+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Государственный заказчик по современному закупочному законодательству: понятие, примерные типы и виды, особенности работы

Содержание

44‑ФЗ простым языком. Часть 1

Государственный заказчик по современному закупочному законодательству: понятие, примерные типы и виды, особенности работы

Статья актуальна на 1 июля 2019

Если вы — начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя. Закон написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и вот что вышло.

Заказчик

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков. 
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках. 

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,  

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги. 

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация. 

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ. 

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки. 

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке. 

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики, 
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).

Появится в 2020 году

  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС. 

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью: 

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках.  С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре. 

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали. 

Способы проведения закупок 

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Это основание для планов-графиков.Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.
В описании каждой закупки есть:

  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.
В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам, 
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете.Формируются на финансовый год.
Планы можно менять.   Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.  Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.С 1 июля 2019 года можно будет объявлять закупку через 1 день после изменения плана-графика.Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны. 
В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.В плане-графике нужно обосновать НМЦ,.Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и должны проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

* С 1 октября 2019 года заказчики будут планировать закупки только по планам-графикам на 3 года, планы закупок будут отменены. До конца 2019 года по-прежнему нужно составлять план закупок и план-график.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.  

Все госзакупки нормируются.

Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ. 

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС. 

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить контракты. Подробнее об этих мерах мы писали здесь. 

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11. 

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1142-44-fz-1

Кто является государственным заказчиком в соответствии с 44-ФЗ? Понятие, виды, права и обязанности

Государственный заказчик по современному закупочному законодательству: понятие, примерные типы и виды, особенности работы

В настоящее время закупочное законодательство, в частности, Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подвергается постоянным трансформациям в целях превращения существующей закупочной системы в максимально прозрачную. Вся эта система вращается вокруг специального типа юридических лиц – государственных и муниципальных заказчиков. Однако если для муниципальных заказчиков имеются некоторые послабления в силу их подчиненности, в первую очередь, в финансовом плане, муниципальным бюджетам, что делает уровень затрат на обеспечение нужд не таким значительным, то для организаций, обладающих статусом государственных заказчиков, регламентация их деятельности очень жесткая.

Нормативная основа определения государственного заказчика

С нормативной точки зрения, государственные заказчики, кроме указанных выше двух федеральных нормативных актов, пользуются также и специально принимаемыми подзаконными актами, принимаемыми различными министерствами и ведомствами, а также Правительством Российской Федерации.

Кроме того, если речь идет о государственном заказчике, осуществляющем всю свою закупочную деятельность на основании Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», то в качестве нормативного акта, которым они должны руководствоваться, следует рассматривать также Положение о закупках, которое такие заказчики обязаны принять с целью исполнения требований действующего законодательства.

Государственные заказчики и их характеристика

Понятие государственного заказчика на сегодняшний день достаточно точно сформулировано, так как данный процесс занимает длительный период.

В соответствии с имеющейся практикой правоприменения в качестве государственного заказчика сейчас следует признавать специально созданное на федеральном или региональном уровнях учреждение, обладающее всеми признаками юридического лица, главной целью образования которого является представление и защита всего государства в целом или отдельного региона.

Специфика работы таких организаций может различаться, но получить статус государственного заказчика они могут только в том случае, если при их создании на них была возложена финансовая обязанность к принятию различных видов бюджетных обязательств, которые будут направлены на осуществление закупочной деятельности в интересах всего государства в целом или какого-то отдельного его субъекта (региона).

Типы

В настоящее время выделяют такие типы государственных заказчиков, как:

  • государственные органы и органы, относимые к осуществляющим властные полномочия (органы госвласти);
  • органы, осуществляющие управление различными фондами, имеющими внебюджетное происхождение;
  • федеральные учреждения казенного типа;
  • учреждения, обладающие статусом бюджетных;
  • предприятия унитарного вида, кроме тех, главной целью создания которых является обеспечение соблюдения законов на территории Российской Федерации в части защиты интересов граждан и самой России;
  • «Росатом» и «Роскосмос», именуемые государственными корпорациями.

