+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Какие требования к участникам закупки может установить заказчик по 223-ФЗ и как подтвердить соответствие требованиям?

Содержание

Требования к участникам закупки по 223-ФЗ: какие предусмотрены и какие может установить заказчик к поставщикам?

Какие требования к участникам закупки может установить заказчик по 223-ФЗ и как подтвердить соответствие требованиям?

Требования к участникам закупки в рамках 223-ФЗ перечислены в самом законе, а также в применяемых заказчиком положениях о закупке.

Какие требования может предъявлять заказчик

Требования к участникам в 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ детально не регулируются.

В 223-ФЗ указано лишь на возможность участия в закупках любых юрлиц независимо от их формы собственности, месторасположения капитала, а также физлиц и ИП.

Участниками закупки по 223-ФЗ могут стать как отдельные юрлица, так и несколько юрлиц, которые выступают на стороне одного участника. Участниками закупки также могут стать и аффилированные между собой лица.

Исходя из такой формулировки, в закупке могут принять участие абсолютно все желающие, что не отвечает интересам заказчика в части выбора добросовестного поставщика, который качественно исполнит условия контракта.

В 223-ФЗ подчеркивается только, что в закупках не могут участвовать ее организаторы, родственники руководства заказчика и членов закупочной комиссии.

Поэтому заказчики должны сами определиться с термином «участник закупки» и закрепить его во внутреннем Положении.

Если в 44-ФЗ требованиям к участникам посвящена отдельная статья, то при закупках отдельными видами юридических лиц требования разрабатывают сами заказчики.

Между тем они достаточно часто пересекаются с требованиями, которые указаны в 44-ФЗ, так как заказчики заимствуют их и переносят в свое Положение о закупке.

Положение о закупке в обязательном порядке размещается в открытом доступе в ЕИС.

При подготовке требований к участникам заказчику следует руководствоваться нормами закона, принципами равноправия и справедливости. Запрещено выдвигать условия, которые ведут к ограничению конкуренции и дискриминации поставщиков.

Заказчик не вправе устанавливать неизмеряемые требования, исходя из которых участнику сложно оценить свое соответствие условиям участия. Например, требование о «достаточной численности персонала для реализации контракта» будет считаться некорректным, а «наличие в штате персонала не менее 20 человек» – измеряемым требованием.

Заказчику стоит максимально ответственно подойти к разработке собственного Положения о закупках в части требований, которые предъявляются к участникам. За предъявление к поставщикам требований, не предусмотренных положениями закупочной документации, заказчику грозит ответственность по нормам КоАП.

Запрет на установление требований, не указанных в положении о закупках, прописан в ч. 6 ст. 3 223-ФЗ.

Если специалист контрактной службы ошибется при установлении требований к участникам, то он заплатит штраф в размере 3000 р., а если он установит излишние требования к участникам, то штраф составит 5-30 тыс. р. по нормам ч.

4, 4.2 ст. 7.30 КоАП.

Обязательные требования к участникам закупки

Обязательные требования к участникам заказчики по 223-ФЗ устанавливают в индивидуальном порядке. Но чаще всего в состав указанных требований входят следующие:

  1. Компания не должна иметь конфликта интересов с заказчиком. Участником закупки не могут стать организатор, сотрудники заказчика и сам заказчик. В компании-участнике не могут работать лица, которые входят в закупочную комиссию. Обычно факт отсутствия конфликта интересов подтверждается в декларативном порядке.
  2. Компания не должна находиться в процессе ликвидации. Проведение в отношении юрлица процесса ликвидации находит свое отражение в ЕГРЮЛ, поэтому для подтверждения того факта, что компания не будет в ближайшее время ликвидирована, поставщик предъявляет выписку из реестра от ФНС. Запросить данную выписку можно бесплатно онлайн на сайте ФНС.
  3. Компания сможет исполнить условия контракта: у нее должны быть все необходимые допуски и лицензии. В подтверждение данного факта она предъявляет копии лицензии, сертификатов, свидетельств о допуске в СРО и пр.
  4. Компания не находится в процессе банкротства. При прохождении процедуры признания финансовой несостоятельности отметка об этом вносится в реестр ЕГРЮЛ (например, о том, что в отношении компании введен этап конкурсного производства). Поэтому выписка из реестра подтвердит соблюдение подрядчиком данного требования.
  5. У компании отсутствуют задолженности по налогам и сборам. Речь обычно идет о крупных непогашенных долговых обязательствах: в сумме 25% и более от величины активов. Отсутствие бюджетных долгов подтверждает справка от ФНС. Если участником была подана жалоба на неправомерность начисления налогового платежа, то он допускается к закупке.
  6. Руководство и бухгалтер не должны иметь непогашенных судимостей за экономические и коррупционные преступления. Данный факт декларируется поставщиком.
  7. Деятельность компании не должна быть приостановлена по нормам КоАП, а ее руководство – не дисквалифицировано от занимаемых должностей.
  8. У компании должно быть устойчивое финансовое положение, что может подтвердить налоговая и бухгалтерская отчетность.
  9. Компания не является офшором.

