+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Основные положения и сфера регулирования федеральных законов №94-ФЗ и №44-ФЗ о государственных закупках. Что поменялось со вступлением в силу №44-ФЗ?

Содержание

Федеральный закон о госзакупках №94-ФЗ: сфера регулирования, особенности, отличительные черты с №44-ФЗ

Основные положения и сфера регулирования федеральных законов №94-ФЗ и №44-ФЗ о государственных закупках. Что поменялось со вступлением в силу №44-ФЗ?

В 2014 году вместо ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» вступил в силу иной закон о госзакупках ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

ФЗ-94 о госзакупках

Закон о госзакупках 94-ФЗ был принят 21 июля 2005 года. Данный закон имел существенные отличия от действующего сейчас закона о государственных закупках и утратил юридическое значение после вступления в силу ФЗ-44 в 2014 году.

Закон №94-ФЗ содержал 9 глав и 65 статей. Сфера действия 94-ФЗ распространялась только на муниципальных и государственных заказчиков.

В законе не было предусмотрено специальных норм, в которых указывались бы принципы размещения госзаказа, но исходя из анализа его положений можно выделить такие принципы, как единство размещения заказов, эффективное расходование бюджета, развитие конкуренции и обеспечение информационной открытости заказов.

В 94-ФЗ были прописаны правила госзакупок на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. Закон регулировал деятельность заказчика только до момента исполнения обязательств по контракту.

ФЗ-94 предусматривал ограничения в части способов выбора поставщика или исполнителя. В нем были предусмотрены только такие способы закупок, как конкурс, аукцион (в том числе в электронном формате), а также запрос котировок у единственного поставщика.

В 94-ФЗ были установлены основные требования к исполнителю. Это его соответствие законодательным требованиям, непроведение процедуры ликвидации юрлица, неприостановление деятельности участника, отсутствие у него задолженности по налогам и сборам за прошедший год в размере более 25% от балансовой стоимости активов участника.

В 94-ФЗ недостаточное значение отводилось документальному сопровождению закупок. Здесь не были приведены требования о необходимости размещения информации о закупке на официальном сайте по проведению закупок.

Заказчику достаточно было сформировать и разметить план-график.

ФЗ-44 о закупках

Если старый 94-ФЗ регламентировал только процесс размещения государственных или муниципальных заказов, то сфера регулирования 44-ФЗ гораздо шире. Она описывает полный закупочный цикл начиная от этапа прогнозирования и планирования закупки, заканчивая этапом проведения итогов закупки, а также оценкой эффективности проводимой закупки.

ФЗ-44 состоит из 8 глав и 114 статей. Он потребовал принятия более 60 подзаконных актов на федеральном уровне и установил возможность регулирования отдельных положений на уровне российского субъекта или муниципалитета.

В 44-ФЗ регулируются особенности заключения контрактов на поставку товаров и оказание услуг, а также на покупку недвижимости, аренду и прочие договоры, которые предполагают оплату из бюджета.

Целями принятия нового 44-ФЗ о госзакупках стали:

  1. Предотвращение коррупции и иных проявлений злоупотреблений в закупочной деятельности.
  2. Внедрение антидемпинговых мер по отношению к недобросовестным поставщикам в процессе проведения конкурсов и аукционов.
  3. Повышение профессионального уровня заказчиков.
  4. Стимуляция инноваций и пр.

Все нововведения 44-ФЗ призваны усовершенствовать систему госзакупок, повысить ее открытость и прозрачность. В конечном итоге изменения, по мнению законодателей, должны были привести к росту эффективности расходования денежных средств.

Так, в 94-ФЗ отсутствовали нормы, которые бы затрагивали контроль за исполнением заказа. В 44-ФЗ были внедрены следующие изменения, которые повышают степень ответственности заказчика за эффективное проведение закупочной процедуры:

  1. Заинтересованным лицам предоставляется неограниченный доступ к информации о закупочной процедуре.
  2. Публикация материалов обо всех этапах закупок по новым правилам стала обязательной.
  3. Был создан общественный комитет по контролю за госзакупками.
  4. Предусмотрено планирование закупок.
  5. Способ определения исполнителей по закупке зависит от предмета.
  6. Повышена ответственность заказчиков за исполнение законодательных требований в закупочной деятельности.
  7. Предусмотрено предельное значение понижения контрактной цены (25%), после чего заказчик должен предоставить обоснование расчетной цены.
  8. Внедрена возможность аудита исполнения контрактов.