Виды

Если говорить о видах государственных заказчиков, то можно выделить следующие:

  • учреждения образования, создаваемые на различных уровнях образовательной системы, а также на различных уровнях государства;
  • учреждения здравоохранения, также функционирующие на различных государственных уровнях, а также оказывающие услуги санаторно-курортного пребывания;
  • учреждения, осуществляющие социальную защиту лиц, проживающих на территории Российской Федерации;
  • учреждения, отвечающие за трудоустройство физических лиц на территории Российской Федерации, а также защиту прав в сфере труда таких лиц;
  • учреждения, чьей целью создания было обеспечение безопасности населения государства и самого такого государства;
  • иные организации, которые были созданы с привлечением государственных средств или которые функционируют для обеспечения полноценного существования Российской Федерации, как государства.

Если говорить о существенных различиях, позволяющих выделить государственных заказчиков и иные юридические лица, которые могут быть к ним приравнены, то следует помнить о том, что такие различия строятся на основе финансирования.

Для образовательных и медицинских учреждений характерно использование не только государственных средств уровня федерального или регионального бюджетов, но и полученных от собственной коммерческой деятельности. Они имеют право использовать для регламентации своей деятельности Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Остальные перечисленные виды заказчиков получают финансирование только из федерального или регионального бюджетов, что накладывает на них обязательство использования для нормативного регулирования своей закупочной деятельности Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Права и обязанности

Любой государственный заказчик наделен определенными правами и обязанностями в соответствии с действующими нормами законодательства. К числу таковых относятся:

  • полномочия по проведению плановых мероприятий для организации своей закупочной деятельности на основании сведений об имеющихся нуждах самой организации-заказчика, но с учетом того, какие лимиты бюджетных обязательств были выделены такому заказчику;
  • осуществление своей закупочной деятельности на основании сформированного перечня потребностей и имеющегося плана по их удовлетворению на основании имеющихся бюджетных средств;
  • подписание специальных соглашений – контрактов и договоров, оформление которых становится возможным только после завершения закупочной процедуры;
  • осуществление проверочных мероприятий внутри своей собственной контрактной системы с целью выявления случаев и фактов нецелевого и (или) неполноценного использования предоставленных бюджетных средств, а также с целью выявления нарушений в части соблюдения закупочного законодательства;
  • проведение внешних аудиторских проверок с целью установления нарушений в организации закупочной деятельности.

Особенности работы

Кроме таких прав и обязанностей, для осуществления закупочной деятельности государственного заказчика характерен также и ряд специальных особенностей, которые связаны с тем, что на таких организациях лежит повышенная ответственность за использование государственных финансов для обеспечения своих нужд и интересов. К числу основных особенностей можно отнести:

  • обязательное исполнение требований, которые сформулированы действующим закупочным законодательством в части функционирования закупочной системы заказчика относительно соблюдения сроков проводимых закупочных процессов, а также относительно размещения таких сведений в Единой информационной системе в сфере закупок;
  • подготовка отчетных документов, перечень которых сформирован в различных федеральных и региональных нормативно-правовых актах, регулирующих сферу закупочной деятельности, которые позволяют в том числе и принять решение о необходимости проведения мероприятий по внеочередному мониторингу имеющейся ситуации в рамках закупочной деятельности того или иного заказчика;
  • формирование отчетной документации в отношении механизмов и основных направлений расходования средств различных уровней бюджета, а также средств, которые были получены из иных источников доходов (формирование таких отчетов должно осуществляться теми заказчиками, которые получают финансирование не только из различных уровней государственного бюджета, но и от своей коммерческой деятельности либо от участия в различных инвестиционных проектах);
  • проведение мероприятий по участию в организуемых на различных уровнях исследовательских проектах с целью привнесения в закупочную деятельность заказчика принципов полноценного и грамотного действия созданной закупочной (контрактной) системы в рамках одного конкретного заказчика или целой группы таких организаций.

Положительные и отрицательные стороны взаимодействия

Существующая система государственных и муниципальных закупок на сегодняшний день предусматривает два основных звена, которые должны взаимодействовать друг с другом в рамках реализуемой закупочной системы.

Такими основными звеньями являются заказчик и исполнитель по контракту или договору. Взаимодействие между такими участниками может быть достаточно сложным, так как может иметь место привлечение субподрядчиков или субисполнителей. Однако у него есть свои плюсы и минусы.

