+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Для чего нужен единый реестр участников закупок по 44-ФЗ и как участнику закупки попасть в него?

Содержание

44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки

Для чего нужен единый реестр участников закупок по 44-ФЗ и как участнику закупки попасть в него?

Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (иначе — контрактная система, торги по госзакупкам).

Отношения в этой сфере регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Разобраться в нем — непростая задача для новичков.

Мы попробуем рассказать об основных положениях этого закона более простым языком.

Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:

  • отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
  • поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.

Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Какие закупки регулирует 44-ФЗ?

Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

  • закупки услуг у международных финансовых организаций;
  • закупки услуг по государственной защите;
  • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
  • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
  • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • вопросы взимания платы за участие в закупках.

Как организована контрактная система

Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.

Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.

По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.

Какими способами осуществляются госзакупки

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

  • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан;
  • Единая электронная торговая площадка;
  • Российский аукционный дом;
  • ТЭК — Торг;
  • Электронные торговые системы;
  • Сбербанк — Автоматизированная система торгов;
  • РТС — тендер;
  • Электронная торговая площадка ГПБ.

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Электронный аукцион

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Открытый конкурс

Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме

Запрос котировок

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 500 000 руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. рублей. С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).

Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/goszakupki/2019/10/15107

44-ФЗ для начинающих. Все о госзакупках простыми словами

Для чего нужен единый реестр участников закупок по 44-ФЗ и как участнику закупки попасть в него?

Государственные закупки — крупный рынок  для поставщиков. В 2018 году в Единой информационной системе закупок были опубликованы госзакупки общим объемом более 8 трлн руб., из которых более 1 трлн руб. отдано малому бизнесу.

Проведение госзакупок регулирует федеральный закон № 44 «О контрактной системе». В нем прописаны все правила проведения закупочной процедуры: от ее планирования, размещения в ЕИС до выполнения всех обязательств по контракту.

Кто может участвовать в госзакупках

В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели. 

Участвовать в закупках не могут организации, ИП или физлица, которые: 

  • Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства.
  • Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов.
  • Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
  • Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки.
  • Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи).
  • Являются офшорной компанией.
  • Входят в реестр недобросовестных поставщиков.
  • Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ.

Участник должен подтверждить, что может участвовать в госзакупке и не относится ни к одному из требований выше, на каждой электронной торговой площадке (ЭТП), где участвует в закупках.

Дополнительные требования к участникам госзакупок

Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию.

Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99.

Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.

Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд. 

Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности.

Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.

Преференции участникам

Некоторым участникам госзкакупок предоставляются льготы или приоритет при рассмотрении заявок. Например, госзаказчики обязаны проводить 15% от всего объема закупок среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Кроме СМП и СОНКО, преференции в госзакупках предоставляются: 

  • учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы,
  • организациям инвалидов,
  • поставщикам товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).

Виды закупок

Госзаказчики могут закупить товар, работу или услуги 7 способами:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • электронный аукцион
  • запрос предложений
  • запрос котировок
  • закупка у единственного поставщика (проводится в ограниченных законом случаях). 

В зависимости от вида закупки победителя определяют одним из двух способов:

  1. По минимальной цене, предложенной в ходе закупки — аукцион, запрос котировок.
  2. По лучшему сочетанию цены и условий исполнения контракта, предложенным в заявках или окончательных предложениях — в конкурсах и запросах предложений.
Что нужно для победыКак участвовать
АукционНаименьшая ценаПодать заявку без ошибок, снижать цену на онлайн-аукционе. 
Конкурс Лучшее сочетание цены и условий исполненияНаправить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами.
Запрос котировокНаименьшая ценаОтправить заявку, в которой согласиться с условиями исполнения контракта, описать товар и предложить цену.
Запрос предложенийЛучшее сочетание цены и условий исполненияНаправить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. Условия можно улучшить один раз после вскрытия всех заявок.

