+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Коммерческий подкуп и ответственность его участников перед законом

Содержание

Что такое откат, его схемы в бизнесе и отличия от взятки? Ответственность за коммерческий подкуп по статье 204 УК РФ

Коммерческий подкуп и ответственность его участников перед законом

Коммерческий подкуп, или откат, – это незаконные действия по передаче материальных ценностей, денег, иных материальных благ лицу, занимающему ответственный пост, выполняющему функции управленца в коммерческой или иной организации. Целью такого подкупа является выгода от действия (бездействия) ответственного лица при осуществлении сделок, получении контрактов, преимущественного финансирования того или иного бизнеса в обход закона.

Откат как часть коррупционного механизма чрезвычайно негативно сказывается на экономике государства, подрывает основы честной конкуренции, выводит из законного оборота значительные объемы денежных средств и ресурсов.

Раскрытие любого из таких преступлений — трудная задача, поскольку для того, чтобы доказать факт отката, нужна добрая воля хотя бы одной из сторон преступной сделки.

Наряду с усилением борьбы с коррупцией со стороны государства, происходит и усложнение преступных коррупционных схем, с помощью которых преступники надеются избежать наказания за содеянное.

Схемы откатов в бизнесе и способы сокрытия факта отката

Одними из наиболее коррумпированных областей экономики на сегодняшний день являются госзакупки товаров, услуг, а также строительная сфера, в которой вращаются государственные средства. Правоохранительные органы признают наличие отката также в других секторах бизнеса.

Нечистые на руку чиновники могут потребовать мзду при согласовании различного рода разрешительной документации, требующей резолюции конкретных ответственных лиц. При этом преступники действуют по достаточно устойчивым схемам, учитывающим нюансы бизнеса и его специфику.

Строительство

Конкурсные условия, документация составляется так, чтобы соискатель-подрядчик, взаимодействующий с чиновником, приобрел преимущество и гарантированно выиграл право проведения строительных работ. Работы осуществляет приглашенная по субподряду компания, имеющая связь с чиновником.

На этапе проектирования условием утверждения проекта является привлечение «нужных людей», связанных с чиновником, для составления проекта, поставки стройматериалов в соответствии с ним. В проект закладываются работы, результат которых выгоден ответственному лицу или связанным с ним лицам (например, выкуп недвижимости).

Подрядчик, не выполняющий условия чиновника-коррупционера, может столкнуться с затягиванием государственной приемки работ по надуманным основаниям или предъявлением заведомо невыполнимых требований, основанных на ложной трактовке строительных нормативов, законодательства.

Поставка товаров (услуг)

На первом этапе рыночной оценки стоимости привлекаются только компании, имеющие связь с чиновником. Их исследования и выводы заведомо лишены объективности, учитывают интересы определенных поставщиков и составляются с выгодой для последних.

Условия подрядного конкурса составлены в интересах конкретного поставщика товаров или услуг. В качестве поставщика преимущество приобретает не производитель, а посредник, имеющий связь с чиновником. Путем манипуляции с контрактными и рыночными ценами образуется неправомерный доход поставщика.

Поставщик, связанный с чиновником, может также поставлять товары или услуги более низкого качества и стоимости, нежели предусмотренные контрактом, а разница попадает в карман нечистого на руку чиновника.

Согласование документации

Бизнесмену даются обещания беспрепятственного прохождения всех согласований при условии его лояльности к конкретному чиновнику и его интересам. Предлагается пригласить для оказания консалтинговых услуг фирму, связанную с чиновником, и оплатить ее работу. В случае несогласия имеет место искусственное затягивание согласования, применение лишенных конкретики критериев оценки.

На этапе выдачи уже согласованного пакета в случае отказа участвовать в преступном деянии бизнесмен может столкнуться с «потерей» документов, необходимостью их восстановления и защиты своих интересов в суде.

Чиновники, практикующие преступные схемы обогащения, применяют все более изощренные способы их сокрытия.

Наряду с привлечением компаний, связанных с чиновником, услуги которых затем оплачивает поставщик, может иметь место открытие банковской карты для чиновника на имя третьего лица. Имя чиновника при этом не фигурирует в официальных бумагах.

Имеют место и такие формы откатов, как приглашения в дорогостоящие зарубежные поездки за счет поставщика, организация банкетов и празднеств, которые также оплачивает зависимый от управленческих решений ответственного лица бизнесмен.

Коммерческий подкуп с точки зрения уголовного права

Подкуп должностных лиц в целях получения коммерческой выгоды рассматривается в ст. 204 УК РФ.

Преступление рассматривается как с точки зрения вины чиновника, так и лица, незаконно передающего ему деньги, имущество или права, оказывающего ему услуги имущественного характера.