Если говорить о плюсах такого взаимодействия, можно выделить следующие:

  • осуществление закупочной деятельности отличается стабильностью в финансовом плане, так как все финансирование заключаемых контрактов происходит за счет средств федеральных и региональных бюджетов, что позволяет исполнителям минимизировать риски потери денежных средств (то есть средства будут выплачены исполнителю в случае полного и добросовестного исполнения им своих обязательств по заключенному контракту или договору);
  • участие исполнителя одновременно в нескольких закупочных процессах, проводимых одним и тем же заказчиком либо у различных заказчиков при условии наличия достаточного количества средств в случае, если исполнение контрактов требует обязательного блокирования определенного объема средств в качестве обеспечения исполнения;
  • формирование положительной репутации участника рынка в том случае, если исполнитель грамотно выполняет все условия контракта или договора, не допуская просрочек в таком исполнении;
  • в случае постоянного участия в осуществлении государственных закупок, если такое участие со стороны исполнителя происходит без нарушения взятых на себя обязательств, такой исполнитель может рассчитывать на получение особых льгот и преференций, в том числе если происходит поставка специальных групп товаров, которые относятся к особо оцениваемым государством (ввиду включения их в специальные перечни Правительства Российской Федерации).

Несмотря на очевидные плюсы участия в государственных и муниципальных закупках для исполнителей, у участия в закупочной деятельности с позиции исполнения государственных и муниципальных контрактов для исполнителей есть и свои минусы:

  • на счетах юридического лица или индивидуального предпринимателя должны иметься денежные средства в достаточном объеме, так как они могут быть заблокированы в качестве обеспечения исполнения контракта на длительный период, то есть до момента полного исполнения взятых на себя обязательств (средства перечисляются либо банку, который будет выдавать банковскую гарантию, либо на специальный счет заказчика, предназначенный для получения таких гарантирующих платежей);
  • в случае существенного нарушения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом или договором, такой исполнитель может быть включен в Реестр недобросовестных поставщиков, что послужит в качестве причины ограничения возможностей участия на срок до двух лет в проводимых государственных и муниципальных закупках (лицам, включенным в данный реестр, запрещено принимать участие в проводимых закупочных мероприятиях для удовлетворения нужд государственного или муниципального заказчика);
  • в случае использования заказчиком с целью соблюдения законодательства о защите конкуренции различных антидемпинговых мер в отношении исполнителей по заключаемым контрактам и договорам такие меры могут стать причиной существенного финансового урона для участвующих в закупочных мероприятиях исполнителей;
  • невозможность принять участие в тех процедурах, которые предусмотрены заказчиком для ограниченного круга лиц, если потенциальный исполнитель не относится к такому ограниченному кругу лиц (например, если закупка проводится среди организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства, то организации, не обладающие таким статусом либо не подтвердившие этот статус, не имеют права принимать участие в таких закупочных процессах).

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/gosudarstvennyi-zakazchik.html

Понятие государственного заказчика и его основные виды в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ

Государственный заказчик по современному закупочному законодательству: понятие, примерные типы и виды, особенности работы

Государственный заказчик – это то юридическое лицо, ради обеспечения нужд которого была создана и постоянно изменяется существующая в настоящее время контрактная система.

Кто является государственным заказчиком и на основании каких нормативных актов они функционируют?

Понятие и нормативная основа действий государственного заказчика

Основное регулирование действий, которые могут осуществляться различного рода заказчиками при осуществлении государственных и муниципальных закупок, происходит с помощью Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В том случае, если заказчик имеет не только бюджетное финансирование, но и дополнительные источники доходов, но в качестве создателя выступает государство, то его функционирование в части осуществления госзакупок будет осуществляться также и на основании Федерального закона №223-ФЗ.

Под государственным заказчиком следует понимать такой орган, который выступает в качестве юридического лица, отстаивающего интересы всей Российской Федерации или конкретного региона, а также получил в момент своего образования полномочия принимать различные бюджетные обязательства и проводить за счет таковых закупки, направленные на удовлетворение собственных нужд, а также нужд представляемого уровня государства.

К числу государственных заказчиков в настоящее время относятся:

  • государственные органы, а также органы государственной власти;
  • органы управления внебюджетными фондами;
  • казенные учреждения федерального подчинения;
  • бюджетные учреждения;
  • унитарные предприятия за исключением тех предприятий, которые были созданы для обеспечения правопорядка и безопасности граждан Российской Федерации, а также защиты интересов самого государства;
  • государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос».

Данное определение государственного заказчика прямо сформулировано законодателем в рамках пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О контрактной системе».