В случае если заказчик выявит факт несоответствия поставщика требованиям, то он отклоняет его заявку на участие в ходе закупки или отказывается от подписания с ним контракта (если данный факт выявляется в ходе подписания договора).

Предоставление участником заведомо недостоверных данных может повлечь за собой включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

Дополнительные условия

К участникам закупки в рамках 223-ФЗ могут предъявить дополнительные требования в зависимости от специфики закупки. Это:

  1. Надежность. Косвенно на это указывают наличие опыта работы, реализации аналогичных контрактов. Это может подтвердить выписка из реестра контрактов, копии подписанных контрактов.
  2. Наличие необходимых производственных ресурсов.
  3. Наличие трудовых ресурсов: подтверждается справкой о среднесписочной численности.
  4. Профессиональная компетентность. В зависимости от типа закупки от участника могут потребовать предъявление дипломов о высшем образовании, трудовых книжек (которые подтвердят наличие бессрочного трудового договора), действующих удостоверений, протоколов, документов по повышению квалификации, наличие определенного стажа работы и пр.
  5. Наличие необходимых финансовых ресурсов.
  6. Отсутствие сведений о компании в РНП. Заказчик может включить требование об отсутствии компании как в реестре по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ.
  7. Положительная деловая репутация. Это может подтвердить, например, отсутствие судебных решений о взыскании ущерба с поставщика и пр.
  8. Права на объекты интеллектуальной собственности.
  9. Соответствие критериям принадлежности поставщика к малым и средним предприятиям. Это подтверждает выписка из реестра СМП.
  10. Прохождение предквалификационного отбора. Крупные заказчики допускают до своих закупочных процедур только тех участников, которые прошли предквалификационный отбор. Это дополнительный способ проверки исполнителя на соответствие требованиям. Заказчики вправе включать прошедших отбор исполнителей в специальный реестр и в дальнейшем позволяют им участвовать в закупках.
  11. Наличие определенной системы контроля качества на предприятии.

Таким образом, в 223-ФЗ закреплены только общие положения и принципы реализации торговой процедуры. Законодатели не стали устанавливать конкретные требования к участникам закупки, но обязали заказчика разработать их. Требования к участникам закупки заказчик должен закрепить в Положении о закупке, и дополнительно они фиксируются в закупочной документации.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/223/trebovaniya-k-uchastnikam-2.html

Участники закупок по 223‑ФЗ: требования, принципы отбора и правовой статус

Какие требования к участникам закупки может установить заказчик по 223-ФЗ и как подтвердить соответствие требованиям?

В статье рассмотрим: кто может быть участником закупки по Закону 223-ФЗ, а кто быть им не в праве, по каким принципам отбираются участники закупки и как это реализовано в законодательстве, какие требования предъявляются к участником закупки.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа).

Кто может являться участником закупки?

Законодательно установлен достаточно широкий круг лиц, которые могут выступать в качестве участника закупки (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ):

  • любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения таких лиц и места происхождения их капитала);
  • любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (в том числе один или несколько ИП).

Кроме того, участниками закупки могут быть аффилированные между собой лица. Такое мнение выразило Минэкономразвития в своем письме от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371.

Форма объединения лиц для участия в закупке российским законодательством прямо не определена. На практике же подавляющее большинство подобных объединений основывается на договоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности).

Участником закупки не может выступать:

  • организатор закупки, заказчик,
  • работники организатора или заказчика (п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — Закон № 135-ФЗ)).

Кроме того, родственники заказчика так же не смогут принять участие в закупках по 223-ФЗ.

Минфин подготовил поправки в Закон № 223 — ФЗ, устанавливающие запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих родственные связи с заказчиком.