Также заказчики по 44-ФЗ могут провести закрытые конкурсы и аукционы, чтобы закупить товары, связанные с гостайной и обеспечением безопасности страны, услуги для Госфонда драгоценных металлов и камней, приставов и судей. Информация о таких закупках не публикуется в открытом доступе, а заказчик направляет приглашения для участия потенциальным поставщикам.

Где проводят госзакупки

Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.

Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года. 

Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.

Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств

При подаче заявки на закупку по 44-ФЗ участник должен предоставить обеспечение заявки. Так он подтвердит свое намерение участвовать в тендере. Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной максимальной цены контракта (НМЦК): 

  • если НМЦК от 0 до 20 млн руб., то обеспечение заявки от 0,5 до 1% НМЦК
  • если НМЦК больше 20 млн руб., то обеспечение — от 0,5 до 5% НМЦК.

Обеспечение можно предоставить деньгами или банковской гарантией. Его вернут всем участникам после того, как определится победитель.

Победитель закупки при подписании контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Так он подтверждает, что исполнит свои обязательства по контракту.

Размер обеспечения контракта составляет от 10 до 30% от НМЦК. Предоставить его можно деньгами на счет заказчика или банковской гарантией.

Обеспечение заказчик полностью вернет, если поставщик выполнит все обязательства по контракту.

Также госзаказчик может потребовать обеспечения гарантийных обязательств. Если в закупке установлено такое требование, то заказчик может подписать акт о приемке только после предоставления обеспечения. Размер обеспечения гарантийных обязательств — не более 10% НМЦК.

Снижение начальной цены контракта на 25%

Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:

  1. В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
  2. В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.

Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке. 

Реестр недобросовестных поставщиков

Если компания попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), то она не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ и других закупках, если заказчик установит соответствующее требование.

Причины, почему победитель закупки может попасть в РНП по 44-ФЗ:

  • Если он победил в закупке (или стал единственным допущенным участником закупки) и отказался заключать договор с заказчиком.
  • Компания победила в закупке, но подписала контракт позже необходимых сроков.
  • Победитель не предоставил обеспечение контракта, предоставил его поздно или с ошибкой.
  • Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту.
  • Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

При этом, если договор расторгнут по соглашению сторон, то компанию не включат в РНП. Включение в РНП можно оспорить в суде.

Закон 44-ФЗ подробно объясняет участникам госзакупок правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя, обязывает заказчика заключить контракт с победителем и оплатить товар в срок.

Поэтому он подходит начинающим участникам.

Но нужно помнить, что нарушение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки, влечет штрафы для заказчика, а участнику грозит занесением организации в реестр недобросовестных поставщиков.

Источник: https://is-zakupki.ru/material/detail/44-fz-dlya-novychkov

Размещение информации в Едином реестре участников закупок: что такое ЕРУЗ и для чего нужна регистрация в ЕИС?

Для чего нужен единый реестр участников закупок по 44-ФЗ и как участнику закупки попасть в него?

Изменения, произошедшие в декабре 2018 года в части исполнения Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», сделали обязательным ведение Единого реестра участников закупок.

Что такое ЕРУЗ

Данный реестр представляет собой перечень тех организаций, которые принимают участие в государственных и муниципальных закупках. Активное использование данного реестра стало возможным с 1 января 2019 года.

Указанный реестр участников закупок (ЕРУЗ) представляет собой информационный ресурс, состоящий из совокупности сведений и документов обо всех юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которые принимали участие в закупочных процедурах когда-либо или только планируют принимать такое участие.

Для чего нужна регистрация в ЕИС

Регистрация в Единой информационной системе и, соответственно, включение в используемый реестр участников закупок на сегодняшний день является обязательным для всех потенциальных участников закупочных мероприятий.

Это связано с требованиями действующего законодательства в сфере закупок для превращения всех проводимых закупочных процедур в максимально прозрачные механизмы удовлетворения государственных и муниципальных нужд в тех или иных работах, товарах или услугах.

В противном случае юридические лица или индивидуальные предприниматели не смогут принять участие в проводимых закупочных мероприятиях. По этой причине и включение в Единый реестр участников закупок является обязательным.

