+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Кто может выступать в качестве заказчика в рамках законодательства о контрактной системе №44-ФЗ?

Содержание

44-ФЗ для начинающих. Все о госзакупках простыми словами

Кто может выступать в качестве заказчика в рамках законодательства о контрактной системе №44-ФЗ?

Государственные закупки — крупный рынок  для поставщиков. В 2018 году в Единой информационной системе закупок были опубликованы госзакупки общим объемом более 8 трлн руб., из которых более 1 трлн руб. отдано малому бизнесу.

Проведение госзакупок регулирует федеральный закон № 44 «О контрактной системе». В нем прописаны все правила проведения закупочной процедуры: от ее планирования, размещения в ЕИС до выполнения всех обязательств по контракту.

Кто может участвовать в госзакупках

В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели. 

Участвовать в закупках не могут организации, ИП или физлица, которые: 

  • Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства.
  • Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов.
  • Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
  • Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки.
  • Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи).
  • Являются офшорной компанией.
  • Входят в реестр недобросовестных поставщиков.
  • Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ.

Участник должен подтверждить, что может участвовать в госзакупке и не относится ни к одному из требований выше, на каждой электронной торговой площадке (ЭТП), где участвует в закупках.

Дополнительные требования к участникам госзакупок

Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию.

Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99.

Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.

Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд. 

Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности.

Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.

Преференции участникам

Некоторым участникам госзкакупок предоставляются льготы или приоритет при рассмотрении заявок. Например, госзаказчики обязаны проводить 15% от всего объема закупок среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Кроме СМП и СОНКО, преференции в госзакупках предоставляются: 

  • учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы,
  • организациям инвалидов,
  • поставщикам товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).

Виды закупок

Госзаказчики могут закупить товар, работу или услуги 7 способами:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • электронный аукцион
  • запрос предложений
  • запрос котировок
  • закупка у единственного поставщика (проводится в ограниченных законом случаях). 

В зависимости от вида закупки победителя определяют одним из двух способов:

  1. По минимальной цене, предложенной в ходе закупки — аукцион, запрос котировок.
  2. По лучшему сочетанию цены и условий исполнения контракта, предложенным в заявках или окончательных предложениях — в конкурсах и запросах предложений.
Что нужно для победыКак участвовать
АукционНаименьшая ценаПодать заявку без ошибок, снижать цену на онлайн-аукционе. 
Конкурс Лучшее сочетание цены и условий исполненияНаправить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами.
Запрос котировокНаименьшая ценаОтправить заявку, в которой согласиться с условиями исполнения контракта, описать товар и предложить цену.
Запрос предложенийЛучшее сочетание цены и условий исполненияНаправить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. Условия можно улучшить один раз после вскрытия всех заявок.

Также заказчики по 44-ФЗ могут провести закрытые конкурсы и аукционы, чтобы закупить товары, связанные с гостайной и обеспечением безопасности страны, услуги для Госфонда драгоценных металлов и камней, приставов и судей. Информация о таких закупках не публикуется в открытом доступе, а заказчик направляет приглашения для участия потенциальным поставщикам.

Где проводят госзакупки

Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.

Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года. 

Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.

Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств

При подаче заявки на закупку по 44-ФЗ участник должен предоставить обеспечение заявки. Так он подтвердит свое намерение участвовать в тендере. Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной максимальной цены контракта (НМЦК): 

  • если НМЦК от 0 до 20 млн руб., то обеспечение заявки от 0,5 до 1% НМЦК
  • если НМЦК больше 20 млн руб., то обеспечение — от 0,5 до 5% НМЦК.

Обеспечение можно предоставить деньгами или банковской гарантией. Его вернут всем участникам после того, как определится победитель.

Победитель закупки при подписании контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Так он подтверждает, что исполнит свои обязательства по контракту.

Размер обеспечения контракта составляет от 10 до 30% от НМЦК. Предоставить его можно деньгами на счет заказчика или банковской гарантией.

Обеспечение заказчик полностью вернет, если поставщик выполнит все обязательства по контракту.