Текст законопроекта опубликован на едином портале проектов нормативных актов. В Минфине предполагают, что поправки вступят в силу с 1 января 2018 года.

Заказчик должен точно определить, кто и в каких случаях признается участником закупки. Так как в Законе № 223-ФЗ такие указания отсутствуют, то термин «участник закупки», а также условия приобретения этого статуса, должны быть закреплены в положении о закупке.

Почему этот вопрос имеет существенное значение? Частью 9 и 10 ст.

3 Закона № 223-ФЗ участникам закупки предоставлено право обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, как в судебном, так и во внесудебном порядке (в соответствии со ст. 18.

1 Закона № 135-ФЗ), а положением о закупке предусматриваются и иные права. Например, может быть предусмотрено право обжалования действий организатора закупки в вышестоящий ведомственный орган (специализированную комиссию по рассмотрению споров).

Практика показала, что отсутствие четких критериев отнесения тех или иных лиц к числу участников закупки, включая регламентацию момента возникновения указанного статуса, иногда приводит к злоупотреблениям. Закупки массово обжалуются со стороны лиц, не только не имеющих реальной заинтересованности в участии в закупке, но зачастую и возможности поставок закупаемых товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Принципы отбора участников закупки

Из числа закрепленных в ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принципов закупки товаров, работ, услуг, ключевыми, имеющими отношение к отбору участников закупки, являются:

  1. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  2. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Первый принцип реализуется с помощью следующих положений Закона № 223-ФЗ:

  • во-первых, путем установления практически неограниченного круга субъектов, которые могут выступать участниками закупки (ч. 5 ст. 3);
  • во-вторых, путем запрета на предъявление требований к участникам закупки по критериям, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3).
  • в-третьих, путем закрепления в Законе № 223-ФЗ положения, предусматривающего, что требования к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем без исключения участникам закупки (ч. 6 ст. 3).

Исключения из принципа равноправия могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 3):

  1. приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. В законодательстве установлены ценовые преференции в торгах для участников, предложивших товары производства российского, белорусского и казахстанского происхождения, по ограниченному перечню товаров;
  2. участие в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства. Установлено требование об обязательном размещении заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15% общего годового объема поставок товаров в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ.

Принцип измеряемости требований реализован следующим образом. В положении и документации о закупке устанавливаются только такие требования, которые позволяют участникам закупки на стадии подачи заявки самостоятельно оценить свое соответствие этим требованиям.

К примеру, требования, сформулированные как «наличие кадровых ресурсов для выполнения работ в необходимом количестве» или «наличие достаточного опыта выполнения работ аналогичного профиля» не будут соответствовать принципу «измеряемости» требований.

Почему? Дело в том, что критериев «достаточности» и «необходимого количества» нет, и, к тому же, они носят весьма субъективный характер.

При этом, организатор торгов (закупочной комиссии) легко может отклонить заявку на участие в закупке, если, на его взгляд, она не соответствует требованиям.

Поэтому при установлении подобных требований должны быть установлены и конкретные измеряемые параметры определения, а так же точные показатели соответствия участника установленным требованиям в соответствующих единицах измерения.

Например: «наличие в штате участника закупки не менее 20 физических лиц, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников 5 разряда и сдавших соответствующий квалификационный экзамен» или «оказание участником закупки за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, услуг по энергосбережению в объеме не менее пяти энергосервисных договоров (контрактов) с ценой каждого энергосервисного договора (контракта) не менее пяти миллионов рублей. Для определения соответствия данному требованию учитываются энергосервисные договоры (контракты), заключенные в течение последних пяти лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также энергосервисные договоры (контракты), исполнение которых завершилось в указанный период. Для целей определения соответствия участника закупки установленному требованию не учитываются энергосервисные договоры (контракты), расторгнутые в связи с нарушением участником закупки условий такого договора (контракта)».

Требования к участникам закупки

В положении о закупке должны быть установлены все требования к закупкам, в том числе порядок проведения процедур закупки и иные положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Кроме того,  этот документ должен содержать требования, которые могут быть предъявлены к участникам закупки. Например:

  • быть зарегистрированным в установленном законодательством порядке как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель;
  • иметь необходимые свидетельства, лицензии, необходимые для поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ;
  • не должна проводиться процедура ликвидации, не должно быть открыто конкурсное производство, признание несостоятельным (банкротом); деятельность не приостановлена в порядке, установленном КоАП;
  • должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам;
  • показатели финансово-хозяйственной деятельности участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.
  • заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков (п. 7 ст. 3 Закона 223-ФЗ).

