+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Какие преимущества предусмотрены при осуществлении закупок для отдельных категорий участников по 44-ФЗ?

Содержание

Кому предоставляются преимущества при осуществлении закупок по 44-ФЗ?

Какие преимущества предусмотрены при осуществлении закупок для отдельных категорий участников по 44-ФЗ?

Порядок проведения различных видов закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд регулируется положениями Федерального закона «О контрактной системе». Не является исключением и алгоритм предоставления различных преимуществ участникам закупочных процедур, относимых к специальным льготным категориям.

Правовая основа регулирования

Правовое регулирование порядка предоставления преимуществ осуществляется:

  • статьями 27-30 Федерального закона«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации №649, изданным 14 июля 2104 года и утверждающим перечень тех товаров, которые могут быть закуплены государственными и муниципальными заказчиками у организаций и предприятий уголовно-исполнительной системы;
  • Постановлением Правительства №341 от 15 апреля 2014 года, в котором установлен перечень обязательных к закупке товаров, подлежащих приобретению у организаций инвалидов;
  • для закупок, проводимых с участием организаций, признаваемых субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями, регулирование закупок и предоставление преимуществ таким организациям происходит на основании Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

О каких преимуществах идет речь?

Преимущества при заключении государственных и муниципальных контрактов будут различаться в зависимости от того, о какой именно организации идет речь. В настоящее время на основании положений части 4 статьи 28 Федерального закона «О контрактной системе» преимущества предоставляются следующим категориям потенциальных исполнителей:

  • организациям уголовно-исполнительной системы Российской Федерации;
  • организациям инвалидов различных уровней создания, а также юридическим лицам, которые были созданы такими организациями;
  • представителям предпринимательства, имеющими статус субъектов малого предпринимательства;
  • социально ориентированным некоммерческим организациям.

Если говорить об организациях уголовно-исполнительной системы, то в настоящее время им предоставляются преимущества в виде повышения цены контракта на пятнадцать процентов от того значения, которое предложила такая организация. Однако итоговая цена контракта не может быть выше, чем изначально установленная начальная максимальная цена контракта.

Для того чтобы такие преимущества были предоставлены организации УИС, необходимо выполнить определенные условия, а именно:

  • закупка проводится в отношении товаров, которые определены в специальном перечне, установленном Правительством Российской Федерации в регулирующем Постановлении;
  • предприятие УИС по итогам проведения закупочной процедуры признано победителем торгов, и с ним должен быть заключён контракт;
  • на этапе подготовки проекта контракта к его подписанию сторонами, участвующими в закупке, потенциальный исполнитель по контракту заявил о своем желании получить такое преимущество и заключить контракт с увеличением его стоимости в пределах пятнадцати процентов от озвученного им предложения.

Для таких контрактов в данном случае действует правило, что он должен быть подписан даже в том случае, если после повышения цены стоимость контракта стала выше, чем другие озвученные предложения.

В отношении организаций инвалидов и созданных ими специальных юридических лиц также действует правило о предоставлении им преимуществ при проведении закупок. Преимущества выражаются, как и для организаций УИС, в виде увеличения цены контракта в пределах пятнадцати процентов от предложения такой организации.

Однако действовать такое правило может только в том случае, если после увеличения цена, по которой подписывается контракт, не превысит размер начальной максимальной цены.

Что касается правила предоставления такого преимущества, то оно возможно только в том случае, если зафиксировано соблюдение одного из перечисленных ниже условий либо какой-либо группы из таковых:

  • предметом закупочной процедуры является какой-либо товар, внесенный в специальный перечень Правительством Российской Федерации. При этом если в этом же закупочном мероприятии предмет является групповым, и хотя бы один товар из такой группы не относится к указанному выше перечню, то никакие преимущества предоставлены потенциальному исполнителю быть не могут;
  • победителем закупки стала организация инвалидов вне зависимости от уровня ее образования либо специально созданное юридическое лицо, которое заявило о необходимости предоставления преимущества в виде пятнадцатипроцентной надбавки к имеющейся цене контракта.

Если же говорить о субъектах малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организациях, также относимым к льготным категориям потенциальных исполнителей, то в отношении них преимущества несколько отличаются и выглядят следующим образом:

  • федеральным законом в сфере осуществления закупок на государственного или муниципального заказчика наложена обязанность соблюдения ежегодного норматива в части закупок у СМП и СОНКО. Выглядит такой норматив как обязанность заказчика не менее пятнадцати процентов закупок от совокупного годового объема закупок проводить среди организаций, признаваемых СМП и СОНКО с установлением ограничения для участников в таких закупках (то есть не допускать до участия и победы организации, признаваемые участниками рынка среднего и крупного предпринимательства);
  • сокращение сроков проведения оплаты выполненных обязательств по контрактам. Однако такое сокращение может быть осуществлено только в случае принятия результатов исполнения контрактов без претензий. В случае если результаты приняты заказчиком в полном объеме, на оплату таких результатов бухгалтерии заказчика дается не более пятнадцати дней (для остальных участников закупочных мероприятий возможно производить оплату в течение тридцати дней с даты подписания документов о полном и безоговорочном исполнении контракта).

Все перечисленные преимущества могут быть предоставлены только в том случае, если организация предоставила документы, подтверждающие ее право на получение таких преимуществ.

Условия предоставления преимуществ

Главными условиями предоставления таких преимуществ являются:

  • осуществление закупки только конкурентным способом, если речь идёт о закупках у организаций УИС, а также у организаций, созданных инвалидами. Если закупка проводится у единственного поставщика, то предоставление преимуществ становится невозможным. Исключением является закупка, проводимая с единственным участником по итогам признания несостоявшейся одной из конкурентных процедур;
  • подтверждение статуса организации, имеющей право на предоставление льгот, путём предоставления специального пакета документов;
  • соблюдение при подаче заявки на участие в закупке требований документации о закупке, а также  норм действующего законодательства в сфере закупок.