Также госзаказчик может потребовать обеспечения гарантийных обязательств. Если в закупке установлено такое требование, то заказчик может подписать акт о приемке только после предоставления обеспечения. Размер обеспечения гарантийных обязательств — не более 10% НМЦК.

Снижение начальной цены контракта на 25%

Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:

  1. В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
  2. В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.

Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке. 

Реестр недобросовестных поставщиков

Если компания попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), то она не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ и других закупках, если заказчик установит соответствующее требование.

Причины, почему победитель закупки может попасть в РНП по 44-ФЗ:

  • Если он победил в закупке (или стал единственным допущенным участником закупки) и отказался заключать договор с заказчиком.
  • Компания победила в закупке, но подписала контракт позже необходимых сроков.
  • Победитель не предоставил обеспечение контракта, предоставил его поздно или с ошибкой.
  • Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту.
  • Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

При этом, если договор расторгнут по соглашению сторон, то компанию не включат в РНП. Включение в РНП можно оспорить в суде.

Закон 44-ФЗ подробно объясняет участникам госзакупок правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя, обязывает заказчика заключить контракт с победителем и оплатить товар в срок.

Поэтому он подходит начинающим участникам.

Но нужно помнить, что нарушение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки, влечет штрафы для заказчика, а участнику грозит занесением организации в реестр недобросовестных поставщиков.

Источник: https://is-zakupki.ru/material/detail/44-fz-dlya-novychkov

Экспертиза по контракту в рамках Закона № 44-ФЗ

Кто может выступать в качестве заказчика в рамках законодательства о контрактной системе №44-ФЗ?

Согласно ч.3 ст.94  Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны проводить экспертизу принимаемой продукции. Такая экспертиза должна проводиться своими силами («внутренняя экспертиза») либо к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации («внешняя экспертиза»).

Как часто и по каким контрактам должна проводится экспертиза?

Закон № 44-ФЗ не содержит случаев, при которых экспертиза может не проводиться. Следовательно, экспертиза должна осуществляться по всем контрактам, в том числе контрактам (договорам), заключенным по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Иными словами, предмет контракта, его цена и основание для заключения никак не влияют на возможность (необходимость) проведения экспертизы.

Экспертиза должна проводиться даже в том случае, когда провести ее на практике невозможно.

Например, в случае заключения контракта по поставку электрической энергии заказчик должен подтвердить, что поставленная энергоснабжающей организацией электрическая энергия соответствием всем условиям заключённого контракта. Приведем еще один пример: поставка ГСМ.

В данном случае также нет никаких оснований, чтобы экспертизу не проводить. Соответственно, перед подписанием акта сдачи-приемки заказчик должен удостовериться в том, что поставленный ему ГСМ полностью соответствует условиям заключенного контракта.

Очевидно, что провести экспертизу по подобным контрактам проблематично. К счастью для заказчика Законом № 44-ФЗ не определен порядок ее проведения. Поэтому, в ряде случаев, такая экспертиза будет носить формальный, а не реальный характер, и состоять в документальном подтверждении факта ее проведения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертиза является неотъемлемой частью приемки продукции по контракту. Таким образом, экспертиза должна проводиться каждый раз перед подписанием заказчиком документа о приемке.

Так, например, если по контракту предусмотрена ежемесячная приемка продукции, экспертиза должна проводиться ежемесячно в отношении той части продукции, которая принимается.

Если продукция по контракту принимается ежедневно – экспертиза должна проводиться ежедневно перед каждой приемкой.

Недопустимо со стороны заказчика подтверждать соответствие принятой по контракту продукции после окончания срока действия контракта, т.е. «задним числом». Экспертиза во всех случаях должна проводиться до приемки продукции.

Как оформляется проведение экспертизы?

Закон № 44-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных требований к оформлению экспертизы, проводимой заказчиком своими силами (в том числе не устанавливает требований к составлению каких-либо документов по результатам проведения такой экспертизы).