Конечно, при подготовке положения о закупке заказчику нереально предусмотреть все возможные требования. Поэтому рекомендуется устанавливать открытый перечень, который позволит организатору торгов конкретизировать требования к конкретной закупке. Например, в положении о закупке установлено требование к квалификации участников закупки.

Заказчик указывает, что в документации о закупке могут быть предусмотрены требования:

  • к наличию у участника закупки системы менеджмента качества, отвечающей определенном стандарту,
  • к деловой репутации участника закупки, подтвержденной конкретными документами, отвечающими определенным требованиям,
  • к наличию у него опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг,
  • к соответствию по иным показателям, имеющим значение для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Перечень конкретизируется применительно к конкретному предмету закупки уже при подготовке документации о закупке.

Законодательно не установлено насколько описание требований к участникам закупки должно быть конкретным.

Поэтому в положении о закупках заказчик вправе указать, что документацией о закупках могут быть предусмотрены иные требования к участникам закупки, обусловленные спецификой товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых проводится процедура закупки, отметив, что такие требования должны соответствовать положениям ч. 1 и 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Кроме того, в документации о закупке должен быть указан еще и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Любое требование заказчика должно сопровождаться указанием конкретного документа, который должен быть включен участником закупки в состав подаваемой заявки.

Отдельно стоит регламентировать в положении о закупках применение установленных требований к участнику закупки, на стороне которого выступает несколько юридических или физических лиц. По умолчанию требования применяются именно к участнику закупки в целом.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/204

Деловая репутация участника закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: что это такое и как ее подтвердить?

Какие требования к участникам закупки может установить заказчик по 223-ФЗ и как подтвердить соответствие требованиям?

При участии в госзакупках цена контракта не всегда оказывается решающей для заказчика. Чтобы повысить шансы на победу, важно иметь хорошую деловую репутацию. Она подтверждается соответствующим пакетом документов, причем по 223-ФЗ он намного больше, чем по 44-ФЗ. В статье мы разберем нюансы подтверждения деловой благонадежности согласно действующему законодательству.

Что такое деловая репутация?

Деловая репутация (сокращенно ДР) – это набор определенных факторов, на основании которых оценивается благонадежность и стабильность предприятия.

Это является особым нематериальным активом организации. Спросом на услуги пользуются компании с положительной репутацией.

Ее известность и хорошие отзывы в определенных кругах придают заказчикам уверенность в добросовестном сотрудничестве.

Организация с хорошей историей должна соответствовать следующим общепринятым требованиям:

  1. Предоставлять услуги и/или товары высокого качества;
  2. Иметь в штате квалифицированных сотрудников;
  3. Обладать хорошей кредитной историей;
  4. Иметь опыт добросовестного сотрудничества с контрагентами;
  5. Отличаться высокой корпоративной культурой.

На рынке госзакупок намного сложнее предлагать свою продукцию фирмам с плохой деловой репутацией.

ДР по 44-ФЗ

Данного понятия на законодательном уровне не существует. Но согласно Постановлению Правительства №1085 от 28.11.2013 г. при оценке заявок одним из критериев может выступать деловая репутация. Заказчик вправе требовать у будущих исполнителей следующие сведения:

  1. Наличие положительных отзывов об их работе;
  2. Опыт проведения работ (предоставления услуг);
  3. Количество сотрудников в штате и подтверждение их квалификации;
  4. Наличие достаточного денежного ресурса для выполнения обязательств по контракту.

Также для оценки квалификации поставщиков используются критерии, опубликованные 19 января 2017 г. в письме Министерства экономики и развития № ОГ-Д28-761.

Согласно нему заказчик вправе сам составлять закупочную документацию для открытых конкурсов и указывать в ней такой критерий оценки заявок, как наличие положительной ДР.

При этом основанием для отклонения заявки не будет считаться непредставление участником документов, подтверждающих репутацию.

ДР по 223-ФЗ

В рамках 223-ФЗ заказчики также вправе устанавливать требования к наличию у исполнителя деловой репутации. На практике этот вопрос вызывает много споров. В ФАС направляется немало обращений от поставщиков, чьи заявки отклонялись из-за непредставления информации о репутации.

