+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Какое наказание предусмотрено за разглашение сведений, являющихся государственной тайной?

Содержание

Квалификация разглашения государственной тайны, ответственность

Какое наказание предусмотрено за разглашение сведений, являющихся государственной тайной?

Сведения, которые являются государствообразующими или раскрывающими особенности государственного устройства в различных сферах, являются государственной тайной.

Понимая тяжесть последствий, законодатель внес в УК РФ статью под наименованием «Разглашение государственной тайны».

Наказание, которое устанавливается по указанному составу, отнесено к главе преступлений против государственного строя и безопасности государства.

Что является разглашением государственной тайны

В 1995 году Президентом РФ был принят Указ Президента России «Об утверждении перечня сведений, относящихся к государственной тайне». Для правильного понимания вопроса, что представляет собой разглашение тайны, необходимо понимать какая информация должна быть сокрыта от третьих лиц.

Так, в подзаконном акте выделено 4 раздела, которые относятся к соответствующим сферам государственного регулирования: военная, экономическая, научно-техническая, внешнеполитическая, внешнеэкономическая, разведывательная области, ОРД, а также область противодействия терроризму.

Общее количество позиций, которые содержатся в Указе, составляют более 115 видов.

С 1 января 2020 года введен новый перечень сведений – финансирование практически всех вышеперечисленных областей.

Для того чтобы тайна стала доступной третьим лицам, существует множество способов, не все из которых являются умышленными. Можно привести пример, при котором передача сведений в личной переписке хранителя тайны и третьего лица может послужить основанием для возбуждения уголовного дела.

Возможна публикация в различных СМИ ставших доступными сведений из числа охраняемых государством. Разгласить государственную тайну можно и без использования письменной формы, например, в беседе хранителя тайны с третьим лицом.

Условно устройство демонстрационных сеансов любых документов или их частей (чертежей – в частности, когда речь идет о разработке военной техники или схем – когда говорится о разведывательной или контрразведывательной деятельности).

Случается, что преступление совершается умышленно, например, при утере комплекта секретных данных.

Возможна и другая квалификация содеянного – халатное или некорректное хранение документов, будет квалифицировано как покушение на преступление.

Квалифицирующие признаки

Статья 283 УК РФ состоит из двух частей. Квалифицирующий признак указан в диспозиции части 2 указанной нормы. Основной критерий – причинно-следственная связь между содеянным и последствиями.

Следует отметить, что обязательным условием наступления ответственности по части 2 является отсутствие умысла нарушителя закона.

Неосторожная форма вины предусматривает, что преступник не предполагал и не мог предположить, что ввиду совершаемых им действий могут наступить такие последствия, которые будут квалифицированы как преступления.

При этом законодатель установил, что последствия, которые наступили после совершения противоправного действия, должны иметь тяжкий характер.

Важно! Только суд может установить степень тяжести последствий, которые наступили после разглашения государственной тайны. Особую роль приобретает доказательственная база, которая была получена в ходе расследования.

Следует отметить, что, несмотря на признак неумышленного характера, этот состав для квалификации может повлечь более тяжкие последствия для преступника.

Отличие от государственной измены

Государственная измена является более сложным и дерзким составом преступления, по сравнению с рассматриваемым преступлением.

Можно классифицировать основные отличительные признаки измены и разглашения:

  • субъектный состав: в обоих случаях преступником является должностное лицо или иной специальный субъект с допуском к государственной тайне. Но вот третье лицо, по отношению к которому предоставляются секретные сведения, отличается: при разглашении – это неопределенный круг лиц, а при измене – специальные иностранные субъекты (которые могут повлиять на стабильность безопасности страны);
  • характер преступления – разглашение является оконченным составом и связано с выражением последствий, а измена – может иметь неоконченный или длящийся характер, поскольку может быть выражена в шпионаже, а не только в передаче сведений.

Шпионаж, в свою очередь, представляет собой все нарушения, связанные с информацией до момента ее передачи. Лицо в случае собирательства, систематизации или воровства секретных материалов будут наказывать и по статьям 275 и по 276.

Ранее в государственной измене в большинстве случаев обвинялись военнослужащие, поскольку именно эта категория контрактников, у которых имеются сведения стратегического назначения. Военный трибунал при этом исключен.

Какая ответственность предусмотрена

В Федеральном законе «О государственной тайне» предусмотрено три вида ответственности, которые могут быть применены в отношении виновного в разглашении государственной тайны:

  • дисциплинарная;
  • административная;
  • уголовная.

Так, руководитель учреждения, в стенах которого сотрудник совершил разглашение, может применить дисциплинарную ответственность в соответствии со статьей 192 ТК РФ. К нарушителю может быть применено:

  1. объявление замечания;
  2. вынесение выговора;
  3. увольнение с занесением соответствующей записи в трудовую книжку.

Следует отметить, что в приказе об увольнении сотрудника за разглашение государственной тайны должна содержаться формулировка «утраты доверия».

