+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Шпионаж как преступление против государственной власти и основные методы совершения преступления

Содержание

Шпионаж

Шпионаж как преступление против государственной власти и основные методы совершения преступления

Шпионаж во все времена был нечестным способом конкуренции, как между бизнесменами, так и между государствами. И хотя, когда кто-то интересуется что выпускает завод, на котором работает его собеседник, это воспринимается как обычное любопытство, то в случае, когда завод секретный – это уже можно квалифицировать как шпионаж.

Понятие

Шпионаж – это деятельность иностранного гражданина или лица без гражданства на территории какой-либо страны с целью получить секретные сведения и передать их другому государству или частной иностранной компании. Такая деятельность считается незаконной, так как наносит вред интересам государства.

Квалифицируется данное преступление на основании статьи №276 УК РФ. Наказанием может быть лишение свободы на срок от 10 до 20 лет.

Виды шпионажа

Шпионаж – довольно широкое понятие, которое включает разные виды. Отличаются они, главным образом, в зависимости от направленности и типа информации, за которой охотятся шпионы.

Промышленный шпионаж. Что это такое?

В современном мире это один из самых распространённых видов шпионажа. Его цель – сбор информации о коммерческих тайнах конкурентов. Поэтому его часто и называют коммерческим. Такой вид шпионажа в российском законодательстве квалифицируется по отдельной, 183-й, статье УК.

Выражается такая деятельность в вербовке учёных и специалистов компании-конкурента, получении чертежей и других технических документов новых разработок, образцов продукции ит.п.

В результате шпионской деятельности, конкуренты хотят вывести компанию, чьи секреты украдены, из соперничества на рынке, а также стремятся получить собственные технологии, экономя средства на их разработке.

Государственный

Этот вид шпионажа связан с поиском засекреченной государственной информации (военной тайны, экономической стратегически важной информации) для её передачи представителям другого государства.

Экономический

Экономические шпионы собирают информацию о состоянии конкретной компании. В первую очередь, их интересует информация, не доступная широким массам людей. Для такого шпионажа используется подкуп должностных лиц, вскрытие сейфов и взлом базы данных организации, её архива.

Такое преступление (как и другие виды шпионажа) имеет преступный умысел, который заключается в передаче информации другим лицам.

Корпоративный

Это, по сути, вариант экономического шпионажа. Но проводят его конкурирующие фирмы в ходе борьбы на рынке, а не разные государства.

В интернете

По-другому этот вид шпионажа называется сетевым. Он заключается в сборе конфиденциальной информации о пользователях сети. Для этого используются специальные программы.

Сетевой шпионаж производят:

  • Корпорации для контроля над своими работниками;
  • Сайтами, которые собирают куки и, тем самым, получают персональные данные пользователей;
  • Хакерами, которые собирают персональную информацию для собственного интереса или чтобы продать, а также для доступа к финансам пользователей.

Мобильный

Этот вид шпионажа требует установки в мобильный телефон специальных устройств, которые передают злоумышленникам смс-сообщения владельца телефона, информацию из его адресной книги, позволяют определять его местоположение, а часто и вовсе управлять его телефоном дистанционно.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 450-38-95

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 317-73-96

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 600-25-34

В случае мобильного шпионажа есть исключения, разрешённые законом. Например, контроль над несовершеннолетним или недееспособным лицом. Но в этом случае устройства контроля устанавливают с ведома владельца телефона.

Уголовно-правовая характеристика

Предмет шпионажа – деятельность по получению и передаче государственной тайны и другой важной для РФ информации.

Конкретные действия, относящиеся к этому предмету:

  • Сбор информации с помощью любых средств: общения с носителем информации, установки шпионского оборудования, взлома сайтов, почтовых ящиков и баз данных;
  • Вербовка агентов;
  • Похищение носителей информации;
  • План передачи или сам факт передачи информации иностранным гражданам.

Состав преступления

Состав преступления шпионаж определяется объектом и объективной стороной действий человека. По этим признакам он отличается от государственной измены.