Как подтвердить свое право на преимущества при участии в закупках

Если говорить о порядке предоставления подтверждения в отношении права на получение преимуществ, то здесь ситуация носит неоднозначный характер. С одной стороны, такое подтверждение нужно ограниченному кругу организаций.

В первую очередь в настоящее время государственные и муниципальные заказчики требуют такое подтверждение от организаций, причисляющих себя к субъектам малого предпринимательства и к социально ориентированным некоммерческим организациям.

От таких организаций требуется специально составленная декларация, подтверждающая факт принадлежности к СМП и СОНКО, а также выписка из Реестра СМП. Последний документ стал обязательным с сентября 2018 года после внесения очередных изменений в действующее закупочное законодательство.

Если вести речь об организациях, созданных в рамках уголовно-исполнительной системы, а также о юридических лицах, созданных для реализации производственных задач объединений инвалидов, то для таких участников закупочных мероприятий достаточно предоставить уставные документы.

В таких документах должно иметь отражение образование участника закупки органами УИС или организации инвалидов.

Кому и когда не предоставят льготы

Льготы не будут предоставлены при проведении закупочных процедур в следующих случаях:

  • если закупочная процедура проводится с указанием нескольких предметов закупки, хотя бы один из которых не включен в специальный перечень для конкретного типа льготных категорий участников закупочных мероприятий (например, для УИС в установленном перечне содержится молоко, но если в закупке указано, что закупаются молоко и сливки, то о льготах не может быть речи, так как сливки в перечень не включены);
  • если закупка проводится путем заключения контракта с единственным поставщиком, в том числе при использовании единого агрегатора торговли;
  • остальным видам участников закупок, если к участию в такой закупке допускается широкий круг лиц;
  • если участвуют льготные категории участников закупок, но заказчик в конкретной закупке не установил возможность получения преимущества представителями льготной категории по причине того, что закупаются не входящие в специальные перечни товары.

Также льготы не будут предоставлены, если потенциальный исполнитель по контракту не подтвердит свое право на получение таковых.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/preimusestva.html

44‑ФЗ простым языком. Часть 2

Какие преимущества предусмотрены при осуществлении закупок для отдельных категорий участников по 44-ФЗ?

Статья актуальна на 1 января 2018

В этот раз переписываем третью главу закона. Расскажем о способах закупок и как проводят совместные и централизованные закупки. Какие требования, ограничения и преимущества заказчик устанавливает для участников. 

Способы закупок

Заказчик проводит закупки у единственного поставщика или конкурентными способами: открытыми или закрытыми. Извещения об открытых закупках заказчик публикует в ЕИС, участвовать в них могут любые поставщики. Закрытые закупки заказчик согласовывает с ФАС и после этого отправляет приглашения ограниченному числу участников, которые способны выполнить контракт.

В ст. 24 44-ФЗ эти способы просто перечислены, мы расскажем о каждом чуть подробнее:

Закупка у единственного поставщикаЗаказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. руб (для учреждений культуры или спортивных организаций не дороже 400 тыс. руб.).  С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка». 
Открытый конкурсКомиссия рассматривает заявки участников и сравнивает цену, качество товара, опыт выполнения аналогичных контрактов, квалификацию сотрудников и т.д. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.
Конкурс с ограниченным участиемЗаказчики используют этот способ только на услуги, которые утверждены в постановлении правительства от 04.02.2015 г. № 99. В нем же прописаны дополнительные требования к участникам таких конкурсов: 

  • финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  • право собственности на недвижимость и технику, 
  • опыт аналогичных работ, 
  • нужное количество квалифицированных специалистов.
Двухэтапный конкурсНа первом этапе поставщики присылают заявки, не называя цену, за которую готовы оказать услуги. На втором этапе заказчик сравнивает предложенные цены поставщиков, прошедших отбор на первом этапе. Двухэтапный конкурс часто проводят на закупку строительных услуг, проектировочных работ и научных исследований, высокотехнологичной и инновационной продукции.
Закрытый конкурсПринять участие в закрытой закупке может ограниченный круг поставщиков, которые соотвествуют требованиям и которых заказчик приглашает сам. Если закупка не составляет гостайну, извещение публикуют в ЕИС. В этом случае заинтересованные поставщики подтверждают документами, что соответствуют требованиям, и подают заказчику запрос на предоставление конкурсной документации.
Закрытый конкурс с ограниченным участиемОтличие закрытого конкурса с ограниченным участием в том, что победитель должен пройти предквалификационный отбор.
Закрытый двухэтапный конкурсСначала заказчик оценивает квалификацию поставщика или качество товара, а на втором этапе сравнивает цену. 
Электронный аукционСамый популярный вид закупок по 44-ФЗ (62% всех закупок в 2017). Проходит в электронной форме на одной из 8 ЭТП. Для участия нужна электронная подпись и аккредитация на ЭТП (с 1 января 2019 регистрация в ЕИС). Заявка состоит из двух частей, которые нужно подать одновременно. До аукциона заказчик рассматривает первую, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения. Участники снижают НМЦ «на шаг» от 0,5 до 5% НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.
Закрытый аукционВ бумажных закрытых аукционах участники подают заявки в запечатанном конверте. Прошедшие участвуют в аукционе лично, снижая цену, поднимая таблички. В электронной форме закрытые аукционы проходят на специализированных торговых площадках. 
Запрос котировокЭто относительно простая и быстрая процедура. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. После окончания срока подачи заказчик смотрит сразу все заявки, а победителя определяют по цене. НМЦ такой закупки — не выше 500 тыс. руб. и совокупный годовой объем таких закупок не более 10% от запланированных заказчиком на год.
Запрос предложенийЧаще всего заказчик проводит запрос при несостоявшихся аукционах или повторных конкурсов, а также при закупке на лечение российских граждан за границей и в некоторых других ситуациях.