Контролирующие органы считают установление подобных требований избыточным. Деловая репутация никак не может влиять на добросовестную работу поставщика. Поэтому действия заказчика в ряде случаев являются неправомерными.

Какие документы подтверждают деловую репутацию?

При указании в закупочной документации требования о предоставлении доказательств деловой репутации, заказчик обязан указать список необходимых для этого документов. Таким образом обеспечивается принцип честности и прозрачности при выборе поставщика. Это могут быть:

  1. Благодарственные письма за ранее выполненные контракты;
  2. Грамоты и дипломы;
  3. Дипломы сотрудников организации;
  4. Сертификат на право оказания услуг.

Указанные документы подаются участником в составе заявки. Наличие сертификата не является для организации обязательным условием. Чтобы его получить, уйдет немало времени и финансов.

Положительный имидж – важная составляющая любого бизнеса. Он повышает возможности для участников закупок. Для его наработки и сохранения требуется приложить немало усилий.

Как и где найти требования к квалификации участника закупки?

Для того, чтобы узнать, какие требования установил заказчик к квалификации будущего поставщика, необходимо зайти на сайт Единой информационной системы (ЕИС). Рассмотрим на примере закупки по реконструкции моста в г. Курильске (дата размещения 26.12.2019 г.)

В разделе «Общая информация» прокрутим страницу вниз до интересующих нас требований. В п.4 указано, что подтверждение квалификации (в т.ч. наличие достаточных финансов для выполнения работ, оборудования, опыта аналогичных работ, деловой репутации, квалифицированных специалистов) предоставляется при наличии.

Еще ниже мы найдем «Критерии оценки заявок участников». В графе «Значимость критерия» указано, что квалификация составляет 40% при оценке, а цена контракта – 60%.

Критерии оценки заявки можно скачать отдельным документом в формате Word. Для этого необходимо вернуться выше и рядом с разделом «Общая информация» открыть раздел «Вложения», затем скачать интересующий файл.

Сертификат, как подтверждение деловой репутации

Недобросовестные участники научились подделывать благодарственные письма, поэтому куда более весомым критерием является известность поставщика в профессиональных кругах и признание его добропорядочной работы. Поэтому заказчик вправе указать в документации требование о наличии сертификата.

Сертификат получают в зарегистрированной Росстандартом системе добровольной сертификации (СДС) с зарегистрированным номером. Чтобы его получить участник должен обратиться в организацию по сертификации с определенным пакетом документов (учредительные, сведения о сотрудниках, копии выполненных контрактов и др.).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ведет мониторинг зарегистрированных предприятий.

Каждая организация имеет внутренний порядок и свод правил по предоставлению и цене услуги (в среднем от 10 рабочих дней с ценой более 100 тысяч руб.).

Сертификация предполагает выезд специалистов на место, проведение экспертизы данных на полноту и достоверность, а также расчет итоговой оценки.

Опыт и деловая репутация определяются на основании утвержденных на сегодняшний день национальных стандартов для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных областях:

  • общие положения (ГОСТ Р 66.0.01-2015);
  • архитектурно-строительное проектирование (ГОСТ Р 66.1.01-2015);
  • инженерные изыскания (ГОСТ Р 66.1.02-2015);
  • стаж и репутация строительных предприятий и фирм проектирования (ГОСТ Р 66.1.03-2016;
  • производство и продажа пожарно-технической продукции (ГОСТ Р 66.9.01-2015);
  • предоставление услуг по пожарной безопасности объектов (ГОСТ Р 66.9.02-2015);
  • услуги по перевозке крупногабаритных тяжеловесных грузов (ГОСТ Р 66.9.03-2016).

Важный момент! Эти нормативные акты устанавливают порядок оценки опыта и деловой репутации. С их помощью определяется цифровое значение квалификации организации – индекс деловой репутации. В ходе рассмотрения заявок участник может получить максимум 100 баллов, это будет показатель его квалификации.

Мнения о предоставлении сертификатов в составе заявки разделилось:

  1. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 г. № 13АП-31280/15 требование о наличии сертификатов признано правомерным.

Источник: https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/delovaya-reputaciya-uchastnika-zakupki.html

Подтверждение соответствия участника единым требованиям | Контур.Закупки

Какие требования к участникам закупки может установить заказчик по 223-ФЗ и как подтвердить соответствие требованиям?