Объект

Объект шпионажа – информация, хищение которой наносит вред Российской Федерации в экономике, политике, науке и т.д.

Объективная сторона

Объективная сторона – действия по отношению к объекту. То есть сами действия шпиона по поиску, хищению и передаче информации. Важным квалифицирующим признаком является то, что эти действия наносят вред РФ.

Субъект

Субъектом шпионажа является любое дееспособное лицо в возрасте от 16 лет, не являющееся гражданином РФ.

Субъективная сторона

Действия субъекта характеризуются умыслом, то есть осознанием, что он совершает противоправные действия. Это и есть субъективная сторона шпионажа.

Квалифицирующие признаки

Для вынесения вердикта суда по статье шпионаж, необходимо доказать, что были следующие факты, квалифицирующие преступление:

  • Обвиняемый собирал сведения с помощью оборудования или других людей;
  • Хранил данные, имеющие статус секретных, не будучи должностным лицом, имеющим на это право;
  • Вербовал агентов, через которых мог получить доступ к секретной информации;
  • Передавал или планировал передать эту информацию людям, представляющим интересы другого государства или иностранной компании.

Важно учитывать, что виновность в шпионаже не зависит от наступления последствий шпионских действий.

Отличие от государственной измены

Государственная измена – этот тот же шпионаж, но совершённый гражданином РФ. Оба преступления угрожают внешней безопасности страны. Наказание за государственную измену определено статьёй №275 УК РФ.

Также в обоих случаях разграничивают умышленное разглашение секретных сведений и случайное. Для квалификации шпионажа или измены необходимо наличие умысла.

Уголовное наказание и ответственность

За шпионаж возможны три вида наказания:

  • Условный срок;
  • Ограничение свободы;
  • Лишение свободы от 10 до 20 лет.

Более лёгкие варианты наказания применяются, как правило, в случаях сетевого или коммерческого шпионажа, не нанёсшего значительного вреда потерпевшей стороне.

Хищение государственных тайн карается лишением свободы на длительный срок.

Можно ли доказать невиновность?

Доказать невиновность в шпионаже крайне сложно. Для этого должен отсутствовать состав преступления. А если человека обвиняют в совершении таких действий то, как правило, есть доказательства совершённого преступления.

Единственный способ избежать наказания – сообщить о подготовке шпионских действий или предотвратить их по собственному желанию. Это определено примечаниями к 275-й статье УК и относится также к статьям №276 и 278.

Источник: https://ruadvocate.ru/vidy-prestuplenij/shpionazh/

Преступления против государственной власти

Шпионаж как преступление против государственной власти и основные методы совершения преступления

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы, службы в органах местного самоуправления предусмотрены в главе 30 Уголовного Кодекса Российской Федерации .

Эти преступления представляют собой общественно опасные деяния, которые осуществляются предумышленно либо по неосторожности и подрывают авторитет государственных структур, причиняют урон охраняемым законом интересам граждан, организаций, общества и государства в целом.

Система данных преступлений включает в себя:

  • преступления должностных лиц;
  • преступления иных лиц.

Замечание 1

Социальная опасность этих преступлений содержится не только в подрыве авторитета органов власти и управления любого уровня, но и в подрыве доверия к ним со стороны населения России и других стран, в уничижении интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Структура

  1. Объект.

    Главный объект беззаконных посягательств – это интересы государственной службы либо службы в органах местного самоуправления. При этом возможны и дополнительные объекты, например, права и законные интересы граждан или же организаций, жизнь и здоровье человека, его свобода, честь, достоинство.

    Какие-либо беззаконные посягательства предметны. В качестве предметов могут выступать различные документы либо информационные материалы, наличные средства и другое имущество, передаваемые в роли взятки, целевые бюджетные средства, документы с заранее неправильными сведениями или корректировками.

  2. Объективная сторона.

    Объективная сторона преступлений выражается деянием, как правило, в форме действия, к которому относятся:

    • нецелевое расходование бюджетных средств;
    • превышение должностных полномочий;
    • присвоение полномочий должностного лица;
    • преступное участие в предпринимательской деятельности;
    • карьерный обман;
    • дача взятки, посредничество в ее передаче или же получение.