С 2019 года на бумаге осталась только часть закупок у единственного поставщика, некоторые закрытые закупки и закупки за границей. 

В бумажных конкурсах заказчик может выделять товары и услуги в отдельные лоты. Для каждого лота заказчик обосновывает и устанавливает НМЦ, а поставщики подают заявки на участие в определенном лоте. На каждый лот заключается отдельный контракт. 

Выбирая способ, которым провести закупку, заказчик учитывает: 

  • ограничения в его применении,
  • сроки проведения и другие параметры, 
  • НМЦ и отрасль закупки. 

Если заказчик неправильно выберет способ закупки, он получит штраф. 

Особенности проведения электронных закупок 

Все электронные закупки, обмен документами и заключение контракта проходят на ЭТП, закрытые электронные закупки — на специализированных ЭТП.

Правительство установило единые требования к открытым и закрытым ЭТП, в том числе к технической стороне работы, взаимодействию с ЕИС, хранению информации и т.д.

 ЭТП обязаны работать непрерывно и надежно, давать равный доступ участникам к закупкам, обеспечить неизменность подписанных документов. 

В течение часа после размещения любой новой информации о закупке на ЭТП она дублируется в ЕИС. Доступ к информации о закупке бесплатный. С 1 июля 2018 у ЭТП появилось право брать плату с победителя закупки. 

Правительство оставило за собой возможность разработать типовую форму документации о закупке, заявки и других документов. Если такие формы утвердят, участники закупок обязаны их использовать. 

ЭТП предоставляют заказчикам следующую информацию об участниках закупки: 

  • копии учредительных документов (или их заверенный перевод),
  • ФИО и должность лица, имеющего право действовать без доверенности, его паспортные данные такого лица или данные и ИНН,
  • решение об одобрении крупной сделки, 
  • для физического лица — только копию паспорта, 
  • копии документов о госрегистрации юрлица или ИП (или заверенный перевод), 
  •  выписку из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП, 

Совместные конкурсы и аукционы 

Несколько заказчиков могут проводить совместные закупки одних и тех же товаров, работ и услуг. Организатором совместного конкурса или аукциона выступает государственный уполномоченный орган. Заказчики заключают с ним соглашение, в котором прописывают: 

  • юридическую информацию о сторонах, 
  • сведения о закупках (идентификационные коды, НМЦ, сроки и т.д.)
  • порядок проведения закупок, 
  • перечень полномочий организатора,
  • другую необходимую информацию. 

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных закупок пропорционально доле НМЦ. Контракт с победителем каждый заказчик заключает по отдельности. 

Централизация закупок 

Закон предусматривает возможность централизовать любые закупки госзаказчиков на федеральном или муниципальном уровне.

В этом случае один уполномоченный специализированный орган будет планировать закупки, проводить их, оценивать заявки, принимать товар.

При этом он не сможет обосновывать закупки, определять условия контракта, в том числе НМЦ, и подписывать контракт. Контракты подписывают заказчики, для которых выбраны поставщики.

Ограничения и преимущества поставщиков

Ограничивать участие в закупке можно только в случаях, предусмотренных законом. Все ограничения заказчик перечисляет в документах закупки. Если он выставил ограничение, не предусмотренное 44-ФЗ или постановлением правительства, он должен обосновать это. 

Участвовать в закупках поставщики могут самостоятельно или через представителей. Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, выданной в соответствии с Гражданским кодексом.

Организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы

Предприятие УИС или организация инвалидов участвуют в закупке наравне со всеми, но если побеждают, то могут повысить свою цену на 15%, (не выше НМЦ). Преимущество дается при закупке определенных товаров, включенных в перечень правительством. Заказчик указывает в извещении о закупке о том, что для организации инвалидов и предприятия УИС получат приемущества. 

Также такие организации платят меньше обеспечение в крупных заявки. В закупках > 20 млн руб. — всего от 0,5 до 2% от НМЦ (для остальных категорий этот параметр — от 0,5 до 5% от НМЦ). 

Субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям

Госзаказчики должны провести у СМП и СОНКО не меньше 15% от годового объема закупок. НМЦ каждой такой закупки не выше 20 млн рублей. Давать преимущества этим организациям можно в открытых конкурсах, конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, электронных аукционах, запросах котировок и запросах предложений. 

Заказчик может установить преимущество так: 

  • объявить закупку только среди СМП,
  • потребовать, чтобы победитель закупки взял на субподряд организации из числа СМП и СОНКО. 

В первом случае участник закупки из числа СМП или СОНКО должен задекларировать, что он принадлежит к этой категории бизнеса. Во втором случае несет гражданско-правовую ответственность, если не выполнит это требование. 

Если закупка, объявленная только среди СМП, не состоялась, заказчик может провести ее на общих основаниях. Контракт, заключенный с СМП, заказчик оплачивает в течение 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки. 

По итогам года заказчик публикует в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО, куда включает информацию о состоявшихся и несостоявшихся закупках с ними. 

