+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Экономические преступления: профилактика правонарушений, методы, способы и органы расследования

Содержание

Расследование экономических преступлений — какой орган занимается этим

Экономические преступления: профилактика правонарушений, методы, способы и органы расследования

По итогам 2017 года одним из самых часто совершаемых преступлений в России стало мошенничество — количество возбужденных уголовных дел по соответствующим статям превысило 200 тысяч, уступая пальму первенства только традиционно распространённым в нашей стране кражам и преступлениям в сфере незаконного оборота наркотических средств. Сумма уголовных дел, возбужденных по ст. 159, а также по смежным ст.ст. 159-1 – 159-6 УК РФ превышает общее количество уголовных дел, возбужденных по более чем пятидесяти статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений в сфере экономической деятельности.

При анализе статистики по уголовным делам по ст. 159 и смежным статьям 159-1 – 159-6 УК РФ бросается в глаза тот факт, что большая часть возбужденных уголовных дел не доходят до суда, кроме того, значительная часть дел возбуждается в отношении предпринимателей, причем далеко не всегда законно.

Все ещё не являются редкими случаи, когда правоохранительные органы используют уголовное судопроизводство, в частности статьи УК РФ по преступлениям в сфере экономики в незаконных целях: бизнес преследуется с целью улучшения статистических показателей, получения каких-либо преференций от предпринимателей, а также устранения фирмы по заказу конкурентов.

Не лучшим образом обстоят дела и при проведении проверок сообщений о совершении преступлений в сфере экономики: сроки проверок нарушаются, нередко фактически составляя от нескольких месяцев до года, выносятся незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или направлении по подследственности, а злоумышленники тем временем уничтожают доказательства, успевают скрыться, выполнить иные действия, которые впоследствии препятствуют производству по делу при его возбуждении. Все это подрывает доверие предпринимателей и простых граждан к органам, призванным защищать их права, препятствует реализации основных назначений уголовного судопроизводства, а именно защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод.

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, обеспокоенный таким положением дел, предложил создать в России спецслужбу, которая занималась бы расследованием преступлений в экономической сфере. Титов убежден, что такая служба поможет решить сразу две задачи.

Во-первых, снизится давление на бизнес, поскольку расследование экономических преступлений будет независимым, а во-вторых, повысится качество расследования преступлений в сфере экономической деятельности.

Уполномоченный при президенте РФ заявляет, что уровень специальной подготовки сотрудников следственных органов, занимающихся расследованием экономических преступлений, крайне низкий, что не позволяет им корректно выполнять свою работу.

Борис Титов также отметил, что подобные спецслужбы есть уже в некоторых зарубежных странах, например, в Италии и Казахстане. И опыт работы спецслужб только положительный.

Кто раскрывает и расследует экономические преступления сейчас в России?

В настоящее время основной объём работы по раскрытию и пресечению преступлений в сфере экономики выполняют профильные подразделения МВД РФ, а именно Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции в структуре МВД, а на местах — управления и отделы.

Внутри каждого подразделения есть свои отделы, оперативно-розыскные части и отделения, занимающиеся раскрытием  экономических преступлений в определенном отраслевом направлении: в сферах ТЭК и химии, машиностроения и металлургии, торговли, сельского хозяйства и т.д.

По наиболее резонансным делам, а также при наличии угрозы государственным интересам и безопасности к раскрытию экономических преступлений привлекаются сотрудники Службы экономической безопасности ФСБ России, имеющей в своём составе управления по контрразведательному обеспечению предприятий промышленности (Управление «П»), транспорта (Управление «Т»), кредитно-финансовой сферы (Управление «К»), МВД, МЧС, Минюста (Управление «М»), по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотических средств (Управление «Н»), Организационно-аналитическое управление, Административную службу.

Что касается расследования уголовных дел в сфере экономики, в отношении них законом не установлена единая монополия следствия какого-либо одного правоохранительного органа: данной категорией дел занимаются и следователи Следственного комитета РФ, и следователи органов внутренних дел, и следователи органов федеральной службы безопасности. Подследственность определяется в каждом конкретном случае исходя из того, по какой именно статье УК РФ осуществляется производство, а также с учётом общих правил, закреплённых в ст. 151 УПК РФ. Так, расследованием уголовных дел по ст. 159 и ст.ст. 159-1 – 159-6 УПК РФ и многим другим статьям занимаются следователи органов внутренних дел; налоговые составы и некоторые иные преступления в сфере экономики, включая преступления против интересов службы в коммерческой организации отнесены к подследственности следователей Следственного комитета РФ; расследованием дел по ст. 189 (незаконный экспорт сырья, материалов, оборудования, технологий), по ч. 2 ст. 200-1 (контрабанда наличных денежных средств) занимаются следователи органов федеральной службы безопасности. Кроме того, по большому количеству преступлений в сфере экономики, включая мошенничество и его отдельные виды, расследование может производиться следователем того подразделения, которое его выявило.