Последнее, по мысли законодателя, означает избавление чиновника от затрат за оказание ему каких-либо услуг. Обе стороны незаконной сделки, согласно положений указанной статьи, виновны в преступном деянии.

Лицо, совершившее коммерческий подкуп, может понести наказание в виде штрафа до 400 тыс.

рублей (изъятия дохода за срок до 6 месяцев либо суммы, 20-кратной размеру отката); исправительных работ (ограничения свободы, лишения свободы) на срок до 2 лет со штрафными санкциями или без таковых.

Если в деле имеются отягчающие обстоятельства, такие как крупный, особо крупный размер отката, совершение преступления в составе группы, по предварительному сговору, наказание увеличивается.

Максимальный штраф может составить 2,5 млн. руб., а срок лишения свободы — 8 лет. При этом суд имеет право запретить занимать некоторые должности на определенный срок.

Лицо, получившее в результате коммерческого подкупа, материальную выгоду, наказывается штрафом до 700 тыс.

рублей (изъятием дохода за 9 месяцев либо суммой, 30-кратной размеру отката); лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом или без такового.

Максимальный штраф для чиновника по этой статье – до 5 млн.

рублей, а срок лишения свободы – 12 лет. Так же существуют ограничения на право заниматься определенной деятельностью, по решению суда.

Законодатель предусмотрел возможность избежать ответственности на основании:

  • доказанного факта вымогательства по отношению к указанному лицу;
  • добровольного признания;
  • добровольной помощи в раскрытии преступления.

Ответственность по ст. 204 УК РФ наступает с 16 лет.

Откат и взятка

Взятка и коммерческий подкуп связаны с преступлениями должностных лиц, обличенных властью, имеющих полномочия принимать те или иные управленческие решения. Указанные преступные деяния, несомненно, имеют сходство. В то же время откат характеризует преступление, аналогичное взяточничеству, затрагивающее непосредственно коммерческий сегмент.

Законодатель, тем самым, подчеркивает важность декриминализации отношений в деловой сфере, дает жесткую правовую оценку подобного рода преступлениям.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/protiv-sobstvennosti/ekonomicheskie/vzyatka-i-podkup/kommercheskij.html

Уголовная ответственность за коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп и ответственность его участников перед законом

Коммерческий подкуп – один из видов коррупционных преступлений, часто называемый «коммерческой взяткой». Коррупцией признаётся незаконное использование должностного положения вопреки общественным и государственным интересам с целью получения определённых финансовых либо материальных выгод для себя или третьих лиц.

Коррупционные правонарушения всегда связаны со злоупотреблением своими полномочиями. Ошибочно считать, что государство, взяв направление на активную и всестороннюю борьбу с коррупцией, будет следить только за государственными служащими, а также работниками государственных корпораций, внебюджетных фондов.

Взяткодательсво охватывает все группы населения, вследствие чего уголовно-правовое регулирование осуществляется предельно широко.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7(499) 288-17-41Санкт-Петербург: +7(812) 317-60-13

Понятие и сложности квалификации правонарушения

Новостные потоки переполнены информацией о пресечении правоохранительными органами попыток получения взятки официальными лицами, представляющими государственный сектор экономики, но аналогичная информация от сферы бизнеса практически не озвучивается. Это приводит к деформированному восприятию коррупционных злоупотреблений как исключительной «привилегии» организаций, наделённых государственно-распорядительными полномочиями.

Бизнес-взяточничество – явление повсеместное. Статьи, предусматривающие ответственность за подобные действия, содержат нормативные документы уголовно-правового характера многих стран. Так, Модельный Уголовный кодекс для государств – участников СНГ содержит статью 271, посвящённую вопросам коммерческой взятки, что должно служить образцом для уголовных кодексов всех республик Содружества.

Большой процент нарушений закона коррупционной направленности связан с главным свойством рыночной экономики – конкурентной борьбой за доступ к ресурсам производства услуг, рынку сбыта.

Стоит отметить, что мздоимство в бизнесе регулярно становится предметом научных исследований, хотя является относительно новой статьёй российского уголовного законодательства. Это связано с высокой динамикой изменений, вносимых законодателем в текст соответствующей статьи. Действующая редакция УК России остается неизменной с 2016 года.

Относительно старой редакции существенно расширен предмет правонарушения, введён институт пособничества, а также выделен мелкий коммерческий подкуп как самостоятельное нарушение законодательства.

Помимо этого, изменениям подвергалась подслественность – с 15 января 2011 года уголовное преследование по нарушениям закона, предусмотренным статьёй 204 уголовного закона, осуществляется исключительно сотрудниками Следственного комитета.