На всем протяжении процедуры закупки — от подачи заявки до определения исполнителя контракта — участник должен соответствовать единым требованиям. Если это не так, то вступить в отношения с таким исполнителем заказчик не сможет.

И даже если сначала участник соответствовал всем условиям, а затем выяснилось, что перестал, контракт заключить с ним заказчик не должен. Если же контракт уже заключен, его придется расторгнуть.

В статье расскажем о том, какие существуют требования к поставщикам.

Виды требований

Требования подразделяются на 3 типа:

  1. Единые. Это требования, которые заказчик обязан установить в закупке. Все они изложены в пункте 1 статьи 31 закона 44-ФЗ.
  2. Необязательные. Требования, которые заказчик вправе предусмотреть. Это часть 1.1 статьи 31 закона, в соответствии с которой заказчик может потребовать отсутствия поставщиков в РНП, отсутствия в реестре сведения об учредителях, директоре и членах коллегиального исполнительного органа.
  3. Дополнительные. Такие требования регулируются частью 2 статьи 31 закона и устанавливаются Правительством в отношении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, аналогичных закрытых конкурсных процедур или аукциона. Также носят обязательный характер для включения в документацию, если установлены.

Сегодня расскажем только о первой части — о единых требованиях.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Что всегда требуется от поставщиков

Под едиными подразумеваются такие требования, которым должны отвечать все участники закупок вне зависимости от ее объекта и прочих параметров. Вот их список:

  1. Участник должен соответствовать условиям, которые закон предъявляет при осуществлении определенных работ и услуг или при поставке определенных товаров. Подразумевается наличие допусков, лицензий и прочих разрешений.

    Например, таким требованием является наличие лицензии на установку средств пожарной безопасности, если заказчик закупает монтаж этих средств. Если же закупается, скажем, комплексный ремонт здания, то иметь лицензию на монтаж пожарного оборудования поставщик не должен. В таком случае у подрядчика должен быть допуск СРО на осуществление работ по строительству и монтажу.

  2. Участник должен быть полностью дееспособным. Это значит, что в его отношении не должна быть начата процедура ликвидации или банкротства, а его деятельность не должна быть приостановлена (КоАП дает право контролирующим органам приостанавливать деятельность организации при некоторых административных правонарушениях).
  3. Поставщик должен быть добросовестным исполнителем обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей. Размер его задолженности за последний год не должен быть более чем четверть балансовой стоимости активов по данным последней отчетности. Физические лица, которые входят в руководящий состав участника, не должны иметь непогашенной судимости за экономические преступления. Также им не должно быть назначено наказание в виде дисквалификации или запрета на ведение деятельности, связанной с поставкой объекта закупки.
  4. Если при исполнении госконтракта поставщик должен передать заказчику результаты интеллектуальной деятельности, то он должен обладать исключительными правами на них. Требование не распространяется на закупку создания произведений искусств и прокат национального фильма.
  5. Между заказчиком и потенциальным исполнителем не должно быть конфликта интересов. Это значит, что руководитель заказчика, сотрудники контрактной службы, члены закупочной комиссии либо контрактный управляющий не может быть в определенных отношениях с лицом, входящим в руководство участника, или с участником-ИП. Под отношениями в данном случае понимается брак и близкое родство — дети, родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, усыновители и усыновленные.
  6. Участник не должен быть компанией, зарегистрированной в офшоре.
  7. С 1 июля 2018 года требования к потенциальным поставщикам будут расширены. У них должны отсутствовать ограничения для участия в закупках. Такие ограничения могут быть введены, например, в закупках только для субъектов малого предпринимательства.

Как видно, никаких условий о наличии у участника опыта исполнения подобных контрактов, каких-либо финансовых ресурсов или персонала, в единых требованиях нет. Условия подобного рода относятся к разряду дополнительных и могут быть установлены в соответствии с постановлением № 99 от 2 февраля 2015 года.

Что же касается требования об отсутствии в РНП, то оно включается заказчиком по своему усмотрению.

Как подтвердить соответствие требованиям

Существуют два способа подтверждения соответствия требованиям: декларация и представление документов.

Декларация может быть в виде отдельного документа или в составе заявки. Конкретной формы закон не предусматривает, поэтому составляется она произвольно. Обычно это документ, в котором поставщик указывает свое наименование, юридический адрес, ИНН, а также подтверждает, что соответствует на дату подачи заявки единым требованиям.