Проведя анализ норм специальных нормативных правовых актов, установлено, что на сегодняшний день прямые указания на применения подобного наказания могут быть осуществлены в отношении судей, сотрудников, проводящих оперативно-розыскные мероприятия или следствие по делу, а также в отношении персонала саморегулируемых организаций.

Административная ответственность (несмотря на ее обозначение в Законе 1993 года) была введена только спустя 23 года в 2016 году.

Она касается особых субъектов – персонала всех видов СМИ, блогеров, собственников сайтов и чатов.

Если для разглашения тайны были использованы такие средства информационно-телекоммуникационных сетей, то за правонарушение будет назначен штраф в пределах 400 000 – 1 000 000 рублей.

Последним возможным видом ответственности за разглашение сведений, составляющих гостайну, является уголовное наказание.

В соответствии с частью 1 статьи 283 к виновному может быть применено в качестве основного вида наказания арест или лишение свободы, а в качестве дополнительного вида – возможность занимать определенные виды должностей.

Поскольку, отбывая срок наказания, может истечь срок дополнительного наказания, оно обычно реализуется после освобождения из мест лишения свободы.

За соблюдением исполнения дополнительного наказания на свободе следит местное подразделение уголовно-исполнительной службы.

Часть 2 рассматриваемой статьи не предусматривает в качестве наказания арест, но реальный срок может грозить преступнику до 7 лет. Срок отсутствия возможности занимать должности по санкциям обеих частей одинаков – 3 года.

Когда наказания не будет

Источник: https://ypravo.com/razglashenie/gosudarstvennoj-tajny.html

Разглашение конфиденциальной информации и персональных данных

Какое наказание предусмотрено за разглашение сведений, являющихся государственной тайной?

Существуют определённые виды сведений, несанкционированный доступ к которым запрещён в соответствии с положениями российского законодательства.

Ответственность за разглашение информации подобного рода предусмотрена положениями гражданского, административного или уголовного кодексов.

Перечень сведений, охраняемых законом РФ от свободного доступа, содержится в соответствующих нормативных актах.

Что такое конфиденциальные сведения?

Исчерпывающее определение термину «конфиденциальные сведения» даёт ФЗ «О защите информации», принятый в 2006 г. Согласно этому законодательному акт, любые информационные данные, касающиеся простых граждан, организаций или государства подразделяются на общедоступные, и сведения, доступ к которым ограничен или полностью закрыт.

Свободный доступ к любым информационным сведениям ограничивается или полностью запрещается только на основании федерального законодательства. Попытка несанкционированного сокрытия прочей информации от широкой общественности преследуется по закону.

К закрытой, или секретной, информации относят все сведения, особо важные для безопасности государства. Они составляют государственную или военную тайну: это документы и сведения стратегического значения.

Ответственность за разглашение информации, имеющей статус гос.тайны, установлена Уголовным кодексом.

Подобные преступления относятся к разряду тяжких и особо тяжких, и наказываются реальными сроками заключения, вплоть до высшей меры.

Ограниченно закрытая информация называется конфиденциальной. Она не подлежит публичному разглашению, и доступ к ней имеют только соответствующие правоохранительные и надзорные органы в случаях, прописанных законом. Конфиденциальной считается любая информация, содержащая следующие сведения:

  • О деталях следствия, судебного производства.
  • О личной жизни и персональных данных человека.
  • Личная переписка и телефонные разговоры гражданина.
  • Сведения, являющиеся коммерческой тайной как юридического лица, так и физ.лица. Статус коммерческой тайны определяется законом, или положениями нормативных актов предприятия.
  • Сведения, не подлежащие разглашению, доверяемые населением или организациями работникам ряда специальностей – врачам, адвокатам, сотрудникам правоохранительных органов.

Что такое разглашение информации?

Каждый человек или организация имеют право, а в ряде случаев просто обязаны, предпринять все доступные меры к охране конфиденциальной информации. К примеру, организация может потребовать удовлетворения иска относительно разглашения секретных данных только в том случае, если её руководством были приняты все разумные меры к её сохранности.

К таким мерам относятся:

  • Хранить документацию, содержащую конфиденциальные данные в закрытых помещениях с ограниченным доступом или в сейфах.
  • Электронные данные должны защищаться паролями или электронными ключами доступа.
  • Все подобные документы должны быть промаркированы грифами «секретно», «только для внутреннего пользования». Это как к печатной, так и к электронной документации.
  • В трудовом договоре, заключаемом с сотрудниками организации, должен быть прописан отдельный пункт о сохранении корпоративной тайны.
  • Внутренним приказом должен быть определён круг работников, которым разрешён доступ к закрытой информации и несущих ответственность за сохранность тайны.

Разглашение конфиденциальной информации и персональных данных подразумевает преступные действия, или же бездействие определённого лица, имеющего к ним доступ, в результате чего закрытая информация попала в распоряжение третьих лиц без разрешения на то её правообладателя. В качестве примера разглашения закрытых данных можно привести:

  • Единовременная передача сотрудником коммерческой информации компании-конкуренту за определённое вознаграждение.
  • Предоставление доступа к закрытым данным злоумышленникам. При этом доступ может быть предоставлен как умышленно, из корыстных побуждений, так и нечаянно, в результате халатного отношения работником к своим обязанностям.
  • «Излишняя болтливость» работника, в результате чего секретные данные становятся известны окружающим.
  • Регулярное тайное хищение закрытых сведений с целью их продажи и получения иных выгод. Сюда относится такое преступление, как «промышленный шпионаж», который может квалифицироваться как уголовное деяние.