Единые требования 

Поставщик может участвовать в закупке, если:

  • организация не ликвидируется, не является банкротом, не приостановила деятельность,
  • не имеет задолженностей по налогам, 
  • у руководителя и главбуха нет судимости в сфере экономики,
  • за последние 2 года не привлекался к административной ответственности,
  • нет аффилированности с заказчиком,
  • обладает исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности, 
  • не принадлежит к оффшорным компаниям (это подтверждается при аккредитации на ЭТП, выпиской из ЕГРЮЛ в заявке для конкурса, для запроса котировок выписку предоставляют при подписании контракта),
  • нет ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации,
  • не состоит в РНП, если заказчик установил в закупке требование об отсутствии в реестре.

Закон не обязывает документально подтверждать соответствие единым требованиям. Участник декларирует это, ставя галочку на ЭТП. Но комиссия по закупкам может проверить данные. Если поставщик им не соответствует или предоставил недостоверную информацию, заказчик отклонит его заявку. 

Дополнительные требования 

Устанавливать дополнительные требования заказчик может только на отдельные виды товаров в конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, закрытых конкурсах с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсах или аукционах. Дополнительные требования прописаны в постановлении от 04.02.2015 г. № 99: 

  • финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  • право собственности на недвижимость и технику, 
  • опыт аналогичных работ, 
  • нужное количество квалифицированных специалистов.

Эти требования поставщики должны подтверждать документально. Например, прикладывать к заявке копии актов приемки выполненных работ по аналогичным контрактам, трудовые договоры с квалифицированными специалистами, бухгалтерскую отчетность. 

Все требования заказчики прописывают в документах закупки и не имеют права выходить за рамки 44-ФЗ. Если заказчик необоснованно отклонил заявку, это можно обжаловать в ФАС. 

Отдельно прописаны требования к поставщикам жизненно важных лекарств. Заказчик имеет право в любой момент отказаться заключать контракт, если обнаружит, что: 

  • предельная цена этих лекарств не зарегистрирована,
  • цена превышает предельную цену отпускных цен производителя, а поставщик отказывается ее снижать. 

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 

44-ФЗ простым языком. Часть 1.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4. 

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11. 

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1147-44-fz-2

Преференции по 44-ФЗ: условия, схемы предоставления, примеры

Какие преимущества предусмотрены при осуществлении закупок для отдельных категорий участников по 44-ФЗ?

Преференции по 44-ФЗ – что это такое? Условия предоставления преференций по 44-ФЗ. Схема предоставления преференций и ограничения по 44-ФЗ. Пример закупки товаров по преференциям организации инвалидов и УИС по 44-ФЗ. Что еще нужно знать о преференциях по 44-ФЗ? Какие предусмотрены преференции отечественным производителям по 44-ФЗ.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Преференции по 44-ФЗ – что это такое
  • Условия предоставления преференций по 44-ФЗ
  • Схема предоставления преференций и ограничения по 44-ФЗ
  • Пример закупки товаров по преференциям организации инвалидов и УИС по 44-ФЗ
  • Что еще нужно знать о преференциях по 44-ФЗ
  • Какие предусмотрены преференции отечественным производителям по 44-ФЗ

Преференции по 44-ФЗ предоставляются разным категориям поставщиков, участвующих в электронных торгах. В законе и Постановлениях Правительства прописаны условия, которым должны соответствовать поставщики. Также там указаны схемы предоставления преференций.

Знать о применении льготного порядка в ходе выбора исполнителя важно не только поставщикам, но и заказчикам, чтобы правильно определить победителя торгов и соблюсти все условия, прописанные законодательством.

Преференции по 44-ФЗ – что это такое

Некоторым организациям и предприятиям доступны особые условия, предоставляемые государством и облегчающие ведение хозяйственной деятельности, – льготы, или преференции. Они разработаны не только для сферы производства и налогообложения, но и для госзакупок.

Закон о контрактной системе (44-ФЗ) не содержит определения преференций, однако в нем установлены правила, в соответствии с которыми организаторы тендеров должны определять поставщика. Среди них есть нормы, регламентирующие преимущественное право некоторых участников закупок на исполнение контракта.

Преференции могут предоставляться не только на основании 44-ФЗ, они установлены также в других нормативно-правовых актах:

  • В Постановлении Правительства № 649 от 2014 г. с утвержденным перечнем товаров, работ и услуг, закупаемых у учреждений УИС.
  • В Перечне товаров, работ и услуг, закупаемых у организаций инвалидов по Постановлению Правительства № 341 от 2014 г.
  • В Приказе Минэкономразвития № 155 от 2014 г., регламентирующем допуск продукции зарубежного производства (заменен Приказом Минфина от 2018 г. № 126н).
  • В Постановлении Правительства № 925 от 2016 г., устанавливающем приоритет для отечественной продукции.

Также преимущественным правом на исполнение госконтрактов обладают компании, которые предлагают заказчику товары, произведенные в России или в странах ЕАЭС (в том числе в Беларуси) (ст. 14).

Смысл любой льготы по ст. 28-30 Закона №44-ФЗ состоит в том, что из нескольких одинаковых по условиям предложений исполнения госзаказа от участников аукциона его организатор должен выбрать компанию, относящуюся к соответствующей категории.

Для получения преимущественного права на исполнение госконтракта участники тендеров должны соответствовать определенным требованиям.

К примеру, учреждения уголовно-исполнительной системы обязаны быть в перечне из Постановления Правительства № 89 от 2000 г.

Организацией инвалидов может быть признано объединение, не менее 80 % участников которого являются лицами с ограниченными возможностями здоровья или их законными представителями в соответствии с требованиями ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Субъектами малого предпринимательства являются фирмы, соответствующие условиям ст. 4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 2007 г. В ней установлены ограничения по среднесписочной численности персонала и годовой доходности компании.

