и не более 50 млн р.

При расчете лимитов нужно учитывать контракты, подписанные до данного финансового периода и оплаченные после его наступления.

Заказчик вправе выбрать любой способ определения годовых лимитов закупки у единственного поставщика. Более выгодным для заказчика с крупными оборотами является второй вариант определения годового лимита: не более 5% от СГОЗ, тогда как для небольших заказчиков первый вариант с фиксированным лимитом в 2 млн р. является более целесообразным.

Сумма в 5% от СГОЗ будет меньше, чем 2 млн р. для организаций с годовыми закупками до 40 млн р.

При искусственном дроблении закупки заказчиком на несколько малых в пределах 300 тыс. р. в целях уклонения от конкурентной закупки ему может грозить административная ответственность. КоАП по ч. 1 ст. 7.

29 предусматривает ответственность для должностного лица заказчика за дробление закупки в размере 30 тыс. р.

Изменения в 44-ФЗ в отношении малых закупок также затронули п. 5 ч. 1 93-ФЗ. Согласно данному пункту, закупаются следующие организации:

  • зоопарки;
  • театры;
  • дворцы культуры;
  • музеи;
  • парки;
  • заповедники;
  • ботанические сады;
  • планетарии;
  • культурные и образовательные учреждения;
  • концертные организации;
  • цирки;
  • клубы;
  • архивные и библиотечные учреждения;
  • теле- и радиоорганизации, имеющие государственное и муниципальное финансирование.

Дополнительно в перечень таких организаций был включен дом народного творчества и ремесел.

Предельная сумма закупки у единственного поставщика для таких организаций возросла с 400 до 600 тыс. р. Максимальный объем таких закупок для них увеличился с 20 до 30 млн. р. Он не должен быть более 50% СГОЗ заказчика.

По новым правилам заказчику не нужно публиковать извещения о закупках у единственного поставщика в ЕИС. Также такие закупки не включаются в план на 2020 год.

Порядок и особенности проведения

Федеральные органы исполнительной власти и казенные учреждения проводят малые закупки через ЕАТ «Березка». Целью создания агрегатора «Березка» было упрощение стандартных закупок заказчиков по 44-ФЗ (в частности, канцелярских товаров).

Некоторых представителей региональных и муниципальных органов власти также обязали закупаться через агрегатор по 44-ФЗ.

С 2018 года все заказчики должны пользоваться сервисом для приобретения через ЕАТ канцелярских товаров с ценой до 300 тыс. р.

Остальные заказчики используют сервис по своему желанию, согласно Распоряжению Правительства №824-р от 2018 года.
Порядок закупок малого объема следующий:

  1. Заказчик заходит в личный кабинет сервиса.
  2. Подбирает нужные ему товары и добавляет их в корзину.
  3. Осуществляет закупочную сессию (формирование сессии также возможно через подбор нужных продукции, работ и услуг из каталога или по классификатору).
  4. Заказчик заполняет обязательные поля для размещения объявления (реквизит, контакты, тип закупки, условия закупки, способ оплаты, продолжительность и пр.).
  5. Заказчик подписывает объявление.
  6. Получает итоговый протокол от оператора сервиса.

Закупка производится у поставщика, которым была предложена наиболее низкая цена. При этом оформляется договор.

Закупки малого объема допускается проводить без агрегатора. Заказчик отбирает подходящего поставщика по результатам проведения исследования рынка. Обоснование закупок малого объема по 44-ФЗ не нужно. Также заказчику не нужно готовить обоснование НМЦК госконтракта.

Закупки малого объема не передаются в реестр закупок малого объема по 44-ФЗ.

Реестры малых закупок могут формироваться на региональном уровне или в едином агрегаторе. Они состоят из двух частей: закупки в ЕАТ или вне сервиса. В последний реестр вносятся сведения о закупках, которые по определенной причине не состоялись на агрегаторе. Например, если заказчик обнаружил нужные товары и услуги вне ЕАТ по более низкой цене.