Коммерческий подкуп статья 204 УК РФ определяет как вид неправомерного влияния на менеджмент компании.

Проведение анализа его описания позволяет определить следующие признаки:

  1. Наличие у взяткополучателя управленческих полномочий;
  2. Противоправный характер передачи предмета договорённости;
  3. Предоставление указанных ресурсов исключительно за совершение действия (бездействия), отнесённого к полномочиям взяткополучателя.

Соответственно, передача некоторых материальных ресурсов управляющему работнику может классифицироваться по ст. 204 только при совпадении всех трёх факторов.

С точки зрения правосудия, важен сам факт получения незаконного вознаграждения, а не то, как это сделано – в форме предоплаты или по факту выполнения.

Противоправные платежи управленцам частного сектора экономики часто путают с дачей взятки, состав которой определяют ст. 290, 291 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Составы этих деяний настолько близки, что для обоих составов используют одинаковую терминологию.

Например, предмет преступления – предложение дачи материальных благ – принято называть взяткой, а получение таких благ – взяточничеством.

Предмет противоправного деяния также однородный:

  • деньги;
  • ценные бумаги;
  • имущество и незаконные имущественные услуги;
  • иные имущественные права.

Важно отметить именно незаконный характер платы, то есть не предусмотренный ни законодательством, ни трудовым договором, не отнесённый к категории подарков, тратам на представительские расходы.

Взяткой может выступать предоставление непосредственной имущественной или опосредованной выгоды (например, освобождение от имущественных обязательств либо исполнение имеющихся обязательств мздоимца перед другими лицами).

Исходя из примечания к ст. 204 УК РФ для определения состава нарушения необходимо, чтобы стоимость предмета договорённости имела значительный размер, то есть превышала сумму 25 тыс. р.

Приведённая таблица сравнения статей 204, 290, 291 УК РФ показывает принципиальные отличия этих составов преступлений по ключевым моментам:

Сфера экономикиОбъектСубъект
Статья 204 УК РФ «Коммерческий подкуп»Финансовый сектор экономикиНарушение установленного порядка функционирования организацииРаботник, обладающий управленческими полномочиями
Статьи 290, 291 УК РФ «Взятка»Нефинансовый сектор экономикиОснова правомерной работы органов власти, а также ряда утвержденных законом организацийЧиновник

Ответственность за коммерческую взятку

Регулирование вопросов, связанных с торговой коррупцией, осуществляется:

  1. Уголовным кодексом Российской Федерации.
  2. Кодексом об административных правоотношениях Российской Федерации.
  3. Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Рассмотрению практических аспектов применения положений законодательства посвящено постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

Законодатель выделяет следующие виды субъектов преступления с разнородной ответственностью:

  • управляющий/менеджер организации;
  • посредники;
  • лицо (группа лиц), извлекающее выгоду;
  • юридическое лицо, от имени которого предлагалась взятка.

Особенностью подкупа является наступление ответственности не только для непосредственных сторон передачи взятки, но также для третьих лиц и организаций.

Таким образом, законом определено три противоправных деяния, связанных с коммерческим подкупом:

  1. Дача (предложение дачи взятки) (ч. 4 ст. 204 УК РФ).
  2. Получение (ч. 5–8 ст. 204 УК РФ).
  3. Посредничество (ст. 204.1 УК РФ).

Специалисты выделяют ряд сложностей, связанных с квалификацией действий, которые предусматривает статья 204 УК РФ. Признаками, квалифицирующими коммерческий подкуп, статья закона определяет групповую организованность и вымогательство.

Групповая организованность – сговор об осуществлении деяния между сотрудниками, каждый из которых наделён функциями управления. Проблему составляет доказательство наличия предварительной договорённости о действиях.

Вымогательство представляет собой требование выплаты денег, передачи материальных (нематериальных) ценностей либо иных активов, сопровождаемое угрозами охраняемым законом интересам человека. Особенность квалификации вымогательства составляет декларативный характер угрозы. Значение имеет лишь заявление намерения нанести ущерб, возможность реализовать данную угрозу не важна.

Угроза должна представлять реальную опасность для личных законодательно закреплённых интересов гражданина.

В отличие от «коммерческой» сути подкупа вымогательство носит личностный характер. В качестве примера вымогательства можно рассмотреть угрозу нанесения репутационного, физического или имущественного вреда управленцу, его семье.

Разбор ст. 204 УК РФ показывает, что наказание за участие в откатной схеме начинается со штрафов до 400 тыс. р., значительный размер взятки может увеличить штраф до 800 тыс. р., крупный – до 1,5 млн р. Также закон предусматривает наказание сроками лишения свободы либо назначением исправительных работ.