Наказание за разглашение закрытой информации

В случае несанкционированного разглашения закрытых данных пострадавшее лицо вправе обратиться за защитой в правоохранительные или судебные органы. При этом заявитель должен будет доказать в судебном порядке наличие факта разглашения данных.

В качестве доказательной базы может выступать:

  • Факт пересылки сотрудником электронной документации третьим лицам. Зафиксировать это можно с помощью системных администраторов компании, отследив IP-адреса отправителя и получателя.
  • Свидетельские показания других работников компании.
  • Обнаружение у сотрудника копий конфиденциальных документов, сделанные им по собственной инициативе без соответствующего распоряжения начальства.
  • Записи камер видеонаблюдения, на которых работник без разрешения вынимает документы из хранилища, передаёт их кому-либо, снимает с них копию, фотографирует.
  • Косвенные признаки. Например, когда установлен явный факт утечки, в то время как доступ к информации имел только один человек.

Российское законодательство предусматривает за подобное преступное деяние целый комплекс различных наказаний, в зависимости от вида проступка и его последствий:

  • Дисциплинарное взыскание. Назначается нерадивому служащему в соответствии с решением руководства. Это может быть лишение премиальных выплат, выговор, замечание, а в крайнем случае – увольнение по статье КЗоТа. Постановление о наложении дисциплинарного взыскания должно быть оформлено законным образом в виде внутреннего приказа по организации.
  • Административное взыскание. Подобная ответственность может налагаться в случае разглашения конфиденциальных данных как личного, так и коммерческого характера. Под действие административного кодекса не подпадает только разглашение сведений, составляющих гос.тайну. Максимальное наказание, предусмотренное административным кодексом за подобное правонарушение – наложение штрафа до 10 000 руб.
  • Уголовное наказание. Под действие УК РФ может подпадать целый спектр деяний, связанных с разглашением секретной информации. Это может быть опубликование неких данных личного характера, промышленный шпионаж или же разглашение государственной тайны. В отличие от прочих правовых кодексов, подпадание правонарушения в сферу юрисдикции уголовного кодекса может означать наказание в виде реального тюремного срока.
  • Гражданская ответственность. Наступает в ряде случаев, как в виде самостоятельного наказания, так и в виде сопутствующего взыскания. Примером подобного взыскания может служить вынесение судебными органами решения о возмещении пострадавшему морального вреда.

Любой вид законного наказания может назначаться только в результате соответствующего судебного постановления. То есть, для наложения на виновника разглашения взыскания, потребуется доказать, что в утечке данных виноват именно он.

Вообще, разглашение конфиденциальной информации и персональных данных, является преступленным деянием весьма сложного состава.

При рассмотрении и ведении подобных дел очень часто допускаются различные ошибки относительно правоприменения статей законодательства.

Ещё сложнее бывает пострадавшему защитить свои законные интересы.

В этом случае необходимо правильно определить состав преступления, правильно подготовить исковое заявление, собрать всю необходимую доказательную базу.

Всё это бывает крайне сложно произвести гражданину, далёкому от юридической практики. Лишь обратившись за помощью к квалифицированному специалисту, можно получить всю необходимую информацию по существу проблемы.

Также опытному юристу можно доверить вести своё дело в суде «под ключ», предоставив ему сбор всей необходимой документации и право представления в инстанциях. Подобный вариант не только позволит сберечь множество нервов, сил и времени, но также существенно увеличит шансы на благоприятный исход тяжбы.

Разглашение коммерческой тайны. Советы юриста

Источник: https://myjus.ru/criminal-law/otvetstvennost-za-razglashenie-konfidencialnoj-informacii/

Разглашение государственной тайны ст 283 УК РФ: кратко содержание и ответственность

Какое наказание предусмотрено за разглашение сведений, являющихся государственной тайной?

Ни для кого не секрет, что информация, которая составляет государственную тайну, считается строго секретной и доступна узко очерченному кругу лиц.

Государство внимательно следит за тем, чтобы важнейшие сведения о его внутренней и внешней политике не просочились за определенные социальные круги.

Не удивительно, что в российском законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за разглашение государственной тайны.

Разглашение государственной тайны в уголовном кодексе

Государственная тайна представляет собой определенные сведения военного, внешнеполитического, экономического, разведывательного, контрразведывательного и оперативно-розыскного характера, которые находятся под защитой государства и разглашение которых может привести к нарушению российской безопасности.

Соответственно, информация, составляющая государственную тайну, касается следующих областей:

  • внешняя политика;
  • военная деятельность;
  • экономика;
  • технические и научные разработки;
  • разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность.