    В некоторых случаях совершение преступления возможно путем преступного бездействия (например, злоупотребление должностными полномочиями, преступная выдача паспорта гражданина РФ, халатность).

  3. Субъект.

    Субъект данных преступлений зачастую специальный, это должностное лицо, в том числе работник органов внутренних дел, а при совершении правонарушения, предусмотренного ст. 288 УК РФ, – государственный служащий или же служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом. Общим же субъектом является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

  4. Субъективная сторона.

    Субъективная сторона преступлений против государственной власти характеризуется, как правило, виной в форме умысла. Беспечное же психическое отношение лица к осуществленному им общественно опасному деянию имеет место быть только в составах преступлений, отраженных в ст. 293 УК РФ.

  • Курсовая работа 490 руб.
  • Реферат 260 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Замечание 2

Для квалификации этих преступных деяний имеют значение мотивы их совершения, например, корыстная либо другая собственная заинтересованность.

Причины и условия совершения государственной преступности

Причины и условия совершения преступлений против государственной власти коренятся в объективных явлениях и процессах жизнедеятельности людей, а также в субъективной сфере – массовом и социальном сознании.

Будучи социально детерминированным действом, особо опасные государственные преступления, как и преступность в целом, находятся в зависимости, помимо прочего, от характера и критериев общественной жизни на конкретном этапе становления и развития общества, а потому чутко откликаются на любые изменения данных условий.

Причинный комплекс, порождающий государственную преступность, выслеживается на 2 уровнях:

На уровне общего он вписывается в характер обстоятельств, генерирующих преступность в целом. На уровне видовой преступности он несет внутри себя черты специфики, отличительные непосредственно для особо опасных государственных преступлений.

Взаимосвязь общих причин с видовыми причинами, весьма сложна и многогранна. Это объясняется тем, что общее отражается в отдельном конкретном неравномерно и предопределено характером самих особо опасных государственных преступлений.

Накопленный опыт по анализу государственной преступности демонстрирует, что предпосылки, порождающие ее, носят характер:

  • информационно-идеологического воздействия на личность извне;
  • неудовлетворенности личности сложившимися жизненными обстоятельствами;
  • несогласия с официально проводимой политикой правительства в общем или по отдельным вопросам;
  • обид на государственные органы власти;
  • гипертрофированного понимания и ошибочного толкования недостатков;
  • других факторов.

Выявление комплекса причин, порождающих государственную преступность, не является конечной целью, а лишь выступает важным условием целенаправленной борьбы с указанной категорией преступлений.

Кроме того, упор делается на предупреждение таких беззаконных проявлений, что, в свою очередь:

  • дает возможность реже прибегать к мерам уголовно-правовой репрессии,
  • делает чище нравственную атмосферу общества,
  • дает возможность полнее воплотить принцип демократизации социальных отношений.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ponyatie_prestupleniya/prestupleniya_protiv_gosudarstvennoy_vlasti/

Преступление против государственной власти: понятие, виды, характеристика

Шпионаж как преступление против государственной власти и основные методы совершения преступления

Преступление против общегосударственной власти, а также правонарушение против интересов общегосударственной службы или отрасли органов регионального самоуправления – это опасные действия (или бездействия).

Они совершаются госслужащими, которые не являются официальными лицами, представителями государственной власти, прочими должностными лицами или другими служащими, наперерез интересам службы, благодаря положению, которое они занимают по долгу службы.

Такие действия или бездействия наносят вред нормальной утвержденной работе органов власти, а также кругу интересов национальной службы или органам местной власти. Они могут содержать угрозу нанесения подобного вреда.

Разновидности преступлений

В Особой части уголовного законодательства предусмотрено около 255 видов разных преступлений. Среди них принято выделять шесть основных групп правонарушений:

  • против личности;
  • военные правонарушения;
  • против безопасности общества;
  • против общегосударственной власти;
  • в области экономики;
  • против мира и защищенности человечества.

