+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Каковы сроки поставки товара по нормам федерального закона 44-ФЗ, кем и как они определяются в контракте?

Содержание

Срок действия контракта по 44-ФЗ и что в него входит

Каковы сроки поставки товара по нормам федерального закона 44-ФЗ, кем и как они определяются в контракте?

Одним из ключевых пунктов договора, заключенного в рамках 44-ФЗ, становится срок его действия. Такое условие определяет период, в течение которого обе стороны обязаны в полном объеме исполнить взятые на себя обязательства. Перед заключением контракта сторонам необходимо обязательно оценить свою возможность исполнить обязанности в установленное время.

Особенности установления срока действия договора

Законодательство напрямую не регламентирует правила, по которым определяется срок действия контракта. Поэтому заказчикам при составлении документа необходимо руководствоваться Гражданским и Бюджетным Кодексами РФ.   

Пункт 3 статьи 425 ГК предусматривает, что конец времени действия контракта означает прекращение договорных обязательств. При этом момент окончания действия контракта не равнозначен времени исполнения обязательств.

Истечение периода действия контракта не означает, что неисполненные обязательства аннулируются.

Указание в реестре контрактов, составленном в рамках 44-ФЗ, срока завершения действия контракта идентичного периоду исполнения договорных обязательств неправомерно. 

Срок действия контракта может быть различным. Чаще всего выбирается конкретная дата, до которой обязательство обеих сторон должны быть исполнены. Выделяют следующие виды контрактов:

  1. Краткосрочные. Срок действия таких договоров не превышает несколько месяцев. 
  2. Долгосрочные. Время действия договорных обязательств растягивается на несколько лет.
  3. Годовые. Срок действия контракта устанавливается в рамках года, в котором проводится закупка.  
  4. Разовые. Предусматривают однократное исполнение обязательств.
  5. С неопределенным сроком. Условие того, что контракт заключается на неопределенный срок должно быть прописано в тексте документа. В обратном случае договор признается незаключенным. Примером обязательств с неопределенным сроком может служить контракт на оказание страховых услуг. 

С точки зрения общего законодательства контракт может предусматривать пролонгацию, то есть увеличение срока его действия. Это может происходить автоматически или по письменному соглашению сторон.

Такие контракты относятся к типам документов с неопределенным сроком действия, однако в соответствии с Федеральным законом №44 данное действие невозможно, такой позиции придерживается Минэкономразвития (Письмо № Д28и-1818 от 14.07.2016).

Срок исполнения обязательств поставщиком

Срок поставки товаров или оказания услуг должен быть меньше срока действия контракта. Конкретный период времени выбирается заказчиком, исходя из индивидуальных потребностей. Существует несколько вариантов установления срока исполнения контракта:

  1. Единоразовая поставка. Заказчик определяет конкретный период в течение которого должны быть поставлены оговоренные товары или оказаны услуги. Например, в течение 10 дней после подписания договора. 
  2. По предварительной заявке заказчика. При этом должно оговариваться время, в течение которого поставщик обязан выполнить свои обязательства после получения заявки. Например, в течение пяти дней после получения соответствующе оформленной заявки. Одновременно с этим в контракте должны оговариваться правила подачи таких заявок.
  3. Партиями по заранее определенному графику. Нарушение такого графика становится причиной наложения на поставщика штрафных санкций. 

При этом фактом исполнения обязательств поставщика считается подписание товарной накладной или акта приема-передачи. Контракт считается полностью исполненным, когда обе стороны выполнили свои обязательства. Это следует из положений статьи 94 44-ФЗ.

Срок исполнения заказчиком взятых на себя обязательств

Фактом исполнения заказчиком своих обязательств считается списание денег с его расчетного счета в пользу поставщика. Если срок поставки товара заказчик может выбирать самостоятельно, ориентируясь на свои потребности, то срок оплаты четко регламентирован. В апреле 2017 года Государственной Думой были приняты поправки в 44-ФЗ, которые касаются порядка оплаты товаров и услуг.

Отныне при проведении закупки среди СМП и СОНКО заказчик должен произвести оплату в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента подписания документов, подтверждающих приемку. Для остальных договоров этот срок не должен превышать 30 календарных дней. Исключение из таких правил могут составлять только контракты, заключенные Правительством РФ с целью обеспечения безопасности страны.

Заказчик обязан прописать в закупочной документации обязательство поставщика по предоставлению обеспечения исполнения контракта. Срок его действия напрямую связан со сроком действия контракта. Особенно это касается банковских гарантий. Они  должны быть действительными на протяжение всего периода действия договорных обязательств.   

Помимо оплаты на заказчика возложены еще и обязательства по возврату денежных средств, которые поставщик предоставлял в качестве обеспечения исполнения контракта. В тексте договора должен быть прописан порядок возврата.

Отсутствие такой информации считается прямым нарушением законодательства.