Типы заказчиков и их права в сфере госзакупок

В качестве основных видов государственных заказчиков следует выделить:

  • образовательные учреждения различных видов образования;
  • медицинские учреждения, в том числе предоставляющие услуги санаторно-курортного пребывания;
  • государственные органы обеспечения занятости населения;
  • государственные органы, осуществляющие обеспечение безопасности граждан Российской Федерации и защиту интересов самого государства и т. д.

Для первых двух типов заказчиков характерно получение финансирования не только из государственного бюджета различных уровней, но также и за счет оказания различного рода платных услуг населению, например, дополнительные платные занятия, которые осуществляются в образовательных учреждениях различного уровня образования.

Остальные же государственные заказчики имеют только бюджетное финансирование, в результате чего могут осуществлять свою деятельность только на основании Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе».

К числу основных прав и полномочий любого государственного заказчика относятся:

  • возможность осуществления планирования потенциально проводимой закупочной деятельности на основании имеющихся нужд, а также на основании полученного объема государственных бюджетных обязательств, которые и означают выделение финансирования;
  • проведение различного рода закупочных процедур исходя из установленных ранее потребностей конкретного заказчика, в том числе с собственным обоснованием того или иного вида выбранной процедуры;
  • заключение контракта, который может быть подписан только по итогам проведенной закупочной процедуры;
  • проведение внутренних проверок функционирования созданной внутри организации контрактной системы, а также выступление в качестве инициатора внешней аудиторской проверки в случае, если у самого государственного заказчика возникает вопрос о верном соблюдении тех или иных норм действующего законодательства в сфере закупок.

Для государственного заказчика, кроме прав и полномочий в сфере закупок, законодатель предусмотрел также и целый ряд специальных обязанностей, которые сформулированы исходя из серьезной ответственности относительно расходования бюджетных средств. К числу основных особенностей относятся:

  • регулярное соблюдение установленных законом сроков относительно проводимых процедур осуществления различного рода государственных и муниципальных закупок, в том числе в части размещения всей необходимой информации в ЕИС;
  • составление отчетности, которая предусмотрена действующим законодательством, и направление ее для проверки в уполномоченные контролирующие органы, в том числе для принятия решения о необходимости проведения срочного мониторинга относительно сложившейся ситуации в рамках функционирования контрактной системы конкретного государственного или муниципального заказчика;
  • предоставление отчетов о механизмах и путях расходования тех средств, которые были получены не только из государственного бюджета, но и из сторонних источников доходов, если такое дополнительное финансирование предусмотрено действующим законодательством в отношении конкретного типа государственных заказчиков;
  • участие в проводимых исследованиях относительно правильной и грамотной реализации основных функций существующей контрактной системы, если такие исследования направлены на улучшение функционирования такой системы, а также играют роль маяков относительно существующих проблем, что в последующем повлечет изменение действующих норм права.

В том случае, если государственный заказчик не выполняет свои обязательства, то он сам как юридическое лицо, а также его должностные лица, ответственные за осуществление такой деятельности, могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с той или иной статьей Кодекса об административных правонарушениях.

Плюсы и минусы работы с государственными заказчиками

В существующей контрактной системе (или системе государственных закупок) существует два ключевых звена – государственный заказчик (законодатель позволяет называть его просто заказчиком) и исполнитель.

Если для государственного заказчика участие в созданной контрактной системе является обязательным, то исполнитель вправе выбрать, принимать участие в ней или нет.

Для того чтобы принять окончательное решение, следует взвесить все существующие положительные и отрицательные стороны. Так, к плюсам работы с государственными заказчиками следует отнести:

  • стабильность взаимодействия, так как осуществление оплаты по исполненным контрактам происходит на основании выделенных бюджетных средств (в том случае, если контракт исполнен без нарушения действующих норм права и сроков);
  • возможность принимать участие одновременно в нескольких закупках;
  • получение хорошей бизнес-репутации для тех случаев, когда речь идет о регулярном выполнении взятых на себя обязательств без каких-либо нарушений;
  • получение различного рода преференций и льгот, а также субсидий, которые государство предусматривает для участников государственных закупок, если таковые исполняют взятые на себя обязательства добросовестно.