Данная информация также различается по уровню секретности. Это зависит от того, насколько серьезный вред может нанести государству ее разглашение. Каждому уровню секретности присваивается соответствующий гриф секретности. На сегодняшний день существует три уровня секретности: сведения особой важности, секретные и строго секретные.

Вместе с тем, тайной государства не могут объявлять следующие сведения:

  1. Стихийные бедствия, природные и техногенные катастрофы, их течение и последствия для населения.
  2. Экологическое, санитарное, демографическое, сельскохозяйственное состояние государства, вопросы в области здравоохранения и образования.
  3. Социальные пособия, привилегия, которые могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам.
  4. Реальные случаи нарушения свобод и основных прав человека.
  5. Размер золотого запаса и валютных резервов.
  6. Факты о здоровье лиц, занимающих высшие должности в государстве.
  7. Нарушения, совершенные госслужащими или органами госвласти.

Ответственность за разглашение гостайны прописывается в статье 283 УК РФ.

Документ подразумевает наложение уголовного наказания на лицо, которому по службе, учебе, работе или другой деятельности, разрешенной законом, была доверена государственная тайна, ставшая по его вине достоянием третьих лиц или широкой общественности.

Первый пункт документа также уточняет, что наложение ответственности по данной статье возможно только в случае отсутствия состава преступления, прописанного в статьях 275 и 276 уголовного кодекса.

Во второй части ст. 283 указывается наказание для лица, разглашение секретной информации которым привело к тяжким последствиям для государства.

Состав преступления

Главным объектом правонарушения являются общественные отношения, которые характеризуют деятельность по обращению с засекреченными документами, причисляемыми к категории государственной тайны. Сами секретные сведения, хранящиеся в данных документах, будут являться предметом преступления.

Объективная сторона раскрывается  в разглашении лицом сведений, представляющих собой государственную тайну, в ситуации, если эти сведения оказались достоянием других граждан.

Разглашение в данном случае означает придание информации огласке посторонним. Разглашение может происходить различными способами:

  1. Письменно (размещение сведений в интернете, в газетах, в прочих средствах массовой информации, передача их в письме, записке и т.д.).
  2. Устно (во время публичного выступления, при личном разговоре).
  3. В процессе демонстрации посторонним каких-либо секретных материалов, чертежей, писем, цифр, документов.
  4. Несоблюдение предписаний хранения такой информации (утеря секретных документов или хранение в неположенном месте).

В качестве «посторонних» лиц в данном контексте понимаются люди, которые не были наделены полномочиями доступа к конкретным сведениями, относящимся к государственной тайне.

То есть даже если постороннее лицо имеет право знать какую-либо другую часть государственной тайны, ей не может быть предоставлен доступ к остальной информации. Это будет считаться преступлением.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, также может выражаться в форме действия (непосредственная передача информации третьим лицам)  или в форме бездействия (неаккуратное обращение с документами, которые содержат гостайну, в результате чего ими завладели другие лица).

Преступление будет признано совершенным в тот момент, когда третьи лица получили секретную информацию и осознали хотя бы часть ее смысла. В данном случае полного осознания раскрытой информации не требуется.

Субъектом данного противоправного деяния могут выступать две категории лиц:

  1. Лицо, которое обладает секретными сведениями в силу занимаемой им должности, требующей работы с этой информацией.
  2. Лицо, которое в процессе выполнения своей работы получило возможность ознакомиться с информацией, содержащейся в засекреченных документах. В пример можно привести, создателя макета для секретного вида оружия, мастер, который участвует в процессе изготовления этого оружия и так далее.

Таким образом, лицо, никак не связанное обязательствами о неразглашении государственной тайны, к ответственности по данной статье привлекаться не может.

Преступление может быть совершено как при наличии умысла, так и по неосторожности. Причем умысел также может быть двух типов: прямой и косвенный. В первом случае лицо намеренно сообщает секретную информацию для распространения ее в общественных кругах.

Во втором случае, лицо также осознает опасность распространения сведений, но, тем не менее, рассказывает о них, например, в ходе разговора. Что же касается разглашения сведений по неосторожности, то за это преступнику тоже грозит наказание. Так, оставленные без присмотра и найденные третьими лицами секретные документы, могут привести к наложению ответственности на лицо, забывшее их.

В целом, мотив преступления не влияет на конечное наказание. В качестве мотива может выступать как желание показать собственную важность, так и помочь другому лицу с выполнением какой-либо задачи.

Данное преступление может квалифицироваться как средней тяжести или тяжкое, если оно повлекло за собой серьезные последствия, создающие угрозу безопасности государству.

Такие последствия могут представлять собой сворачивание тех или иных разработок в области науки и техники, попадание сведений в руки иностранных государств или их агентов.

Необходимо также отличать преступление в виде разглашения государственной тайны от измены родине. Соответственно, преступник не может быть обвинен по данной статье, если он намеренно разглашал секретную информацию непосредственно представителям иностранных государств.