Реестр малых закупок, которые состоялись на ЕАТ, формируются сервисом автоматически. В него передаются:

  1. Номер закупочного объявления.
  2. Данные заказчика (наименование, адрес, ИНН и КПП, ФИО ответственного лица).
  3. Условия закупки (предмет договора, вид закупки и оплаты, номер по счету, стартовая стоимость, условия поставки и пр.).
  4. Наличие или отсутствие условия о том, что поставщик не должен состоять в РНП.
  5. Динамика ценовых предложений и график пересмотра цены.
  6. Наилучшее предложение.
  7. Итоговый протокол закупки.
  8. Договор и его статус (например, подписан поставщиком и заказчиком).

При закупках малого объема за пределами ЕАТ заказчику следует внести изменения в реестр и самостоятельно прописать сведения о подписанном договоре (прикрепив его) и наименование товаров, работ и услуг.

Формы подписания контракта

Контракты с поставщиками в рамках малых закупок подписываются в любой форме, не противоречащей гражданско-правовому законодательству. Соглашение может именоваться контрактом или договором. Данный контракт не подлежит дополнительному согласованию с антимонопольной службой и регистрации. В контракте должны быть прописаны существенные условия:

  1. Предмет поставки: наименование товаров, работ и услуг.
  2. Условия выполнения услуги, работы или поставки товара по абз. 2 п.1 ст. 432 ГК (в том числе цена и сроки поставки).
  3. Порядок оплаты.

Условия об ответственности сторон включать в контракт необязательно.

Унифицированный формат договора для закупок малого объема не предусмотрен.

Стороны также вправе не подписывать контракт и приобретать нужные им товары и услуги по счетам или на основании акта выполненных работ по п. 3 ст. 434 ГК, п. 3 ст. 438 ГК.

При покупках у юрлица или ИП определенных товаров и услуг в пределах 100 тыс. р. допускается использование наличных расчетов по пп. 2, 5, 6 Указания ЦБ от 2013 года №3073-У. В данном случае подписание договора также не требуется.

Целевое расходование денег подтверждают товарными и кассовыми чеками.

Таким образом, под закупками малого объема по 44-ФЗ понимаются неконкурентные способы отбора поставщика с ценой контракта в пределах 300 тыс. р. (в отдельных случаях – в пределах 600 тыс. р.).

При этом заказчикам нужно учитывать годовые лимиты на такие закупки.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/malogo-obyema.html

Малые закупки 44-ФЗ – официальный сайт проведения

Что такое закупки малого объема по нормам 44-ФЗ, в каких случаях они проводятся и на какую сумму?

Закупки малого объема по 44-ФЗ — это не конкурентный вид определения поставщика, при котором цена контракта не превышает 100 тысяч рублей (в отдельных случаях 400 тысяч рублей), а госзаказчик вправе заключать такие контракты, соблюдая определенные правила.

Законодательство регулирует все случаи, в которых госучреждение имеет право осуществлять малые закупки, и устанавливает требования к отчетности по таким процедурам.

Об этом подробно написано в п. 4 — 5, ч. 1 ст. 93 44 Федерального закона.

Малые закупки до 100 тысяч рублей

Все федеральные и муниципальные организации могут осуществлять госзакупки малого объема до 100 000 рублей.

Заказчик оценивает целесообразность такой процедуры, затем подготавливает проект контракта и предоставляет его для согласования с исполнителем. Если обе стороны все устраивает, то контракт подписывается.

В качестве основания проведения закупок малого объема — заказчик указывает п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Основания проведения малых закупок до 100 тыс. руб

Единственное требование, которое устанавливает закон в данном случае относится к ограничению объемов таких процедур — п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Итак, заказчик вправе выбрать самостоятельно один из двух вариантов, которым будет руководствоваться при госзакупках до 100 тыс. руб:

  1. они не должны превышать 2 млн. руб. в год;

  2. они не должны превышать 5% от совокупного объема годовых закупок, и при этом быть меньше 50 млн. в год.

Особые условия касаются малых закупок для обеспечения нужд сельских поселений. Для таких муниципальных заказчиков снимаются вышеописанные требования к объему закупок до 100 тыс. руб. и они могут применять этот метод без каких-либо ограничений.

Учет закупок малого объема до 100 тысяч рублей

Публиковать малые госзакупки до 100 тысяч рублей в ЕИС заказчик не обязан. Но при этом он должен вести журнал регистрации заключенных контрактов и соответствующую документацию. В конце отчетного периода  формируются отчеты, которые уже публикуются в ЕИС.