Среди минусов взаимодействия с государственными заказчиками следует рассматривать:

  • необходимость иметь достаточно большой объем средств на счетах юридического лица, которые при необходимости можно вывести из оборота на длительный срок, особенно для тех случаев, когда речь идет об участии в электронных торговых процедурах, в которых необходимо для участия вносить средства в качестве обеспечения заявки, а также предоставлять гарантию заказчику своей добросовестности в виде внесения обеспечения исполнения контракта, которое не будет возвращено до момента, пока контракт не будет полностью исполнен, а его результаты приняты;
  • возможность включения в Реестр недобросовестных поставщиков, если будут установлены случаи нарушения сроков или условий исполнения контракта по причинам, которые напрямую зависят от исполнителя, но он не уведомил об этом заказчика заранее;
  • риск больших финансовых потерь из-за применения различного рода антидемпинговых мер, если такое применение предусмотрено законом;
  • ограничение возможностей принимать участие в различных закупочных процедурах по причинам установления заказчиком перечня категорий юридических лиц, которые могут принимать участие в тех или иных закупках (например, некоторые закупки проводятся для поддержки только субъектов малого предпринимательства, а остальные юридические лица не имеют права подавать заявки на участие в таких закупочных процедурах).

Перечисленные положительные и отрицательные стороны не являются исчерпывающим перечнем и в каждом конкретном случае исполнителю следует самостоятельно принимать решение о необходимости и возможности участия в тех или иных закупочных процедурах.

Государственный заказчик – это ключевое звено созданной в России системы госзакупок.

Для того чтобы эта система работала максимально прозрачно, государственному заказчику даны достаточно широкие права и полномочия в сфере осуществления закупок в своих интересах, но также на них наложены достаточно серьезные обязанности, неисполнение которых влечет наложение существенных мер административной ответственности.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/goszakazcik.html

Какие бывают виды госзакупок?

Государственный заказчик по современному закупочному законодательству: понятие, примерные типы и виды, особенности работы
Изображение любезно взято с https://zakupki.kontur.ru/. Автор неизвестен.

В прошлой статье мы с вами говорили о базовых положениях системы госзакупок в России.

Двигаемся дальше, следующая важная тема – это виды госзакупок (далее – закупок).

Виды закупок перечислены в ст. 24 Закона №44-ФЗ.

Закупки можно классифицировать на два основных вида:

• конкурентные закупки товаров, работ, услуг (далее – ТРУ) (название говорит само за себя);

• неконкурентные (закупки у единственного поставщика).

Кратко разберем каждый из них.

Конкурентные закупки

До 01.01.19 существовало большое количество закупок в “бумажной форме”. Теперь же все закупки, за исключением случаев закупок для обеспечения государственных нужд за пределами РФ, закупок по оказанию скорой помощи гражданам, ликвидации последствия ЧС и т.д, а также некоторых закрытых закупок, проходят в электронной форме.

Открытый конкурс в электронной форме (далее – ОКЭФ)

Проводится в электронной форме на электронной площадке (далее – ЭП).

Для участия в ОКЭФ поставщикам необходимо иметь электронную подпись и аккредитацию на ЭП/регистрацию в ЕИС (zakupki.gov.ru).

ОКЭФ проходит в несколько этапов:

1 этап: участники подают заявки. Заявки должны состоять из 2 частей и ценового предложения. Заказчик проверяет первые части заявок и допускает/не допускает участника до конкурса, а также оценивает (присваивает баллы) допущенные заявки.

2 этап: участники конкурса могут подать окончательные ценовые предложения. Это так называемая “переторжка”. Участники конкурса могут снизить предложенную цену.

ВАЖНО!

Окончательное ценовое предложения подается только один раз.

3 этап: заказчик проверяет вторые части участников ОКЭФ, снова допускает/не допускает заявки участников конкурса (но уже по другим требованиям), и также оценивает допущенные заявки.

4 этап: подведение итогов.

Побеждает не тот, кто предложит наименьшую цену контракта, а тот, кто предложит лучшие условия исполнения контракта. Чьи условия исполнения контракта являются наилучшими, определяется на основании оценки заявок участников. Каждой заявке присваиваются баллы в соответствии с критериями оценки заявок.

Конкурс с ограниченным участием в электронной форме (далее – КОУЭФ)

Перечень случаев, при котором проводится КОУЭФ, установлен постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99.

Отличается от открытого конкурса в электронной форме тем, что к участникам такого конкурса предъявляются дополнительные требования о наличии необходимой квалификации, опыта, ресурсов.

КОУЭФ используется при закупках сложных, инновационных ТРУ, а также при закупках общественного питания.

