+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Конкурентные формы закупок по Федеральному закону №223-ФЗ: основные виды торговых и неторговых процедур

Содержание

Виды закупок по 223-ФЗ

Конкурентные формы закупок по Федеральному закону №223-ФЗ: основные виды торговых и неторговых процедур

Заказчик вправе проводить торги, к которым относятся конкурсы и аукционы, а также вправе проводить любые неторговые процедуры. Виды и способы закупок по 223-ФЗ определяются самими Заказчиками при условии соблюдения общих требований, установленных законом.

Согласно закону “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” каждая организация, действующая по его нормам, обязана разработать, согласовать, утвердить и опубликовать свое собственное Положение, касающееся правил проведения закупок, в том числе, их видов и способов. В таком положении обязательно должны быть предусмотрены такие виды закупок, как конкурс и аукцион. 

При этом законом регламентированы некоторые сроки проведения конкурсов и аукционов: например, с момента размещения извещения до окончания подачи заявок такой срок должен составлять не менее чем 20 дней.

При внесении изменений в извещение либо документацию необходимо также соблюдения требований закона, согласно которым, с момента внесения изменений до окончания срока подачи заявок этот срок должен составлять не менее 15 дней. 

Получите БЕСПЛАТНО ответы на интересующие Вас вопросы прямо сейчас

В зависимости от предмета закупки, конкурс может состоять из нескольких этапов: одного, двух, трех и т. д. Многоэтапные конкурсы обычно проводятся тогда, когда предъявляются особые требования к участникам и к объекту закупки. 

В качестве критериев оценки заявок участников открытых конкурсов, чаще всего используются:

  • Цена товаров, работ или услуг.
  • Сроки поставок, либо выполнения работ.
  • Наличие квалифицированного персонала.
  • Имеющийся опыт работы участника.

Аукционы проводят в открытой или в закрытой форме.

При открытой форме заказчик обязан внести закупку в план-график, а также опубликовать информацию о ней на официальном сайте Подать заявку на участие в таком аукционе может любой аккредитованный на площадке участник торгов.

Если же аукцион проходит в закрытой форме, то ни внесения в план-график, ни публикации на официальном сайте не происходит, а участие в торгах принимают только приглашенные заказчиком участники. 

Как правило, аукционы по 223-ФЗ проводятся в один этап. При этом заявки от всех участников рассматриваются сразу после окончания срока их приема, затем проводится непосредственно сам аукцион, победителем которого становится тот, кто предложит наименьшую цену. Ценовые предложения участниками подаются в пределах шага аукциона, устанавливаемого заказчиком. 

Наиболее распространенные неторговые процедуры, определяемые заказчиками в Положениях о закупках: запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры, предложения делать оферты. Встречаются и такие экзотичные способы как закупка прайс-листа. 

Основным критерием оценки заявок при такой форме как запрос котировок всегда является цена, что обусловлено спецификой способа проведения закупки. Но в отличие от аукциона, в запросе котировок ценовое предложение участником подается один раз.

Запрос предложений – это способ закупки, победителем которого становится участник, предложивший лучшие условия исполнения договора, которые определяются заказчиком, на основании установленных им в документации, критериев оценки и сопоставления заявок. 

Конкурентные переговоры проводятся, когда заказчику необходимо обсудить с участниками характеристики объекта закупки. 

Закупка у единственного поставщика по 223 ФЗ

Закупка у единственного поставщика – способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений.

Порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам Заказчик в своем Положении о закупке. Прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) без рассмотрения конкурирующих предложений может осуществляться двумя путями: 

  • Направлением предложения о заключении договора конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю).
  • Принятием предложения о заключении договора от одного поставщика (подрядчика, исполнителя). По Закону № 223-ФЗ случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет самостоятельно в Положении о закупке.