В 44-ФЗ впервые были зафиксированы принципы контрактной системы, в числе которых:

  1. Открытость и прозрачность информации по закупке. Вся она подлежит размещению в ЕИС и должна соответствовать критериям полноты и достоверности.
  2. Обеспечение добросовестной ценовой и неценовой конкуренции.
  3. Профессионализм заказчика: на базе заказчика должна действовать контрактная служба или профессиональный управляющий, которые прошли специальное обучение в сфере проведения закупок.
  4. Стимулирование инноваций.
  5. Единая контрактная система.
  6. Ответственность заказчика за результаты закупок и эффективность их осуществления.

В 44-ФЗ были прямо запрещены закупки товаров, работ и услуг с избыточными потребительскими свойствами или являющимися предметами роскоши.

ФЗ-44 существенно усложнил процедуру закупок. В него были включены разделы, которые регулируют планирование и осуществление закупок, мониторинг и аудит, контрольные мероприятия, порядок разрешения спорных моментов и процедуры осуществления отдельных закупок.

В новом законе появилась отдельная глава, которая посвящена планированию закупочной деятельности.

В ней была установлена необходимость формирования и утверждения планов закупок на три года, планов-графиков на текущий финансовый год, обоснование закупок с учетом текущих правовых норм.

При подготовке плана-графика заказчик должен обосновать начальные цены контракта с использованием методов и источников данных из ст. 22 44-ФЗ. Приоритетом в данном случае обладает метод сопоставимых рыночных цен.

44-ФЗ сделал следующие требования к участникам госзакупок обязательными (ранее по 94-ФЗ они были дополнительными):

  1. Участник закупки должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если заказчик приобретает ПО.
  2. Сведения об участнике закупки не должны содержаться в реестре недобросовестных поставщиков (РНП).

Также законом были установлены новые требования к участнику госзакупки:

  • он должен быть правомочен заключать контракт;
  • в реестре недобросовестных поставщиков не должно быть сведений не только об участниках закупки (самих исполнителях или подрядчиках), но и данных об учредителях и членах исполнительного органа;
  • отсутствие у участника в статусе физлица или руководителя, главного бухгалтера судимостей за экономические преступления.

44-ФЗ также ужесточил условия для заключения контракта с единственным поставщиком. Ранее заказчик мог подписать контракт на закупку в пределах 100 тыс. р. в течение квартала. Начиная с 2014 года заказчик должен соблюсти следующие условия для заключения контракта с единственным поставщиком:

  1. Сумма контракта не должна превышать 100 тыс. р. за любой временной промежуток.
  2. Общая сумма закупки за год по подобным контрактам (каждый из которых менее 100 тыс. р.) не должна быть более 5% от суммы предполагаемых закупок и в совокупности не может превышать 50 млн р.
  3. Заказчик должен прописать в отчете цену контракта и привести обоснование, почему поставщика невозможно выбрать иным способом.

Изменились и процессуальные требования к основным формам государственных закупок. Так, через запрос котировок допускается заключение контракта с победителем, если сумма закупки не превышает 500 тыс. р.

, а общая сумма подписанных за год контрактов не превышает 10% от общего объема закупок и находится в пределах 100 млн р. в год.

Также подача заявок на запрос котировок может производиться исключительно в запечатанных конвертах для снижения коррупционной составляющей.

Что качается электронного аукциона, то изменения по 44-ФЗ были не столь существенны. Так, изменились в меньшую сторону минимальные сроки размещения извещения о закупке с ценой более 3 млн р. с 20 до 15 дней.

Новый закон также сделал обязательным обеспечение по заявке на участие в торгах с начальной ценой 3 млн р. Обеспечение вносится в размере 1% от цены контракта.