Если поставщик предоставил обеспечение контракта, но в силу определенных обстоятельств договор так и не был подписан, то заказчик обязан вернуть денежные средства в пятидневный срок.

Изменение срока исполнения контракта

Срок реализации обязательств признается существенным условием договора. Согласно 44-ФЗ изменение таких условий контракта недопустимо. Если одна из сторон решит самовольно изменить срок исполнения контракта, то такие поправки не будут иметь силу. Сторона будет признана нарушившей свои обязательства.

Изменить сроки исполнения по обоюдному согласию с помощью заключения дополнительного соглашения на данный момент также невозможно, за исключением снижения заказчику бюджетного финансирования. В этом случае потребуется согласовать с исполнителем новые сроки, однако только в сторону уменьшения.

Срок действия договора и срок исполнения обязательств это важные аспекты любых договорных обязательств. Перед тем как заключать контракт сторонам необходимо внимательно изучить эти пункты и трезво оценить свои возможности.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/152-srok-dejstviya-kontrakta-po-44-fz

Ограничение конкуренции в госзакупках минимальными сроками поставки

Каковы сроки поставки товара по нормам федерального закона 44-ФЗ, кем и как они определяются в контракте?

Очень часто наши клиенты, участвующие в государственных закупках и обращающиеся к нам за тендерным консалтингом, жалуются нам, что заказчиком установлены слишком маленькие сроки поставки товара, которые невозможно выполнить.

О том, чем чревато несоблюдение сроков выполнения государственного контракта и как сроки выполнения контракта можно законно увеличить, мы рассказываем в других статьях. Конечно, теоретически можно обратиться в ФАС, утверждая, что такие условия существенно ограничивают конкуренцию, что противоречит статье 8 44-ФЗ. Однако, доказать этот факт на самом деле очень сложно.

Действительно, как доказать, что что-то выполнить невозможно, ну или хотя бы крайне сложно? Является ли указание минимальных сроков исполнения контракта ограничением конкуренции в госзакупках?

Реальные сроки исполнения государственного контракта

Необходимо документально подтвердить реальные сроки изготовления товара и сроки его поставки.

Причем подтвердить это могут только компании-поставщики и перевозчики, но справки или официальные письма от таких компаний не будут исчерпывающими доказательствами, так как нет никакой гарантии, что документы получены от самых быстро работающих фирм и у них нет конкурентов, способных выполнить это быстрее.

Заказчику в этом случае доказать реальность такого срока гораздо легче: достаточно официального письма-подтверждения от одной компании. Эти письма, как правило, собираются на стадии обоснования начальной максимальной цены контракта.

Вправе ли заказчик устанавливать сжатые требования по срокам исполнения госконтракта

Скорее всего, антимонопольные органы или суд Вам ответят, что заказчику товар нужен срочно, и это его право требовать такие сроки, а в процедуре государственной закупки должна выиграть наиболее сильная компания, которая имеет ресурсы и возможности поставить товар быстро.

Доказать необоснованность такого срока для нужд заказчика тоже весьма проблематично: необходимо смотреть уставные цели заказчика, его нормативно-правовое окружение и находить причинно-следственные связи, доказывать, что и при большем сроке поставки заказчик сможет выполнить свои задачи.

В данном контексте ситуация, в которой заказчик приобретает скоропортящиеся лекарства для оказания экстренной медицинской помощи в корне отличается от ситуации, при которой в начале длительных летних каникул школа приобретает мебель в классы.

Хотя и это не означает, что заказчику не может захотеться лучшего.

Какие требования вправе устанавливать государственный заказчик

Ч.1 п.1 статьи 33 44-ФЗ запрещает устанавливать требования к товарам, информации, работам и услугам, влекущие за собой ограничение числа участников.

Однако сроки поставки в данном списке вовсе не перечислены, так как они являются условием исполнения контракта, а не товаром или услугой как таковой (ведь код ОКПД заказчики, как правило, устанавливают именно как код товара). Согласно ст.421 ГК РФ о свободе договора, данные условия могут быть любыми, удовлетворяющими обе стороны.

Кроме того, потребуется доказать, что заказчик ввел данные сроки с целью обеспечения победы конкретному поставщику, а не исходя из объективных целей организации, а это уже уголовно наказуемое деяние, доказать которое крайне сложно.

Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.

2010 No 11017/10 по делу №А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Более того, п.2 статьи 8 44-ФЗ говорит о том же: цель обеспечения конкуренции – выявление лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. То есть минимизация срока поставки – это вовсе не ограничение конкуренции, а выявление лучших условий.

Является ли сужение срока исполнения государственного контракта ограничением конкуренции

Прямого нарушения законодательства в требовании минимальных сроков поставки действительно нет. Признаки ограничения конкуренции перечислены в ч.17 ст.4 и ст. 17 135-ФЗ «О защите конкуренции», и такое требование там не значится.