Но такие процедуры заказчик обязан включать в план-график закупок, вынося отдельной строкой.

Вести учет заказчик может как вручную, так и используя специальные программы, в которых будет отображаться вся информация: планируемые, проводимые и завершенные торги.

При этом, есть возможность недобросовестного использования закупок малого объема.

Некоторые заказчики намеренно разделяют более крупный контракт на несколько процедур до 100 тыс. руб. и заключают несколько контрактов с  единственным поставщиком.

Такая сделка может быть признана как неправомерная, вследствие чего заказчик будет привлечен к административной ответственности.

Какое ограничение закупках малого объема лучше использовать?

Если говорить о вариантах использования ограничений для малых госзакупок до 100 тысяч рублей, то крупным государственным учреждениям, заключающим большой объем контрактов, будет выгоднее использовать метод — 5% от совокупного объема годовых закупок (далее СОГЗ).

Например, СОГЗ за год у муниципального учреждения составляет 300 млн. руб., в таком случае, используя метод “пяти процентов”, организация вправе осуществить закупки до 100 тыс.руб. на 15 млн. руб. — что соответствует ограничению в 50 млн. для таких сделок.

А организациям, у которых ежегодный объем не превосходит 40 млн. руб. намного выгоднее использовать ограничение в 2 млн. руб. Т.к. сумма в 5% от СГОЗ будет в любом случае меньше, чем указанные два миллиона.

Малые закупки до 400 тысяч рублей

Данные процедуры регламентированы п. 5 ч 1 ст 93 44-ФЗ.

Согласно законодательству, сделки до 400 тыс. руб. имеют право проводить государственные и муниципальные учреждения культуры, деятельность которых направлена на сохранение и использование объектов культурного наследия, а также иные учреждения, указанные в данной части.

Для закупок малого объема до 400 000 руб,. помимо ограничения заказчиков по деятельности, установлено ограничение по объему и сумме таких госзакупок — они не должны превышать 50% от СОГЗ организации и их сумма не должна превышать 20 млн. руб.

Такие процедуры также должны вноситься заказчиком в план-график закупок, но размещения в ЕИС не требуется. Заказчик самостоятельно ведет их учет и предоставляет отчет по ним в конце годового финансового периода.

Штраф за нарушения в закупках малого объема

Кодекс об административных правонарушениях в ч.1 ст 7.29 предусматривает ответственность должностных лиц за нарушение требований, установленных законодательством, при проведении закупок у единственного поставщика.

При выявлении ошибок в процедурах закупок до 100 / 400 тыс. руб., с должностного лица в организации заказчика будет взиматься административный штраф в размере 30 000 руб.

При соблюдении всех требований законодательства малые закупки являются очень простым и выгодным способом определения поставщика и заключения контракта.

Электронный магазин для закупок малого объема

С 1 июля 2018 года начал работать электронный магазин, функционал которого заключается в том, чтобы более просто проводить закупки до 100 тыс. руб и 400 тыс. руб. В регламенте работы сервиса указаны правила взаимодействия оператора, поставщиков и заказчиков.

Единый агрегатор торговли (ЕАТ) “Березка” доступен по адресу agregatoreat.ru. Для участия необходимо будет зарегистрироваться и предоставить необходимые документы. Он взаимодействует с единой информационной системой, а также различными региональными информационными ресурсами. 

Цель создания данного сервиса – упросить процедур стандартных закупок (например канцелярии) для муниципальных нужд, а также для экономии бюджетных средств при проведении таких закупок.

У заказчика остается право провести закупку стандартным способом, если нужного товара не окажется в интернет магазине или он найдет предложение по более выгодной цене. 

©ООО МКК “РусТендер” 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника – tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Закупки у субъектов малого предпринимательства

Тендерное сопровождение закупок

Особенности участия в электронном аукционе

Поделитесь ссылкой на эту статью

Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/44-fz/zakupki-malogo-obema

Закупки у единственного поставщика: популярные основания | Контур.Закупки

Что такое закупки малого объема по нормам 44-ФЗ, в каких случаях они проводятся и на какую сумму?