Правила регистрации в Едином реестре участников закупок

Ведение ЕРУЗ возложено на Федеральное казначейство как один из исполнительных и контролирующих органов в сфере государственных и муниципальных закупок. Именно в соответствии с принятыми данным федеральным органом регламентами осуществляется и процесс регистрации в ЕРУЗ.

В настоящее время процесс включения в указанный реестр происходит в автоматическом режиме после того, как была осуществлена фиксация сведений о потенциальном участнике в Единой информационной системе.

Кроме того, с января 2019 года проводится работа по осуществлению взаимодействия между ЕРУЗ и существующими электронными торговыми площадками для упрощения процедуры регистрации на таких площадках.

Сама по себе регистрация представляет порядок действий в электронной форме, в основу регламентации которого легли положения действующего законодательства в сфере закупок.

Так как все сведения направляются в электронном варианте, а сама процедура происходит в автоматическом режиме, то максимальный срок внесения сведений о потенциальном участнике закупочной процедуры составляет не более одного рабочего дня (при условии, что действия по регистрации осуществляются вне периода проведения регламентных технических работ на электронных ресурсах ЕИС).

В целом процесс регистрации пошагово выглядит следующим образом:

  • потенциальный участник возможных закупочных мероприятий подает заявку на регистрацию в Единой информационной системе и Едином реестре участников закупок;
  • на основании направленной заявки потенциальный участник получает регистрацию в ЕИС на срок три года, которую он должен будет продлить, когда сроку ее действия останется не более шести месяцев.

Если потенциальный участник планирует получить регистрацию на электронных торговых площадках, то с 2019 года это возможно сделать без предоставления каких-либо документов, так как все регистрационные данные автоматически выгружаются для операторов электронных торговых площадок из ЕИС.

Необходимые документы

Так как первоначально должна быть осуществлена фиксация данных о юридическом лице в ЕИС, то и основной пакет документов готовится в соответствии с правилами регистрации в этой информационной системе. К числу основных документов необходимо отнести:

  • квалифицированную и стандартную электронные цифровые подписи, так как именно эти ключи будут выступать в последующем при работе юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве идентификатора для осуществления всей деятельности по участию в закупочных процедурах;
  • из Единого государственного реестра юридических лиц потребуется выгрузить выписку по юридическому лицу. Аналогичная выписка выгружается на индивидуального предпринимателя, принимающего участие в потенциально проводимых закупочных мероприятиях.

Иные документы не потребуются, так как все необходимые данные выгружаются из Единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В случае если у потенциального участника закупочной процедуры не имеется электронной цифровой подписи, то потребуется сначала ее изготовить в организациях, которые уполномочены выдавать такие удостоверяющие документы, например, в Удостоверяющем центре территориального подразделения Федерального Казначейства.

В этом случае пакет документов существенно расширяется в соответствии с требованиями такой удостоверяющей организации.

Порядок регистрации в ЕРУЗ для юридических лиц

Как уже говорилось выше, в Единый реестр участников закупок сведения вносятся в автоматическом режиме. Однако, чтобы они попали в указанный реестр, необходимо осуществить определенные действия, а именно:

  • получить электронную цифровую подпись. При этом потребуется два вида подписей – квалифицированная (или усиленная) и простая. Право на изготовление такого сертификата дано тем удостоверяющим центрам, которые получили специальную аккредитацию у Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
  • пройти процедуру регистрации в ЕСИА и подтвердить созданную в данной системе учетную запись тем способом, который является наиболее доступным для конкретного юридического лица;
  • после того как в ЕСИА учетная запись была подтверждена, наступает период регистрации в ЕИС. Первичные сведения вносятся туда автоматически из ЕСИА. Однако подтвердить регистрацию должен руководитель юридического лица с использованием усиленной электронной цифровой подписи;
  • следующим этапом становится определение уполномоченного лица за проведение всех основных регистрационных и закупочных мероприятий в ЕСИА. Такие уполномоченные лица прикрепляются к учетной записи юридического лица в ЕСИА. Именно такие уполномоченные лица осуществляют дальнейшие действия по регистрации юридического лица и внесении сведений в Единый реестр участников закупок;
  • в личном кабинете официально назначенное уполномоченное лицо потенциального участника закупок осуществляет назначение и прикрепление юридических лиц, которые должны осуществлять свои действия по участию в закупочных процедурах, в том числе с использованием усиленной электронной цифровой подписи;
  • после формирования перечня должностных лиц, имеющих допуск к проведению мероприятий по участию в закупочных процедурах, уполномоченное лицо должно проверить степень заполненности сведений о юридическом лице в личном кабинете. Это необходимо для того, чтобы в полном объеме сформировать перечень сведений о таком юридическом лице, которые будут передаваться в ЕРУЗ. Если сведения заполнены не в полном объеме на основании выгруженных из указанного выше государственного реестра юридических лиц данных, потребуется провести проверку заполненных сведений и расширить имеющиеся;
  • следующим этапом становится прикрепление документов, подтверждающих достоверность внесенных сведений и их подписание квалифицированной электронной цифровой подписью;
  • после того как все указанные действия в ЕИС и ЕСИА полностью завершены, данные о юридическом лице автоматически выгружаются в указанный реестр участников закупок, где происходит автоматическая аккредитация юридического лица.

С 2019 года для новых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые выступают в качестве потенциальных участников закупочных процедур, аккредитация их на электронных торговых площадках возможна только в том случае, если сведения о них имеются в Едином реестре участников закупок, так как выгрузка сведений на ЭТП происходит теперь только из ЕРУЗ.

Процедура регистрации индивидуальных предпринимателей в ЕРУЗ

Данная процедура также проводится на основании внесения сведений в Единую информационную систему. Однако в силу особенностей юридического статуса индивидуальных предпринимателей данная процедура будет иметь некоторые отличия от регистрации юридических лиц. Выглядит порядок внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в ЕРУЗ следующим образом:

  • на первом этапе происходит получение квалифицированной цифровой подписи в тех удостоверяющих центрах, которые имеют на это действие разрешение, выданное Минкомсвязи РФ;
  • следующим этапом становится прохождение процедуры регистрации в ЕСИА. Данная процедура происходит аналогично процедуре, характерной для юридических лиц;
  • после того как регистрация была завершена, полученную учетную запись потребуется подтвердить наиболее удобным способом для индивидуального предпринимателя;
  • в ЕСИА потребуется подтвердить статус индивидуального предпринимателя, после чего будет осуществлен переход в ЕИС;
  • в личном кабинете в Единой информационной системе произойдет автоматическая идентификация, после чего можно переходить к заполнению сведений о потенциальном участнике закупочных процедур;
  • в личном кабинете потребуется провести проверку всех сведений, которые были выгружены из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Если какие-либо сведения заполнены не полностью, потребуется проверить их корректность и произвести корректировку, если такое потребуется;
  • следующим этапом станет подтверждение регистрации в Единой информационной системе, которой будет предшествовать прикрепление необходимых документов в электронной форме и подписание всех документов и сведений усиленной электронной цифровой подписью;
  • после подтверждения регистрации в автоматическом режиме сведения из ЕИС будут переданы в Единый реестр участников закупок;
  • завершающим этапом станет передача сведений из Единого реестра участников закупок на электронную торговую площадку. На передачу таких сведений и последующую аккредитацию индивидуального предпринимателя на такой площадке дается не более одного рабочего дня за днем регистрации в Единой информационной системе.

Таким образом, Единый реестр участников закупок следует рассматривать в качестве специального реестра, который призван упростить из-за своей автоматизации возможности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей участвовать в различного рода государственных и муниципальных закупках.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/edinyj-reestr.html/

Что такое госзакупки и для чего они нужны? Подробная информация для новичков + обзор существующих видов торгов по 44-ФЗ

Для чего нужен единый реестр участников закупок по 44-ФЗ и как участнику закупки попасть в него?