Иногда требуется подтвердить соответствие требованиям иным документом. Из следующей таблицы видно, в каких случаях может применяться декларация, а когда — определенные документы.

Таблица. Документы для подтверждения соответствия участника единым требованиям

ТребованияОснование для требованияДокументы, которые предоставляет участникНПА
Участник должен соответствовать требованиям законодательства к лицам, поставляющим товар, или оказывающим услуги, которые представляют собой объект закупкиПункт 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗЛицензияЗакон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ
Свидетельство о допуске, которое выдала саморегулируемая организация

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/podtverzhdenie-sootvetstviya-uchastnika-edinym-trebovaniyam/

Требования к поставщику: что заказчик может запросить в ходе закупки?

Какие требования к участникам закупки может установить заказчик по 223-ФЗ и как подтвердить соответствие требованиям?

31.03.20

Поставщики часто жалуются, что заказчики в ходе закупки предъявляют к ним необоснованные требования.  

Руководитель образовательных программ B2B-Center Наталья Патрунина объясняет, как отличить обоснованные запросы организаторов торгов от чрезмерных или даже противозаконных.  

Какие требования заказчик может предъявлять к участнику закупок? 

Возможности заказчиков по установлению требований к поставщикам зависят от категории самих заказчиков. Права госзаказчиков, естественных монополий и частных компаний отличаются.  

Заказчик по 44-ФЗ

В законе № 44-ФЗ «О контрактной системе» есть статья 31, в которой прописан закрытый перечень требований к участникам закупки. В целом, все они достаточно общие и касаются деловой репутации. Например, участник закупки не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации, у компании не должно быть крупных задолженностей по налоговым сборам и административных наказаний. 

Но в некоторых закупках госзаказчик обязан установить дополнительные требования. Эти случаи установлены в Постановлении Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99.

  Например, заказчик может потребовать у поставщика лицензию, если она предусмотрена законом, попросить подтвердить имеющийся опыт, аналогичный предмету закупки.

Так дополнительные требования должны предъявляться при наличии у госзаказчика потребности в строительстве крупных объектов, поставки питания в школы и детские сады, работ на объектах атомной промышленности.

По собственном желанию госзаказчик может установить или наоборот не устанавливать только требование об отсутствии сведений об участниках его закупки в реестре недобросовестных поставщиков. 

Заказчик по 223-ФЗ

Для этой категории заказчиков закон не устанавливает конкретного перечня требований к участникам закупки. Поэтому теоретически организатор может установить практически любые требования при соблюдении определенных условий. Во-первых, все возможные требования к участникам сначала прописываются в положении о закупках, а отдельные  из них потом закрепляются в закупочной документации.

Во-вторых, понятно, что ко всем участникам закупки требования должны быть одинаковыми. Потом очень важно, чтобы требования к участникам были связаны с предметом самой закупки и обеспечивали эффективность исполнения договора в будущем. Грубо говоря, если закупается компьютерное оборудование, то странно требовать от поставщика наличие охранной лицензии. 

И наконец, требования должны быть измеряемыми. Заказчик в закупочной документации не может использовать размытые понятия “хорошая деловая репутация” или “достаточное количество материальных ресурсов”. 

Должны быть четкие критерии. Например, наличие у участника складских помещений площадью не менее 100 м² и не менее двух технических складских сотрудников, а также опыта выполнения аналогичных работ не менее двух исполненных контрактов за последние два года. При этом заказчик указывает, какими именно документами должно подтверждаться соответствие участников этим требованиям.

Коммерческие заказчики

Такие заказчики самостоятельно разрабатывают принципы работы с поставщиками. Но для того, чтобы необоснованно не ограничивать конкуренцию, и обычным коммерческим заказчикам целесообразно соблюдать вышеуказанные принципы установления требований, которыми руководствуются субъекты Закона № 223-ФЗ. 

Какие документы может запрашивать заказчик? 

Требования к предоставляемым в составе заявки документам также зависят от того, как регулируется деятельность данного заказчика.

44-ФЗ

Необходимые документы для подтверждения соответствия требованиям закупочной документации прописаны в той же статье 31 Закона о контрактной системе. Дополнительные бумаги заказчику требовать запрещено. Для подтверждения большинства требований требуется только декларация, по сути представляющая собой «честное слово» поставщика. Исключение составляют случаи, когда требуется лицензия.