Часть своих закупок заказчики осуществляют без проведения конкурентных процедур, то есть у единственного поставщика. В том числе это так называемая малые закупки. В последнее время их стало еще больше, поскольку лимит их стоимости был повышен. Но в законе 44-ФЗ есть и другие случаи, когда можно закупаться напрямую, минуя конкурсы, аукционы и запросы.

Суть закупки у единственного поставщика

Так называется способ, когда контракт заключается в обход конкурентной процедуры. Контрагентом заказчика становится юридическое или физическое лицо, которое он выбирает сам.

Закон 44-ФЗ дает заказчику право прибегать к такому методу в строго определенных случаях. Однако по своему желанию он может провести в такой ситуации конкурентную процедуру.

Ведь закупка у единственного поставщика чаще всего не является обязанностью заказчика — это лишь его право.

Способ заключения контракта напрямую удобен заказчикам по таким причинам:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • можно работать с поставщиком, с которым уже заключались контракты;
  • процедура предельно простая, риск ее нарушить минимален;
  • закупку можно провести в сжатые сроки;
  • не нужно проделывать подготовительную работу по определению поставщика и публиковать документы в ЕИС.

Основания для проведения неконкурентной закупки

Случаи, когда можно заключить контракт с поставщиком напрямую, описаны в части 1 статьи 93 закон о госзакупках. Всего там перечислено более 5 десятков различных оснований. Остановимся лишь на некоторых из них, которые применяются чаще всего:

  1. Закупки у естественных монополий. Например, когда нужно купить билеты на поезд, приходится заключать контракт с РЖД, так как других перевозчиков нет.
  2. Закупка на сумму до 300 000 рублей. Закон позволяет заказчикам осуществлять небольшие закупки у тех поставщиков, которых они выбирают самостоятельно. Ранее сумма малой закупки ограничивалась 100 000 рублей, но с середины 2019 года ее подняли до 300 000 рублей.
  3. Закупка услуг по водо-, тепло- и газоснабжению, по подключению к инженерным сетям, по обращению с некоторые веществами, оборот которых ограничен (психотропные, наркотические). Это основание похоже не первое, так как выбора из компаний, предоставляющих такие услуги, как правило, нет.
  4. Закупка при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, если необходимо оказать медицинскую помощь в экстренной ситуации. Контракты заключаются напрямую из-за отсутствия времени проводить конкурентные закупки с регламентированными сроками.
  5. Не состоялся конкурс (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, повторный), электронный аукцион, запрос котировок или предложений. Есть лишь одна заявка, удовлетворяющая условиям, остальные либо не прошли по требованиям, либо и вовсе не подавались.

Рассмотрим некоторые основания более подробно.

Закупки малого объема

Если сумма контракта не превышает 300 000 рублей, заказчик может заключить его напрямую. Но есть дополнительные условия — годовой объем таких контрактов не должен быть более:

  • 2 млн или 5% от совокупного годового объема закупок этого заказчика;
  • 50 млн рублей.

Закупать таким образом можно любые товары или услуги, в том числе и однотипные. Но нельзя дробить 1 контракт на несколько таким образом, чтобы каждый из них укладывался в объем малой закупки.

Например, заказчик купил несколько компьютеров на общую сумму 260 000 рублей. Спустя полгода он купил пару копировальных аппаратов на общую сумму 150 000 рублей.

Стоимость каждого контракта меньше 300 000, поэтому покупка производилась у единственного поставщика. Между сделками прошло много времени, плюс контракты заключались с разными поставщиками.

Никаких подозрений такие закупки не вызовут.

Другое дело, если нужно было закупить партию из 20 компьютеров по цене около 50 000 рублей каждый. Чтобы не проводить конкурентную процедуру, заказчик решил разбить покупку на 4 контракта по 5 компьютеров.

Сумма каждого контракта будет равна 250 000 рублей, поэтому на первый взгляд все законно. Однако тут налицо все признаки дробления контракта: однотипный товар, купленный за небольшой промежуток времени у одного поставщика.

Так делать нельзя — нужно проводить конкурентную закупку.

Заказчики любят малые закупки за то, что контракты заключаются по простой схеме, без проведения конкурсов или аукционов. Им не нужно:

  • отражать каждую такую закупку в плане-графике. Достаточно указать в нем общую сумму малых закупок за год;
  • публиковать в ЕИС извещение о проведении закупки у единственного поставщика;
  • размещать в системе сведения о заключенном контракте.