Анализ наказаний, перечисленных статьёй 204 УК РФ, показывает, что коммерческий подкуп, исходя из обстоятельств совершения, может расцениваться судом как деяние небольшой или средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое преступление. От этого зависит приговор суда, выбранная им мера пресечения, а также определение сроков давности при принятии решения о возможности освобождения от ответственности по статье 78 Уголовного кодекса.

Установление следственными органами факта дачи взятки финансовых (материальных) ресурсов стороной-участницей вследствие вымогательства стороной-получателем отменяют применение к нему мер уголовной ответственности. Аналогично решается вопрос о наказании лиц, активно способствующих следствию, оказывающих содействие раскрытию преступления, добровольно сообщивших о совершённом.

Коммерческий подкуп – преступление, раскрытие и доказывание которого представляет настоящую уголовно-правовую проблему.

Это связано с тем, что сделка совершается к взаимной выгоде сторон-участниц, обе стороны являются преступниками. Говоря обывательским языком, рука руку моет.

К добровольному обращению к правоохранительным органам может привести лишь вымогательство, когда «взяткодатель» фактически принуждён давать взятку.

Обращение может совершаться устно или письменно, после чего оперативной группой начинается работа по контрольной даче взятки.

Проводимые мероприятия включают организацию работы таким образом, чтобы действия следователей не подпадали под определение провокации или мздоимец не имел возможности избавиться от полученного гонорара.

Часто подставного взяткодателя отправляют подкупать руководящего сотрудника организации посредством денег, маркированных специальной краской.

Следствие должно найти подтверждение:

  • факта незаконной передачи финансовых либо материальных ресурсов;
  • соответствия между дачей взятки и совершением управленцем определённых действий (бездействием);
  • виновных;
  • обстоятельств, квалифицирующих нарушение закона.

Факт стяжательства будет доказан, если передана хотя бы часть оговорённых финансовых средств, материальных благ.

Помимо этого вида нарушения уголовного законодательства, существует ряд действий, которые, обладая схожими внешними признаками, не подпадают под действие статьи 204 УК:

  1. «Мнимое посредничество». Фактически данное действие – мошенничество, направленное на материальные блага, выделенные на «откатные» мероприятия. Суть аферы заключается в предложении решить заинтересованной стороне вопросы от имени руководящего работника организации человеком, никакого отношения к организации не имеющим, либо сотрудником той же организации, не имеющим необходимых распорядительных полномочий.
  2. Требование материального или иного вознаграждения, носящее противоправный характер, но не завершившееся передачей финансовых, материальных активов.
  3. Предоставление предмета интереса на законном основании. Если ресурс, которым управленец распоряжается законно, распределён аффилированно, то состав коммерческого подкупа квалифицирован не будет;
  4. Передача материальных ресурсов, оказание услуг должностному лицу за действие (бездействие) без предварительной договорённости о факте передачи либо характере ресурса. Фактически такое действие, являясь односторонним свободным волеизъявлением второй стороны, представляет собой дарение.

Как видно, торговое взяточничество имеет ряд проблем с определением точной квалификации проступка. Это вызывает сложности у простых граждан и профессионалов уголовной юриспруденции.

Вопросам отдельных экономических нарушений закона посвящено постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

Документ интересен тем, что разработан как методическое пособие для судий при рассмотрении ими составов дел, классифицированных по статье 204 УК РФ.

Постановление содержит большое количество разъяснений относительно нюансов применения закона, подкреплённых последующей судебной практикой.

Так, согласно пояснениям Верховного суда Российской Федерации деяние будет считаться завершённым с момента получения мздоимцем хотя бы части средств или услуг, обещанных в качестве его платы. Если в качестве взятки оказываются услуги, окончанием стяжательства будет начало деятельности по приобретению выгоды.

Ответственность наступает независимо от наличия возможности извлекать пользу (доход) от полученных ресурсов.

Если при наличии преступного сговора об осуществлении стяжательства представитель организации отказывается от получения предмета подкупа, то действие взяткодателя будет расценено как покушение на преступление и он будет нести предусмотренную ответственность. Если сделка сорвалась по обстоятельствам непреодолимой силы, то усилия сторон, направленные на достижение договорённости о предмете и объёме передачи средств, будут рассматриваться судом как покушение на осуществление преступления.

Интересная позиция также озвучена по получению взятки при осуществлении преступления группой лиц.

Суд признает предмет переданным, а деяние оконченным по факту получения взятки хотя бы одним из участников сговора.