При признании аукциона не состоявшимся заказчику следует заключить контракт с единственным поставщиком после согласования с антимонопольной службой либо провести запрос предложений.

По новому закону закупки через открытый конкурс теперь должны отвечать измененным требованиям:

  1. Извещение о конкурсе подлежит размещению не менее, чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками (это на 10 дней меньше, чем по 94-ФЗ).
  2. Срок подачи заявок при внесении изменений в конкурсную документацию продлевается вместо 20 до 10 дней.
  3. Процедура рассмотрения и оценки заявок теперь оформляется в виде одного протокола.
  4. Количество параметров для оценки поступившей на конкурс заявки изменилось с 8 до 5.

44-ФЗ также предусмотрел возможность внесения обеспечения не только перечислением денежных средств, но и с помощью банковской гарантии.

Основные отличия двух законов: общие моменты

Приведем основные отличия ФЗ-44 от ФЗ-94:

  1. Требований данного ФЗ должны придерживаться и бюджетные учреждения при закупках за государственный счет.
  2. Внедрены принципы контрактной системы.
  3. Предусмотрен исчерпывающий перечень документации, который следует подготовить заказчику (ранее достаточно было разместить план-график на текущий год).
  4. Появились установленные законодательно методы определения цены контракта.
  5. Появилось требование об обосновании не только цены контракта, но и объекта закупки, его стоимости и способа выбора подрядчика или исполнителя.
  6. Появилось требование о создании контрактной службы на стороне заказчика при закупках свыше 100 млн р. и назначение управляющего при годовых закупках, не превышающих указанное значение.
  7. Внедрение обязанности по предоставлению заказчиком преимуществ для учреждений УИС и организациям инвалидов.
  8. Не менее 15% от общего объема закупок должно быть направлено на контракты с субъектами малого бизнеса.
  9. Внедрена обязанность участников вести обеспечение при крупных закупках и возможность предоставить взамен денежного взноса банковскую гарантию.
  10. Расширены способы проведения закупок и процессуальные требования к ним.
  11. Изменены сроки отказа от проведения торгов до 5 дней до окончания приема заявок.
  12. Появилось требование об описании объекта закупки.

Таким образом, после вступления в юридическую силу 44-ФЗ в 2014 году с расширенной сферой правового регулирования старый закон о госзакупках 94-ФЗ утратил свое значение. Новый закон 44-ФЗ существенно ужесточил требования к госзакупкам и усложнил их, так как увеличил обязанности заказчиков в части планирования закупок и повысил их ответственность за эффективность закупочной деятельности.

В 2019 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2019 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2019 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2019 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/fz-94-44.html/

Федеральные законы №94-ФЗ и №44-ФЗ о закупках: сфера регулирования и разница между ними

Основные положения и сфера регулирования федеральных законов №94-ФЗ и №44-ФЗ о государственных закупках. Что поменялось со вступлением в силу №44-ФЗ?

44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 2013 года вступил в силу в 2014 году. Он сменил ранее регулирующий сферу государственных закупок 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

94-ФЗ о государственных и муниципальных закупках

Закон о закупках для государственных и муниципальных заказчиков 94-ФЗ был принят в 2005 году и состоял из 9 глав и 65 статей. Он регулировал такие вопросы закупочного законодательства, как:

  1. Размещение государственных и муниципальных заказов через проведение конкурса.
  2. Проведение закупок в форме аукциона, в том числе электронного.
  3. Проведение закупок через запрос котировок.
  4. Размещение государственных заказов у единственного поставщика, подрядчика или исполнителя.
  5. Порядок обжалования действий государственных заказчиков, комиссии, уполномоченного органа и специализированной организации, а также оператора ЭТП.

Сфера регулирования 94-ФЗ распространялась на заключение контрактов на поставку товара, выполнение работ и оказание услуг.

В законе 94-ФЗ не содержались какие-либо специальные нормы, указывающие на принципы госзаказа. Но анализ закупочного законодательства позволяет выделить такие принципы, как единство размещения заказов, эффективное расходование бюджетных денег, открытость области размещения заказа и развитие конкурентной среды.

https://www.youtube.com/watch?v=rO-406i7b34\u0026list=PLgBbinlRJfVzxprw3vMbdVt03gtUrHYkG

В 94-ФЗ способы размещения заказа разделялись на торговые (аукцион, конкурс) и неторговые (запрос котировок и закупка у единственного поставщика).