Целью создания социальных НКО является осуществление деятельности, не имеющей коммерческой составляющей. Она регламентируется законом «О некоммерческих организациях». Преференции по 44-ФЗ предоставляются только НКО, учредителями которых являются негосударственные и муниципальные образования.

Если говорить о льготах, предоставляемых в рамках национального режима, то ограничений для потенциальных поставщиков, имеющих преимущественное право при проведении аукционов, нет.

Это может быть любое физическое лицо или организация, предлагающая продукцию отечественного происхождения или выпущенную в странах ЕАЭС.

Схема предоставления преференций и ограничения по 44-ФЗ

Преференции по 44-ФЗ реализуются по различным схемам в отношении каждой из категорий участников госзакупок, которые имеют на них право.

Учреждения уголовно-исправительной системы могут пользоваться преференцией в размере 15 процентов по 44-ФЗ. Это значит, что победившая на торгах организация вправе затребовать увеличение стоимости контракта на 15 %.

При этом не допускается превышение НМЦК, прописанной в извещении об аукционе. К примеру, НМЦК составляет 1,5 млн руб. Победителем закупки стала компания из состава УИС с ценой 1,35 млн руб. Заключение с ней контракта возможно максимум по стоимости в 1,5 млн руб.

, хотя увеличение ее на 15 % позволило бы поднять цену заказа до 1,55 млн руб.

Аналогична схема предоставления преференций инвалидам по 44-ФЗ. Постановления Правительства устанавливают четкие правила участия их в госзакупках. Заключая контракт, такие компании тоже могут требовать повышения стоимости контракта не более чем на 15 %. И также существует ограничение итоговой цены закупки не более НМЦК.

Необходимо помнить, что закон обязывает заказчиков проводить закупки в размере не менее 15% от общего объема, отбирая методом аукциона поставщиков среди СМП и НКО социальной направленности. Для малых предприятий действуют особые условия оплаты госконтрактов – в течение 15 дней после исполнения (в общем случае этот срок составляет 30 дней).

Установка преимущественного права для небольших компаний на участие в закупке целесообразна, только если они смогут исполнить контракт. К примеру, не следует организовывать тендер для СМП и СОНО, если планируется закупать медицинские услуги или топливо, так как такие услуги и товары поставляют в большинстве случаев крупные организации.

После выбора объекта закупки у СМП требуется отражение информации в плановых документах, закупочной документации и контракте. При этом обязательно нужно прописать следующие моменты:

  • Оплата. В случае если исполнителем контракта является СМП или СОНО, то заказчик обязан произвести оплату не позже чем через 15 дней после подписания приемочных документов.
  • Штрафы. Если оплата не производится в срок, то начисляется пеня. За другие нарушения условий контракта назначаются штрафы. В документации должны быть обязательно отражены эти условия. Следует указывать фиксированный размер штрафа в зависимости от цены контракта, а также всю линейку штрафных санкций. Малые предприятия штрафуют на следующие суммы:
  • 3 % при стоимости закупки до 3 млн руб.;
  • 2 % при стоимости закупки от 3 до 10 млн руб.;
  • 1 % при стоимости закупки от 10 до 20 млн руб.

Пример закупки товаров по преференциям организации инвалидов и УИС по 44-ФЗ

Списки постановлений содержат коды по классификатору ОКПД-2, для которого разработана специальная структура (пример ее приведен ниже для класса 13 «Текстиль и изделия текстильные»). Льготами могут пользоваться производители любых товаров из структуры кода.

Структура ОКПД2:

13 Класс «Текстиль и изделия текстильные»
13.9 Подкласс «Изделия текстильные прочие»
13.92 Группа «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»
13.92.1 Подгруппа «Изделия текстильные готовые для домашнего хозяйства»

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/preferentsii-po-44-fz/

Преимущества при осуществлении закупок по 44-ФЗ: перечень льготных участников и условия предоставления преференций

Какие преимущества предусмотрены при осуществлении закупок для отдельных категорий участников по 44-ФЗ?

44-ФЗ предусматривает принцип равноправия для всех участников закупок независимо от их статуса.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели и физлица обладают равными правами в рамках контрактной системы, и заказчику запрещено устанавливать преференции для определенного участника.

Но некоторые участники закупок по закону наделены особым статусом и определенными льготами при участии в тендерах. При предоставлении им льгот заказчику не грозит ответственность за ограничение конкуренции.

Преимущества при участии в торгах по 44-ФЗ направлены на стимулирование участия отдельных категорий юридических лиц в закупках товаров и услуг у государственных и муниципальных заказчиков.

Правовое регулирование

Порядок предоставления льгот и преимуществ регулируется положениями 44-ФЗ «О контрактной системе». Согласно ч. 4 ст. 26 44-ФЗ, преимуществами при закупках на основании ст. 28-30 44-ФЗ обладают следующие категории участников:

  1. Учреждения и предприятия УИС (ст. 28 44-ФЗ).
  2. Организации инвалидов (ст. 29 44-ФЗ).
  3. Субъекты малого предпринимательства (ст. 30 44-ФЗ).
  4. Некоммерческие организации с социальной направленностью (ст. 30 44-ФЗ).

Также предоставление льгот отдельным категориям участников закупок опирается на положения:

  1. Постановления Правительства РФ №649 от 2014 года. В нем утвержден перечень товаров, закупаемых у учреждений уголовно-исполнительной системы.
  2. Постановления Правительства №341 от 2014 года. В документе утвержден перечень товаров, закупаемых у организаций инвалидов.
  3. ФЗ №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Документ содержит критерии отнесения компаний к представителям малого бизнеса.
  4. ФЗ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 1996 года. Документ содержит критерии отнесения организации к некоммерческому типу.