Заказчик имеет право объективно описать то, что он хочет получить, и наверняка найдутся те организации, которые подадут заявку и волшебным образом выполнят все условия, доказав Вашу неправоту.

Суды при рассмотрении дел о признании решений антимонопольных органов незаконными часто обращают внимание и на тот факт, что если при исполнении предписания ФАС и повторном проведении данной закупки с указанием более длительного срока поставки товара число участников размещения заказа не увеличилось, то ограничения конкуренции никакого и не было.

На этот счет есть и практика рассмотрения жалоб антимонопольными органами, и судебная практика:

  • Определение ВАС-4795/13 от 23 апреля 2013, подтвердившее законность решения 17ого Арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу А71-6077/2012, в котором предписание УФАС по Удмуртской Республике от 16 марта 2012 года по делу СЮ 07-06/2012-36 З по устранению ограничивающего конкуренцию сжатого срока поставки товара в течение 10 рабочих дней признано незаконным на том основании, что ограничение конкуренции в данном случае ничем не обосновано. По мнению суда, обосновать такое ограничение можно было, проанализировав сроки перевозки различными видами транспорта и аналогичные сроки, установленные другими заказчиками. Суд также указал на тот факт, что минимальные сроки поставки ни законом о размещении заказов, ни Гражданским кодексом не определены и устанавливаются на усмотрение заказчика.
  • Абсолютно аналогичное определение ВАС-7089/2013 от 17 июня 2013.

Примеры решений, в которых ограничение сроков было признано незаконным

  • Любопытно другое: годом ранее тот же заказчик (Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики) обращалось в те же суды (Арбитражный суд Удмуртской Республики и затем 17й Арбитражный апелляционный суд, в котором из трех членов судебной коллегии двое были теми же судьями) с абсолютно такими же доводами и требованиями отменить два аналогичных постановления того же УФАС по Удмуртской Республике, признавшее ограничивающими конкуренцию требования сроков поставки даже аналогичного товара (дорожной техники), и проиграл суд в обеих инстанциях (объединенное дело №А71-6674/2011, А71-6675/2011). Единственная разница между этими двумя случаями заключалась в том, что в 2011 году срок поставки товара составлял не 10, а 3 рабочих дня. Суд в данном случае счел, что несмотря на отсутствие законодательных требований к минимальным срокам поставки товара, заказчику следует подходить к этому вопросу разумно и не устанавливать явно несоразмерные сроки, так как срок поставки товара является существенным условием контракта и может влиять на число участников закупки. Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа по делу №А32-43306/2011, оставившее без изменений решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14 июня 2012 о признании решения антимонопольной службы по Краснодарскому краю №11945/5 от 1.09.2011 незаконным. По мнению ФАС Северо-Кавказского округа установление условий, исключающих из круга потенциальных поставщиков лиц, не отвечающих целям наиболее эффективного использования бюджетных средств с учетом качества товара и условий поставки, является не ограничением конкуренции, а напротив, методом повышения эффективности расходования средств. Такое условие может быть признано нарушающим конкуренцию только в том случае, если будет прямо доказано, что оно введено с целью обеспечения победы конкретному хозяйствующему субъекту. Более того, в данном конкретном случае необходимость экстренной поставки товара была продиктована реально обоснованной потребностью, а требования соблюдения срока поставки вовсе не является требованием к товару.

Ограничение сроков рассматривается как дополнительный довод при других признаках ограничения конкуренции

  • Решение УФАС по Ставропольскому краю по делу №РЗ-170-2013 от 2 апреля 2013, в котором положения документации открытого аукциона были признаны ограничивающими конкуренцию. Правда, в жалобе ООО «ПротексФарм» было достаточно много пунктов, которыми они обосновывали ограничение конкуренции, и ограничение срока поставки, на наш взгляд, было там неосновным. Более важным доводом было объединение в один лот лекарственных средств разных фармакологических групп. Решение, принятое УФАС по Самарской области, о необоснованности жалобы ООО «ВРТ» на действия МБДОЦ Детский сад №210 от 27 сентября 2012 по указанию крайне сжатых сроков поставки товара. Однако у нас вызывает большое удивление мотивировочная часть данного решения, в которой сказано, что в связи с тем, что контракт подписывается не ранее, чем через 10 дней после опубликования протокола, поставка сроком в один день является возможной. В данном решении не учтено, что фактически поставщик, начиная выполнять контракт до его подписания, несет высокие риски, так как срок 10 дней дан именно для того, чтобы другие участники размещения заказа могли опротестовать действия заказчика, и если поданная ими жалоба будет признана обоснованной, результаты закупки могут быть вовсе отменены. Более того, согласно п.2 ст.307 ГК РФ, (а законодательство о контрактной системе в сфере закупок базируется на его положениях в соответствии с п.1 статьи 2 44-ФЗ), обязательства вытекают из договора, то есть до подписания контракта у поставщика не возникает обязательств товар поставить, равно как и у заказчика не возникает обязательств его впоследствии оплатить, то есть до подписания контракта поставщик исполнять контракт в принципе не может.