Юридическую силу 94-ФЗ утратил с 31 декабря 2013 года, после чего его место занял 44-ФЗ. Последний был направлен на устранение недостатков и пробелов в закупочном законодательстве по 94-ФЗ.

В 94-ФЗ к участникам предъявлялся ограниченный спектр требований: они должны были соответствовать требованиям закона, не находиться в стадии ликвидации, их деятельность не должна быть приостановлена, у участника должны отсутствовать долги по налогам и сборам.

44-ФЗ о закупках в сфере государственного заказа

Сфера государственного регулирования закона 44-ФЗ «О контрактной системе» более широкая, чем у ФЗ-94. Он состоит из 8 глав, 114 статьей и опирается на иные нормативно-правовые акты, регулирующие отдельные вопросы в области федеральных, региональных и муниципальных закупок.

44-ФЗ регулирует следующие аспекты контрактной системы:

  1. Область планирования, нормирования и обоснования закупок.
  2. Способы выбора подрядчика, поставщика, исполнителя (конкурентные и закупку у единственного поставщика).
  3. Вопросы мониторинга, контроля и аудита отрасли закупок.
  4. Порядок исполнения государственных и муниципальных контрактов и экспертизы полученных результатов.
  5. Информационное обеспечение контрактной системы.
  6. Виды контроля в сфере государственных закупок.
  7. Порядок обжалования действий участников контрактной системы и контрактных управляющих.
  8. Вопросы исполнения госконтрактов и экспертизы полученных результатов.

Закон 44-ФЗ, помимо основных закупок товаров, работ и услуг, регулирует также условия приобретения недвижимости, условия аренды и прочих договоров, которые предполагают получение оплаты из бюджетных денег.

Новыми провозглашенными принципами контрактной системы по 44-ФЗ являются:

  1. Открытость и прозрачность информационной среды. Вся информация подлежит размещению в ЕИС, она должна быть максимально достоверной и полной.
  2. Обеспечение добросовестной конкуренции (ценовой и неценовой).
  3. Профессионализм заказчиков. Он должен обеспечиваться за счет прохождения ими специализированного обучения и создания отдельной контрактной службы на базе заказчика либо назначения управляющего.
  4. Ответственность заказчика за результаты и достигнутую эффективность сферы закупок.
  5. Единство контрактной системы.
  6. Стимулирование инноваций.

Одни из базовых целей принятия 44-ФЗ о контрактной системе – повышение эффективности расходования бюджетных средств и рост прозрачности государственного заказа. Для реализации указанных целей законодатели предусмотрели:

  1. Предоставление неограниченного допуска к информации о закупках всем заинтересованным лицам.
  2. Обязательную публикацию сведений об этапах торгов в ЕИС.
  3. Введение ответственности для заказчиков за неисполнение закупочного законодательства.
  4. Создание общественного контроля в области контроля за закупками.
  5. Указание на ответственность заказчиков за исполнение норм законодательства.
  6. Осуществление планирования на долгосрочную перспективу.
  7. Введение предельного значения в части понижения цены контракта в ходе торгов.
  8. Указание на ведение аудита в части исполнения контракта.

В 44-ФЗ способы отбора поставщика были разделены на конкурентные и неконкурентные (закупка у единственного поставщика). К конкурентным способам закупки можно отнести:

  1. Конкурсы (открытые, двухэтапные, с ограниченным участием, закрытые, электронные).
  2. Аукционы (закрытые, электронные).
  3. Запросы котировок (в том числе электронные).
  4. Запросы предложений (в том числе электронные).

44-ФЗ постоянно изменяется и корректируется. Изменения направлены в основном на увеличение открытости и устранение пробелов, которые стали источником для злоупотреблений со стороны заказчиков. Последние изменения датируются 27.06.2019 годом и вступили в силу через принятие 152-ФЗ. Практически все закупки по 44-ФЗ сегодня переведены в электронный формат, что снижает коррупционные риски при отборе поставщиков.