Таким образом, если одно из лиц-взяткополучателей решит отказаться от намерения нарушить закон, но другим правонарушителем предмет подкупа будет получен, для суда оба должностных лица будут подозреваемыми.

Если кратко резюмировать имеющуюся информацию, то «рыночное взяточничество» является сложным противоправным экономическим явлением, которое может использоваться злоумышленниками не только для незаконного обогащения, но также для нанесения ущерба деловой репутации конкурентов. Чтобы избежать двусмысленного толкования действий уполномоченных лиц, необходимо по аналогии с имеющимся опытом государственных организаций разрабатывать тесты на знание коррупционного законодательства, методические рекомендации по поведению в неоднозначных ситуациях для пресечения возникновения ситуаций, когда действия руководителя могут трактоваться как предложение незаконного вознаграждения своих действий. Оптимальное решение – возложение обязанностей консультанта по антикоррупционным вопросам на представителя юридической службы организации.

Источник: https://ugolovnoe.com/prestupleniya/ekonom/kommercheskiy-podkup

Ответственность за коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп и ответственность его участников перед законом

К коррупционным преступлениям относят целый ряд противозаконных действий, и одно из них – коммерческий подкуп. Считается, что это преступление не менее опасно для финансовой стабильности, чем традиционное взяточничество, потому ответственность за коммерческий подкуп предусмотрена достаточно строгая.

В данной статье мы рассмотрим, что относят к данному виду правонарушений согласен действующего законодательства, и какое наказание ожидает тех, кто совершит такое преступление.

Что считается коммерческим подкупом?

К сожалению, на сегодняшний день коррупция является очень распространенным явлением. Причем это касается как государственного, так и частного сектора: если понятие «взятка» относится к должностным лицам, то аналогичные действия в частном предпринимательстве именуются коммерческим подкупом. Согласно законодательству, к таким деяниям относят следующие:

  • передача лицу, занимающему управляющую должность в коммерческой компании, неправомерной выгоды в виде денег, ценных бумаг или других материальных ценностей в обмен на получение тех или иных преференций, определенные действия (бездействие), выгодные для них;
  • получение неправомерной выгоды лицом, занимающим управляющую должность в частной компании, в обмен на выполнение тех или иных действий или бездействие в отношении определенного круга лиц.

При этом, чтобы преступление считалось совершенным, важно не только доказать факт передачи денег или материальных ценностей определенному лицу, но и ответственные действия (бездействие) с его стороны – то есть, должностное лицо компании не только получило материальную выгоду, но и оказало те или иные услуги тому, кто передал ему денежные или другие средства.

Примером таких действий могут быть т.н. «откаты», когда компания, заключившая договор на поставку товаров или услуг, передает процент от стоимости контракта лицу, ответственному за заключение сделки.

Еще один пример – разглашение сотрудником коммерческой тайны или другой важной, на скрытой информации конкуренту или заинтересованному лицу за определенное вознаграждение. Как видно, это очень напоминает получение взятки, только в данном случае одна из сторон – не государственный чиновник, а руководитель коммерческой структуры.

В остальном эти деяния очень похожи. Схожа и уголовная ответственность за коммерческий подкуп: она предусмотрена как для тех, кто передаёт неправомерную выгоду, так и для тех, кто ее получает.

Какая уголовная ответственность предусмотрена за коммерческий подкуп?

Ответственность за данный вид преступлений предусмотрена ст. 204 Уголовного кодекса РФ. Согласно нормам этого документа, обвиняемых в коммерческом подкупе ожидает такая ответственность:

  • передача подкупа без отягчающих обстоятельств – штраф в размере 400 000 рублей, или в размере 6-месячного дохода, или в 20-кратном размере суммы коммерческого подкупа, а также ограничением (лишением) свободы или исправительными работами на срок до двух лет;
  • передача подкупа, если его размер был значительным (свыше 25 000 рублей) – штраф в размере до 800 00 рублей или в 30-кратном размере от суммы подкупа, а также ограничение или лишение свободы на срок до трех лет, с запретом занимать ряд должностей или без такого запрета;
  • передача подкупа, если его размер был крупным (свыше 150 000 рублей), преступление совершалось группой лиц по предварительному сговору – штраф до 1,5 млн. рублей или в размере 50-кратной суммы подкупа, а также лишение свободы на срок до пяти лет, с запретом занимать определенные должности или без него;
  • получение коммерческого подкупа без отягчающих обстоятельств – штраф до 700 000 рублей или в размере заработной платы за 9 месяцев, или в 30-кратном размере от суммы подкупа, а также ограничением свободы на срок до трех лет;
  • получение подкупа в значительном размере – штраф до 1 млн рублей или в размере годовой заработной платы, ограничение или лишение свободы на срок до трех лет с запретом на занятие ряда должностей;
  • получение подкупа в крупном размере, или совершенной организованной группой лиц, или с применением вымогательства – штраф до 3 млн. рублей или в размере заработной платы за период 1-3 года, лишение свободы на срок от 5 до 9 лет, ограничение на ряд должностей;
  • действия, описанные в предыдущем пункте, совершенные в особо крупном размере (свыше 1 млн. рублей) – штраф от 2 до 5 млн. рублей или в 50-60-кратном размере от суммы подкупа, лишение свободы на срок до 12 лет с запретом занимать ряд должностей на период до 6 лет.