Таким образом, мы видим, что в современных условиях раскрытие и расследование преступлений в сфере экономики рассредоточено между различными правоохранительными органами, и, если на стадии раскрытия преступления, при проведении проверки сообщения о преступлении существуют специализированные подразделения в виде управлений и отделов экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ и Службы экономической безопасности федеральной службы безопасности, то на стадии расследования таких органов не существует.

Нужны ли спецслужбы по расследованию экономических преступлений в России?

Создание спецслужбы по расследованию экономических преступлений — спорный вопрос. С одной стороны, данный орган, не входящий в систему МВД, мог бы действовать автономно и независимо, руководствуясь только законом.

С другой стороны, скорее всего, государство не изобретет ничего нового — спецслужба будет аналогом существующей ныне УЭБиПК (ОЭБиПК)  МВД РФ с наделением ее дополнительными полномочиями по осуществлению предварительного следствия и созданием ещё одного вида следственных подразделений.

Кроме того, для реализации этой идеи придется принять не только новый закон, но и изменить десятки уже действующий нормативно-правовых актов, начиная с УПК и заканчивая ФЗ «О полиции». Такая перестройка может породить множество нестыковок и пробелов в законодательстве.

Между тем, следует вспомнить, что подобный опыт уже имел место быть в нашей правовой системе. Так, с 1992 по 2003 год в России существовала Федеральная служба налоговой полиции, у которой были свои оперативные подразделения и самостоятельный следственный аппарат.

Сотрудники налоговой полиции были ориентированы на предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование налоговых преступлений, а также ряда специальных составов, предусматривающих уголовную ответственность за совершение преступлений в сфере экономики.

После выполнения стратегической задачи по наполнению бюджета налогами, воспитания бизнеса в духе необходимости уплаты налогов посредством реализации превентивной функции уголовного судопроизводства, эффективность работы сотрудников налоговой полиции упала, аппарат закостенел, оброс коррупционными связями с теневым бизнесом, в результате чего руководством государства было принято решение о прекращении деятельности данного специализированного правоохранительного органа.

Полагаю, что любой вновь созданный отдельный орган по раскрытию и расследованию экономических преступлений ждёт судьба упразднённой Федеральной службы налоговой полиции.

По нашему мнению, больший эффект принесет совершенствование структуры и работы существующих подразделений по борьбе с экономическими преступлениями (УЭБиПК, ОЭБиПК МВД, СЭБ ФСБ), корректировка действующего законодательства и налаживание более эффективного взаимодействия оперативных подразделений со следственными органами.

Например, в современных условиях назрела необходимость обеспечения более оперативного доступа сотрудников ОЭБиПК к различным базам финансовых и кредитных учреждений, налоговых и регистрирующих органов, в целях повышения квалификации следователей, расследующих преступления в сфере экономики, необходимо проводить их регулярное обучение, в том числе новым методам расследования экономических преступлений, также необходимо пересмотреть правила о подследственности данной категории дел. Кроме того, имеет смысл продолжить работу в части изменения уголовных норм, устанавливающих ответственность за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. Так, давно назрела необходимость распространения ответственности по ч. 5-7 ст. 159 УК РФ на любые действия в сфере предпринимательской деятельности, не связанные исключительно преднамеренным неисполнением договорных обязательств. Одновременно следует законодательно определить в примечании к ст. 159 УК РФ действия, совершенные в сфере предпринимательской деятельности; существующего определения предпринимательской деятельности в гражданском законодательстве, также разъяснений на этот счёт Верховного суда РФ оказывается недостаточным, органы следствия и суды зачастую в своих процессуальных решениях определяют деятельность, обладающую всеми признаками предпринимательской, как не связанную с осуществлением таковой, что влечёт неправильную квалификацию и более суровую уголовную ответственность, также незаконное избрание меры пресечения в виде заключения под стражу.  Также необходимо принять меры к исключению на практике случаев нарушения процессуальных сроков проверки сообщения о преступлении: по делам в сфере экономики проверки зачастую проводятся в срок до года, при том что установленный максимально возможный с учётом продления срок составляет 30 суток. Для формального соблюдения процессуальных сроков сотрудниками полиции используется практика повторной регистрации материала в КУСП, вынесения необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, незаконного направления по подследственности. Следует отметить, что законодательство в указанной части довольно-таки логично и понятно, для того, чтобы добиться соблюдения закона в части сроков проверки достаточно более активной позиции прокуратуры, а также более внимательного отношения к данной проблеме со стороны руководства МВД РФ.