В 44-ФЗ к участникам стали предъявлять дополнительные требования: они не должны находиться в состоянии банкротства, иметь конфликт интересов, состоять в РНП, иметь правомочия заключать контракт и пр.

Что изменилось в 44-ФЗ по сравнению с 94-ФЗ: общие моменты

Ниже приведены ключевые изменения в 44-ФЗ по сравнению с 94-ФЗ:

  1. Сфера регулирования 44-ФЗ гораздо шире: он направлен на регулирование закупок для обеспечения целей государства и муниципалитета, а закупка закачивается после полного исполнения обязательств по контракту. В 94-ФЗ отсутствовали нормы по контролю за исполнением государственного заказа. Требования 44-ФЗ распространили на бюджетные учреждения.
  2. В 94-ФЗ не содержится специальных норм относительно принципов размещения заказа, тогда как в 44-ФЗ выделены принципы, на которых должна базироваться контрактная система.
  3. В 94-ФЗ указывалось только на необходимость планирования государственных закупок на следующий год. По 44-ФЗ планирование регулируется более тщательно. Заказчик не только обязан сформировать и разместить план-график, но и обосновать закупки. Более того, он должен неукоснительно следовать плану и не размещать закупки, которые им не предусмотрены.
  4. В 44-ФЗ заказчика обязали приводить обоснование начальной цены контракта. Приоритет закреплен за методом сопоставимых рыночных цен. Заказчикам запретили закупать товары с избыточными характеристиками или те, которые являются предметами роскоши.
  5. В 94-ФЗ было только 4 способа отбора поставщика: конкурс, аукцион, запрос котировок и закупки у единственного поставщика. В 44-ФЗ способы отбора поставщика стали более разнообразные. Они включают несколько видов конкурсов, аукционов, запросы котировок и предложений.
  6. В 44-ФЗ ограничен перечень случаев, когда закупку допускается произвести у единственного поставщика, и установлен предельный объем таких закупок за год и стоимостные параметры для них (не более 100 тыс. р.).
  7. Для информационного обеспечения закупок в 94-ФЗ вся информация должна была публиковаться на официальном сайте. По 44-ФЗ была создана Единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок.
  8. В 44-ФЗ расширены требования, которые предъявляются к участникам закупок.
  9. В рамках 44-ФЗ заказчикам предоставлены преимущества для учреждений исправительной системы и организаций инвалидов.
  10. По 44-ФЗ заказчики должны осуществлять закупки с представителями малого бизнеса и социально-ориентированными НКО в размере не менее 15% совокупного годового объема закупок.
  11. Участники по 44-ФЗ должны вносить обеспечение заявки и государственного контракта в виде денежных средств или банковской гарантии.
  12. В 44-ФЗ ужесточены сроки для отказа от закупочной процедуры.
  13. Количество контролирующих инстанций по 44-ФЗ существенно возросло, появились новые органы контроля, появились институты ведомственного и общественного контроля.
  14. В 44-ФЗ установлены случаи, когда реализация государственного контракта в обязательном порядке сопровождается банками.
  15. В 44-ФЗ введены антидемпинговые меры, в частности, введены меры по повышенному обеспечению при существенном снижении цены контракта.
  16. В 44-ФЗ установлены требования к государственному контракту: к его содержанию и структуре, срокам подписания и возможностям для внесения изменений. Заказчик должен передавать сведения о результатах исполнения контракта в единый реестр.

Таким образом, после вступления в силу 44-ФЗ в сфере государственных закупок старый закон 94-ФЗ утратил свое юридическое значение.

44-ФЗ о контрактной системе имеет более обширную предметную область регулирования, он сделал область госзаказа более прозрачной, повысил ответственность заказчиков в части планирования закупочной деятельности и ее эффективности.

Изменения по 44-ФЗ были настолько масштабными, что заказчикам пришлось пройти профессиональную подготовку перед внедрением данного закона.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/fz-94.html

Закон 94 фз о госзакупках (44-фз)

Основные положения и сфера регулирования федеральных законов №94-ФЗ и №44-ФЗ о государственных закупках. Что поменялось со вступлением в силу №44-ФЗ?