Ниже приведены примеры условий (оснований) проведения закупки и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

  • Если стоимость приобретаемой продукции небольшая и использование иных способов закупки нецелесообразно. Главным фактором, определяющим такую закупку, будет цена приобретаемой продукции. При этом Заказчик имеет возможность самостоятельно установить размер такой цены, например, до 300 000 рублей, до 500 000 рублей. Закон никак не ограничивает Заказчика в установлении предельной цены в Положении о закупках, когда можно провести закупку у единственного поставщика.
  • Если имеют место определенные обстоятельства, такие как:
    • Наличие закупаемой продукции только у какого-либо конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя). Пример: Договор поставки товаров выполнения работ, оказания услуг, которые входят в сферу деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ “О естественных монополиях” (далее – Закон № 147-ФЗ).
    • Какой-либо конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции или осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
  • Прямая закупка может использоваться также в случае, если проведенные ранее процедуры закупок не состоялись либо существует срочная потребность в продукции, в том числе вследствие чрезвычайного события, и проведения конкурентных процедур является нецелесообразным.
  • Вследствие аварии, чрезвычайных обстоятельств (или их угрозы) создается опасность для жизни и здоровья человека, состояния окружающей среды или возникает угроза срыва производственных процессов заказчика и для предотвращения или ликвидации последствий таких обстоятельств необходимы определенные товары, работы, услуги, приобретение которых иными процедурами закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно.
  • Заказчик, ранее осуществив закупку у какого-либо Поставщика, определяет, что у того же Поставщика должны быть произведены новые закупки по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, в целях обеспечения эффективности первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика.
  • Предыдущий договор в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств по такому договору расторгнут. При этом если до расторжения договора Поставщиком частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по ранее заключённому договору. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объёму выполненных работ, оказанных услуг.
  • Заключается (пролонгируется) договор аренды недвижимого имущества.
  • Заключается договор купли-продажи недвижимого имущества.
  • Осуществляется закупка на оказание услуг стационарной и мобильной связи в связи с наличием у заказчика номерной ёмкости конкретного оператора связи.
  • Заключается договор на юридические и консультационные услуги, услуги нотариуса, адвоката и т.п.
  • Осуществляется закупка услуг по организации и проведению спортивных и культурно-массовых мероприятий.
  • Осуществляется оплата членских взносов и иных обязательных платежей на неконкурентной основе.
  • Заключается договор на участие в выставке, конференции, семинаре, обучение, стажировке, участии в ином мероприятии с Поставщиком, являющимся организатором такого мероприятия или уполномоченным организатором мероприятия.
  • Возникла потребность в закупке услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в том числе проезд к месту служебной командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и иные сопутствующие расходы.

При осуществлении закупки у единственного поставщика, (подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных Положением о закупке, на сумму, не превышающую 100 000 / 500 000 рублей, Заказчик вправе не размещать на официальном сайте извещение и документацию.

Конкурентные закупки в рамках 223-ФЗ: основные способы, порядок проведения и законодательное регулирование

Конкурентные формы закупок по Федеральному закону №223-ФЗ: основные виды торговых и неторговых процедур

В целях определения исполнителя закупки заказчик может выбрать единственного поставщика или провести конкурентные процедуры, позволяющие выбрать поставщика по различным критериям: характеристикам предоставляемых товаров или услуг, цены договора и т. д.

Порядок выбора исполнителя зависит от вида конкурентной процедуры и условий закупки.

Понятие и регулирование конкурентных закупок

Конкурентная процедура при определении поставщика закупки – это комплекс мероприятий, проводимых заказчиком в целях выбора наиболее подходящего для данной закупки исполнителя.

Выбор исполнителя происходит на принципах равноправия, справедливости и здоровой конкуренции между претендентами на заключение договора. Для исключения возможной коррупции конкурентные процедуры проводятся преимущественно в электронной форме под контролем антимонопольной службы.

Законодательное регулирование конкурентных процедур осуществляется:

В ст. 3 закона № 223 приведены условия конкурентной закупки, а в ст. 3.2-3.3 указан порядок определения исполнителя. Закон № 135 устанавливает требования к проведению конкурентных процедур и порядок рассмотрения жалоб на заказчиков при нарушении порядка таких процедур (ст. 18.1 закона № 135).

Ст. 447-449.1 ГК РФ определяют особенности заключения договора по результатам торговых процедур, а Положение о закупке, формируемое заказчиком, определяет детальный порядок таких процедур в рамках законодательства о закупках. Местные законы регулируют проведение закупок в конкретном регионе или отрасли хозяйствования.

Виды и формы конкурентных процедур

Для выбора поставщика товаров, услуг или подрядчика для выполнения работ в рамках 223-ФЗ предусмотрены следующие процедуры:

  • конкурс;
  • аукцион на понижение;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • конкурентные переговоры;
  • иные процедуры, определенные заказчиком.

Каждая из перечисленных процедур может проходить как в открытой, так и в закрытой форме.