Какова ответственность

Наказание для преступника, обвиненного в разглашении государственной тайны, будет заключаться в наложении ареста на срок от четырех месяцев до полугода или лишение свободы до 4 лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

В случае, если преступление привело к тяжким для государства последствиям, преступнику грозит тюремное заключение от 3 до 7 лет с изъятием права на занимаемую должность сроком до трех лет.

Соответственно, в случае вынесения приговора по данной статье, преступник фактически оказывается отрезанным от возможности продолжать карьеру в области, предполагающей предоставление сотрудникам конфиденциальной информации, содержащей секретные сведения о государстве.

Заключение

Таким образом, статья за разглашение государственной тайны предполагает действительно серьезную ответственность и сурово карается законодательством. Именно поэтому люди, обладающие секретной информацией, должны понимать, что вопрос о ее неразглашении не обсуждается и является обязательным для исполнения.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
 
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28 

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/uk/otvetstvennost/za-razglashenie-gosudarstvennoj-tajny.html

Виды ответственности за нарушение государственной тайны

Какое наказание предусмотрено за разглашение сведений, являющихся государственной тайной?

Сегодня ответственность в области защиты государственной тайны охраняется на различных уровнях: уголовном, административном, гражданско-правовом и дисциплинарном.

Гражданско-правовая ответственность в плане защиты гостайны предполагает возмещение материального и морального вреда. На практике трудно себе представить, что государство морально страдает от разглашения гостайны. Доказать материальный вред от нарушения законодательство о государственной тайне также проблематично. Поэтому такая ответственность за гостайну существует лишь формально.

Дисциплинарная ответственность за нарушение режима гостайны теоретически предусматривает выговор, лишение денежной премии или увольнение.

На практике в случае разглашения государственной тайны сотрудник компании либо привлекается к уголовной ответственности с назначением реального наказания, либо компания или должностное лицо привлекается к незначительной адм. ответственности.

В любом из этих случаев фирма избавляется от сомнительного сотрудника, проходит дополнительную проверку ФСБ и, возможно, лишается лицензии на гостайну.

Поэтому в современных правовых реалиях внимания заслуживают два первых вида: уголовная ответственность за государственную тайну и административная ответственность в плане защиты гостайны.

Уголовная ответственность за государственную тайну

ст. 275 УК РФ — госизмена. Сюда входят шпионаж, сообщение иностранным гражданам или организациям сведений, составляющих государственную тайну, которые стали ему известны в связи с исполнением служебных, должностных или иных обязанностей.

По этой статье к ответственности в плане защиты гостайны могут быть привлечен гражданин, если следствие докажет, что лицу доверены секретные сведения, и у подозреваемого был умысел на их разглашение.

Как правило, по таким статьям проходят граждане, которых “вербуют” иностранные разведки либо которые по своей инициативе планируют продать сведения, относимые к гостайне.

ст. 276 УК РФ — шпионаж. Сбор, хранение, хищение и передача секретной информации в целях последующей передачи иностранному государству или зарубежным организациям.

Умысел -прямой: данные действия выполняются либо по собственной инициативе, либо по заданию иностранных разведок.

По данной статье к ответственности по гостайне привлекают только иностранцы и лица без гражданства.

ст. 283 УК РФ — разглашение гостайны. Применяется, если не установили признаков, предусмотренных вышеуказанными статьями.

Первая часть статьи предусматривает, что лицо, которому государственная тайна стала известна в связи со служебными, рабочими или учебными обязанностями, распространило сведения в общий доступ.

Вторая часть статьи предусматривает ответственность за те же деяния, если это повлекло тяжкие последствия, правда, законодатель не предусмотрел, какие именно. Вероятно, данный вопрос должна решить судебная практика.

ст. 283.1 УК РФ — незаконное получение информации, составляющей гостайну (похищение, обман, вымогательство секретных сведений под угрозой насилия, или иным противоправным методом). По данной статье идет ответственность, если нет признаков преступлений по предыдущим статьям.

ст. 284 УК РФ — нарушение правил обращения с документами и иными материалами, содержащими государственную тайну, если такое нарушение повлекло утрату или наступление тяжких последствий.

Обычно любой субъект, которому доверена работа с гостайной, получает лицензию ФСБ на данный вид деятельности — а это предполагает, что был проведен соответствующий инструктаж по работе с государственной тайной и служащие получили доступ к гостайне, а значит, знают, как следует обращаться с документацией и иными материальными носителями гостайны.

Обязательный признак данного преступления — утрата или наступление иных тяжких последствий. При их отсутствии лицо привлекается административной ответственности за разглашение гостайны.

Административная ответственность в плане защиты гостайны

Статья, которая подходит под охрану гостайны — ст. 13.14 КоАП РФ. Она предусматривает разглашение сведений, доступ к которым ограничен, если это деяние не наказывается в уголовно-правовом порядке.

Субъект ответственности — гражданин, которому секретная информация стала известна в связи со служебными обязанностями или в ходе обучения.

В данную категорию не входят сведения ограниченного доступа, связанные с коммерческой или иной служебной тайной (например, инсайдерская информация, ноу-хау и т.д.) Предполагается, что эти сведения охраняются иными правовыми средствами.