Проведение уголовных расследований при уменьшенных сроках исполнения государственного контракта

  • Постановление Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа №Ф03-1824/2013, оставившее без изменений решение Арбитражного суда Сахалинской области по делу №А59-3533/2012, согласно которому решение УФАС по Сахалинской области по делу №05-10/12 признано законным. Однако в рамках данного дела решение было принято на основе прокурорской проверки по факту сговора между заказчиком и поставщиком, установленного на основе показаний третьих лиц, содержания технических требований к товару и, среди прочего, также установлением срока поставки в течение одного дня. То есть при наличии доказательств сговора между поставщиком и заказчиком короткие сроки поставки товара принимаются контролирующими органами как дополнительное подтверждение.

По статистике 2013 года одной из наиболее популярных уловок заказчиков по формированию закупок для «своих» поставщиков было установление минимальных сроков поставки при минимальных же штрафных санкциях за их невыполнение и максимальных баллов за критерий срока поставки на конкурсах. Однако по сей день данный вопрос не урегулирован.

Как видим, антимонопольные органы не имеют единого мнения на этот счет, однако суды, в частности Высший арбитражный суд все-таки чаще принимают решение о том, что данные меры не являются ограничением конкуренции. О других способах ограничения конкуренции на рынке государственного заказа Вы можете прочитать здесь.

Какова бы ни была Ваша ситуация, в рамках консультаций по госзакупкам мы сможем помочь Вам обосновать юридически Вашу точку зрения и отстоять Ваши интересы в ФАС и суде.

Все ссылки на нормативные акты приведены по состоянию на 5 ноября 2014.

Понравилась публикация? Поделитесь ей в соцсетях:

Источник: https://MakFin.ru/goszakupki-i-pravo/ogranichenie-konkurencii-srokami-postavki-v-goszakupkax-po-44-fz/

Сроки исполнения контрактов при разных закупках по 44-ФЗ

Каковы сроки поставки товара по нормам федерального закона 44-ФЗ, кем и как они определяются в контракте?

В любом контракте одним из обязательных условий является срок его исполнения. Для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги – не имеет значения, должна быть указана конечная дата когда взаимные обязательства сторон заканчиваются.

При поставке товара

В целом принять поставленные товары можно за один рабочий день. Если партия поставки не огромна. При заключении контракта в отношении товаров обязателен пункт в контракте:

“Поставка осуществляется в течении 10 (десяти) календарных дней с момента заключения контракта. Конкретная дата и время поставки оговариваются с заказчиком дополнительно.

Приёмка поставленных товаров осуществляется заказчиком при поставке в течении 1 (одного) рабочего дня.” – пример стандартной формулировки.

У каждого заказчика в том или ином виде такой пункт присутствует в каждом контракте.

Если контракт заключен в отношении большого количества товаров, то необходимо детально прописывать сколько товаров в течении какого времени и какими партиями будут поставляться.

Например, “Поставка осуществляется в течении 10 (десяти) календарных дней с момента заключения контракта. Товар поставляется партиями, не более 100 наименований в одной партии. Конкретная дата и время поставки оговариваются с заказчиком дополнительно. Приёмка поставленной партии товара осуществляется заказчиком при поставке в течении 1 (одного) рабочего дня.”

Если же поставщик привезёт весь товар одновременно (например, при приёмке ста автомобилей), то необходимо обеспечить хранение этого товара.

Понятно, что на практике у нас случаются различные авралы и казусы в работе, но никто не сможет физически осуществлять приёмку несколько суток подряд.

Не стоит забывать, что одновременно с приёмкой товара необходимо проводить его экспертную оценку. А на это также требуется время.

При выполнении работ

Возьмём за пример ремонтные работы в административном здании. В контракте прописан срок сдачи работ, допустим, 31 июля 2019 года.

Фактически поставщик может докрашивать и домазывать объект ремонта и тридцать первого числа.

Главное до окончания рабочего дня заказчика сдать ему документы – акт о приёмке выполненных работ по форме КС-2 и справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.

Далее наступает время заказчика – проверка и экспертная оценка выполненных работ. Эти сроки также должны быть регламентированы контрактом. Допустим у нашего заказчика есть на это семь рабочих дней. То есть до вечера 9 августа 2019 года заказчик должен дать ответ поставщику.

Если с работами все Ок, то акт и справка подписываются, на них ставится печать заказчика. Важно для обеих сторон контракта ставить даты под своими подписями на документах.

В любом случае – при благоприятном исходе контракта, а уж тем более при судебных тяжбах – дата под подписью лишней не будет.

А если косяк? Сложно представить себе проведение ремонта в котором не пришлось бы что-то доделывать после наступления дедлайна. В таком случае заказчик должен уложиться в свои сроки и написать письмо по устранению выявленных недостатков. В письме обязательно необходимо указать сроки исполнения.