Как видно, наказание за коммерческий подкуп предусмотрено достаточно строгое, предусматривающее в том числе и реальные тюремные сроки. При этом учитывается как сумма неправомерной выгоды, так и сопутствующие обстоятельства: действовал ли злоумышленник сам или в составе группы, имело ли место вымогательство и т.д.

Также стоит отметить, что иногда обвинения в коммерческом подкупе выдвигают против лиц, которые не совершали явно незаконных действий, но некоторые их операции могли быть расценены как незаконные. Если вы столкнулись с такой ситуацией, обязательно сразу обратитесь за помощью адвоката.

Только опытный специалист сможет быстро разобраться в сути обвинений, обстоятельствах дела, и на основе полученных сведений предложить оптимальную стратегию защиты. Адвокат по уголовным делам поможет собрать доказательства невиновности клиента и закрыть дело, а если это невозможно – найти смягчающие обстоятельства, которые минимизируют наказание для обвиняемого.

Благодаря действиям опытного адвоката можно рассчитывать на замену реального наказания штрафом или условным сроком.

Заключение

Коммерческий подкуп – достаточно распространение явление в частной сфере, и за него предусматривается наказание согласно Уголовному кодексу. Однако не всегда обвиняемый на самом деле виновен в умышленном преступлении, и адвокат поможет избежать несправедливого наказания.

Источник: https://advokat-osherov.ru/blog/otvetstvennost-za-kommercheskiy-podkup/

Коммерческий подкуп – что это такое, какая ответственность за него

Коммерческий подкуп и ответственность его участников перед законом

Что такое коммерческий подкуп, и какая ответственность предусматривается действующим российским законодательством за таковое деяние известно не каждому гражданину.

Тем не менее, коммерческий подкуп является важным юридическим термином, так как под ним подразумевается свершение уголовного преступления.

Узнайте, чем коммерческий подкуп отличается от взятки и как обеспечивается правовое регулирование ответственности за него в России.

1. Что такое коммерческий подкуп – законы и правовые нормы 2. Чем подкуп отличается от взятки 3. Ответственность за коммерческий подкуп и как её можно избежать

В целом, понятие коммерческого подкупа рассматривается в российском правовом поле исключительно с точки зрения уголовного права. Так, данному понятию посвящена статья 204 Уголовного Кодекса РФ, и в ней раскрывается как определение коммерческого подкупа, так и ответственность за совершение такового преступления.

Под данным проступком действующее законодательство подразумевает передачу средств в виде денег или иных имущественных, или неимущественных прав управляющим лицам субъекта предпринимательской деятельности или иного юридического, или физического лица за исполнение определенных действий или бездействия в их интересах вне установленного порядка.

Обратите внимание

Понятие подкупа действует исключительно в случае, когда передача средств явно подразумевает нарушение установленного порядка работы предприятия или действующего российского законодательства.

Оплата услуг по прайсу компании, в том числе, если таковой прайс включает в себя возможность более быстрого или качественного исполнения работ и выполнения просьб за большую оплату – не является подкупом или незаконным способом ведения предпринимательской деятельности.

При этом понятие подкупа может включать в себя передачу любых ценностей, а также даже неимущественных прав или обязательств.

Однако подкуп в обязательном порядке подразумевает исполнение управляющим лицом определенных действий или бездействия в интересах подкупившего его лица.

В случае, если никакие действия или бездействие им не совершались, а также не имел места факт требования подкупа – с точки зрения уголовного законодательства может отсутствовать сам состав преступления.

Чем подкуп отличается от взятки

Как можно понять из сути определения подкупа – данное действие имеет крайне много общего со взяткой и взяточничеством.

И подкуп, и взятка подразумевают передачу средств или прав одним лицом, другому лицу за исполнение или неисполнение определенных действий, предусмотренных имеющимися у него полномочиями.