Характеристика преступления против правительственной власти предусматривается не уголовным кодексом, а теорией криминального права.

Отличительные признаки

Преступления против государственной власти и государственной службы имеют отличительные признаки:

  • Деяния совершаются отдельными субъектами. Исключение – предоставление взятки. Субъект в такой ситуации общий.
  • Преступление возможно совершить благодаря тому, что субъект занимает выгодное служебное положение или использует собственные служебные полномочия.
  • Деяния содержат угрозу для органов районного самоуправления, а также покушаются на нормальную работу органов управления и государственной власти.

Виды преступлений

Преступления делятся на определенные группы, каждая из которых попадает под статью уголовного законодательства России.

Виды преступлений против государственной власти:

  • превышение должностных возможностей (ст. 286);
  • злоупотребление официальными полномочиями (ст. 285);
  • внесение в государственные реестры очевидно недостоверных сведений (ст. 285.3);
  • нецелевое потребление бюджетных средств (ст. 285.1);
  • нецелевое растрачивание денег государственных небюджетных фондов (ст. 285 часть 2);
  • присвоение прав официального лица (ст. 288);
  • неисполнение сотрудником органов внутренних дел указов (ст. 286.1);
  • отказ в подаче информации Федеральному Собранию, отказ в предоставлении данных Счетной палате (ст. 287);
  • незаконная деятельность в предпринимательстве (ст. 289);
  • дача взятки (ст. 291);
  • получение взятки (ст. 290);
  • посредничество в вопросах взяточничества (ст. 291.1);
  • мелкое взяточничество (ст. 291.2);
  • служебный обман (ст. 292);
  • противозаконная выдача паспорта гражданина РФ, а в равной мере внесение очевидно ложных сведений в бумаги, повлекшее беззаконное приобретение подданства Российской Федерации (ст. 292.1);
  • безответственность (халатность) (ст. 293).

Субъект преступления

В большинстве преступлений субъектом может выступать только должностное лицо.

Должностными считаются лица, которые временно, постоянно или по специальным полномочиям выполняют административно-хозяйственные обязанности, организационно-распорядительные обязанности в государственных структурах, в органах районного самоуправления, городских учреждениях, выполняют обязанности в Вооруженных Силах России, прочих войсках и воинских формированиях.

Лицо, которое временно исполняет обязанности, предусмотренные конкретной должностью, могут признать субъектом преступления в том случае, если обязанности были возложены на лицо в порядке, установленном законом.

Понятие функций

Для того чтобы понять, что такое преступление против государственной власти, нужно разобраться с понятиями функций, которые выполняет официальное лицо.

Организационно-распорядительные функции – это функции, содержащие в себе руководство коллективом, подбор и постановку кадров, организацию службы или труда подчиненных, применение поощрительных мер или наложение дисциплинарных наказаний, поддержание дисциплины.

Административно-хозяйственными называют функции, к которым относятся полномочия по распоряжению и управлению имуществом, а также денежными средствами, которые находятся на балансе, а также на банковских счетах, которые есть у организаций либо учреждений, а также подразделений и воинских частей. Также сюда попадают другие действия: решения по начислению заработной платы, премий, контроль за передвижением материальных ценностей, установление порядка, в котором хранятся материальные ценности.

Объект преступления

Преступление против государственной власти предполагает также наличие объекта. Понятие преступления против государственной власти подразумевает, что объектом становится регламентированная правовыми актами нормальная работа государственных органов, муниципальных и государственных учреждений, ОМСУ, ВС РФ, различных армейских формирований России и других родов войск.

Непосредственным объектом воздействия являются законные права, законные интересы граждан и организаций. Также сюда относятся интересы общества, различные интересы государства, которые охраняются законом.

В данных должностных преступлениях объективная сторона подразумевает наличие признаков, являющихся обязательными:

  • Совершение перечисленных деяний наперерез интересам службы. Соответствующие деяния идут не только наперерез прямому предназначению органа, но также и противоречат полномочиям, которыми было наделено должностное лицо.
  • Наличие причинно-следственной зависимости между тем, что совершило лицо, и последствиями действия или бездействия.