Порядок проведения закупок товара, работ и услуг, обеспечивающих государственные и муниципальные потребности, а также заключение и исполнение контрактов по госзакупкам регулирует федеральный закон № 44, вступивший в силу 1 января 2014 года.

До введения в силу ФЗ «О контактной системе» № 44 порядок проведения госзакупок регламентировался федеральным законом № 94.

Учитывая наработанный опыт проведения государственных закупок и основы законодательства Комиссии ООН по праву международной торговли, законодатели решили существенно улучшить качество обеспечения госнужд.

Потому было принято решение издать абсолютно новый законодательный акт, а федеральный закон № 94 признать утратившим силу согласно статье 113 ФЗ № 44.

Взаимоисключения ФЗ № 44 и ФЗ №94

Несмотря на значительные изменения в законодательстве в 2015 году, открытый электронный аукцион не претерпел существенных трансформаций, и общий принцип размещения заявок остался прежним.

Как и прежде федеральный закон о контактной системе призван обеспечивать полную прозрачность на всех этапах проведения закупки, исключить коррупцию и прочие злоупотребления. Вместе с тем ФЗ № 44 вводит новые предписания к предоставлению необходимых сведений первой части заявки от участника электронных торгов, а также к обеспечению исполнения контракта.

Вдобавок закон распространяет применение национального режима при совершении закупок, запросе котировок и регулирует иные вопросы осуществления госзакупок.

https://www.youtube.com/watch?v=tOlye3dRhlg\u0026list=PLgBbinlRJfVzxprw3vMbdVt03gtUrHYkG

Основные различия ФЗ № 44 от ФЗ №94:

  • Введение единой информационной системы.

С 2016 года каждый сможет получить доступ к информации о госзаказе.

  • Ведение реестра банковских гарантий.

Все банковские гарантии подлежат внесению в реестр для удобства проверки их подлинности заказчиком.

  • Способы определения поставщиков на конкурсной основе.

Предполагается проведение различных конкурсов и запрос предложений для определения поставщиков.

  • Новые условия заключения, изменения, исполнения и расторжения контракта.
  • Требования к участникам госзакупок Контактной системы: активное участие в закупках, квалификация, деловая репутация и опыт работы участника.
  • Антидемпинговые процедуры.

Диаграмма о госзакупках в экономике

Установлена пороговая сумма в 15 млн руб. начальной цены контракта.

  • Новый порядок обеспечения контракта и заявки.

В 2015 году в федеральный закон внесли разу несколько изменений. Наиболее важным нововведением для участников госзакупки стало лишение аккредитации юридических лиц, которые были зарегистрированы в офшорной зоне. Потому с 13.08.2015 вышеуказанные предприятия лишаются возможности принимать участие в госзакупке.

Также в конце 2015 года была произведена последняя редакция ФЗ № 44, согласно которой федеральный закон расширяет перечень случаев госзакупки у единого поставщика. Установлена возможность закупки услуг, товаров и работ в случае осуществления ее за счет финансов, выделенных на проведение оперативно-розыскной деятельности.

Требования к участникам госзакупок

Федеральный закон № 44 предусматривает дополнительные, в сравнении с ФЗ № 94, требования к участникам госзакупок:

  1. Они должны быть правоспособны заключать контракт;
  2. У физического лица или главного бухгалтера юрлица (если он является участником госзакупки) не должно быть судимостей за преступления в экономической сфере (за исключением снятой или погашенной судимости);
  3. Участники госзакупки должны обладать исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности;
  4. Между участником закупки и заказчиком не должно прослеживаться конфликта интересов.

Планирование, обоснование и нормирование закупок

Важным нововведением в 2015 году стало также планирование, обоснование и нормирование закупок. Теперь заказчики обязаны создавать план-график закупок и соблюдать свод общих правил по нормированию в сфере закупок.

Это означает, что приобретаемые товары (работы, услуги) не должны быть предметом роскоши либо иметь излишние потребительские свойства.