Что делать предпринимателям, в отношении которых возбуждено уголовное дело?

И хотя в УПК РФ был внесен ряд поправок, направленных на защиту бизнесменов, не стоит обольщаться — следственные органы по-прежнему изыскивают незаконные способы возбуждения уголовных дел, расследование которых может тянуться месяцами и годами. Один из ярчайших примеров — двухлетнее расследование по делу предпринимателя Валерия Чабанова, который на протяжении всего этого периода находился в СИЗО. Естественно, ни о каком сохранении бизнеса в этом случае речь идти не может.

Надеяться на помощь «бесплатного» адвоката не нужно — большинство из них относятся к своей работе формально и не вникают в особенности каждого дела. Более того, такие защитники, как правило, слабо ориентируются в налоговом праве, бухгалтерском учете и иных вопросах экономического характера, а поэтому не могут организовать качественную защиту своего Доверителя.

Поэтому, если вы стали фигурантом уголовного дела, либо в отношение Вас совершенно экономическое преступление, следует немедленно заручиться поддержкой уголовного адвоката.

Лучше, если это будет специалист, досконально разбирающийся в финансовом и налоговом праве, уголовно-процессуальном законодательстве, имеющий большой стаж работы и хорошую деловую репутацию.

Именно такие адвокаты готовы оказать вам всю необходимую помощь в АК «Судебный адвокат»!

Источник: https://www.advo24.ru/publication/rassledovanie-ekonomicheskikh-prestupleniy-v-rossii-mogut-vesti-spetssluzhby.html

Отдел управления по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией: методика расследования и способы противодействия

Экономические преступления: профилактика правонарушений, методы, способы и органы расследования

Экономические преступления наносят серьёзный ущерб гражданам, хозяйствующим субъектам и государству. За правонарушения этого вида предусмотрена уголовная ответственность. Для расследования экономических преступлений в структуре МВД создан специальный отдел.

Структуры по борьбе с экономическими преступлениями

Основная работа по расследованию правонарушений в сфере экономической деятельности в стране выполняется органами МВД и ФСБ. Работа этих органов регламентируется профильными законами, которые определяют рамки их деятельности.

Основным нормативным документом, определяющим права и обязанности входящего в состав МВД ЭБиПК (отдела экономической безопасности и противодействия коррупции), определен ФЗ №3, принятый в феврале 2011 года. Рамки оперативно-розыскной деятельности ограничены ФЗ №144, действующего в стране с 1995 года.

Расследования экономических преступлений, наносящих серьёзный ущерб государству, проводятся ФСБ.

В структуре главной службы безопасности страны создано специальное управление по борьбе с коррупцией и экономическим преступлениям. Оно действует в рамках ФЗ №40, принятого в 1995 году.

Представители этой службы привлекаются к расследованиям следующих экономических преступлений:

  • представляющих особую опасность для государства;
  • совершённых в отношении федеральной или региональной собственности;
  • имеющих межгосударственный масштаб;
  • нанёсших ущерб свыше 100 миллионов рублей.

Все остальные виды расследований проводятся МВД. Внутри этого министерства, помимо ЭБиПК, созданы структуры по борьбе с экономическими преступлениями:

Расследованиями налоговых преступлений с 2011 года занимается Следственный комитет.

Способы противодействия экономическим преступлениям

Самым эффективным способом борьбы с экономическими преступлениями является их профилактика. Она представляет собой комплекс мер, которые применяются в различных областях. В их числе:

  1. Экономические. Представляют собой выработку государственной политики в сфере денежного обращения, кредитно-финансовых отношений и правил ведения хозяйственной деятельности.
  2. Политические. Меры направлены на борьбу с коррупцией в органах государственной власти и незаконным предпринимательством.
  3. Правовые. Принятие законов, регламентирующих экономическую деятельность.
  4. Социально-психологические. Формирование в обществе нетерпимого отношения к нарушению законодательства в сфере экономики.