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В этой статье мы с вами поговорим о том, что такое госзакупки и для чего они нужны, а также рассмотрим, какие виды торгов существуют.

Термины “госзакупки” и “тендеры” в настоящее время настолько популярны, что о них не слышал только ленивый.

Эти понятия очень плотно вошли в наш обиход, и  все чаще и чаще встречается в прессе, телевидении и в повседневной деловой жизни.

Но, несмотря на свою популярность, отношение к госзакупкам среди поставщиков крайне неоднозначное.

Кто-то старается не ввязываться в это дело и избегает взаимодействия с бюджетом; кто-то считает участие в закупках хорошим «инструментом» для увеличения объёмов продаж и расширения рынка сбыта своих товаров, работ или услуг, а кто-то слышал об их существовании, но так и не решился принять в них участие. Поэтому в этой статье мы с вами подробно постараемся во всем разобраться.

1. Что такое государственные закупки и для чего они нужны?
2. Чем регламентируются госзакупки?
3. Где размещается информация о проводимых закупках?
4. Виды торгов по 44-ФЗ
5. Госзакупки для “чайников” — книга для начинающих участников закупок

1. Что такое государственные закупки и для чего они нужны?

Формулировок определения данного термина существует достаточно много, но лично мне больше всего нравится вот эта:

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Государственный или муниципальный контракт заключается с победителем — участником закупки (поставщиком), подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Если говорить простым языком, то госзакупки нужны для удовлетворения потребностей нашего с вами государства в различных товарах, работах и услугах. Номенклатура этих потребностей поистине огромна, начиная от канцелярских скрепок и заканчивая крупными промышленными объектами.

Проведение таких закупок положительно сказывается, как на развитии самого государства, так и на развитии бизнеса в целом. Государство в лице государственных и муниципальных заказчиков получает необходимый ему товар (работу или услугу) на самых выгодных условиях, а поставщик получает деньги.

Причем поставщиком (участником закупок) может стать любой желающий.

Согласно ФЗ о госзакупках, о котором мы поговорим в следующей части статьи, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Чем регламентируются госзакупки?

Основным нормативно-правовым актом (НПА), регламентирующим процедуры госзакупок в Российской Федерации, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (сокращенно 44-ФЗ).

Поэтому если вы решите самостоятельно освоить участие в государственных торгах, то настоятельно рекомендую начать свое обучение именно с изучения данного закона. Это своего рода азбука, без знания которой, дальнейшее погружение в эту тему, а тем более участие в торгах будет абсолютно бессмысленным.

Актуальную версию 44 закона вы всегда сможете найти на нашем сайте по этой ссылке.

3. Где размещается информация о проводимых закупках?

Согласно требованиям статьи 4 44-ФЗ все государственные закупки размещаются заказчиками на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (сокращенно ЕИС). Адрес этого ресурса — www.zakupki.gov.ru.

В “быту” этот ресурс очень часто называют сайт госзакупок. Поэтому если вдруг услышите такую формулировку, то не пугайтесь, речь идет об одном и том же сайте.

Если вы планируете участвовать в госзакупках, то искать информацию о них следует именно на этом сайте. Информацию с ЕИС берут различные поисковые системы и агрегаторы, но первоисточником информации является именно ЕИС.

4. Виды торгов по 44-ФЗ

Существующие виды (способы) госзакупок схематично представлены на рисунке, приведенном ниже.

Как видно из рисунка размещение заказа может осуществляться двумя способами: путем проведения торгов (конкурентные) и без проведения торгов (неконкурентные закупки).

Конкурентные закупки бывают открытые и закрытые. В свою очередь к неконкурентным закупкам относятся закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Анализ статистических данных за первый квартал 2017 года с официального сайта ЕИС (www.zakupki.gov.

ru) показывает, что самыми популярными на сегодняшний день способами закупок, проводимыми в рамках 44-ФЗ, являются: электронный аукцион (ЭА), открытый конкурс (ОК) и закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (ЕП). Именно на них приходится основная доля всех проводимых закупок в РФ.