Но если на любом этапе проведения закупки выяснится, что участник обманул заказчика и указал о себе сведения, не соответствующие действительности, то заявку участника либо отклонят, либо, если он уже был выбран победителем, контракт с ним заключен не будет.

223-ФЗ и коммерческие закупки

Перечень подтверждающих документов  прописывается в закупочной документации. Например, если поставщик должен доказать наличие опыта аналогичных поставок, то у него попросят копии договоров и закрывающих документов и так далее.

А если требуют… 

Как мы выяснили, государственный или муниципальный заказчик может требовать от участников лишь то, что прямо установлено в Законе о контрактной системе.

Если мы имеем дело с Законом № 223-ФЗ и обычной коммерческой практикой, то часто вопрос о правомерности установления тех или иных требований к поставщику решается антимонопольными и судебными органами, которые, к слову, не всегда придерживаются общей позиции. 

Финансовые показатели поставщика

По мнению ФАС и судов, могут запрашиваться заказчиком в том случае, если это обусловлено характером проводимой закупки и действительно может обеспечить заказчику какие-либо гарантии. Кроме того, все зависит от характера самих запрашиваемых сведений.

Например, запрос сведений об уставном капитале, как и требование о наличии у участника уставного капитала определенного размера, как правило, считаются правомерными.

А вот требование об определенных показателях прибыльности компании нормальны при закупке финансовых, страховых услуг, но совершенно избыточны, если закупаются, например, канцтовары. 

Отсутствие задолженности по налогам и сборам

Их требовать от участников допустимо. Однако компании редко могут похвастаться полным отсутствием задолженностей, поэтому заказчики обычно прописывают определенный допустимый порог таких задолженностей. 

Опыт выполнения аналогичных заказов

Такое требование признается судами и антимонопольными органами обоснованным практически в любой ситуации. 

Материальные и трудовые ресурсы 

Такая необходимость должна быть обоснована целесообразностью для каждого конкретного случая.

Например, в антимонопольной практике есть случай, когда требование заказчика о наличии у поставщика склада товара в определенной местности было признано избыточным, поскольку ФАС сочла, что поставщик должен сам рассчитывать свои возможности по доставке своего товара в определенный город к конкретной дате, и если он гарантирует, что сможет добросовестно исполнить свои обязанности по договору, не имея склада поблизости от заказчика, нужно ему верить. 

Как отличить правомерные требования от чрезмерных?

В идеале участник закупки должен быть профессионалом в своей отрасли. И тогда ему не составляет труда понять, что для качественного выполнения подряда достаточно соответствовать вполне определенным требованиям. Например, если дело касается строительства, то подрядчик должен знать, какие разрешительные документы требуются для возведения объекта, необходимого заказчику, а какие – нет.

Кроме того, нужно владеть ситуацией на рынке.

Например, заказчик сформулировал требования к участникам так, что им соответствует только один ваш конкурент, а остальные сто компаний включая вашу не соответствуют, но прекрасно оказывают нужные заказчику услуги, . В этом случае можно подавать жалобу в ФАС. Если вы уверены в своей позиции, бояться судов и ФАС не нужно, они часто встают на сторону поставщика. 

Однако многие поставщики не хотят сразу жаловаться и портить отношения с заказчиком. Поэтому мы рекомендуем начать с дипломатии.

Если вас что-то смущает в закупочной документации, обратитесь к заказчику с соблюдением формальностей — через запрос разъяснений на электронной площадке.

Уточните у заказчика, действительно ли  ему так необходимо, чтобы участник имел в штате своей компании такое количество специалистов. Намекните ему, что ваш многолетний опыт показывает, что для такого объема работ будет достаточно и четверти от указанного заказчиком числа.

Часто заказчики реагируют адекватно и меняют условия документации, поскольку понимают, что риск обжалования и отмены закупки высок. Кроме того, не забывайте про человеческий фактор – заказчик тоже ошибается и может быть вам благодарен, если вы его поправите.  Чем выше профессионализм поставщика, тем меньше возможностей нарушить его права! 

Если хотите разобраться в тонкостях закупочных правил, то рекомендуем пройти наш дистанционный курс “Академия эффективного поставщика”.

Источник: https://umestentorg.com/law/trebovaniya-k-postavshhiku-chto-zakazchik-mozhet-zaprosit-v-xode-zakupki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.