Однако есть ряд различий, которые позволяют квалифицировать подкуп и взятку как различные преступления. К ним можно отнести следующие особенности:

Взятка как действие подразумевает возможность квалификации её в виде двух преступлений. Так, Уголовный кодекс разделяет статьи, предусматривающие ответственность за дачу и за получение взятки. Касательно подкупа – ответственность является одинаковой и рассматривается положениями вышеозначенной статьи 204 УК РФ, как по отношению к подкупающему лицу, так и к тому, кто принимает подкуп.

Под взяткой подразумеваются коррупционные действия в виде неправомерной передачи денежных средств или имущественных и неимущественных прав исключительно должностному лицу.

То есть – лицам, находящимся на государственной службе и обличенным соответствующими правами, и обязанностями.

Коммерческий же подкуп касается и индивидуальных предпринимателей, а также представителей различных юридических лиц. В том числе и некоммерческих организаций.

Соответственно, нормативы о применении взятки или подкупа зависят, в первую очередь, от должности получателя таковой взятки и наличествующих у него обязанностей и полномочий. При этом в остальном, действия, квалифицируемые в качестве подкупа или взятки, являются практически идентичными.

Исключение составляет тот факт, что взяткой считается непосредственная передача любых имущественных средств или неимущественных прав должностному лицу, вне зависимости от исполнения или неисполнения за таковые средства определенных действий. В то время как подкуп квалифицируется лишь в случае факта совершения подобного действия или бездействия в интересах дающего его лица.

Важно

Также понятие подкупа фигурирует в положениях законодательства относительно подкупа избирателей во время выборов либо подкупа свидетелей во время следствия. Однако таковые правонарушения и преступления не имеют ничего общего с коммерческим подкупом за исключением факта передачи средств в незаконном порядке за осуществление определенных действий или бездействие.

Ответственность за коммерческий подкуп и как её можно избежать

Ответственность за коммерческий подкуп зависит от целого ряда факторов. Так, минимальная ответственность может подразумевать лишение свободы до двух лет или оплату штрафа до 400 тыс.

рублей, в то время как максимальные наказания могут доходить до 5 млн. рублей штрафа или лишения свободы до 12 лет.

Также возможные ограничения могут предусматривать принудительные работы, лишение права на занятие определенной деятельностью и определенных должностей и прочие ограничения.

Факторы, которые влияют на размер наказания являются следующими:

  • Размер суммы подкупа. С точки зрения законодательства, отягчающим обстоятельством может выступать значительный размер (от 25 тыс. рублей), крупный размер (от 150 тыс. рублей) и особо крупный размер (более 1 млн. рублей).
  • Количество участников подкупа. Если подкуп осуществлялся организованной группой, под предварительным сговором одной из сторон – это является отягчающим обстоятельством и предусматривает более суровое наказание.
  • Законность действий, предусмотренных подкупом. В случае, если подкуп подразумевал осуществление управляющим лицом действий незаконного характера – предусматривается более строгое наказание.
  • Факт вымогательства. Вымогательство подкупа, то есть его заведомое требование для исполнения каких-либо услуг или действия – также является отягчающим обстоятельством, влияющим на размер штрафа или иных наказаний.

Обратите внимание

К ответственности за подкуп могут быть привлечены лица, исключительно обладающие определенной властью в рамках субъекта предпринимательства или юридического лица.

К таковым относятся заместители директора, директор, главный бухгалтер, а также иные лица, чьи должностные обязанности или возможности на предприятии предусматривают фактическую вероятность исполнения действий, требуемых подкупающим лицом.

Избежать ответственности за подкуп может исключительно обвиняемое в его даче лицо. Однако полное снятие уголовной ответственности допускается исключительно в случае уведомления правоохранительных органов о факте подкупа самим таковым лицом, и если таковой подкуп был сопряжен с вымогательством переданных в составе подкупа средств.

(17 голос., 4,94 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/kommercheskij-podkup-chto-eto-takoe-kakaya-otvetstvennost/

Коммерческий подкуп – что это?

Коммерческий подкуп и ответственность его участников перед законом

Согласно действующему российскому законодательству, коммерческий подкуп по статье 204 УК РФ – это передача неких материальных ценностей лицу, который занимается выполнением каких-либо управленческих функциях за то, что он в будущем совершит в интересах взяткодателя строго определенные действия, входящие в исполнение его прямых служебных обязанностей, или же поспособствует с учётом своего положения возможности их получения.

Важно знать!

Следует отметить, что коммерческий подкуп по УК РФ предусматривает уголовную и административную ответственность в двух случаях – как взяткодателя, осуществляющего противоправные действия, так и лица, использующего собственное служебное положение в целях личного обогащения.

Главной опасностью данного преступления является то, что возникает нарушение принцип равенства для всех участников данных экономических отношений.