Ещё лучше если вся процедура приёмки будет прописана в контракте, чтобы обе стороны могли оценить все риски и последствия при заключении. Далее идёт срок у поставщика, чтобы успеть всё устранить. И так “по кругу”.

Если кто-то из сторон пропустит свой срок – можно доставать калькулятор и считать размер пени.

При оказании услуг

Приёмка оказанных услуг сочетает в себе процедуры приёмки при поставке товара и при выполнении работ. Как правило, услуги оказываются в течении какого-то периода и подтверждаются актом по завершении этого периода.

Так будет при оказании клининговых услуг, услуг по доставке почтовой корреспонденции в организации или квитанций в многоквартирные дома. Никто же не будет после каждого убранного кабинета или опущенной в ящик квитанции подписывать акт для оплаты. Если взять другой пример, то условия приёмки услуг будут отличаться.

Так будет при оказании услуг по изготовлению какой-либо проектной документации или при выполнении какой-то разовой работы (перевод документов, например). То есть:

  • услуги оказываются в течении какого-то периода – чаще всего месяц при длительном контракте либо оговоренный период при разовом исполнении;
  • отслеживается их исполнение на местах – секретарь проверяет наличие газет и журналов в полном объеме, каждый сотрудник видит работу уборщицы в его кабинете;
  • подтверждаются услуги актом в конце отчётного периода – если организация большая и при оказании услуг задействованы несколько подразделений, то целесообразно делать промежуточные акты от каждого подразделения.

Как мы видим из практики, в приёмочных документах даты приёмки поставленных/выполненных/исполненных ТРУ для двух сторон контракта могут различаться. Но никогда дата заказчика не будет раньше даты поставщика/подрядчика/исполнителя – нельзя ведь принять то, что тебе ещё не отдали.

Эти различия в датах не будут основанием для расчёта пени и штрафов. Применять санкции в одной из сторон контракта можно только когда были нарушены сроки.

Во избежание двояких толкований и споров необходимо все условия прописывать в контракте. Чем подробнее в контракте будет прописано, тем легче будет при приёмке.

Тут как никогда уместна народна мудрость “готовь сани летом, а телегу зимой.”

27.09.2019

Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/811-sroki-ispolneniya-kontraktov-pri-raznykh-zakupkakh-po-44-fz

Сроки поставки товара по 44-ФЗ: что это такое и как быть в случае их нарушения исполнителем?

Каковы сроки поставки товара по нормам федерального закона 44-ФЗ, кем и как они определяются в контракте?

Срок поставки товара является одним из условий, которое должно быть обозначено в случае рассмотрения вопроса исполнения контракта.

Сроки поставки товара по 44-ФЗ и порядок их определения

Несмотря на то что срок поставки товара является очень важным условием, в Федеральном законе №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не отражены никакие требования к данному параметру, что вызывает огромное количество жалоб потенциальных исполнителей контрактов в случае возникновения у них подозрения на ограничение конкуренции. Это связано с тем, что нередко заказчики ставят предельно малые сроки на исполнение контракта в части поставки товара, чем могут существенным образом ограничить конкуренцию, например, по причине того, что в установленные сроки поставить товар может только одна или две организации.

В Гражданском Кодексе Российской Федерации также не содержится указания на то, каким должен быть минимальный срок для поставки товара.

Статья 421 данного нормативного акта говорит о том, что срок поставки может быть любым, который устроит обе стороны заключенного соглашения.

Однако следует понимать, что этот показатель должен также отвечать требованию о разумности, что позволит исполнить контракт без нарушения его условий.

Правила действия в случае нарушения сроков поставки

В том случае, если исполнитель по контракту допустил реальное нарушение сроков его исполнения в части поставки товара, заказчик имеет право обратиться к претензионному порядку, по итогам реализации которого с исполнителя будет взыскана определенная сумма неустойки.

Однако для того, чтобы требования о выплате суммы неустойки были признаны соответствующими действительности, необходимо соблюсти определенный порядок:

  1. Убедиться, что допущена фактическая просрочка поставки. Получить сведения об этом реально только после того, как товар был поставлен в полном объеме. Для этого необходимо изучить предоставленные акты приема-передачи товара, товарные накладные либо универсальные передаточные документы, в которых отражена дата фактической передачи товара на склад заказчика. Эти документы должны быть переданы либо в дату фактической поставки, либо в течение установленного контрактом срока такой поставки. Раньше фактической поставки товара документы приняты быть не могут, так как это может повлечь путаницу в расчетах суммы неустойки.
  2. Провести подсчет количества дней фактической просрочки поставки. При этом следует учесть нюанс, который был оговорен Федеральной антимонопольной службой в рамках одного из своих писем, направленных с целью установления порядка расчета неустойки по Постановлению Правительства РФ №1042, принятого в 2017 году. В соответствии с этой оговоркой количество дней просрочки исполнения контракта должно рассчитываться в календарном плане (то есть с включением всех выходных и праздничных дней) несмотря на то, что в контракте срок поставки может быть обозначен в виде рабочих дней (то есть с исключением выходных и праздничных дней).
  3. Рассчитать сумму фактической неустойки на основании цены контракта и количества дней просрочки поставки товара. Формула, которая используется для расчета, выглядит следующим образом: (1 / 300 ставки рефинансирования Центробанка * неисполненная цена контракта) * количество дней просрочки. Размер ставки рефинансирования следует уточнять на дату выставления требования об уплате неустойки. При этом если данное значение менялось, то дробление не осуществляется, а вся сумма неустойки рассчитывается на основании показателя, действующего на дату уплаты.
  4. Составить требование об уплате неустойки в формате официального документа, который будет направлен исполнителю по контракту и размещен в Единой информационной системе с целью подтверждения правомерности действий заказчика по взысканию неустойки. При этом сложившаяся практика показывает, что заказчику при составлении такого требования лучше указать формулу и привести все расчеты, которые были им использованы, так как это позволит избежать вопросов со стороны исполнителя по контракту и контролирующих органов.
  5. Направить исполнителю сформированное требование посредством тех вариантов связи, которые ему доступны, например, посредством электронной почты либо вручением нарочным, если это возможно.

В составленном и направленном документе-требовании следует указать, каким образом будет взыскиваться неустойка: из обеспечения контракта (при наличии), из причитающегося платежа либо будет уплата в добровольном досудебном порядке.

Каждый конкретный вариант взыскания неустойки должен быть оговорен с исполнителем посредством официальной деловой переписки.

Права заказчика в части приемки товара при нарушении сроков поставки

В том случае, если исполнитель по контракту нарушил сроки исполнения взятых на себя обязательств, заказчик, кроме взыскания неустойки, имеет право также на некоторые действия, которые позволят ему защитить свои интересы.

В случае нарушения условий контракта в части соблюдения сроков поставки товара заказчик имеет право отказаться от поставленного товара в полном объеме или частично (по своему усмотрению) в том случае, если у него отпала необходимость в приобретении и использовании товара (низкозамерзающая стеклоомывающая жидкость для автомобилей не нужна заказчику летом, поэтому в случае нарушения срока поставки товара в зимнее время и предоставление его заказчику летом последний имеет право отказаться от использования такового).

Если исполнитель по контракту не только просрочил поставку, но и предоставил товар, не соответствующий условиям контракта, государственный или муниципальный заказчик имеет право не только отказаться от товара, но и подать заявку на включение поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков со всеми вытекающими для исполнителя последствиями. Кроме того, исполнитель будет подвергнут взысканию неустойки за ненадлежащее исполнение контракта.

Замену товара исполнитель должен осуществить за свой счёт до момента, когда заказчик расторгнет в одностороннем порядке контракт.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/sroki-postavki.html

Сроки поставки товара по 44-ФЗ: порядок действий при их нарушении, ответственность поставщика

Каковы сроки поставки товара по нормам федерального закона 44-ФЗ, кем и как они определяются в контракте?

Срок поставки товара является существенным условием по государственному контракту. Его нарушение может грозить начислением неустойки в адрес поставщика и даже включением его в реестр недобросовестных поставщиков при неисполнении контракта в установленные сроки.

Что такое сроки поставки товара, и кто их определяет

Сроки поставки товара определяются заказчиком и прописываются в закупочной документации. Сроки поставки товара приравниваются по своему значению к срокам исполнения контракта. Данный пункт государственного контракта выступает существенным условием и не подлежит изменению по нормам 44-ФЗ.

Это значит, что сроки поставки прописываются в контракте в обязательном порядке (без них контракт считается недействительным и может быть аннулирован), и они не могут быть изменены даже по соглашению сторон. Подписать дополнительное соглашение об изменении сроков поставки товара стороны не вправе, такое соглашение будет аннулировано.

Сроки поставки товара по 44-ФЗ могут быть прописаны в виде фиксированной даты или в виде временного отрезка, например, товар должен быть поставлен в течение 3 дней после поступления запроса от поставщика или в течение 10 дней после подписания контракта. Оба варианта считаются приемлемыми по требованиям законодательства.

Каковы минимальные сроки

Минимальные сроки поставки товара по нормам 44-ФЗ никак не регулируются. Нет указания на минимальные сроки и в Гражданском кодексе. Их заказчик вправе определять по своему усмотрению. На основании ч. 1 п. 1 ст.

33 44-ФЗ заказчику запрещено указывать требования в закупочной документации, которые ограничивают численность участников. Здесь не перечислены сроки поставки, так как они связаны с условиями исполнения контракта, а не с самими товаром, работой и услугой. По положениям ст.

421 ГК о свободе договора условия контракта могут быть любыми, которые удовлетворяют обе стороны.