Вместе с тем, на практике довольно часто встречаются случаи, при которых заказчику необходимо подтвердить факт проведения экспертизы до осуществления приемки той или иной продукции. Просто подписание заказчиком документа о приемке недостаточно.

Факт проведения экспертизы может быть подтвержден несколькими способами. Например, путем проставления визы согласования на документе о приемке лицом, уполномоченным заказчиком на проведение экспертизы. Второй вариант – составление отдельного документа (например, экспертного заключения) таким лицом.

Проведение экспертизы может быть возложено на приемочную комиссию заказчика, если такая создана.

В последнем случае в положении о такой комиссии следует указать, что она уполномочена не только на осуществление приемки продукции, но и на проведение ее экспертизы.

При этом фактом, подтверждающим проведение экспертизы, является факт осуществление указанной комиссией приемки поставленной продукции, т.е. подписание документа о приемке. Возможны и иные способы и варианты подтверждения проведения экспертизы своими силами.

Если экспертиза проводится с привлечением внешних экспертов, экспертных организаций (прим.: случаи проведения «внешней экспертизы» с 31 июля 2019 года должны быть определены Правительством РФ  (ч.4.1. ст.

94 Закона № 44-ФЗ), но в настоящее время такой документ отсутствует), то результатом проведения такой экспертизы является экспертное заключение (ч.5 ст.94 Закона № 44-ФЗ).

, порядок оформления экспертного заключения определяется условиями договора, заключенного заказчиком с внешним экспертом, экспертной организацией.

Кто уполномочен проводить экспертизу?

Если экспертиза принимаемой по контракту продукции проводится своими силами, то ее проводить может любое лицо. В 99% случаях – это штатный работник или работники заказчика.

Проведение «внутренней экспертизы» может быть возложено заказчиком на членов приемочной комиссии, на работников контрактной службы или даже на членов комиссии по осуществлению закупок. В данном случае экспертиза будет проводиться коллегиально, т.к.

в Законе № 44-ФЗ нет обязательного требования о том, что экспертиза должна проводиться кем-то персонально.

В отличие от членов комиссии по осуществлению закупок, контрактных управляющих, работников контрактной службы Закон № 44-ФЗ не предъявляет каких-либо требований к лицам, проводящим экспертизу от имени заказчика. Такие лица могут не иметь образования в сфере закупок.

К сожалению, такие лица не во всех случаях являются специалистами в соответствующе предметной области.

Однако, это не снимает с них ответственности, если в результате некачественно проведенной экспертизы заказчиком будет принята продукция, не соответствующая условиям заключенного контракта.

В случае проведения «внешней экспертизы» требования к внешним экспертам установлены ст. 41 Закона № 44-ФЗ. Важно отметить, что внешним экспертом, экспертной организацией может выступать физическое лицо (в том числе ИП), юридическое лицо, с которым заказчиком заключен договор на проведение экспертизы.

Требования к указанному договору два: 1) он должен быть возмездный; 2) он должен быть заключен на основании Закона № 44-ФЗ (не Закона № 223-ФЗ).

Первое требование объясняется тем, что Закон № 44-ФЗ не регулирует заключение безвозмездных сделок и соглашений. Соответственно заключаемый с внешним экспертом, экспертной организацией контракт должен быть возмездным.

Второе требование прямо предусмотрено ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

К слову отметим, что контракт с внешним экспертом, экспертной организацией может быть заключен, например, по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии соблюдения иных ограничений, установленных для данного способа закупки. Это также будет является заключением контракта по Закону № 44-ФЗ.

В каких случаях обязательно проведение «внешней экспертизы»?

Если заказчиком не проводится внутренняя экспертиза, должна проводиться экспертиза внешняя. И наоборот, при проведении внешней экспертизы внутренняя экспертиза не проводится. Объясняется это союзом «или», который использовал законодатель в ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

Однако, в отдельных случаях Закон № 44-ФЗ предписывает проводить только внешнюю экспертизу. Как уже было отмечено выше, такие случаи должно определить Правительство РФ, но пока такой акт Правительства РФ отсутствует.