Профилактика преступлений всегда сопровождается оперативно-розыскными мероприятиями. Для выявления правонарушений в налоговой сфере проводятся документальные и материальные ревизии и проверки. Особая роль в выработке способов противодействия экономическим преступлениям принадлежит организации системы государственного контроля.

Современные технические устройства значительно расширяют возможности как для совершения экономических преступлений, так и для их предотвращения. Некоторые виды правонарушений в настоящее время находятся в режиме постоянного мониторинга, который осуществляется с помощью различных компьютерных программ.

Сообщить анонимно об экономических преступлениях можно, отправив анонимное сообщение на сайт ДЭБ МВД. Министерство финансов принимает сообщения в мобильном приложении WhatsApp.

Способы расследования экономических преступлений

Ход расследований в сфере экономики зависит от типа правонарушений, которые имеют свой алгоритм раскрытия преступления и сбора его доказательной базы. Вместе со специфическими особенностями есть и общие черты.

Расследование этого вида преступлений относится к области экономической криминалистики.

Она предусматривает использование не только стандартных методов ведения оперативно-розыскной деятельности, но и проведение финансовых, экономических и технических анализов.

Среди общих для всех инструментов расследования преступлений:

  • оперативно-розыскные мероприятия;
  • допросы и опросы;
  • изъятие документов и материалов.

До 90% доказательной базы экономических преступлений составляют финансовая и бухгалтерская документация, а также налоговая отчётность. На первоначальном этапе расследования проводится экспресс-анализ всей имеющейся информации о совершённом преступлении.

Одним из распространённых видов экономических преступлений являются хищения в сфере финансово-хозяйственной деятельности. Для выявления виновных лиц и способов хищения могут проводиться различные мероприятия. В их числе:

  • аудит;
  • контрольные закупки;
  • сверки расчётов с контрагентами и другие мероприятия.

Эффективным способом проверки достоверности данных о работе с поставщиками и заказчиками являются встречные проверки. Сложным для раскрытия видом экономического преступления является взяточничество. Расследование таких нарушений закона начинается с выявления схемы преступления. Важным моментом в его пресечении является взятие с поличным виновного лица.

Налоговые преступления выявляются в ходе камеральных и иных видов проверок финансовой и бухгалтерской отчётности хозяйствующих субъектов. Подобные проверки проводятся при умышленных банкротствах. Расследования преступлений, связанных с невозвратами кредитных и заёмных средств, всегда сопровождаются проверкой достоверности предоставленных заёмщиком данных.

Расследование легализации криминальных доходов включает в себя выявление преступной схемы. Аналогичные действия проводятся в отношении нелегального оборота:

  • драгоценных металлов;
  • алкоголя;
  • валюты.

Все методы и способы расследования должны проводиться в разрешённых Уголовно-процессуальным Кодексом рамках.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/protiv-sobstvennosti/ekonomicheskie/profilaktika-pravonarushenij.html

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Экономические преступления: профилактика правонарушений, методы, способы и органы расследования

Аннотация к дисциплине. 4

Тема 1. Криминалистика и современные проблемы расследования экономических преступлений  5

Вопрос 1. Общая характеристика экономической преступности. 6

Вопрос 2. Деятельность оперативных и следственных подразделений правоохранительных органов при выявлении и расследовании экономических преступлений. 8

Вопрос 3. Базовые понятия методики расследования экономических преступлений. 11

Вопросы для самопроверки: 12

Практические задания. 12

Тема 2. Методика расследования хищений в сфере финансово-хозяйственной деятельности  13

Вопрос 1. Хищения в сфере финансово-хозяйственной деятельности как основной вид экономической преступности. 14

Вопрос 2. Криминалистическая характеристика хищений в сфере финансово-хозяйственной деятельности. 15

Вопрос 3. Сокрытие фактов хищений путем искусственного создания форс-мажорных обстоятельств. 18

Вопрос 4. Основы методики расследования хищений в сфере финансово-хозяйственной деятельности. 18

Вопросы для самопроверки: 19

Практические задания. 19

Тема 3. Методика расследования взяточничества. 20

Вопрос 1. Криминалистическая характеристика взяточничества. 21

Вопрос 2. Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования. 25

Вопрос 3. Первоначальные и последующие следственные действия. 26

Вопросы для самопроверки: 31

Тема 4. Методика расследования налоговых преступлений. 32

Вопрос 1. Общая характеристика налоговых преступлений. 32

Вопрос 2. Способы совершения налоговых преступлений. 33

Вопрос 3. Проблемы расследования налоговых преступлений. 34

Вопросы для самопроверки: 34

Практические задания. 35

Тема 5. Методика расследования криминальных банкротств. 35

Вопрос 1. Общая характеристика криминальных банкротств. 36

Вопрос 2. Способы совершения криминального банкротства. 38

Вопрос 3. Судебно-бухгалтерская и финансово-аналитическая экспертиза при расследовании криминальных банкротств. 40