Перечень преимуществ для льготных категорий участников закупок

Каждая из категорий льготников обладает собственным спектром льгот и преимуществ при участии в закупках, которые проводятся по нормам 44-ФЗ.

Для учреждений, которые входят в уголовно-исполнительную систему, предусмотрены льготы по цене контракта в размере до 15%. Указанное преимущество действует по отношению к товарам, работам и услугам и Правительственному перечню, утвержденному Постановлением №649 от 2014 года. Если данные закупки осуществляются у единственного поставщика, то ценовая льгота не предоставляется.

Для организаций инвалидов также установлена льгота по цене контракта. Она составляет до 15% от цены победителя. Указанное преимущество распространяется на товары, работы и услуги из Перечня Постановления Правительства от 2014 года №341. В случае неконкурентной формы закупки у единственного поставщика льгота не предоставляется.

Для субъектов малого бизнеса и социально ориентированных НКО льготы в виде ценовых преимуществ не предоставляются.

Но для них заказчиками по 44-ФЗ проводятся отдельные закупки, в которых вправе участвовать только представители малого бизнеса и НКО, а другие категории участников не допускаются.

Конкретный перечень товаров, работ и услуг для закупок у СМП и НКО не предусмотрен.

Главное правило, которое заказчики должны неукоснительно соблюдать: объем закупок у представителей малого бизнеса должен составлять не менее 15% от СГОЗ.

Льготы для учреждений УИС

По ч. 2 ст. 28 44-ФЗ при закупках товаров из списка Постановления Правительства РФ №649 от 2014 года учреждениям и организациям УИС предоставляются преференции.

В перечень входят некоторые продукты питания, обувь, одежда, предметы мебели, строительные работы и пр. Таким учреждениям предоставляются льготы к предложенной цене победителя в размере до 15%, но не более НМЦК.

По ранее действующему законодательству о закупках 94-ФЗ такие преимущества предоставлялись по желанию заказчика и не являлись обязательными. Теперь же заказчик обязан предоставить льготы при наличии определенного товара в перечне из Постановления Правительства.

Учреждениям УИС предоставляются льготы в случае, если закупка проводится в форме конкурса, аукциона, запроса котировок и предложений. Преимущества не предусмотрены при неконкурентной форме закупки (закупке у единственного поставщика).

На основании ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса к учреждениям УИС относятся:

  • уголовно-исполнительные инспекции;
  • арестные дома;
  • тюрьмы;
  • воспитательные колонии;
  • колонии-поселения;
  • исправительные центры;
  • исправительные колонии;
  • лечебные исправительные учреждения;
  • колонии особого режима для пожизненно осужденных.

По ст. 5 5473-I-ФЗ от 1993 года к УИС также относят СИЗО, предприятия для обеспечения деятельности УИС, медицинские, образовательные, научно-исследовательские организации и пр. Перечень видов организаций из числа УИС также установлен в Постановлении Правительства от 2000 года №89.

Льготы для организаций инвалидов

На основании ст. 33 181-ФЗ от 1995 года к организациям инвалидов относят учреждения, которые представляют интересы инвалидов в целях обеспечения для них равных возможностей, решения задач их общественной интеграции.

В ч. 2 ст. 29 44-ФЗ предусмотрено, что действие ценовых льгот распространяется:

  • на общероссийские организации инвалидов, среди которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;
  • на организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов по отношению к иным работникам составляет не менее 50%, а доля инвалидов в системе оплаты труда – не менее 25%.

Информация о предоставлении ценовых преимуществ организациям инвалидов указывается заказчиком в ценовом извещении. Заказчик обязан установить преференции для организаций подобного профиля, если закупаемые товары указаны в Постановлении Правительства №341 от 2014 года.

В случае если организация инвалидов стала победителем закупки, то контракт с ней подписывается по цене на 15% больше, но не более НМЦК из извещения о закупки.

Например, организация инвалидов выиграла торги с ценой 1 млн р., вторым стал участник с предложением по цене в 1,05 млн р. НМЦК по контракту была установлена в размере 1,8 млн р. Контракт с организацией инвалидов заключается по цене на 15% выше предложенной, а именно 1,15 млн р. (1 млн р. * 15%). Это цена меньше НМЦК, поэтому контракт может быть подписан с учетом преимущества в 15%.

Другой пример. Организация инвалидов выиграла закупку с предложением по цене в 250 тыс. р., НМЦК составила 265 тыс. р. При предоставлении преимущества в 15% контракт с организацией нужно было бы заключить по цене в 287500 р., но это выше, чем НМЦК, поэтому госконтракт будет подписан по НМЦК 265 тыс. р.

В 2016 году было принято Постановление Правительства №724, которое дополнило список к Постановлению №341. Ранее в перечень товаров, работ и услуг, закупаемых у организаций инвалидов, входили 42 позиции.

Постановление 2016 года расширило его еще на 16 наименований.

В частности, в него вошли постельное белье, минеральные воды, соки, сухарики и гренки, санаторно-курортные услуги и услуги спортивных учреждений и пр.

Преимущества для субъектов малого предпринимательства

На основании ч. 1 ст. 30 44-ФЗ заказчики обязаны закупать товары и услуги у субъектов малого бизнеса в размере не менее 15% от совокупного годового объема закупок. Такие закупки проводятся исключительно среди участников, которые являются представителями малого бизнеса и социально ориентированных НКО. Они могут иметь форму:

  1. Открытого конкурса.
  2. Конкурса с ограниченным участием.
  3. Электронного аукциона.
  4. Запроса котировок.
  5. Запроса предложений.
  6. Двухэтапного конкурса.