Где размещаются результаты проведенной экспертизы?

Результаты «внутренней» и «внешней» экспертизы не подлежат размещению в ЕИС. Нет также требований о размещении таких результатов в реестре контрактов. В связи с этим, результаты экспертизы, как и иные документы о закупке, хранятся у заказчика и должны быть предоставлены по требованию контролирующих органов.

Ответственность экспертов

Довольно часто возникает вопрос о том, какую же ответственность несет эксперт, экспертная организация? Для «внешних экспертов» ответственность прямо предусмотрена в законодательстве. От административной (ст. 7.32.6 КоАП РФ) до уголовной (ст. 200.6 УК РФ).

На «внутренних экспертов» указанные статьи не распространяются, т.к. в понятийном аппарате Закона № 44-ФЗ они не являются экспертами, экспертными организациями.

«Внутренние эксперты» являются должностными лицами заказчика и проводят экспертизу от его имени.

Такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством в зависимости от тяжести наступивших последствий в результате некачественно проведенной ими экспертизы.

Остались вопросы?Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Источник: https://44fz.ru/article/ekspertiza-po-kontraktu/

Понятие государственного заказчика и его основные виды в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ

Кто может выступать в качестве заказчика в рамках законодательства о контрактной системе №44-ФЗ?

Государственный заказчик – это то юридическое лицо, ради обеспечения нужд которого была создана и постоянно изменяется существующая в настоящее время контрактная система.

Кто является государственным заказчиком и на основании каких нормативных актов они функционируют?

Понятие и нормативная основа действий государственного заказчика

Основное регулирование действий, которые могут осуществляться различного рода заказчиками при осуществлении государственных и муниципальных закупок, происходит с помощью Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В том случае, если заказчик имеет не только бюджетное финансирование, но и дополнительные источники доходов, но в качестве создателя выступает государство, то его функционирование в части осуществления госзакупок будет осуществляться также и на основании Федерального закона №223-ФЗ.

Под государственным заказчиком следует понимать такой орган, который выступает в качестве юридического лица, отстаивающего интересы всей Российской Федерации или конкретного региона, а также получил в момент своего образования полномочия принимать различные бюджетные обязательства и проводить за счет таковых закупки, направленные на удовлетворение собственных нужд, а также нужд представляемого уровня государства.

К числу государственных заказчиков в настоящее время относятся:

  • государственные органы, а также органы государственной власти;
  • органы управления внебюджетными фондами;
  • казенные учреждения федерального подчинения;
  • бюджетные учреждения;
  • унитарные предприятия за исключением тех предприятий, которые были созданы для обеспечения правопорядка и безопасности граждан Российской Федерации, а также защиты интересов самого государства;
  • государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос».

Данное определение государственного заказчика прямо сформулировано законодателем в рамках пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О контрактной системе».

Типы заказчиков и их права в сфере госзакупок

В качестве основных видов государственных заказчиков следует выделить:

  • образовательные учреждения различных видов образования;
  • медицинские учреждения, в том числе предоставляющие услуги санаторно-курортного пребывания;
  • государственные органы обеспечения занятости населения;
  • государственные органы, осуществляющие обеспечение безопасности граждан Российской Федерации и защиту интересов самого государства и т. д.

Для первых двух типов заказчиков характерно получение финансирования не только из государственного бюджета различных уровней, но также и за счет оказания различного рода платных услуг населению, например, дополнительные платные занятия, которые осуществляются в образовательных учреждениях различного уровня образования.

Остальные же государственные заказчики имеют только бюджетное финансирование, в результате чего могут осуществлять свою деятельность только на основании Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе».