Открытая форма допускает участие любого потенциального исполнителя (физического лица или организацию), соответствующего требованиям заказчика. Определение исполнителя в закрытой форме практикуется в случае, когда предмет закупки составляет государственную тайну, при этом заказчик рассылает приглашения участвовать в процедуре ограниченному кругу лиц.

Торговые процедуры

Согласно ч. 3.1.ст 3 закона № 223, к торгам относят конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений.

При проведении торговых процедур сведения об условиях закупки размещаются в открытом доступе в ЕИС, а также на электронных торговых площадках и сайте заказчика, после чего потенциальные исполнители подают заявки на участие. В заявках указываются предлагаемые участником условия исполнения заказа, включая цену, сроки, а также параметры товара или услуги.

Аукцион и конкурс являются предпочтительными для заказчика способами выбора поставщика в следующих случаях:

  • при большом количестве потенциальных участников закупки;
  • при высокой начальной цене договора (более 10 миллионов рублей);
  • когда сроки осуществления закупки позволяют выделить время на подготовку документации и проведение конкурса или аукциона.

При планировании сроков торговых процедур нужно учитывать, что если ни один из участников не подходит под требования заказчика, то конкурс (или аукцион) не состоится, и потребуется дополнительное время на определение исполнителя заказа.

Выбор исполнителя путем запроса предложений происходит следующим образом:

  1. Заказчик размещает в ЕИС требования к закупке.
  2. Участники предлагают условия исполнения.
  3. Договор заключается с лицом, предложившим самые подходящие условия.

Данная процедура отличается от конкурса тем, что каждый участник может оценивать предложения других участников, которые публикуются в ЕИС, и подавать новое предложение, а участники конкурса не могут подавать более одной заявки на закупку.

Запрос котировок предполагает заключение договора с лицом, предложившим выполнить заказ за самую низкую цену. Главное отличие от аукциона заключается в отсутствии необходимости делать ставки по цене: рассматривается цена, поданная в составе заявки. Для дальнейшего снижения цены может быть проведена процедура переторжки.

Использование запросов котировок или предложений в целях выбора исполнителя является более предпочтительным для небольших закупок, а также закупок товаров или услуг, имеющих сложные характеристики, так как условия таких процедур, включая сроки размещения сведений в ЕИС и на торговых онлайн-площадках, определяются самим заказчиком в Положении о закупке.

Если торговая процедура признана состоявшейся, заказчик обязан заключить договор с победителем процедуры, а при выборе исполнителя с помощью процедуры, не относящейся к торгам, заключение договора необязательно: заказчик вправе рассмотреть все предложения потенциальных исполнителей и выполнить закупку у единственного поставщика.

Процедуры, не относящиеся к торгам

Конкурентные переговоры осуществляются при закупках высококвалифицированных услуг или специфических товаров, когда нельзя однозначно определить приоритет цены или качества требуемых объектов закупки.

При конкурентных переговорах участники предлагают заказчику условия, сроки исполнения заказа и цену, такие предложения фиксируются в протоколе. Заказчик выбирает исполнителя после оценки всех предложений и аргументов участников переговоров.

Заказчик может осуществить свой вид конкурентной процедуры по определению поставщика при соблюдении следующих условий (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ):

  • сведения о закупке размещаются в ЕИС в публичном доступе, а при проведении закрытой процедуры приглашения высылаются не менее, чем двум участникам;
  • участники соревнуются за право заключить договор на равных условиях;
  • для объектов закупки (товаров, работ или услуг) указываются только качественные и потребительские характеристики без указания конкретной торговой марки и иных требований, ограничивающих количество потенциальных участников закупки.

Собственными видами конкурентных процедур могут быть запросы предложений в несколько этапов или комбинации из запросов предложений и котировок.

Порядок закрытых процедур

В рамках закрытых процедур производится выбор исполнителей закупок на нужды обороны, в целях обеспечения госбезопасности и иных случаях, определяемых правительством. Приглашаемые для участия в закрытой конкурсной процедуре лица должны иметь опыт поставок требуемых объектов и необходимые лицензии.

Получившие приглашение на участие в закрытой закупке лица обязаны обеспечивать сохранность сведений, используемых при проведении торговых процедур и выполнении заказа. Порядок соблюдения уровней секретности регламентируется документами о закупке.

Закрытые торговые процедуры в электронной форме проводятся на специализированных защищенных онлайн-площадках.