При этом установлено ограничение по цене контракта: она не должна превышать 25 млн р.

При определении объема закупок у субъектов малого предпринимательства в расчет СГОЗ не включаются закупки:

  1. Для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  2. Услуг кредитования.
  3. Закупки у единственного поставщика.
  4. Работы в области атомной энергии.
  5. Закупки с закрытыми способами определения поставщика.

Сведения об объеме закупок у представителей малого бизнеса включаются заказчиками в отчетность.

На основании ФЗ-7 от 1996 года к СОНКО относятся организации, которые задействованы в сфере:

  1. Социального обслуживания граждан.
  2. Помощи в преодолении последствий стихийных бедствий.
  3. Социальной поддержки и защиты.
  4. Организации мероприятий по профилактике социально опасного поведения.
  5. Помощи в преодолении последствий стихийных бедствий.
  6. Защиты животных.
  7. Охраны окружающей среды.

К социально ориентированным НКО не относят те, которые были учреждены РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

В случае если при определении поставщика среди представителей малого бизнеса не удалось определить победителя из-за отсутствия заявок или по результатам отклонения всех условий, то заказчик вправе провести новую закупку на общих основаниях.

На основании п. 8 ст. 30 44-ФЗ представителям малого бизнеса доступно еще одно преимущество.

Заказчик обязан оплатить выполненную работу или оказанную услугу в течение 15 рабочих дней с даты подписания приемочного документа (в стандартном случае – в течение 30 дней).

В случае просрочки платежа заказчик обязан будет заплатить пени и штрафные санкции. Их размер устанавливается в зависимости от цены контракта. При цене в пределах 3 млн р. штраф составляет 3%, 3-10 млн р. – 2%, 10-20 млн р. – 1%.

Как участники подтверждают свою принадлежность к льготной категории

От участников закупок требуется официальное подтверждение своей принадлежности к льготной категории. Например, если в извещении о закупке установлено условие, что принять участие в ней смогут только представители малого бизнеса, то участники обязаны декларировать в заявках на участие свою принадлежность к субъектам малого бизнеса или НКО.

Декларация о принадлежности к определенной категории составляется в свободной форме и прикладывается к заявке на участие в тендере. Строго установленного формата для подготовки декларации не предусмотрено.

Для подготовки декларации используется фирменный бланк организации. Прописываются реквизиты: наименование, ИНН, КПП, ОГРН. В основной части нужно просто подтвердить принадлежность компании к учреждениям уголовно-исправительной системы, организации инвалидов, социально ориентированным НКО или субъектам малого бизнеса.

Подписывает документ начальник или руководитель юрлица. К декларации прикладывается устав и выписка из ЕГРЮЛ.

С августа 2016 года ФНС ведет специальный реестр, в который включают реквизиты всех представителей малого и среднего бизнеса. В качестве подтверждения отнесения к субъектам малого бизнеса компания может использовать выписку из реестра.

Она доступна для скачивания на официальном ресурсе от ФНС.

Когда преимущества не предоставляются

В некоторых случаях преимущества при проведении закупочных процедур не предоставляются. Льготы не положены:

  1. Если закупочная процедура проводится с указанием нескольких предметов закупки, и хотя бы один лот не входит в перечень товаров, которые закупаются у конкретного льготника.
  2. Если закупка производится неконкурентным способом: через подписание контракта с единственным поставщиком, с использованием единого агрегатора торговли.
  3. Если заказчик не установил возможность предоставления преимущества для отдельных категорий участников (в случае, если такая льгота была обязательной, то заказчика могут привлечь к ответственности).
  4. Если потенциальный исполнитель не подтвердит свое право на льготы документально, или будет выявлен факт недостоверных сведений.

Таким образом, контрактная система предусматривает несколько групп льготников при закупках. Это субъекты малого бизнеса и социально ориентированные НКО, организации инвалидов, учреждения УИС.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/preimuschestva.html

Преимущества в закупках по статьям 28 и 29 44-ФЗ

Какие преимущества предусмотрены при осуществлении закупок для отдельных категорий участников по 44-ФЗ?

Главной целью формирования системы государственного регулирования закупочных процедур было создание равных условий для всех участников тендера. Однако ст. 28 и 29 44-ФЗ вносит оговорки и выделяет ряд привилегий определенным компаниям. Так, преференции получают общероссийские организации инвалидов и уголовно-исполнительные предприятия.

Получение такого преимущества предполагает заключать контракты с вышеуказанными категориями на условиях увеличения цены контракта на 15 %, но не превышая при этом начальную максимальную цену.

Возможны варианты увеличения единичной стоимости товаров в том же базовом эквиваленте. Это позволяет мотивировать организации инвалидов и уголовно-исполнительные предприятия на участие в закупочных процедурах, а также предоставляет им право конкурировать с представителями среднего и крупного бизнеса.

Преимущества, предусмотренные статьями 28 и 29 федерального закона 44-ФЗ, не затрагивают неконкурентные способы процедур. Например, закупки у единственного поставщика.

Привилегии, указанные в 44-ФЗ являются не просто правами, а обязанностями заказчика и подлежат обязательному включению в закупочную документацию и публикации на ЕИС.

В случае, если победителем в тендере признается уголовно-исполнительное предприятие или общероссийская организация инвалидов, будущий контракт заключается на преимущественных условиях, предложенных на момент публикации закупки.

Для подтверждения этого права статьей 28 и 29 федерального закона 44-ФЗ предусмотрена обязанность льготной категории участников закупки прикладывать подтверждающие документы.