Разница между служащими

Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов страны предусматривает несение наказания, степень которого меняется в зависимости от того, какое лицо совершило деяние.

Понятие официального лица уже, чем понятие муниципального или государственного служащего.

Гражданин, который выполняет обязанности, возложенные на него, за определенное вознаграждение, которое выплачивается из средств субъекта РФ или бюджета РФ, называется государственным служащим.

Человек, выполняющий обязанности, возложенные на него, за вознаграждение, которое выплачивается из средств органов регионального самоуправления, называется муниципальным служащим.

Отсюда только и остается сделать вывод, что не любой служащий является должностным лицом, однако любое официальное лицо будет являться государственным или же муниципальным служащим.

Те служащие, которые не занимают официальных позиций, будут нести ответственность по главе 30 УК (в частности, ст. 288, а также ст. 292).

Серьезность преступления

Государство отвечает за то, чтобы жизнь людей в социуме и сформированном обществе была организована и комфортна. Те, кто совершает преступление против государственной власти, караются весьма строго.

Особо опасными считаются:

То, насколько эффективна будет государственная власть, во многом зависит от слаженности работы государственных служащих, а также от их добросовестности. Государство не должно и не будет мириться со взяточничеством, злоупотреблением должностным положением со стороны лиц, занимающих ответственные посты в органах власти.

Наказание

Преступления против государственной власти УК наказывает без поблажек.

Например, превышение официальных полномочий:

  • Если деяние повлекло нарушение законных интересов или прав граждан или организации, также любых охраняемых интересов государства или общества, и совершено из корыстных побуждений или иной персональной заинтересованности. В таком случае наказание предполагает штраф от 80 000 руб. Эта сумма может быть заменена на любой доход гражданина за период до полугода. Решением суда может быть запрещено занимать должности конкретного уровня или вида или же заниматься конкретной деятельностью. Срок такого наказания может быть до 5 лет. Также может быть взыскание в виде принудительной работы до четырех лет. Заменить это наказание можно арестом от четырех до шести месяцев. Самым строгим является наказание, подразумевающее лишение свободы до 4 лет.
  • Такое же деяние, но содеянное лицом, занимающим государственный пост или являющимся главой органа самоуправления, наказывается или штрафом, который будет равен размеру з/п или дохода за срок от 1 до 2 лет, или суммой от 100 000 до 300 000 руб. Также могут применяться принудительные работы. Вменяться такие работы могут на период до пяти лет. Лицо может быть лишено права деятельности. Также применяется лишение свободы на период от 7 лет.

Преступление против государственной власти, пример которого можно увидеть каждый день в новостях, – дача или получение взятки. За взятку наказание предполагает штраф и/или лишение свободы.

Многочисленные виды преступлений против государственной власти имеют четкое разграничение по мерам ответственности и наказания.

В случае, когда уполномоченное лицо, иностранное официальное лицо или официальное лицо публичной транснациональной организации получает через посредника или лично взятку в виде суммы денег, ценных документов, имущества в виде незаконных услуг или услуг, носящих имущественный характер в пользу того, кто дает взятку, оно подлежит наказанию в виде штрафа. Размер штрафа колеблется от 1 млн руб. Также штраф может быть равен объему заработной платы за период времени до 2 лет или же в размере, равном 10-50-кратному размеру взятки. При этом предполагается лишение права трудоустраиваться на конкретное место и заниматься некой деятельностью (ограничивающий срок – до трех лет). Наказание может быть представлено исправительными работами на срок от одного до двух лет. Лицо лишается права трудоустраиваться на конкретные позиции и заниматься некоторой деятельностью на срок времени до 3 лет. Назначаются определенные принудительные работы на период до 5 лет. Предусматривается лишение возможности занимать должности или выполнять определенную работу на период до 3 лет. Также возможно лишение свободы на период до 3 лет с налагаемым штрафом. Размер штрафа может быть равен десятикратной или двадцатикратной сумме взятки.