5. Госзакупки для “чайников” — книга для начинающих участников закупок

Я достаточно давно занимаюсь обучением поставщиков, поэтому мне регулярно приходится отвечать на одни и те же вопросы новичков — “Как быть?”, “С чего мне начать?” и т.д. Поэтому некоторое время назад я принял решение написать книгу для начинающих участников, в которой тема госзакупок была бы описана простым и понятным языком.

Для большинства посетителей сайта и моих клиентов эта книга стала отправной точкой. После чего у них появилось общее представление о данной теме и понимание того, в каком направлении двигаться дальше.

Эта книга абсолютно бесплатна и скачать её вы сможете здесь. По последним данным книгу «Госзакупки для «чайников» скачали и прочитали уже более 5000 человек.

Если после изучения книги вы решите продолжить свое обучение в этом направлении, то можете пройти его в нашей школе госзакупок — “Азбука тендеров”.

И в завершении сегодняшней статьи предлагаю вам посмотреть небольшое видео:

На этом сегодня все! Оставляйте свои комментарии ниже, ставьте лайки и звезды, а также делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Источник: https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/chto-takoe-goszakupki.html

Единый реестр участников закупок по 44-ФЗ: порядок регистрации и размещения информации в ЕРУЗ

Для чего нужен единый реестр участников закупок по 44-ФЗ и как участнику закупки попасть в него?

Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ) – это перечень сведений об участниках закупок по 44-ФЗ, который начал формироваться с января 2019 года. До начала 2020 года все участники, которые планируют принять участие в закупках по 44-ФЗ, обязаны пройти регистрацию в ЕРУЗ.

Что такое реестр участников закупок

ФЗ-504 от 2017 года внес масштабные изменения в 44-ФЗ. Одним из наиболее существенных изменений в контрактную систему стал новый реестр участников в ЕИС. Отдельный сайт для данного реестра решили не делать: он будет представлен непосредственно в ЕИС.

Ответственным за ведение нового реестра было назначено федеральное казначейство. Именно это ведомство отвечает за полноту и достоверность представленных в реестре сведений.

ЕРУЗ, или единый реестр участников закупок, представляет собой перечень поставщиков или участников, которые зарегистрированы в ЕИС. С 2019 года началась аккредитация участников в данном реестре. В реестре содержатся данные об участниках закупок как по 44-ФЗ среди государственных и муниципальных заказчиков, так и по 223-ФЗ среди отдельных категорий юридических лиц.

Единый реестр участников закупочной деятельности формируется на основании порядка, который утвержден Постановлением Правительства №1752 от 2018 года.

Участники, сведения о которых отсутствуют в реестре, не смогут принять участие в закупках по 44-ФЗ.

Нужно ли регистрироваться в ЕРУЗ

До конца 2019 года участники вправе принять участие в закупках без регистрации в ЕРУЗ, если они имеют аккредитацию на отдельных электронных площадках (хотя и с некоторыми ограничениями). Такое право им предоставлено по ч. 50 ст. 112 44-ФЗ.

Но с начала 2020 года принять участие в закупке смогут только участники, аккредитованные в ЕРУЗ. Сейчас некоторые заказчики предъявляют дополнительное требование к участникам закупки в виде наличия действующей регистрации в ЕРУЗ (лица, не имеющие такой регистрации, отстраняются от участия в торгах).

Таким образом, участникам закупочной деятельности предоставили один год для прохождения аккредитации в ЕРУЗ.

Для участников закупок есть еще один стимул для регистрации в едином реестре участников: в этом случае им автоматически будет предоставлен доступ ко всем электронным площадкам.

Обязательная регистрация поставщиков в ЕРУЗ до конца 2019 года для участия в торгах предусмотрена ч. 47 ст. 112 44-ФЗ. Затягивать с регистрацией в системе до последних месяцев 2019 года участникам не стоит, так как она занимает несколько дней.