Конкурентные процедуры по закону №223 проводятся в соответствии с антимонопольным законодательством и призваны способствовать выбору исполнителя на принципах свободной конкуренции. Чтобы заключить выгодный договор по итогам конкурентных процедур, нужно избегать чрезмерного усложнения условий договора и следить за изменением законодательства о закупках.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/konkurentnye-sposoby.html

223‑ФЗ: заказчики и виды процедур

Конкурентные формы закупок по Федеральному закону №223-ФЗ: основные виды торговых и неторговых процедур

Статья актуальна на 1 сентября 2019

Мы начинаем серию публикаций, посвященных участию в закупках по 223-ФЗ. Сегодня расскажем о заказчиках и видах конкурсных процедур.

Кто может стать вашим заказчиком по 223-ФЗ?

  • Госкомпании. Например, Ростелеком.
  • Госкорпорации. Например, Росатом.
  • Естественные монополии. Например, РЖД.
  • Регулируемые государством предприятия коммунального комплекса. Например, «Екатеринбурггаз».
  • ГУПы и МУПы. Например, МБУ «МИАЦ».
  • Автономные учреждения. Например, ГАУЗ «Брянский областной госпиталь для ветеранов войн».
  • Компании, в уставном капитале которых доля государства больше 50% – ВТБ, а также их «дочки» и «внучки» — Банк Москвы.
  • Бюджетные организации, которые участвуют в закупке в качестве поставщика или закупаются на субсидии, гранты и заработанные деньги. 

Заказчики публикуют свои закупки на zakupki.gov.ru, а проводить закупки могут на любой площадке.

Количество площадок по 223-ФЗ пока ничем не ограничено, поэтому их уже больше 150. Отслеживать закупки удобно с помощью поисковых сервисов или zakupki.gov.ru.

Важно: закупки меньше 100 000 рублей (или 500 000 — для крупных компаний) не обязательно публиковать на zakupki.gov.ru. Чаще всего эти закупки размещаются на сайте заказчика.

Какие документы регламентируют закупки?

223-ФЗ, статьи 447-449 гражданского кодекса РФ, статья 17 135-ФЗ «О защите конкуренции», положение о закупке каждого отдельного заказчика.

Базовый документ — положение о закупке каждого отдельного заказчика. В нем заказчик указывает:

  • способы проведения своих закупок,
  • условия применения торговых и неторговых процедур,
  • перечень товаров, которые закупаются только определенным способом,
  • порядок подготовки и проведения процедур,
  • порядок заключения, изменения и исполнения контрактов,
  • требования к обеспечению контракта,
  • другие параметры закупок.

Какие процедуры может проводить заказчик?

В положении о закупке заказчик прописывает конкурентные и неконкурентные способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:

  • конкурсов,
  • аукционов,
  • запросов предложений,
  • запросов котировок.

По сути заказчик может проводить любые закупки, которые не противоречат 223-ФЗ, но если объявляет любую из четырех указанных процедур, то соблюдает правила торгов из Гражданского кодекса:

  • Отвечает на запрос предложений в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса.
  • Может отменить закупку, только пока не закончился срок приемки заявок и при форс-мажоре.
  • Продлевает срок подачи заявок, если что-то изменилось в документации.
  • Обязательно заключает контракт с победителем. При этом не раньше 10 дней и не позже 20 дней с момента публикации протокола.

Организация вправе закупать товары, работы и услуги любыми способами, прописанными в ее положении, например: 

  • закупка у единственного поставщика (или прямая закупка)
  • запрос цен (открытый, закрытый)
  • запрос предложений (открытый, закрытый)
  • закупка иного способа размещения (конкурентные переговоры, неконкурентные закупки, котировочная сессия и т д.)

Большая часть закупок проводится иными способами. На втором месте — закупки у единственного поставщика. Но постепенно заказчики склоняются к конкурентным процедурам, когда несколько поставщиков борются за контракт. 

При проведении торговой процедуры (аукцион, конкурс, запрос предложение и запрос котировок) заказчик обязан заключить контракт с победителем. В остальных случаях он может не подписывать договор с победителем без объяснения причин. Он также не обязан обосновывать закупку, начальную минимальную цену контракта и в любой момент может отменить закупку.

Закупки у малого и среднего бизнеса

С 1 октября 2018 года заказчики могут проводить конкурентные закупки у малого и среднего бизнеса (МСП) только на восьми ЭТП госзакупок четырьмя способами:

  • аукцион,
  • конкурс,
  • запрос предложение,
  • запрос котировок.

С 1 января 2016 заказчики используют единую форму принадлежности участников к МСП. Мы подробно написали о преимуществах для малого и среднего бизнеса в закупках по 223-ФЗ. 