Наказание за нецелевое использование бюджета

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы в виде расходования государственных средств подразумевают разную степень наказания.

Расходование бюджетных денег на цели, не соответствующие условиям, в которых их получили с получением подписи, сметы, основания для расходования средств, уведомлением об ассигнованиях со стороны бюджета, которое совершено в особенно крупном размере, наказывается штрафом.

Размер штрафа составляет от 100 000 до 300 000 руб. или равен размеру заработной платы или другой прибыли за период времени от 1 года и до 2 лет. Также может быть применено наказание в виде принудительных работ. Период проведения подобных работ – до двух лет.

При этом лицо лишается прав занимать конкретные посты или же вести определенную деятельность. Период запрета может быть равен сроку до трех лет.

Кроме того, может вменяться лишение свободы периодом до двух лет с запретом трудоустраиваться на определенные должности или выполнять определенную деятельность на период времени до 3 лет.

Понятие и виды преступлений против государственной власти предусматривают наличие ответственности для группы лиц, которые совершили незаконное деяние.

За нецелевое применение бюджетных средств группой лиц по предварительной договоренности (сговору) или при совершении кражи в особенно крупном размере наказанием будет штраф. Его размер может составлять от 200 000 до 500 000 руб. Размер штрафа может быть приравнен к размеру оплаты труда или любого другого дохода.

Период времени, за который изымается сумма, составляет 1-3 года. Также могут применяться принудительные работы периодом до 5 лет с дополнительным правом занимать отдельные должности или выполнять какую-то деятельность на период времени до 3 лет.

Может быть применено лишение свободы на период до 5 лет с лишением права трудоустраиваться на некоторые посты или заниматься какой-то конкретной деятельностью.

Крупным размером для преступления против государственной власти, интересов службы признается сумма средств из бюджета, которая превышает один миллион пятьсот тысяч рублей (1 500 000 руб.). Особо крупным признается размер в семь миллионов пятьсот тысяч (7 500 000 руб.).

Внесение недостоверных сведений

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы в виде подачи в единые государственные реестры заведомо неверных сведений (согласно ст. 285 УК) характеризуются:

  • внесением в реестр сведений, о недостоверности которых известно заранее;
  • осуществлением подлога документов, которые выступили основанием для записи в реестре;
  • подлогом документов, в результате чего внесены изменения в реестры;
  • ликвидированием документов, которые являлись основанием для осуществления записи в государственный реестр, особенно если хранение документов обязательно и предусмотрено законом;
  • уничтожение документов, которые были основанием для изменений в реестрах.

Соотнесение наказания с преступлением

Большинство представителей власти согласны с мыслью, в которой утверждается, что степень наказания должна зависеть не только от тяжести преступления. Вменяемое наказание должно исходить из того, что прописано в законодательстве. Для обеспечения правильной и соответствующей законной базы необходимо в законе прописывать наиболее жесткие наказания.

Неотвратимость наказания, а также ответственность самих сотрудников будет способствовать искоренению такого понятия, как преступление против государственной власти.

Источник: https://FB.ru/article/322843/prestuplenie-protiv-gosudarstvennoy-vlasti-ponyatie-vidyi-harakteristika

Шпионаж как преступление против государственной власти: правовое регулирование, ответственность и отличительные черты

Шпионаж как преступление против государственной власти и основные методы совершения преступления

Шпионаж – это уголовно наказуемая деятельность, которая регулируется как российским, так и международным законодательством.

Понятие и виды шпионажа

Под шпионажем понимают противозаконный сбор информации об иностранном государстве и передачу её третьим заинтересованным лицам.

Шпионаж осуществляет специально обученное лицо – шпион. Данная деятельность предполагает сложную работу под прикрытием и сопряжена с многочисленными рисками.

Выделяют несколько видов шпионажа:

  • экономический (промышленный) – сбор и передача сведений об экономических планах, показателях страны;
  • политический – сбор информации о политических кулуарных решениях, а также о личной жизни каких-либо политических лидеров;
  • военный – тайная разведывательная деятельность в войсках или тылу противника во время вооруженных конфликтов.