Вопросы для самопроверки: 41

Тема 6. Методика расследования кредитных преступлений. 42

Вопрос 1. Криминалистическая характеристика незаконного получения кредита и злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности. 42

Вопрос 2. Первоначальные следственные действия. 44

Вопросы для самопроверки: 46

Тема 7. Расследование легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.. 46

Вопрос 1. Криминалистическая характеристика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. 47

Вопрос 2. Особенности возбуждения дела. Типичные исходные следственные ситуации. 50

Вопрос 3. Особенности тактики первоначальных следственных действий. 52

Вопрос 4. Последующий этап расследования. 54

Вопросы для самопроверки: 55

Литература. 55

Основная литература: 55

Дополнительная литература: 55

Нормативно-правовые акты: 56

Аннотация к дисциплине

Методика расследования преступлений в сфере экономики – специализированная дисциплина, входящая в структуру курса «криминалистика» и адаптирующая полученные ранее знания в области криминалистической техники и криминалистической тактики для целей расследования экономических преступлений.

Структурно методика расследования экономических преступлений состоит из двух разделов.

В первом разделе освещаются общие положения по использованию знаний о закономерностях преступной деятельности и следственной практики при расследовании экономических преступлений.

Во втором разделе рассматриваются основы методики расследования экономических преступлений, раскрывается их криминалистическая характеристика, описывается тактика следственных действий на первоначальном и последующем этапах расследования.

Цель дисциплины: формирование у студентов базовой системы знаний в области методики расследования основных видов экономических преступлений.

Задачи изучения дисциплины:

·     раскрытие сущности и содержания основных понятий и категорий методики расследования экономических преступлений;

·     ознакомление с методическими основами работы следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств по экономическим преступлениям;

·     рассмотрение типовых следственных ситуаций по основным видам преступлений в сфере экономики и алгоритмов действий в зависимости от типа ситуации;

·     изучение основных форм использования специальных знаний при расследовании экономических преступлений.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

Знать:

·     основные понятия и категории методики расследования экономических преступлений;

·     принципы самостоятельной работы по сбору, проверке и оценке доказательств по экономическим преступлениям;

·     уголовно-правовую, криминологическую и криминалистическую характеристику экономических преступлений;

·     тактику производства обыска, выемки, допроса, осмотра документов, назначения экспертиз и привлечения специалистов в зависимости от типа следственной ситуации.

Уметь:

·     на учебных макетах применять тактику основных следственных действий при расследовании хищений в сфере финансово-хозяйственной деятельности, уклонения от уплаты налогов, криминальных банкротств;

·     по учебным материалам определять тип следственной ситуации и дальнейшую методику расследования;

·     использовать возможности специальных знаний при расследовании преступлений в сфере экономики, назначать криминалистические, судебно-экономические и компьютерно-технические экспертизы.

Быть ознакомленными:

·     о специфике процесса выявления и расследования экономических преступлений, деятельности сотрудников оперативных, следственных и экспертных подразделений правоохранительных органов;

·     об основных видах экономических преступлений, их проявлении в учетной и иной экономической документации, иных объектах материального мира;

·     о наиболее эффективных криминалистических разработках в сфере борьбы с экономической преступностью;

·     о возможностях взаимодействия с финансовыми и налоговыми органами, Росфинмониторингом в процессе выявления и расследования экономических преступлений.

Тема 1. Криминалистика и современные проблемы расследования экономических преступлений

Вопросы темы:

1.  Общая характеристика экономической преступности.

2.  Деятельность оперативных и следственных подразделений правоохранительных органов при выявлении и расследовании экономических преступлений.

3.  Базовые понятия методики расследования экономических преступлений.

Цель изучения темы:

Формирование у обучаемых базовых представлений об основах криминалистической методике расследования экономических преступлений.

Задачи изучения темы:

·     изучение особенностей экономических преступлений;

·     получение представлений о криминалистической характеристике экономических преступлений;

·     изучение основ методики расследования экономических преступлений.

В результате успешного изучения темы Вы:

Получите представление:

·     об общей характеристике экономической преступности;

·     о механизмах выявления и расследования экономических преступлений.