Нередко участники контрактной системы указывают на нереальные сроки поставки товара в закупочной документации, которые указаны заказчиком. По сути, это является нарушением, так как тем самым заказчик нарушает требования законодательства и искусственно ограничивает конкуренцию.

При необоснованном ограничении сроков поставки товара поставщики могут пожаловаться на действия заказчика в ФАС.

Но доказать факт ограничения конкуренции весьма непросто. Для этого поставщику следует документально подтвердить в антимонопольной службе реальные сроки поставки товара.

Помимо прочего, нужно доказать, что заказчиком были введены сроки для обеспечения победы определенному поставщику, а не по объективным основаниям (например, в некоторых случаях сжатые сроки являются объективной необходимостью). Но доказательства, предъявленные поставщиком, не всегда принимаются в расчет сотрудниками ФАС.

Связано это с тем, что официальные письма поставщиков или перевозчиков не всегда подтверждают нереальность сроков, так как письмо может выдать не самый оперативный поставщик.

Тогда как заказчик может предоставить свои доказательства, что другие поставщики готовы исполнить контракт в установленные законом сроки (такие письменные подтверждения обычно собираются заказчиком на этапе определения НМЦК).

Таким образом, прямого запрета на указание в закупочной документации минимальных сроков не установлено. Такой признак ограничения конкуренции отсутствует в ч. 17 ст. 4 и ст. 17 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Порядок действий при нарушении срока поставки

На основании гражданского законодательства стороны обязаны добросовестно исполнять свои обязательства по государственному контракту, в частности, поставщик должен поставить товары в положенные сроки.

Нарушение сроков поставки товара является наиболее частым нарушением 44-ФЗ. В этом случае заказчик обязан принять ряд мер для привлечения поставщика к ответственности. Если заказчик не исполнит свою обязанность, то ему грозит штраф.

На основании 7 параграфа 44-ФЗ заказчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке и наложить на контрагента пени и штрафы за просрочку.

Порядок действий для заказчика при нарушении сроков поставки товара будет следующим:

  1. Заказчик удостоверяется в факте просрочки срока поставки товара.
  2. Направляет поставщику претензию с требованием устранить нарушения условий контракта.
  3. После поступления товара заказчик рассчитывает сумму пени, которая предъявляется в требовании по оплате поставщику.
  4. При согласии с допущенной просрочкой поставщик перечисляет пени заказчику, или спор по вопросу просрочки становится предметом судебного разбирательства.

Определение периода просрочки поставки

Перед тем как привлекать поставщика к ответственности, заказчику следует убедиться в том, что сроки были действительно нарушены поставщиком.

В частности, заказчику следует проверить, действительно ли поставщиком была получена заявка на поставку товара в установленные сроки.

Если заявка была оформлена по телефону, то заказчику будет непросто доказать факт ее передачи при возникновении споров. Поэтому заявки всегда следует направлять в письменном формате.

Далее заказчику следует определиться со сроками просрочки. Течение сроков, определенных временным периодом, начинается на следующий рабочий день после календарной даты или наступления определения события, которым было определено начало (на основании ст. 191 Гражданского кодекса).

Со следующего дня со дня, который следует за датой поставки товара, оговоренной контрактом, начинает отсчитываться просрочка. Просрочка рассчитывается в календарных днях до даты подписания акта приема-передачи. Просрочка рассчитывается в календарных днях, так как по нормам 44-ФЗ и Постановления Правительства №1063 от 2013 г.

не прописано, в каких днях (календарных или рабочих) нужно считать сроки. Поэтому нужно применять правила ст. 190 Гражданского кодекса и определять сроки календарным периодом.

На это дополнительно указывал Минфин и подчеркивал, что пени считаются за каждый календарный день просрочки сроков исполнения (по письму Минфина от 2016 года №02-02-15/16366).

Но датой поставки товара может считаться дата подписания документов о приемке или дата передачи товара заказчику. В последнем случае просрочка считается до даты поставки товара. Возможность использования обоих вариантов расчета срока просрочки основывается на положениях ч. 7 ст. 94 44-ФЗ и п. 1 ст. 458 Гражданского кодекса, а также на арбитражной практике.

При расчете заказчиком размера пени за каждый день просрочки не учитывается период, который необходим заказчику на приемку выполненной работы или оказанной услуги, а также на оформление результатов приемки.

Претензионная работа с поставщиком

После установления факта просрочки заказчик может переходить к претензионной работе и направить в адрес поставщика официальную претензию. Это требование основано на нормах ст. 34 44-ФЗ.

Претензия имеет письменный формат и оформляется на фирменном бланке организации. В ней заказчику следует перечислить:

  1. Причины написания претензии и требования по существу, а также ссылки на положения законодательства или контракта, нарушенные поставщиком.
  2. Сроки, в которые поставщику дается возможность устранить нарушения. Они никак не ограничены законодательно, но рекомендовано устанавливать их, как 5-10 суток.
  3. Последствия отказа поставщика от удовлетворения законных требований заказчика. В частности, начисление пени за просрочку, штрафы и включение в РНП за неисполнение контракта.
  4. Подпись и печать руководителя заказчика.