Особенности участия

Некоторые поставщики считают, что работать с заказчиками по 223-ФЗ проще:

  • заказчик не может требовать обеспечения заявки в закупках до 5 млн рублей,
  • не обязан требовать обеспечение контракта,
  • может изменять условия контракта (например, продлить срок исполнения),
  • нет обязательных штрафов для поставщиков.

Изучите закупки по 223-ФЗ в своем регионе. Возможно, среди них найдутся интересные и рентабельные.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/76-223fz-zakazchiki

Что изменилось в конкурентных закупках по 223-ФЗ | Контур.Закупки

Конкурентные формы закупок по Федеральному закону №223-ФЗ: основные виды торговых и неторговых процедур

В 2018-2019 годах произошло много изменений не только в государственных закупках, но и в процедурах по 223-ФЗ. Разберемся с тем, какими способами проводятся конкурентные закупки государственных компаний и в какой форме.

Что нового

Раньше в своем Положении о закупке заказчик был обязан прописать 2 способа проведения конкурентных процедур: конкурс и аукцион.

Он мог использовать и прочие методы определения поставщика, если пропишет их в Положении.

С 1 июля 2018 года заказчик по 223-ФЗ обязан включить в положение следующие процедуры: конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок, а также закупку у единственного поставщика.

Основные изменения коснулись конкурентных закупок. Так называются процедуры, в которых:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Могут участвовать несколько поставщиков. О проведении такой закупки они могут узнать из ЕИС, поскольку эта информация является открытой. Если же закупка закрытая, то заказчики сами уведомляют потенциальных участников и приглашают на процедуру.
  2. Поставщики соперничают друг с другом за право заключить договор.
  3. Предмет закупки должен быть описан заказчиком в соответствии с правилами из статьи 6.1 закона 223-ФЗ. А именно, с указанием качественных, технических, функциональных и эксплуатационных характеристик. И при этом без указания на товарный знак, производителя, страну происхождения и так далее. Если же такие указания есть, необходимо добавить фразу «или эквивалент».

Правда, бывают случаи, в которых разрешено указывать бренд без ссылки на эквивалент. Например, если закупаются расходные материалы или запчасти к уже используемому оборудованию, а также в других ситуациях, которые прописаны в части 3 статьи 6.1 закона.

Конкурентные процедуры по 223-ФЗ

Хотя закон обязывает заказчиков прописывать определенные конкурентные процедуры в Положении о закупке, он не ограничивает его в выборе других методов определения поставщика. Если заказчик пожелает их применять, ему следует их прописать в Положении. Таким образом, в документе могут фигурировать две группы конкурентных процедур — мы собрали их на следующей схеме.

Конкурентные процедуры
ОбязательныеНеобязательные
Конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложенийЛюбые на усмотрение заказчика, например, запрос цен, запрос оферт, конкурсный отбор, конкурсные переговоры и многое другое
Заказчик обязан заключить договор с победителем торговЗаключать договор с победителем заказчик  не обязан

Итак, обязательных процедур в Положении о закупке стало больше. Их особенности — в следующей таблице.

Вид процедурыОписание
КонкурсЗаявка оценивается по нескольким критериям. Побеждает тот, чьи условия исполнения договора будут оценены выше.
АукционИмеет значение только стоимость, поскольку все прочие условия строго регламентированы в аукционной документации. Побеждает тот, кто предложит самую низкую цену исполнения контракта.
Запрос котировокПроцедура в целом похожа на аукцион, но проще. Отсутствует закупочная документация, а все требования к предмету закупки устанавливаются в извещении. Побеждает поставщик, предложивший самую низкую цену.
Запрос предложенийЗаказчик устанавливает в тендере условия. Побеждает тот поставщик, чье предложение в большей степени им соответствует.

В какой форме можно проводить закупку

Закупки по закону 223-ФЗ могут быть открытыми и закрытыми. Условия для проведения закрытых торгов перечислены в статье 3.5. Закрытым способом можно проводить закупку, если:

  1. Информация о ней содержит сведения, составляющие государственную тайну.
  2. Координационный совет Правительства принял решение о том, что это за закупка должна проводиться закрытым способом (часть 8 статьи 3.1).
  3. Правительство решило, что сведения о закупке или товары, которые закупаются, не должны размещаться в ЕИС (пункт 16 статьи 4).

Во всех остальных случаях должна проводиться открытая процедура.