К числу основных прав и полномочий любого государственного заказчика относятся:

  • возможность осуществления планирования потенциально проводимой закупочной деятельности на основании имеющихся нужд, а также на основании полученного объема государственных бюджетных обязательств, которые и означают выделение финансирования;
  • проведение различного рода закупочных процедур исходя из установленных ранее потребностей конкретного заказчика, в том числе с собственным обоснованием того или иного вида выбранной процедуры;
  • заключение контракта, который может быть подписан только по итогам проведенной закупочной процедуры;
  • проведение внутренних проверок функционирования созданной внутри организации контрактной системы, а также выступление в качестве инициатора внешней аудиторской проверки в случае, если у самого государственного заказчика возникает вопрос о верном соблюдении тех или иных норм действующего законодательства в сфере закупок.

Для государственного заказчика, кроме прав и полномочий в сфере закупок, законодатель предусмотрел также и целый ряд специальных обязанностей, которые сформулированы исходя из серьезной ответственности относительно расходования бюджетных средств. К числу основных особенностей относятся:

  • регулярное соблюдение установленных законом сроков относительно проводимых процедур осуществления различного рода государственных и муниципальных закупок, в том числе в части размещения всей необходимой информации в ЕИС;
  • составление отчетности, которая предусмотрена действующим законодательством, и направление ее для проверки в уполномоченные контролирующие органы, в том числе для принятия решения о необходимости проведения срочного мониторинга относительно сложившейся ситуации в рамках функционирования контрактной системы конкретного государственного или муниципального заказчика;
  • предоставление отчетов о механизмах и путях расходования тех средств, которые были получены не только из государственного бюджета, но и из сторонних источников доходов, если такое дополнительное финансирование предусмотрено действующим законодательством в отношении конкретного типа государственных заказчиков;
  • участие в проводимых исследованиях относительно правильной и грамотной реализации основных функций существующей контрактной системы, если такие исследования направлены на улучшение функционирования такой системы, а также играют роль маяков относительно существующих проблем, что в последующем повлечет изменение действующих норм права.

В том случае, если государственный заказчик не выполняет свои обязательства, то он сам как юридическое лицо, а также его должностные лица, ответственные за осуществление такой деятельности, могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с той или иной статьей Кодекса об административных правонарушениях.

Плюсы и минусы работы с государственными заказчиками

В существующей контрактной системе (или системе государственных закупок) существует два ключевых звена – государственный заказчик (законодатель позволяет называть его просто заказчиком) и исполнитель.

Если для государственного заказчика участие в созданной контрактной системе является обязательным, то исполнитель вправе выбрать, принимать участие в ней или нет.

Для того чтобы принять окончательное решение, следует взвесить все существующие положительные и отрицательные стороны. Так, к плюсам работы с государственными заказчиками следует отнести:

  • стабильность взаимодействия, так как осуществление оплаты по исполненным контрактам происходит на основании выделенных бюджетных средств (в том случае, если контракт исполнен без нарушения действующих норм права и сроков);
  • возможность принимать участие одновременно в нескольких закупках;
  • получение хорошей бизнес-репутации для тех случаев, когда речь идет о регулярном выполнении взятых на себя обязательств без каких-либо нарушений;
  • получение различного рода преференций и льгот, а также субсидий, которые государство предусматривает для участников государственных закупок, если таковые исполняют взятые на себя обязательства добросовестно.

Среди минусов взаимодействия с государственными заказчиками следует рассматривать:

  • необходимость иметь достаточно большой объем средств на счетах юридического лица, которые при необходимости можно вывести из оборота на длительный срок, особенно для тех случаев, когда речь идет об участии в электронных торговых процедурах, в которых необходимо для участия вносить средства в качестве обеспечения заявки, а также предоставлять гарантию заказчику своей добросовестности в виде внесения обеспечения исполнения контракта, которое не будет возвращено до момента, пока контракт не будет полностью исполнен, а его результаты приняты;
  • возможность включения в Реестр недобросовестных поставщиков, если будут установлены случаи нарушения сроков или условий исполнения контракта по причинам, которые напрямую зависят от исполнителя, но он не уведомил об этом заказчика заранее;
  • риск больших финансовых потерь из-за применения различного рода антидемпинговых мер, если такое применение предусмотрено законом;
  • ограничение возможностей принимать участие в различных закупочных процедурах по причинам установления заказчиком перечня категорий юридических лиц, которые могут принимать участие в тех или иных закупках (например, некоторые закупки проводятся для поддержки только субъектов малого предпринимательства, а остальные юридические лица не имеют права подавать заявки на участие в таких закупочных процедурах).