Претензия может быть направлена заказным письмом или передана лично поставщику.

Стоит отметить, что отправка претензии является обязанностью заказчика. Если он не направит претензию поставщику, то контрактного управляющего или специалиста контрактной службы привлекут к ответственности по нормам ст. 7.32 КоАП.

Фиксация факта просрочки и предъявление требований поставщику

Если после написания претензии поставщик привез товар, заказчику следует зафиксировать факт просрочки. Для этого нужно иметь подтверждение отправки претензии и акт приема-передачи товара с указанной в нем датой исполнения обязательств по контракту.

На основании положений ст. 405 Гражданского кодекса сторона, которая просрочила исполнение своих обязательств, должна возместить заказчику связанные с этим убытки. Также по нормам 44-ФЗ заказчик может требовать от поставщика уплаты неустойки в виде пени.

Пени рассчитываются в установленном порядке как 1/300 действующей ставки рефинансирования от суммы просроченных обязательств за каждый день просрочки.

В отправленном поставщику требовании от заказчика на перечисление пени в обязательном порядке приводится расчет суммы пени, основания для начисления неустойки и банковские реквизиты для перечисления пени.

Когда заказчик направил претензию поставщику, то допускается несколько вариантов развития событий:

  1. Поставщик согласен с выдвинутой претензией и добровольно перечисляет неустойку на реквизиты, указанные заказчиком.
  2. Поставщик соглашается, что им были нарушены сроки, но оплачивать неустойку не хочет. В этом случае заказчику следует ориентироваться на условия контракта. Если в контракте прописана такая возможность, то заказчик вправе удержать пени из суммы к оплате или направить требование в банк-гарант по банковской гарантии. Но если условиями контракта не оговорены подобные удержания, то поставщик может обжаловать действия заказчика в судебном порядке и признать их незаконными.
  3. Если поставщик не соглашается с начисленной суммой пени, то ему следует сразу обратиться в суд, и судья решит вопрос о правомерности начисления неустойки, а также ее размере и порядке выплаты. В случае если поставщик сможет доказать, что просрочка произошла по вине заказчика, то его могут освободить от уплаты пени.

Допустимость отказа от приемки работ поставщиком

В случае поставки товара, соответствующего требованиям контракта, хоть и с просрочкой, заказчик обязан принять его и оплатить на условиях контракта. После этого контракт считается исполненным, и в ЕИС публикуются закрывающие документы.

Заказчик может отказаться от товара, поставленного с просрочкой, если у него отпала необходимость в закупке. Отказаться можно как от всей партии, так и частично от товара.

Если исполнитель по государственному контракту не только допустил просрочку, но и предоставил товар, не соответствующий требованиям закупки, то заказчик вправе не принимать такой товар. Помимо этого, он передает заявку на включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Поставщик может заменить товар, но до того момента, пока заказчик не расторгнет договор в одностороннем порядке.

Если в ответ на претензию о нарушениях сроков поставки поставщик не ответил или отказывается поставить необходимый товар, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Подобное право должно быть обязательно прописано контрактом.

После того как заказчик принял решение о расторжении контракта, он должен опубликовать такое решение в ЕИС в течение трех суток. Одновременно с этим заказчик направляет извещение поставщику о расторжении контракта.

Если в течение 10 дней после такого уведомления поставщиком не были исполнены свои обязательства, то договор автоматически расторгается. После этого сведения о поставщике передаются в реестр недобросовестных поставщиков.

В случае если по результатам расторжения контракта заказчику были причинены убытки, то он может взыскать их с поставщика. Для этого первоначально направляется претензия поставщику, а при его отказе компенсировать убытки заказчику следует передать требование в суд.

В некоторых случаях условия контракта предусматривают единовременную поставку, но товар поставщик привозит частично.

Если запрет на указанные действия не прописан в контракте, то заказчик не может отказать в приемке поставленной партии товара. Также он должен будет оплатить поставленную партию.

В отношении непоставленной партии заказчик может направить поставщику претензию с требованиями устранить нарушения, выплатить неустойку или расторгнуть контракт, если эта возможность прописана в тексте контракта.

Таким образом, срок поставки товара является существенным условием контракта и не подлежит изменению даже по соглашению сторон. Сроки поставки товара определяет заказчик по своему усмотрению, основываясь на принципах разумности, и не должны ограничивать конкуренцию без четкого обоснования.

После допущения просрочки при поставках товара заказчик на следующий день должен начать претензионную работу с поставщиком. Просрочка грозит поставщику пени, взысканием убытков и включением в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик вправе на основании длительной просрочки расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Общение между сторонами контракта обязательно должно быть оформлено в письменном формате, чтобы избежать спорных ситуаций.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/sroki-postavki-tovara.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.