Проблемы разграничения ответственности за гостайну

Практики отмечают, что разграничение нарушения правил обращения с носителями гостайны и разглашения гостайны слишком размыто. В условиях стремительного развития технологий носителями гостайны могут быть любые материалы.

Отсутствие точности в терминологии и определении данных диспозиций могут привести к тому, что ответственность будет распространяться на широкий круг лиц, которые никак не могут нести ответственность за разглашение гостайны просто потому, что не знали и не предполагали такой возможности.

Также невозможно конкретизировать проступок должностных лиц, уполномоченных относить те или иные сведения к категории государственной тайны.

В этой области сотрудники могут посчитать секретной информацию, которая таковой не является, т.е. налицо злоупотребление служебным положением и теоретически — чрезмерное ограничение оборота информации.

Сейчас контроль данной сферы неэффективен в связи с размытыми формулировками и двояким толкованием информации.

Впрочем, в законодательство о гостайне планируют внести изменения: уточнить категории секретных сведений в законе “О гостайне”, установить критерии информации для разграничения по степени. Это повлечет пересмотр документации и информации для отнесения к той или иной степени секретности или вывода из-под усиленной защиты данных.

Хотите узнать больше об ответственности за нарушения законодательства о государственной тайне? Звоните, мы расскажем.

Источник: https://srodopuski.com/otvetstvennost-za-narushenie-gostainy.html

Разглашение государственной тайны: понятие, состав и субъект преступления, уголовная ответственность по статье 283 УК РФ

Какое наказание предусмотрено за разглашение сведений, являющихся государственной тайной?

Разглашение гостайны является уголовно наказуемым деянием, входящим в группу преступлений против государства. Ответственность за него прописана в 283 ст. действующей редакции Уголовного кодекса.

Разглашение государственной тайны: общая характеристика преступления

Объект преступления состоит в обеспечении государственной безопасности и надлежащей сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

Предмет преступления – это сведения, которые составляют государственную тайну. Данные сведения прописаны:

  • в Законе РФ №5485-1 «О государственной тайне»;
  • в Указе Президента РФ от 1995 года №1203;
  • в Указе Президента РФ от 2004 года №1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (контролирующие лица в данную комиссию назначаются самим Президентом).

Общественная опасность преступления состоит в разглашении сведений, обеспечивающих информационную безопасность государства, и несанкционированный доступ к подобного рода данным третьим лицам.

Под разглашением государственной тайны подразумевается предание огласки сведений, составляющих государственную тайну лицам, которые не имеют к ней доступа, с нарушением действующего порядка или регламента распространения подобного рода сведений. Состав данного преступления – материальный.

Моментом совершения преступления является момент передачи сведений в достояние другого лица, что создает опасность их использования в ущерб российским интересам.

Для того чтобы разглашение государственной тайны стало предметом уголовного преследования, необходимо, чтобы гостайна стала известна людям, которые не имеют к ней соответствующего доступа.

Сведения могут быть разглашены устным или письменным способом, с использованием СМИ: данный аспект не имеет принципиального значения при квалификации преступления.

Субъект данного преступления специальный – это лицо, которое имеет доступ к государственной тайне по роду службы, работы или учебы и использующее указанные сведения для выполнения своих профессиональных обязанностей. Преступление может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны наступает в отношении дееспособных лиц в возрасте от 16 лет.

Разглашение может иметь форму активных действий или бездействия. Примерами активных действий могут являться:

  • передача сведений в ходе доверительной беседы;
  • демонстрация документов, схем или устройств;
  • разглашение информации в ходе открытого доклада или лекции и пр.

Бездействие может быть выражено в непринятии соответствующих мер по засекречиванию информации, в результате чего она стала доступна третьим лицам или допуск посторонних к данным, составляющим гостайну.

Общее правило работы с информацией, которая содержит государственную тайну, состоит в том, что запрещена любая форма ее распространения.

Она может стать достоянием третьих лиц только в исключительных случаях, прописанных в законодательстве. Примерами законного рассекречивания сведений третьему лицу может являться адвокат, который участвует в деле, связанном с государственной тайной; ученый, работающий над диссертацией, судья, депутат Госдумы и пр.

Важной отличительной чертой законного разглашения государственной тайны является получение у адресата расписки о неразглашении поступивших сведений. При этом после прекращения действия допуска к гостайне лицо не вправе разглашать ставшие известными сведения.

Адресат, который получил сведения у виновного в разглашении тайны, может быть:

  • из числа лиц, которые не имели доступа к гостайне;
  • из числа лиц, имеющих такой доступ, но которые не вправе знакомиться со сведениями, которые были сообщены виновным.

Адресат должен быть вменяемым и осознавать, что полученные им сведения относятся к государственной тайне. Если же эти данные преступник разгласил психически невменяемым, малолетним, то состав преступления нельзя считать оконченным и речь идет только о покушении на него.

Субъект преступления может действовать умышленно или передать сведения по неосторожности.

В первом случае виновный должен осознавать, что он разглашает гостайну (например, хвалится своей осведомленностью по определенным вопросам перед родственниками в общественном месте).