Возникает причинение материального ущерба, происходит подрыв веры в государство, которое регулирует общественные отношения при помощи соответствующих правовых актов, а также выступает, согласно Конституции, определяющим гарантом в равенстве граждан в рамках при осуществлении своей профессиональной деятельности.

Полезная информация

Необходимо учитывать, что при назначении наказания и причисления к той или иной категории правонарушения, требуется установить денежный эквивалент, цену официальных бумаг, или же имущества, ставшего предметом подкупа.

Согласно закону, значительным размером коммерческого подкупа можно признать денежный эквивалент до 25 тыс. рублей, крупным – ущерб, составляющий более 150 тыс. рублей.

Самые жесткие санкции последуют, если эквивалент коммерческого подкупа превысил один миллион рублей.

Имеются в данных правовых нормах и возможности для полного освобождения от возможной уголовной ответственности. Оно актуально, если лицо, допустившее правонарушение, активно помогало в процессе раскрытия или расследовании данного преступления.

Другой вариант смягчения ответственности – если против данного лица было осуществлено вымогательство, являющееся предмета предметом коммерческого подкупа.

Полностью избавиться от ответственности можно в том случае, если гражданин добровольно указал всю необходимую и известную ему информацию о готовящемся или совершенном преступлении в государственный орган, который имеет право возбудить уголовное дело.

Статья 204 УК РФ – основные положения

Коммерческий подкуп по статье 204 УК РФ предусматривает различные виды наказаний за совершенные преступления – реальное заключение под стражу, принудительные работы, крупные денежные штрафы а также отсутствие возможности занимать определенные должности на строго определенный период времени. Согласно правовым нормам, строгость наказания определяется размером возникшего ущерба:

  • если сумма коммерческого подкупа обладает значительным денежным значением, то по части первой статьи 204 УК РФ, это может привести к тюремному пребыванию до 3 лет, ограниченности свободы на время до 2 лет, а также возможностью наложения 5 или 10-кратного штрафа, который превышает сумму коммерческого подкупа, то же самое, но совершенное в сговоре с группой лиц наказывается штрафом в размере до 1,5 млн руб, взиманием в доход государства заработной платы или других денежных поступлений в 30-кратном размере, в зависимости от суммы;
  • если сумма подкупа является крупной, то это может повлечь плату размером от миллиона рублей до 2 млн, ограничением на получение должностей до 5 лет, принудительную общественную повинность до 3 лет;
  • причинение государству материального ущерба в особо крупных размерах повлечет за собой наиболее тяжелое наказание – штраф в размере от 2 до 5 млн рублей, запрет на работу в государственных органах на срок до 8 лет или же тюремное заключение сроком от 8 до 12 лет, выплатой суммы в 50-кратной форме.

Указанные санкции могут существенно смягчаться, если лицо идет на активное сотрудничество со следствием, дает ценную информацию, а также раскаялось и готово понести соответствующее наказание.

Важно знать!

Ключевое отличие взятки от коммерческого подкупа заключается в том, что денежные средства передаются уже не государственному служащему, но руководителю коммерческой структуры, а сферой прибыли является предпринимательская деятельность, позволяющая получить незаконную прибыль. Другое важное различие заключается в том, что к уголовной ответственности за коммерческий подкуп могут быть привлечены обе стороны, участвовавшие в правонарушении.

Мелкий коммерческий подкуп

К наиболее распространенным случаям мелкого коммерческого подкупа, можно отнести подкуп избирателей, осуществляемый с целью добиться от них получения поддержки для тех или иных лиц, которые избираются в муниципальные, областные или государственные органы власти. Сумма мелкого коммерческого подкупа – до 10 тыс. рублей, а закон устанавливает следующие санкции за их получение, в случае получения неопровержимых доказательств:

  • штраф в размере 100 тыс. рублей или же изъятие в доход государства заработной платы осужденного за срок от 3 месяцев, принудительными работами до 6 месяцев;
  • если преступление совершено повторно – срок штрафа составляет 500 тыс. рублей или же принудительные работы до 1 года;
  • при условии сотрудничества – если в его отношении осуществлялось вымогательство, а также если при получении предложения гражданин самостоятельно известил надзорные органы.

Важно знать!

Законом установлена уголовная ответственность за осуществление посредничества в коммерческом подкупе.

Если передача предметов, составляющих объект коммерческого подкупа производится третьим лицом, но по поручению одной из сторон правонарушения, то это может повлечь наказание – штраф размером до 400 тыс.

рублей или же взыскание дохода осужденного на срок до 6 месяцев, а также в размере от 3 до 5-кратного размера суммы подкупа.

Источник: https://klevet.ru/kommercheskiy-podkup

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.