Какие сведения включаются в реестр

В ЕРУЗ систематизируется полный спектр регистрационной, учредительной информации о юридических и физических лицах, а также предпринимателях. Такая информация позволяет заказчику быстро получить сведения о потенциальном исполнителе по государственному контракту.

В ЕРУЗ включается следующая информация о поставщиках:

  1. Полное и сокращенное наименование юрлица или ФИО индивидуального предпринимателя, физлица.
  2. Дата начала регистрации в реестре и окончание срока действия регистрации.
  3. Местонахождение поставщика.
  4. ОКВЭД.
  5. ИНН, КПП.
  6. Дата постановки на налоговый учет.
  7. ОГРН.
  8. Директор.
  9. Контактные данные.
  10. Статус и тип участника.
  11. Индивидуальный номер участника.

Порядок регистрации

Процедура регистрации в ЕРУЗ осуществляется полностью в электронной форме. Основанием для регистрации становятся регламентирующие деятельность поставщика документы по ч. 1 ст. 24.2 44-ФЗ: учредительные и пр.

Перед прохождением регистрации в ЕРУЗ участнику нужно получить электронную квалифицированную подпись. Ее оформлением занимаются только регистрирующие центры, перечень которых представлен на сайте Минфина.

Затем участнику закупок следует наладить свое рабочее место для дальнейшей работы с сервисом. В частности, участнику нужно:

  1. Проверить настройки браузера – сайт закупок корректно работает только через Internet explorer.
  2. Установить программу КриптоПро.
  3. Зарегистрировать на сайте Госуслуги организацию и ее руководителя.

На портале государственных услуг руководитель организации должен будет наделить определенными полномочиями сотрудников.

После того как весь процесс подготовки будет пройден, участникам нужно перейти на сайт ЕИС и продолжить там регистрацию. Порядок регистрации будет немного различаться  в зависимости от статуса участника: юрлицо или ИП.

Для юридического лица

Юрлица вносят в ЕГРУЗ сведения, перечисленные в п. 5 Постановления Правительства №1752.

Порядок размещения сведений в ЕРУЗ участникам закупочной деятельности со статусом «юридическое лицо» следующий:

  1. Ответственное лицо должно зарегистрироваться в ЕСИА и получить тип учетной записи «Подтвержденный».
  2. Оно переходит во вкладку «Личный кабинет» в ЕИС и здесь выбирает опцию «Регистрация нового участника».
  3. В строке «Тип участника закупки» выбирается «Юридическое лицо».
  4. После согласия с запросом на подтверждение регистрации нужно перейти к заполнению формы авторизации.
  5. После автоматической проверки организации на соответствие требованиям к участникам и проверки ключа электронной подписи откроется форма для регистрации.
  6. В форме для регистрации содержатся несколько вкладок. Они позволяют зарегистрировать: нового участника закупочной деятельности (регистрируется само юрлицо); представителя, как участника закупок из ЕИС (регистрируется ответственное лицо); других представителей заказчика (регистрируются представители участника закупок). Многие регистрационные данные загружаются в реестр автоматически на основании ЕСИА и ЕГРЮЛ.
  7. Если учреждение можно отнести к СМП, то это также прописывается в форме.
  8. Вручную в регистрационной форме заполняются следующие поля: максимально возможная сумма сделки по решению участника; реквизиты документа, которые удостоверяют сведения; адрес электронной почты, телефон и сайт в разделе с контактными данными.
  9. Остается нажать кнопку «Далее» и все данные сохранятся.
  10. В завершении процедуры регистрации специалисту нужно выбрать опцию «Зарегистрировать» и подписать документ.
  11. При корректном завершении регистрации в окне появится соответствующее уведомление.

Сведения о юрлице по результатам регистрации включают в ЕРУЗ, а компании присваивается уникальный номер записи в реестре.