И открытая, и закрытая закупка может проводиться в электронной или бумажной форме. Есть правила, которые при этом необходимо соблюдать:

  1. Торги для субъектов малого и среднего бизнеса проводятся только в электронной форме (часть 2 статьи 3 закона).
  2. В Положении заказчику следует закрепить, что электронные торги проводятся на площадках, которые соответствуют требованиям закона 223-ФЗ.
  3. В Положении должны быть перечислены виды процедур, которые проводятся на бумаге. Если в отношении какого-то способа определения поставщика это не указано, то проводить его нужно на ЭТП.

Электронными теперь считаются заявки, которые подали только на площадке. Не считается электронной формой процедура, заявки на которую поступают на Emil, принимаются на флеш-носителе и так далее.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/chto-izmenilos-v-konkurentnyx-zakupkax-po-223-fz/

Способы закупок по 223-ФЗ – конкурентные и иные

Конкурентные формы закупок по Федеральному закону №223-ФЗ: основные виды торговых и неторговых процедур

Федеральный закон №223 не имеет таких жестких рамок, как, например, Федеральный закон №44.

Многие моменты, касающиеся закупочной деятельности, организация может определять самостоятельно в соответствующем положении, которое должно быть у каждого заказчика (размещается на сайте www.zakupki.gov.ru). В том числе и способы осуществления торгов.

Однако частью 3 статьи 3 Федерального закона №223 определены виды закупок, которые должны присутствовать там в обязательном порядке – это аукцион и конкурс.

Обязательные способы закупок по 223-ФЗ

Итак, обязательных способов закупок в соответствии с требованиями Федерального закона №223 всего два – это аукцион и конкурс. Требованиях к их проведению заказчик устанавливается самостоятельно в положении о закупочной деятельности.

Однако они не должны противоречить положениям закона.

В частности – в области сроков, определенных частью 2 статьи 3 Федерального закона №223, где четко указано, что с момента публикации извещения на сайте до окончания приема подачи заявок должно пройти не менее 20 дней. 

С обязательными способами связан один интересный момент. Заказчик, согласно закону, обязан включить информацию о них в соответствующее положение, а вот пользоваться или нет тем или иным способом он решает исключительно сам. Также как и то, на какой площадке проводить электронный аукционы, в каком виде организовывать конкурс – обычном или электронном.

Другие способы закупок по Федеральному закону №223

Сложность для поставщиков/подрядчиков/исполнителей, работающих с Федеральным законом №223, заключается в том, что помимо обязательных способов закупок заказчик вправе включить в положение любые другие. Поэтому прежде, чем подавать заявку на те или иные торги, нужно в обязательном порядке изучить установленные к ней конкретным заказчиком требования – от формы подачи до состава документов.

Среди всего многообразия способов закупок есть все же те, которые заказчики применяют и описывают в своих положениях чаще всего. 

  1. Запрос котировок. Требования к заявкам и порядку проведения устанавливаются, как правило, аналогичные определенным Федеральным законом №44, мало кто хочет изобретать велосипед. Однако есть среди заказчиков те, которые придумывают свои правила. Например, проводят электронные запросы котировок. В этом случае заявка подается не в привычной для этого способа закупок бумажной форме, а в виде документа, заверенного электронной подписью на площадку, заранее выбранную заказчиком.

    Для участников это может вызвать определенные сложности, главная из которых – необходимость регистрации. Ведь она занимает определенное время и часто процесс растягивается на несколько дней. Советы о том, что нужно все делать заранее, в данном случае не работают. Так как коммерческих площадок, на которых могут проводиться закупки по Федеральному закону №223, очень много.

  2. Запрос предложений. Регламент запроса предложений у многих заказчиков схож с установленным Федеральным законом №44. Однако, как и в предыдущем случае, некоторые предпочитают отказываться от бумажного документооборота и полностью переходить на электронный.

  3. Запрос цен. Еще один часто встречающийся среди заказчиков, работающих по Федеральному закону №223, способ закупок. Как правило – это “простая” закупка с не слишком высокой начальной ценой и минимальными требованиями к заявке.

  4. Конкурентные переговоры. За этим способом закупки чаще всего скрывается довольно широкий список требований к участникам, а также поставляемым товарам/выполняемым работам/оказываемым услугам.

Охарактеризовать тот или иной необязательный способ закупок по Федеральному закону №223 сложно. Ведь каждый заказчик в положении устанавливает свой порядок и требования, с которыми нужно в обязательном порядке ознакомиться перед подачей заявки.  Перечисленные выше 4 способа – это далеко не все разнообразие, встречающееся на Портале госзакупок (www.zakupki.gov.ru) и электронных площадках.