Во втором – преступник не предвидит, что результатом его действия станет утечка информации. Например, он использует достаточно уязвимый шифр в процессе передачи секретных данных.

Отличие разглашения государственной тайны от государственной измены

Статья 283 УК РФ, которая предусматривает ответственность за разглашение государственной тайны, применяется только при отсутствии признаков в деянии государственной измены и шпионажа. В целом разглашение имеет общие признаки с государственной изменой в части выдачи информации, составляющей государственную тайну.

Между тем, данные преступления имеют ряд принципиальных отличий. При измене сведения передаются представителям другой страны или ее агентам, тогда как при разглашении – другим лицам (это могут быть знакомые и родственники лица, совершившего преступление). Государственная измена имеет вид шпионажа, тогда как при разглашении передается информация представителям той же страны.

Также отличаются они по субъектам преступления. Если по измене субъект общий, то при разглашении – специальный. Т. е. разгласить государственную тайну может только лицо, которое владеет данной информацией по роду своей деятельности.

Лицо, которое не имело по роду своей деятельности доступа к государственной тайне, не может быть привлечено к ответственности по ст. 283 УК РФ.

Если же гражданин собирал соответствующие сведения умышленно, то его действия могут быть квалифицированы как шпионаж или государственная измена (если эти данные впоследствии стали достоянием иностранного государства) либо по ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» или по ст.

272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации».

Также лица, которые не отвечали признакам субъекта преступления по ст. 283, могут выступать в качестве соучастников.

При госизмене лицо осознает, что передаваемые сведения наносят ущерб безопасности страны, т.е. преступник умышленно передает информацию для причинения вреда государству. Тогда как при разглашении государственной тайны преступник может не осознавать последствия своих действий, и он не имеет желания причинить ущерб государственным интересам.

Ответственность за разглашение государственной тайны

Ответственность за разглашение государственной тайны предусмотрена в 283 ст. УК РФ. Она предусматривает арест или лишение свободы с лишением права заниматься определенной деятельностью.

Не отягченный состав преступления, который заключался в разглашении государственной тайны лицом, которое получило доступ к таким сведениям по роду службы, работы или учебы, прописан в части 1 ст. 283.

Она предусматривает наказание в виде:

  • ареста до 4-6 месяцев;
  • лишения свободы до 4 лет с лишением права занимать определенные должности на 3 года или без такового.

Ответственность по ч. 1ст. 283 УК РФ наступает только при отсутствии признаков государственной измены.

Часть 2 ст. 283 УК РФ содержит квалифицирующий признак преступления. Если разглашение государственной тайны повлекло за собой тяжкие последствия, то такое деяние наказывается лишением свободы до 3-7 лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Последствия могут быть признаны тяжкими только по решению суда при рассмотрении материалов дела. В частности, учитываются содержание сведений, характеристика адресата, значимость информации для государственной безопасности и пр. Тяжкие последствия являются оценочным понятием.

Они могут заключаться в необходимости крупных материальных затрат для устранения последствий преступления, аресте сотрудника российских спецслужб в результате разглашения, срыве заключения крупного договора или госконтракта, поступлении информации к иностранным спецслужбам, провале агентурной сети, необходимости изменения местоположения режимного объекта и пр.

Методики определения размера ущерба при разглашении государственной тайны должны определяться Правительством РФ. Но в настоящее время такой документ, в котором изложен порядок расчета, отсутствует.

При квалификации преступления как разглашения государственной тайны судья должен обратиться:

  • к действующим регламентам и нормативно-правовым актам, которые указывают на рекомендованный порядок обращения со сведениями, составляющими гостайну;
  • к предписаниям по ст. 275 УК, чтобы установить факт отсутствия признаков госизмены.

Ст. 26 ФЗ «О гостайне» предусматривает не только уголовную, но и административную или дисциплинарную ответственность за совершенное деяние. Выбор меры наказания зависит от тяжести последствий в результате совершенного преступления.

Таким образом, разглашение государственной тайны – это одно из преступлений против государственной власти. Ответственность за него предусмотрена в 283 ст. УК РФ, она наступает только при отсутствии в действиях лица признаков государственной измены. Максимальное наказание при наступлении тяжких последствий предусматривает 4-7 лет лишения свободы.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/gosudarstvennaya-bezopasnost/razglasenie-gostajny.html

Ответственность за нарушение гостайны

Какое наказание предусмотрено за разглашение сведений, являющихся государственной тайной?

Лицо, допущенное к работе с засекреченными данными, несет полную ответственность за сохранность государственной тайны. Разглашение гостайны может повлечь за собой уголовную ответственность.

Зона ответственности, относящаяся к гостайне, охраняется на следующих уровнях:

  • гражданско-правовом;
  • уголовном;
  • дисциплинарном;
  • административном.

Гражданско-правовая ответственность

Правовая ответственность подразумевает возмещение некоего морального вреда, нанесенного государству. Гражданско-правовая ответственность является формальной, ведь доказать, что стране был нанесен какой-либо материальный или моральный ущерб затруднительно. Определить размеры ущерба также зачастую не представляется возможным.