Будете знать:

·     что такое экономическая преступность;

·     какие правоохранительные и контролирующие органы противодействуют экономическим преступлениям;

·     основы методики расследования преступлений в сфере экономики.

Теоретический материал по теме

Вопрос 1. Общая характеристика экономической преступности

Начало разработки представлений об экономической преступности в рыночной экономике было положено в 1945 г., когда американский ученый Эдвин Сатерленд ввел понятие «беловоротничковой» преступности ( color crime). Данный вид преступности он определял как преступность, которая совершается высокопоставленными лицами в сфере бизнеса.

Известный шведский криминолог Бу Свенссон, развивая эти идеи, пришел к выводу, что к экономической преступности должна относиться преступность, имеющая в качестве прямого мотива экономическую выгоду и осуществляющаяся на систематической основе в рамках легальной хозяйственной деятельности.

Ведущий российский криминолог В.В. Лунеев отмечает, что «суть экономической преступности в странах с рыночной экономикой составляют преступления, совершаемые корпорациями против государственной экономики, против других корпораций, служащими корпораций против самой корпорации, корпорациями против потребителей».

Рассмотренные определения являются определенными «вехами» в мировой криминологической мысли. Их сочетание с современной зарубежной и отечественной практикой правоохранительных органов позволяет выделить следующие характерные черты экономической преступности:

1.  Экономические преступления совершаются в рамках легальной экономики и неразрывны с финансово-хозяйственной деятельностью добропорядочных экономических субъектов.

Эта неразрывность с «белой» экономикой, позволяет провести четкое разделение между экономической и корыстной общеуголовной преступностью, а также преступлениями, формирующими криминальную экономику, которые часто неоправданно смешивают.

Согласно идеологии «Голубой книги» (издания статистического комитета ООН, излагающего методологию Системы национальных счетов-93), криминальная экономика – это предприятия организованной преступности, извлекающие доход от торговли наркотиками, оружием, людьми, человеческими органами, контрабанды, порнобизнеса, контроля над проституцией и нелегальной трудовой миграцией.

Экономическая преступность – это запрещенная законом деятельность субъектов «белой» экономики, осуществляемая, как правило, на их «рабочих местах» и приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода.

Также «не попадают» в экономическую преступность общеуголовные корыстные деяния – преступления против собственности, совершаемые вне сферы экономических отношений (кражи, грабежи, «наперсточное мошенничество», иные преступления, не имеющие финансовой составляющей).

2.  Преступниками являются лица, выполняющие должностные обязанности в хозяйствующих субъектах и органах власти, а также называемые профессиональные экономические преступники.

Cледует расширить перечень указанных хозяйствующих субъектов, к корпорациям – крупным хозяйствующим субъектам с акционерным капиталом следует добавить средний и малый бизнес, в том числе и индивидуальных предпринимателей.

Также в данный перечень необходимо включить профессиональных преступников в сфере экономики, которые не входят ни в персонал, ни в менеджмент компании, но разрабатывают и реализуют схемы экономических преступлений, действуя от имени «подставных» граждан и организаций. Профессиональные преступники, как правило, близки с организованной преступностью криминальной экономики.

3.  Экономическая преступность в подавляющем количестве случаев связана с мошенническими действиями и носит длящийся характер.

Мошеннические действия в той или иной форме проявляются в следующих наиболее часто совершаемых экономических преступлениях:

1)       хищения в сфере финансово-хозяйственной деятельности;

2)       коррупционные преступления;

3)       налоговые преступления;

4)       незаконное предпринимательство;

5)       отмывание денег;

6)       производство и распространение контрафактной продукции;

7)       кредитные преступления;

8)       криминальные банкротства.

Вопрос 2. Деятельность оперативных и следственных подразделений правоохранительных органов при выявлении и расследовании экономических преступлений

Свыше 90% экономических преступлений выявляется и расследуется органами внутренних дел РФ. При выявлении и расследовании преступлений в органах внутренних дел, задействованы несколько подразделений, осуществляющих достаточно разнообразную деятельность.

Как правило, в данном процессе задействованы четыре участника: «оперативник» (сотрудник подразделения, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность), «ревизор» (сотрудник подразделения документальных проверок и ревизий), следователь и эксперт-экономист.

«Оперативник» и «ревизор»

Источник: http://www.e-biblio.ru/book/bib/09_ekonomika/metodika_rassled_prestup_v_sfere_econom/sg.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.