Неконкурентные способы закупок

В положении о закупочной деятельности заказчик вправе предусмотреть не только конкурентные, но и неконкурентные способы закупок. Самый распространенный из них – закупка у единственного поставщика. Однако встречаются и другие – прямая закупка, внеконкурентная закупка и так далее. 

Их регламент, так же как и в случае с конкурентными закупками, определяется заказчиком самостоятельно. Поэтому привычный многим лимит “не более 100 тысяч рублей”, определенный Федеральным законом №44, здесь не действует. 

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/72-sposoby-zakupok-po-223-fz

Закупочные процедуры по 223-ФЗ

Конкурентные формы закупок по Федеральному закону №223-ФЗ: основные виды торговых и неторговых процедур

Все кто принимает участие в закупочных процедурах, знает о строгих рамках федерального закона 44-ФЗ, который жестко регулирует государственные закупки в каждом отдельном аспекте.

В отличие от упомянутого законодательного акта, 223-ФЗ носит более лояльный характер, и устанавливает лишь общие условия проведения коммерческих закупок.

Таким образом, организация заказчик обязана самостоятельно утвердить все детали предстоящей торговой процедуры, и составить специализированный документ — положение о закупках.

Кроме того, закупочные процедуры по 223-ФЗ могут проводиться в более широком диапазоне электронных торговых площадок (ЭТП), которых насчитывается более полутора сотен, тогда как госзакупки доступны лишь на федеральных ЭТП, не превышающих десятка платформ.

В целом, заказчиками, использующими федеральный закон 223-ФЗ, являются следующие организации:

  • государственные компании и госкорпорации с долей уставного капитала, 50 процентов которого контролируется государственными органами, а также их дочерние предприятия и филиалы;
  • естественные монополии, коммунальные предприятия, транспортные компании и другие организации, имеющие 50 процентное участие государства;
  • муниципальные и федеральные унитарные учреждения, производящие закупки за счет собственных средств или полученных грантов, включая случаи личного участия в контрактах и привлечение к этому процессу третьих лиц.

Наконец, при государственных закупках, подразумевается контрактная форма сотрудничества, а при коммерческих, по 223-ФЗ, на основе договора.

Данный тип проводимых торговых процедур требует большей квалификации от поставщика или подрядчика, поэтому рекомендуется организациям, уже имеющим опыт в исполнении государственных контрактов по 44-ФЗ.

Виды процедур

Виды закупок по 223-ФЗ чрезвычайно разнообразны и предоставляют организатору торгов полный инструментарий для удовлетворения своих нужд множеством доступных способов.

Конкурентная закупка по 223-ФЗ представляет собой торговую процедуру, проводимую в бумажной или электронной форме, и имеющую свои условия участия для подрядчиков и поставщиков, а также методы определения победителя из числа подавших заявки участников.

Конкурентные закупки могут включать в себя следующие разновидности процедур:

  • аукционы. Различают открытые, закрытые и проводимые в электронной форме, а сроки проведения составляют 15 дней. Согласно 223-ФЗ, организатор может произвольно стартовать торговый закупочный аукцион на основании своего положения о закупках, так как в законе нет четких критериев описывающих условия инициации данной процедуры. Как правило, аукцион используется в том случае, когда известна номенклатура и определенны характеристики товара, и требуется лишь выбрать наиболее выгодное ценовое предложение. Победителем аукциона признается участник, который предложит наименьшую цену поставки;
  • конкурсы. Также различаются открытой, закрытой и электронной формой проведения. Данный тип закупочной процедуры применяется для определения наилучшей заявки по обозначенным оценочным критериям, которые позволяют выявить наиболее удачного исполнителя и условия удовлетворения договора. Сроки проведения составляют также 15 дней. Участники подают заявки с требуемым пакетом документов, подтверждающим их квалификацию, наличие необходимых ресурсов (в том числе лицензий и партнерских соглашений), а также справки о соответствии экологическим и иным нормам. После анализа и оценки заявок, объявляется победитель конкурса, с которым и заключается договор;
  • запрос котировок/предложений. Данный тип закупочной процедуры похож на два предыдущих, но более прост и имеет преимущества для заказчика. Суть его в том, что участники должны отправлять свои ценовые либо коммерческие предложения, согласно предмету и условиям торгов, из которых затем выбирается наиболее соответствующий критериям вариант. Запросы предложений и котировок проводятся в более короткие сроки (5-7 дней) и требуют меньше проектной документации, что очень удобно для быстрых закупок. Кроме того, заказчик не обязан заключать договор с победителем.