Двухэтапный конкурс в электронной форме

Используется для закупок научных исследований, произведений искусства и других сложных ТРУ.

Вряд ли вы когда-нибудь столкнетесь с таким конкурсом.

Закрытые способы (Закрытый конкурс, Закрытый конкурс с ограниченным участием, Закрытый двухэтапный конкурс, Закрытый аукцион)

Информация о таких закупках распространяется только ограниченному кругу лиц и, как правило, не размещается в ЕИС.

Например, закупки, составляющие гостайну.

С такими закупками вы также вряд ли столкнетесь.

Электронный аукцион (далее – ЭА)

Самый распространенный вид закупок.

Проходит в электронной форме на ЭП.

Побеждает тот, кто предложил наименьшую цену контракта.

Для участия в ЭА поставщикам необходимо иметь электронную подпись и аккредитацию на ЭП/регистрацию в ЕИС.

ЭА проходит в 3 этапа.

1 этап: участники подают заявки на участие в ЭА.

Заказчик проверяет первые части заявок и допускает/не допускает участника до аукциона.

2 этап: проведение самого аукциона. Участники ЭА торгуются между собой. Первое место получает заявка с наименьшей ценой контракта.

3 этап: подведение итогов. Заказчик проверяет вторые части участников ЭА. И признает победителя ЭА. Если участник, занявший первое место по результатам ЭА, не соответствует требованиям документации ЭА, то Победителем признается следующий участник ЭА.

Запрос котировок в электронной форме (далее – ЗКЭФ)

Проводится в электронной форме на ЭП. Побеждает тот, кто предложил наименьшую цену контракта.

Для участия в ЗКЭФ поставщикам необходимо иметь электронную подпись и аккредитацию на ЭП/регистрацию на ЕИС.

Начальная (максимальная) цена контракта по ЗКЭФ не может быть выше 500 тыс. руб. Годовой объем ЗК не может превышать 10 % совокупного годового объема закупок Заказчика.

ЗКЭФ проходит в 2 этапа:

1 этап: участники подают заявки на участие в ЗКЭФ .

Заказчик проверяет заявки и допускает или отклоняет их.

2 этап: оператор ЭП ранжирует и оценивает допущенные заявки по цене контракта.

Победителем признается участник, заявке которого присвоен первый номер.

Запрос предложений в электронной форме (далее – ЗПЭФ)

Сложная и не распространенная процедура. Проводится на ЭП.

Как правило, Заказчик может проводить ЗПЭФ при несостоявшихся электронных закупках, есть и другие основания для выбора такой закупки.

В ЗПЭФ есть переторжка (возможность изменить предложение (в т.ч. цену)).

Закупка у единственного поставщика

Надо отметить, что закупки ТРУ у единственного поставщика очень любят заказчики – не нужно готовить документацию для конкурентных закупок.

По своему смыслу закупка у единственного поставщика означает, что Заказчик не проводит конкурентную закупку, а заключает контракт «напрямую» с выбранным поставщиком, подрядчиком, исполнителем.

Решение о выборе того или иного поставщика, подрядчика, исполнителя заказчик принимает на свое усмотрение.

Перечень случаев, при которых у заказчика возникает право закупать ТРУ у единственного поставщика, обширный – 55 случаев, и указан в ст. 93 Закона №44-ФЗ.

Самые распространенные: коммуналка и «прямые» контракты (до 100 000/400 000 рублей).

Так, например, любой заказчик имеет право закупать ТРУ на сумму не более 100 000 рублей в рамках одного контракта, но есть ограничения: таких закупок в год не должно быть больше, чем на 2 000 000 рублей или не более 5 % совокупного годового объёма закупок (СГОЗ, что это такое мы узнаем чуть позже), который не может быть более 50 000 000 рублей.

Кроме того, заказчики из сферы культуры (например, дома культуры) имеют право закупать ТРУ на сумму не выше 400 000 рублей по одному контракту, НО: годовой объем таких закупок не должен быть более 50 % от СГОЗ и не должен составлять более 20 000 000 рублей.

Напишите, пожалуйста, было ли вам полезно читать эту статью? Узнали ли вы что-то новое?

Подписывайтесь на канал, следите за интересными статьями, ставьте публикациям лайки, пишите комментарии.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bcf6a70e942ba00abc0edeb/5c3b2b664aa54f00aaf6b4bd

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.