Особенности военного шпионажа

Международное гуманитарное право устанавливает права лиц, осуществляющих военный шпионаж – лазутчиков (ст. 29 IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.).

В соответствии со ст. 46 Дополнительного протокола I к Женевской конвенции 1949 г., они не являются комбатантами (лицами, входящими в состав вооруженных сил) и не приобретают статуса военнопленных, то есть не пользуются защитой норм международного права. Согласно ст. 30 IV Гаагской конвенции, пойманный шпион не может быть наказан без предварительного суда.

Следует отличать военных шпионов от разведчиков. Лазутчики носят военную форму государства-противника, они работают под прикрытием. В то время как сотрудники органов внешней разведки являются военнослужащими кадрового состава, их деятельность строго регламентирована и подчинена национальному законодательству (Федеральный закон от 10.01.1996 “О внешней разведке”).

Правовое регулирование шпионажа

Шпионаж регулируется Уголовным кодексом Российской Федерации и относится к преступлениям против государственной власти, а именно к преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства. Ответственность за шпионаж устанавливает ст. 276 УК РФ.

Согласно этой статье, шпионаж – это передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства. Чтобы лицо понесло ответственность за шпионаж, его деяние должно содержать все признаки состава данного преступления.

Объектом преступного посягательства здесь выступает внешняя безопасность государства. Также можно выделить предмет преступления –  это сведения, содержащие государственную тайну или информация, не относящаяся к государственной тайне, но представляющая важность для государства.

Субъектами шпионажа выступают иностранные граждане или лица без гражданства (апатриды).

Объективную сторону шпионажа составляют:

  • передача;
  • собирание;
  • похищение;
  • хранение сведений, составляющих государственную тайну, или иной информации.

Преступление считается оконченным с момента совершения указанных выше действий. Установление шпионом связи с иностранной разведкой, иной иностранной или международной организацией для получения задания считается приготовлением к совершению преступления.

Субъективная сторона шпионажа характеризуется виновными действиями, совершенными с прямым умыслом. Шпион, несомненно, осознает и предвидит общественную опасность своих действий и желает их наступления.

Целью шпионажа выступает нанесение ущерба безопасности Российской Федерации посредством сбора и передачи необходимой информации.

Мотивы для совершения этого преступления могут быть различны: например, неприязнь к государству пребывания, приверженность к экстремистским взглядам, личная заинтересованность, но чаще всего это материальная выгода.

Отличия шпионажа от государственной измены

Следует отличать шпионаж от государственной измены, ответственность за которую предусмотрена ст. 275 УК РФ.

Оба преступления направлены против основ конституционного строя и безопасности государства, а их объективная сторона представляет собой одни и те же действия.

Сама же государственная измена определяется законодателем через понятие “шпионаж”. Основное отличие заключается в субъекте преступления:

  • шпионаж – иностранные лица и лица без гражданства;
  • государственная измена – граждане Российский Федерации.

Ответственность за шпионаж

Шпионаж относится к категории особо тяжких преступлений. Лицо, признанное виновным в шпионаже, наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Шпион может быть освобожден от уголовной ответственности в случаях, определенных примечанием к ст.

275 УК РФ: если добровольно и своевременно сообщит органам государственной власти о своей деятельности или поспособствует предотвращению дальнейшему нанесению ущерба безопасности России и если в его деянии не будет содержаться состава другого преступления.

Шпионажем промышляли в течение всей мировой истории, но из-за секретного характера такой деятельности она имеет довольно скудное освещение в законодательстве.

Тем не менее, УК РФ достаточно детально регламентирует этот вопрос: дает определение шпионажу, описывает действия, подпадающие под категорию “шпионских”, определяет субъектов шпионажа и их ответственность. Необходимо отметить, что российский законодатель ужесточил наказание за шпионаж (УК РСФСР – от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества, УК РФ – лишение свободы на срок от десяти до двадцати лет).

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/gosudarstvennaya-bezopasnost/spionaz.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.