Уголовная ответственность

За шпионаж, передачу секретных данных третьим лицам, вынос засекреченной документации с режимных предприятий и разглашение сведений, составляющих государственную тайну предусмотрена уголовная ответственность. В УК РФ есть 5 статей, относящихся к сфере охраны гостайны:

  • статья 275 — государственная измена;
  • статья 276 — шпионаж;
  • статья 283 — разглашение государственной тайны;
  • статья 283.1 — незаконное получение данных, содержащих гостайну;
  • статья 284 — нарушение правил обращения со сведениями, содержащими гостайну.

Под госизменой подразумеваются следующие действия: разглашение иностранным предприятиям или гражданам информации, относящейся к гостайне, а также шпионаж. По этой статье привлекаются «завербованные» лица и лица, которым была доверена гостайна, но они сознательно желали ее разгласить с целью обогащения (продажи сведений третьим лицам).

Шпионаж подразумевает следующие действия: хищение, сбор и передача сведений, относящихся к государственной тайне для последующей передачи лицам, имеющим иностранное гражданство.

Лица, совершающие подобные деяния, действуют чаще всего либо по указаниям иностранной разведки, либо по собственной инициативе.

По 276 статье привлекаются иностранные граждане и граждане, не имеющие гражданства.

Статья 283 (разглашение государственной тайны) применяется относительно лиц, в действиях которых не было обнаружено признаков шпионажа и госизмены. В этой статье 2 части:

  1. Первая часть относится к лицам, которые передали полученную ими в ходе выполнения служебных обязанностей секретную информацию в открытый доступ.
  2. Вторая часть статьи говорит об ответственности этих же лиц. Разница заключается лишь в том, что здесь идет речь о более тяжелых последствиях совершенных гражданином действий. 

Вымогательство секретной информации, хищение сведений, заключающих гостайну и иные незаконные действия, связанные с получением засекреченных данных — все это дает полные основания для привлечения гражданина по статье 283.1. Данная статья применяется, если в действиях лица не было обнаружено признаков шпионажа, госизмены и разглашения гостайны (признаков трех описанных выше статей Уголовного Кодекса РФ).

Если лицо, имеющее доступ к гостайне, нарушило правила обращения с засекреченными материалами и документацией и это повлекло за собой тяжкие последствия или утрату, то к гражданину будет применяться статья 284 УК РФ. Как правило, лица, имеющие доступ к государственной тайне, получают лицензию ФСБ, позволяющую им работать с секретной информацией.

Получение лицензии подтверждает, что гражданин прошел инструктаж по работе со сведениями, составляющими гостайну. Если у лица есть лицензия, никакие отговорки о том, что гражданин не знал правил, не пройдут.

Получившее допуск лицо обязано знать, как обращаться со сведениями и материалами, относящимися к государственной тайне. Если утраты или иных тяжких последствий из-за ошибки сотрудника в обращении с гостайной не наступило, лицо будет привлечено к административной ответственности.

Дисциплинарная ответственность

Сотрудника, разгласившего гостайну, либо привлекут к уголовной ответственности, либо к административной.

Дисциплинарная ответственность в теории подразумевает увольнение, лишение премиальной части или выговор. По факту сотрудник, привлеченный по этой статье, будет уволен. Компанию проверит ФСБ.

Иногда после проверок Службой Безопасности у компаний отбирают лицензии на работу с гостайной.  

Административная ответственность

К охране государственной тайны относится статья 13.14 КоАП РФ. Лицо, разгласившее секретную информацию (содержащую сведения, относящиеся к государственной тайне), которая стала известна ему в ходе выполнения служебных обязанностей привлекается к административной ответственности в случае, когда его не привлекли по уголовной статье.

К данным, за разглашение которых лицо привлекается к административной ответственности, не относятся сведения, связанные со служебной или коммерческой тайной.

Разделение ответственности: проблемы, связанные с охраной гостайны

Понятия, связанные с гостайной размыты. Появляется все больше носителей, на которых могут храниться сведения, относящиеся к гостайне (простейшие примеры: флешка, карта памяти). Это может привести к тому, что ответственность за охрану гостайны будет ложиться на слишком большой круг людей, которые вполне могут и не знать, что являются обладателями засекреченной информации.

Нечеткие и двоякие формулировки не позволяют грамотно и эффективно контролировать деятельность лиц, в чьи обязанности входит присвоение степени секретности той или иной информации или материалам. Уполномоченное лицо вполне может отнести к гостайне самые обычные сведения.

Но следить за всеми процессами, происходящими в ведомствах, слишком сложно, учитывая современные реалии. Конкретизировать проступки должностных лиц практически невозможно.

В законодательные акты, связанные с государственной тайной, планируется внесение ряда существенных изменений. Документация будет пересмотрена и распределена по категориям. Насколько нововведения будут эффективными, покажет время.

Источник: https://fsb9.ru/litsenzii-fsb/vidy-otvetstvennosti-za-narushenie-gosudarstvennoy-tayny.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.