Перечисленные положительные и отрицательные стороны не являются исчерпывающим перечнем и в каждом конкретном случае исполнителю следует самостоятельно принимать решение о необходимости и возможности участия в тех или иных закупочных процедурах.

Государственный заказчик – это ключевое звено созданной в России системы госзакупок.

Для того чтобы эта система работала максимально прозрачно, государственному заказчику даны достаточно широкие права и полномочия в сфере осуществления закупок в своих интересах, но также на них наложены достаточно серьезные обязанности, неисполнение которых влечет наложение существенных мер административной ответственности.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/goszakazcik.html

Распределение полномочий заказчика в рамках реализации 44-ФЗ

Кто может выступать в качестве заказчика в рамках законодательства о контрактной системе №44-ФЗ?

Вряд-ли будет ошибкой сказать, что вопрос о распределении полномочий и обязанностей среди сотрудников организации-заказчика возник почти одновременно со вступлением в силу положений Закона № 44-ФЗ.

И действительно, эффективная и полноценная реализация требований контрактной системы включает в себя множество самых разнообразных обязанностей, выполнить которые в одиночку специалисту зачастую бывает крайне сложно.

Теоретическая реализация Закона № 44-ФЗ

Когда я читаю некоторые статьи, посвященные проблемам госзакупок, – особенно если они опубликованы в каком-нибудь солидном печатном или интернет-издании, – у меня складывается впечатление, что я нахожусь в какой-то иной реальности, в которой все то, о чем пишется в этих статьях, попросту не существует.

Когда речь заходит о практической реализации закона о контрактной системе в общем и распределении полномочий закупочного процесса в частности, то, как правило, в качестве примеров приводят какие-то совершенно фантастические абстрактные организации, в которых имеется огромный штат сотрудников всех мастей.

Одни занимаются планированием, другие обоснованием закупок, третьи проводят конкурентные процедуры, юридический отдел проверяет все документы на соответствие законам и всячески помогает в решении всевозможных проблем, кто-то заключает контракты, бухгалтерия оплачивает и отслеживает исполнение, кто-то все это размещает в ЕИС…

Все эти люди, отделы, структурные подразделения и комиссии действуют как один слаженный механизм, своевременно предоставляя друг другу всю необходимую информацию и четко выполняя свои обязанности, и, судя по всему, каждый имеет неплохое представление о требованиях Закона № 44-ФЗ в отношении сферы его полномочий и ответственности.

Возможно, кому-то из уважаемых коллег посчастливилось работать в такой организации, я же к моему великому сожалению таких не встречал.

Реальное положение контрактного управляющего

Как показывает практика, в реальности дела обстоят совершенно иначе. За реализацию требований Закона № 44-ФЗ обычно отвечает один единственный человек – контрактный управляющий. Причем, зачастую эти обязанности возложены на работника, у которого и без того немало работы – это может быть юрист, экономист или обычный завхоз.

Буквально на днях мне довелось оказаться в учреждении, где контрактным управляющим является кадровик. Перед таким человеком стоит нелегкая задача организовать закупочную деятельность учреждения в соответствии с требованиями контрактной системы – сформировать и наладить тот самый механизм, о котором мы говорили в предыдущем разделе.

Как правило, ему это не удается по целому ряду причин:

  • обязанности возложены на контрактного управляющего – никто другой не считает, вопросы Закона № 44-ФЗ его хоть как-то касаются и что он должен участвовать в этой работе, все стремятся устраниться от участия в ней;
  • вся ответственность лежит на контрактном управляющем – других работников соблюдение требований и сроков попросту не беспокоит, ведь они не отвечают за их нарушение;
  • у контрактного управляющего нет полномочий для того, чтобы распределить обязанности, организовать работу других сотрудников или хотя бы требовать соблюдения сроков предоставления необходимой информации – они ему попросту не подчиняются;
  • зачастую и руководитель, и работники организации придерживаются мнения, что все, хоть как-то связанное с контрактной системой, – это забота и обязанность контрактного управляющего.