Для индивидуального предпринимателя

Внесение сведений в единый реестр поставщиков индивидуальным предпринимателем предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Предприниматель переходит в раздел «Вход в ЕИС» – «Регистрация нового пользователя».
  2. Здесь участник выбирает подходящий статус – «Физическое лицо, индивидуальный предприниматель».
  3. В диалоговом окне предпринимателю нужно подтвердить регистрацию в ЕИС в качестве участника закупки. Здесь он проверяет корректность отображения фамилии, имени и отчества, а также ИНН.
  4. Далее система приступает к проверке статуса учетной записи пользователя на портале, сертификат электронной подписи и сведения о гражданстве.
  5. В случае успешной проверки откроется регистрационная форма для заполнения. Некоторые сведения в ней будут проставлены автоматически из ЕСИА и ЕГРИП: ФИО, ИНН, ОГРНИП, дата регистрации, паспортные сведения, признак участника закупки (физлицо в статусе ИП) и пр.
  6. Предприниматель выбирает действие «Зарегистрировать», откроется окно для подписи.

После успешной регистрации откроется уведомление об этом факте, и предпринимателю присвоят уникальный номер в системе.

Сроки внесения сведений

Сроки включения сведений об участнике в ЕРУЗ составляют 5 рабочих дней после поступления нужного комплекта документов в систему. При необходимости участник сможет вносить изменения в сведения, которые содержатся о нем в ЕРУЗ. Информация будет обновлена в реестре в течение 5 дней.

Все сведения, которые вносятся в реестр, будут доступны для ознакомления всем желающим и находятся в открытом доступе.

После регистрации участника в ЕРУЗ данные о нем передаются на электронные торговые площадки в течение дня, после чего их операторы аккредитуют участника.

С момента аккредитации на электронных торговых площадках участники вправе подавать заявки на участие в закупках.

Аккредитация участников происходит через взаимодействие электронной площадки и ЕИС.

ЭТП не вправе требовать от поставщика дополнительные документы.

Сроки действия аккредитации

По умолчанию аккредитация в ЕРУЗ действует три года. После истечения указанного срока участник должен будет подтвердить свои намерения по дальнейшему участию в сфере государственных закупок.

Одновременно ему нужно будет проверить сведения о себе в реестре и обновить их при необходимости. Если участник не успеет подтвердить сведения о себе, то данные о нем будут исключены из реестра, и это закроет ему доступ для дальнейшего участия в закупках.

Поставщик имеет право продления срока регистрации в ЕИС через повторное прохождение процедуры аккредитации в ЕРУЗ не ранее, чем за полгода до окончания ее действия. Но за три месяца до окончания сроков регистрации участник уже не вправе участвовать в торгах.

Регистрация участника в ЕРУЗ может быть завершена досрочно в следующих случаях:

  1. По желанию участника. Участник вправе написать заявление об исключении сведений о компании из реестра.
  2. В принудительном порядке. Принудительное исключение возможно, если компанию признают офшорной; в отношении участника вступит в силу судебное решение, запрещающее ему регистрироваться в ЕРУЗ; в реестр поступят данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, указывающие на то, что юрлицо было ликвидировано, или предприниматель прекратил свою деятельность.

Причины для отказа в регистрации

Регистрацию в ЕРУЗ не смогут пройти офшорные компании и участники, не имеющие квалифицированную электронную подпись.

Причинами для отказа в регистрации в ЕРУЗ являются:

  1. Непредоставление необходимых документов.
  2. Подписание документов лицом, которое не было наделено соответствующими полномочиями.
  3. Регистрация компании в ЕРУЗ запрещена по решению суда.
  4. Предоставленные документы противоречат друг другу.

Таким образом, единый реестр участников закупок – это перечень информации об участниках закупочного процесса.

Данный реестр начал функционировать с 2019 году и упростил для участников участие в торгах: теперь им не нужно проходить регистрацию на каждой электронной площадке.

Аккредитация в ЕРУЗ открывает участникам доступ ко всем площадкам и оформляется на 3 года. С 2020 года лица, которые не прошли регистрацию в реестре, не смогут принять участие в закупках по 44-ФЗ.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/reestr-uchastnikov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.