Несостоявшаяся неконкурентная процедура

Есть ситуации, когда проводить закупка у единственного поставщика заказчик обязан. Это необходимо сделать, если была объявлена конкурентная процедура, но она не состоялась (на нее подана всего одна заявка либо одна удовлетворяла требованиям и была допущена до процедуры). В итоге конкурс или аукцион не состоялся.

Проводя закупку у определенного поставщика, заказчик должен учитывать установленные законом лимиты совокупного годового дохода. Если в итоге они будут превышены, то нужно проводить конкурентную процедуру.

Закупка у единственного поставщика при значительной сумме контракта имеет такие минусы:

  • раз нет конкуренции, не получится снизить цену или получить иные наилучшие условия контракта;
  • сделки с единственным поставщиком часто становятся объектом внимания со стороны ФАС, поскольку при их заключении иногда имеют место нарушения закона и трата бюджетных средств. Поэтому при выборе такого способа важно позаботиться о соответствующем обосновании, если оно требуется.

Чрезвычайные ситуации

Частое основание для проведения неконкурентной закупки — обстоятельства непреодолимой силы. Однако нередко заказчики ошибочно делают выводы о том, что такие обстоятельства наступили. Рассмотрим несколько примеров.

Конец года

Заказчику выделены средства в самом конце года. Ситуация простая: деньги на закупку есть, а проводить процедуру времени нет. Можно ли здесь применить пункт 6 части 1 статьи 93 закон о госзакупках? Является ли отсутствие времени обстоятельством непреодолимой силы?

Конечно же, нет, такое основание для проведения закупки у единственного поставщика нельзя отнести к форс-мажору. Отсутствие времени не содержит признаков чрезвычайности и неотвратимости. Практика показывает, что ни ФАС, ни арбитражные суды не признают действия заказчика правомерными.

Профилактика чрезвычайной ситуации

Произошли определенные события, которые с большой долей вероятности приведут к аварии, и заказчик об этом знает. Может ли он для предотвращения последствий этой аварии приобрести товары, работы или услуги на основании контракта с единственным поставщиком?

Снова нет, поскольку на момент заключения контракта авария еще не произошла. А возможность ее возникновения не признается обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому в данном случае заключать контракт с единственным поставщиком неправомерно. Такой подход, скорее всего, не будет поддержан ни ФАС, ни судом.

Контракт спустя время после форс-мажора

Авария случилась, ее последствия уже наступили. Прошло определенное время, и заказчик заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на это происшествие. Правильно ли он поступил?

Ответ будет зависеть от того, сколько времени прошло с момента аварии и было ли его достаточно для проведения конкурентной процедуры.

Ведь при наступлении обстоятельств непреодолимы силы смысл заключения прямых контрактов в сокращении времени. Необходимые для ликвидации последствий товары, работы и услуги приобретаются в максимально короткие сроки.

Если же времени для проведения конкурентной процедуры было достаточно, то действие заказчика будет расценено, как неправомерное.

Как проверяются контракты

В определенных случаях о проведении закупки у единственного поставщика нужно уведомить ФАС. Это необходимо, если контракт заключается в соответствии с пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. Например, это закупка товаров, работ и услуг, которые необходимы для ликвидации последствий аварии и оказания неотложной медпомощи.

Проверяется правомерность закупки по простому алгоритму:

  1. Заказчик направляет в ФАС уведомление не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта.
  2. Это уведомление рассматривается контролирующим органом, затем выносится решение, правомерно ли заказчик заключил контракт.
  3. Составляется докладная записка.
  4. Если нарушений нет, заказчику об этом не сообщается.
  5. Если обнаружены нарушения, в отношении заказчика проводится внеплановая проверка, и он заранее об этом уведомляется.

Кроме того, во многих случаях заказчик при заключении контракта с единственным поставщиком должен определить его цену и обосновать ее. Это обоснование включается в текст контракта. Все случаи, когда это необходимо, перечислены в части 4 статьи 93 закона 44-ФЗ.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/zakupki-u-edinstvennogo-postavshhika-populyarnye-osnovaniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.