Иными словами, почти всегда контрактный управляющий остается один на один с задачами, которые перед ним ставит закон о контрактной системе.

Такой подход широко распространен на практике, а его результатом становится ситуация, когда перечень обязанностей работника увеличивается многократно, при этом он в кратчайшие сроки должен стать специалистом всех тех областей, к сфере которых будут относиться закупаемые им товары, работы и услуги.

Да и как ему быть иначе, ведь нужно как-то сделать обоснование, составить техническое задание, провести процедуру закупки, опубликовать все это в ЕИС, заключить контракт, провести экспертизу, осуществить приемку…и многое, многое другое.

А между тем, наиболее оптимальным решением проблемы эффективной закупочной деятельности заказчика в соответствие с требованиями контрактной системы является оптимальное распределение полномочий и обязанностей.

Практические рекомендации по распределению полномочий и обязанностей при реализации Закона № 44-ФЗ

Прежде чем продолжить, хочу сразу оговориться, что это лишь рекомендации, к которым мы пришли практическим путем за время работы с заказчиками. Они официально не закреплены никаким законом или другим нормативным актом, соответственно и обязать кого-либо придерживаться их невозможно.

Итак, приступим:

  1. Понимание необходимости и инициатива распределения обязанностей должны исходить в первую очередь от руководителя организации, поскольку именно он обладает достаточными полномочиями по организации работы и взаимодействия отделов и работников. Никто добровольно не согласиться взять на себя дополнительные обязанности и ответственность, поэтому первым делом следует донести до руководства понимание необходимости и эффективности таких действий.
  2. Руководитель должен понимать, что обеспечение соблюдения Закона № 44-ФЗ это задача всей организации, а не одного конкретного человека. Она требует коллективного участия, работы же одного человека для полноценного соблюдения его норм недостаточно;
  3. Распределение обязанностей должно быть документарно закреплено внутренними нормативными актами организации – это необходимо для того, чтобы в случае возникновения каких-либо проблем, проведения проверок и обнаружения нарушений было ясно, кто именно и на каком этапе является ответственным;
  4. Контрактный управляющий должен представлять своего рода некий центр по распределению, контролю и обработке информационных потоков, поскольку на практике он один знает требования Закона № 44-ФЗ и работает в ЕИС. Соответственно, задача руководителя состоит в том, чтобы организовать такое взаимодействие, при котором представители различных подразделений и отделов шли навстречу требованиям контрактного управляющего и своевременно предоставляли всю необходимую информацию.
  5. Совершенно ясно, что контрактный управляющий не может быть специалистом всех областей, соответственно при проведении экспертизы и приемки целесообразно формирование комиссий различного состава с привлечением профильных специалистов. Такой подход позволит обеспечить необходимый уровень компетентности приемочной и экспертной комиссий как с точки зрения знаний контрактного законодательства, так и с точки зрения объекта закупки.
  6. Ключевым принципом, которым следует руководствоваться при распределении полномочий – это минимизация участия работников в тех областях, которые не относятся к их основной деятельности, и напротив – привлечение и максимальное участие там, где они наиболее компетентны.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что далеко не каждое учреждение может похвастаться большим штатом сотрудников. Обеспечить же взаимодействие под силу каждому – существуют примеры успешного взаимодействия не только работников одной организации, но и отдельных ведомств.

Как показывает практика, такой подход является одним из наиболее эффективных и целесообразных на сегодняшний день и позволяет значительно повысить качество реализации контрактного законодательства.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/541-raspredelenie-polnomochij-zakazchika-v-ramkakh-realizatsii-44-fz

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.