Преимущества уголовно-исполнительных учреждений

Для начала определим, кто может быть претендентом на получение привилегий.

Российское законодательство регулирует перечень учреждений, которые относятся к уголовно-исполнительной системе, статьей 16 УИК РФ. Также ряд разъяснений предоставлен в Постановлении Правительства № 89 от 01.02 2000 года.

Согласно нормативным документам к ним относят:

  • уголовно-исполнительные инспекции;
  • исправительные центры;
  • арестные дома;
  • колонии-поселения, воспитательные колонии;
  • лечебные исправительные учреждения;
  • тюрьмы;
  • колонии общего и строгого режима;
  • следственные изоляторы;
  • военные представительства;
  • исследовательские, медицинские, проектно-образовательные организации, которые отвечают за осуществление деятельности уголовных предприятий.

Государственные и муниципальные заказчики должны предоставлять преимущества предприятиям уголовно-исполнительной в тех случаях, когда объектом закупки является следующий перечень товаров:

  • кормовые и растительные культуры;
  • любая молочная продукция;
  • водоросли;
  • уголь;
  • колбасные изделия;
  • мука и хлебная продукция;
  • консервированные продукты;
  • сахар, яйца, дрожжи;
  • столовые приборы и принадлежности;
  • холодильники и другие электроприборы;
  • кровати и тумбы.

Региональные власти вправе увеличить перечень продукции, ориентируюсь при этом на местные представительства уголовно-исполнительной системы.

Порядок, определяющий процедуру подачи заявки на участие в открытом конкурсе, определяется ст. 51 44-ФЗ. Потенциальный участник предъявляет стандартный комплект документов на закупку и обязательно прилагает документы, подтверждающие его право на получение преимущества.

Для получения преференции при проведении госзакупок уголовно-исполнительные учреждения предоставляют декларации о своей принадлежности к льготным категориям.

Такой документ составляется на фирменном бланке организации и допускает произвольное заполнение. Декларация размещается на торговой площадке и подписывается ЭЦП.

Подтверждением принадлежности компании к льготной категории служат прикрепленные в личном кабинете Устав и выписка из ЕГРН. Никаких других документов заказчики не вправе требовать.

Если документация направляется в конверте на бумажном носителе, право на льготу подтверждается предоставлением такого же перечня, но с заверением живой печатью и подписью уполномоченного лица.

Учреждения уголовно-исполнительной системы, в случае победы в тендере, получают преференции по нормам статьи ст. 28 44-ФЗ. Контракт с ними заключается по цене, которая выше предложенной на величину до 15%.

Преимущества организаций инвалидов

Общественные организации инвалидов согласно ст. 29 44-ФЗ должны отвечать определенным требованиям для возможности получения преференции при закупочных процедурах:

  • для всероссийских организаций и союзов численность лиц, имеющих инвалидность, должна составлять не менее 80 %;
  • в случае, если уставный капитал предприятия сформирован ассоциацией инвалидов, их число должно равняться не менее 50 % от общего количества участников. Фонд оплаты труда людей с ограниченными возможностями в таком случае должен составлять не менее 25 % от суммарного показателя.

Число инвалидов определяется как отношение к общему числу участников, которые имеют право голоса на совещаниях и собраниях.

Постановление Правительства № 341 четко определяет перечень товаров, закупки которых проводятся с предоставлением преференциям организациям инвалидов:

  • мясные полуфабрикаты;
  • сокосодержащая продукция;
  • овощные консервы;
  • бутилированная вода;
  • текстильная и трикотажная продукция;
  • металлические изделия;
  • мебель;
  • средства личной гигиены;
  • полиграфическая продукция.

Ниже представим алгоритм проведения закупки при участии претендентов на получение преференции:

  • на конкурентных условиях проводится закупка и определяется победитель;
  • победитель подает заказчику заявление в свободной форме о наличии преимуществ согласно ст. 29 44-ФЗ;
  • заказчик проверяет организацию на соответствие признаков, указанных в законе;
  • проект контракта изменяют и корректируют стоимость цены в сторону увеличения.

При проведении тендеров с несколькими лотами цена за единицу товара увеличивается на 15 % по каждому из них.

Ответственность

Если государственным заказчиком были допущены нарушения и не предоставлены преимущества победителю закупки в рамках статей 28 и 29 44 Федерального закона, к нему применимы следующие виды ответственности:

  1. Административная — наступает при отказе в преференциях лицу, имеющему на это право согласно закона. Ответственность предполагает наложение административного штрафа в размере 3 000 рублей согласно составленного акта. Если в ЕИС не была опубликована информация о проведении закупки льготной категории товаров, штраф на должностное лицо равен 15 000 рублей, а для организации заказчика — 50 000 рублей.
  2. Уголовная — предусматривается в тех случаях, когда в результате непредоставления преференции общероссийской организации инвалидов, та понесла существенные убытки либо был установлен факт получения незаконной выгоды.
  3. Гражданско-правовая — применима в тех ситуациях, когда победителем закупки был предъявлен иск с целью возмещения ущерба. Это актуально в случаях, когда госзаказчик не предоставил преференцию полностью либо частично. В таких случаях размер возмещения определяется исключительно в арбитражном суде.

44-ФЗ предлагает ряд преимуществ при закупках определенных товаров и услуг организациям инвалидов и участникам уголовно-исполнительной системы. В случае нарушения прав льготной категории государственные заказчики и должностные лица будут нести ответственность, включая уголовную.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://tendr.guru/44-fz/preimushhestva-v-zakupkah-po-statjam-28-i-29-44-fz

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.