Помимо основных процедур перечисленных выше, в отдельных случаях могут применяться дополнительные виды:

  • конкурентные переговоры. Потенциальным участникам направляются информационные оповещения, после чего производится процесс переговоров, в результате которого побеждает участник с наиболее выгодными условиями сотрудничества;
  • закрытые виды закупок. Используются для торгов, предметом которых являются объекты государственной тайны, либо объекты, квалифицированные как запрещенные к размещению в ЕИС.
  • закупки у единственного поставщика. Данный вид возможен при внесении его в положение о закупках, с четким регламентом условий.

Порядок проведения конкурентных закупок

Вне зависимости от способов проведения закупки по 223-ФЗ, любая инициируемая процедура состоит из этапов, которые требуется выполнить организатору и участникам для ее осуществления. Основные этапы процедуры при любом типе реализации закупок:

  1. Подготовка плана. Согласно закону 223-ФЗ, заказчик обязан составить план закупок и разместить его в открытом доступе в единой информационной системе (ЕИС). План составляется не менее чем на полгода вперед, а нормативы по его разработке указанны в Постановлении Правительства №932 от 2012 года. В целом, в план вносят ОКВЭД-2, ОКПД-2 коды, описание номенклатуры товаров и услуг, объемы и цены контрактов.
  2. Перед проведением закупки требуется заблаговременно разместить информационное извещение в ЕИС. В его информацию входит проект контракта, сроки проведения, техзадание, форма для участия и инструкции по ее заполнению и т.п.
  3. Разъяснение положений. Если в ходе публикации и сбора заявок приходят запросы на разъяснение, необходимо предъявить их в полном объеме и выложить информацию об этом в ЕИС, без упоминания автора конкретного запроса. На это отводится 3 рабочих дня, но не позднее срока окончательного приема заявок.
  4. Изменение в закупочных документах. Если организатор заметил ошибку в своей документации, уже после инициации торгов, он может внести в нее корректирующие изменения, с обязательным продлением сроков проведения процедуры. При этом сроки продления составляют минимум половину от изначального количества дней. Отменить процедуру можно в любой момент на этапе приема заявок, но не позднее, чем за день до его окончания.
  5. Подача заявок на участие. Производится согласно срокам, указанным в проектной документации и положении о закупках.
  6. Внесение гарантийного обеспечения. Это опциональный этап. Если обеспечение предусмотрено правилами участие, то оно не может превышать сумму в 5 процентов от НМЦК.
  7. Рассмотрение заявок. Заявки оцениваются по установленным правилами критериям, либо по цене, в случае аукциона или запроса котировок.
  8. Составление протокола. Бывают промежуточные протоколы на этапе рассмотрения и оценки заявок, и итоговый протокол, в котором уже объявляется победитель процедуры.
  9. Подписание договора. Победителю высылается проект контракта для ознакомления. На это дается срок в 10 дней. В течение следующих 10 дней, необходимо подписать договор, а информацию об этом добавить в ЕИС не позднее чем через 3 дня с момента подписания.

Сроки проведения процедур и размещения документации:

  • положение о закупке размещается в ЕИС в течение 15 дней после утверждения;
  • извещение о предстоящей закупке — за 20 дней до конца приема заявок;
  • изменения в извещение, разъяснения запросов, протоколы — в течение 3 дней после составления;
  • сроки подачи заявок по 223-ФЗ в аукционах и конкурсах — минимум 15 дней, 7 дней при запросе предложений и 5 дней при запросе котировок.

Дополнительные этапы

В качестве дополнительных, но необязательных этапов, могут выступать следующие пункты:

  • переторжка. Данная процедура представляет собой дополнительную корректировку ценовых предложений, при сохранении всех прочих условий. Она производится после предварительного рассмотрения заявок, а ее дата указывается в правилах проведения закупочной процедуры;
  • предквалификационный отбор. Процедура применяется в основном крупными корпорациями, нуждающимися в товарах и услугах со сложными техническими и эксплуатационными характеристиками. Смысл в составлении списка потенциальных поставщиков, на основе просмотра их заявок снабженных требуемой квалификационной документацией.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://tendr.guru/223fz/zakupochnye-procedur-po-223-fz

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.