Обоснование закупок производится путем предоставления общих сведений о закупке, аргументации цены контракта, а также способа определения поставщика.

Административная ответственность

За нарушение планирования, обоснования, а также общественного обсуждения госзакупок федеральный закон предусматривает начисление денежных штрафов заказчику. Причем несоблюдение поставщиками каких-либо положений ФЗ №44 также предполагает начисление ему штрафов.

Заключение, возможность изменения и контроль выполнения контрактов

С 2015 года по результатам запроса котировок победитель обязан предоставить Выписку (либо ее нотариально заверенную копию) из ЕГРЮЛ до момента заключения контракта. В случае непредоставления Выписки федеральный закон предусматривает признание победителя запроса котировок уклонившимся от заключения договора.

Также с 2015 года разрешается корректировка срока исполнения контракта по соглашению сторон. Еще допускается внесение изменений в отдельные пункты, которые затрагивают вопросы цены товара, услуги, работы либо объема работ и услуг, а также количества товаров, предусмотренных контрактами.

В свою очередь, ФЗ №44 предусматривает ответственность заказчика за конечный результат госзакупки. Особенностями исполнения контракта с 2015 года являются:

  • приемка поставляемого товара (услуг, работ);
  • оплата поставляемого товара (услуг, работ);
  • взаимодействие заказчика и поставщика в случае изменений условий контракта либо же его расторжения;
  • введение мер ответственности в случае нарушения каких-либо условий контракта.

В целях контроля и обеспечения прозрачности системы госзакупок заказчик обязуется публиковать отчеты по результатам прохождения каждого этапа контракта, внося их в Единую информационную систему.

Таким образом, с введением ФЗ № 44 закупки в сфере госнужд усложнились и стали более детализированными, но при этом сам процесс госзакупки приобрел еще большую открытость и прозрачность.

Исключение обязательной экспертизы

С 2015 года федеральный закон предусматривает всего несколько видов госзакупки, при совершении которых экспертиза остается обязательной.

Во всех же остальных случаях заказчик вправе самостоятельно принимать решение о необходимости проведения экспертизы.

Экспертное заключение может быть приложено к отчету исполнения контракта лишь в случае привлечения внешнего независимого эксперта самим заказчиком.

Несмотря на внесения множества изменений в федеральное законодательство о контактной системе в 2015 году, некоторые из них вступают в силу лишь в 2016–2017 годах, а потому всем участникам госзакупок необходимо пристально следить за актуальностью данных и выходом новых редакций федерального закона.

Ниже приведено познавательное видео:

Автор Ирина Б.

Источник: https://GarantiiBanka.ru/goszakupka/federalnyj-zakon-o-goszakupkax.html

44‑ФЗ простым языком. Часть 1

Основные положения и сфера регулирования федеральных законов №94-ФЗ и №44-ФЗ о государственных закупках. Что поменялось со вступлением в силу №44-ФЗ?

Статья актуальна на 1 июля 2019

Если вы — начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя. Закон написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и вот что вышло.

Заказчик

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков. 
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.

  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.

  • Плату за участие в закупках. 

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,  

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги. 

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация. 

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ. 

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки. 

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке. 

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики, 
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).

Появится в 2020 году

  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС. 

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью: 

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках.  С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре. 

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали. 

Способы проведения закупок 

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Это основание для планов-графиков.

Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.

В описании каждой закупки есть:

  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам, 
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете.Формируются на финансовый год.
Планы можно менять.   Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.  

Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.

С 1 июля 2019 года можно будет объявлять закупку через 1 день после изменения плана-графика.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны. 

В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.

В плане-графике нужно обосновать НМЦ,.

Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и должны проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

* С 1 октября 2019 года заказчики будут планировать закупки только по планам-графикам на 3 года, планы закупок будут отменены. До конца 2019 года по-прежнему нужно составлять план закупок и план-график.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.  

Все госзакупки нормируются.

Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ. 

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС. 

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить контракты. Подробнее об этих мерах мы писали здесь. 

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11. 

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1142-44-fz-1

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.