+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

В чем состоят особенности исполнения государственного контракта, и какие этапы по исполнению предусмотрены?

Содержание

Государственный (муниципальный) контракт: изменение и исполнение

В чем состоят особенности исполнения государственного контракта, и какие этапы по исполнению предусмотрены?

В статье обсудим как изменить условия контракта, как исполнить контракт, а также поговорим о приемке, экспертизе, отчете

Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, когда возможность изменения была предусмотрена документацией о закупке и изменения обоснованы положениями ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Изменения по соглашению сторон при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта (п.1 ст.95 Закона № 44-ФЗ).

Письмо Минэкономразвития от 31 декабря 2014 г.

№ Д28и-2874 «изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон — в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%».

Изменения вносятся по предложению заказчика:

  • увеличение количества товара, объема работы или услуги не более чем на 10%;
  • уменьшение количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10%.

При увеличении количества (объема) товаров, работ или услуг также допускается увеличение цены контракта по соглашению сторон (но не более чем на 10%), а при уменьшении количества (объема) товаров, работ или услуг цена обязательно должна быть снижена (п. 2 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Внесение изменений на основании решений органов власти:

  1. если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
  2. если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
  3. если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации.

Обоснование: п. 3 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Внесение изменений в связи с изменением тарифов:

Изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

Обоснование: п. 4 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Внесение изменений для проведения лечение гражданина за рубежом:

В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории России по медицинским показаниям.

Обоснование: п. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Внесение изменений вследствие уменьшения лимитов бюджетных средств:

При уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.

Обоснование: п. 6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;

Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г.

№ 1090 «Об утверждении методики сокращения количества товаров, объемов работ и услуг при уменьшении цены контракта», в соответствии с которым при внесении изменений заказчик должен «исходить из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств по поставке товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо) и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены».

Изменения предмета контракта

На основании ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, а также технические и функциональные характеристики которых улучшены по сравнению с указанными в контракте.

Вопрос: Как поступить заказчику, если поставщик предлагает поставить товар, выполнить работу или оказать услугу с новыми измененными характеристиками, отличными от указанных в тендерной документации, заявке и контракте?

Ответ:

  1. в документации о закупках установить возможность изменений условий контракта на основании п.7 ст.95 Закона № 44-ФЗ;
  2. заключить доп.соглашение к действующему контракту.

Обоснование: п. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ:

При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Письмо ФАС РФ от 22 августа 2011 г. № АК/32043: критерии определения лучших характеристик и качества товара законом не установлены, в связи с чем заказчик самостоятельно определяет и согласовывает исполнителю по контракту такие критерии.

Исполнение контракта. Приемка, экспертиза. Отчет

Исполнение обязательств по контракту должно быть подтверждено подписанным сторонами документом:

  • Актом приема-передачи товара;
  • Актом выполненных работ;
  • Актом оказанных услуг.

Распространенные нарушения обязательств со стороны заказчиков:

  • Просрочка оплаты
  • Просрочка возврата обеспечения
  • Не предоставление в срок строительной площадки

Распространенные нарушения обязательств со стороны поставщиков:

  • Просрочка поставки, сдачи результата работ, оказания услуг
  • Не предоставление в срок документов
  • Не уведомление заказчика о привлечении субподрядчика

Приемка результатов исполнения контракта 

Обязанность по оплате результата исполнения обязательств по контракту наступает после подписания документа о приемке.

Практическая организация мероприятий по приемке результатов исполнения контракта:

Заказчик может создать приемочную комиссию не менее чем из 5 человек, при этом необходимо определить:

  • состав лиц, чье участие необходимо;
  • перечень действий по приемке;
  • сроки приемки;
  • мероприятия по проверке соответствия условиям контракта объекта закупки;
  • порядок фиксации выявленных недостатков;
  • срок уведомления поставщика о выявленных недостатках и порядок их устранения;
  • иные необходимые положения.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо полного исполнения обязательств по контракту в случае выявления несоответствия этих результатов, либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (п. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Вопрос: Как правильно оформить отказ от приемки поставленного товара, результата выполненной работы, оказанной услуги?

Ответ: В случае отказа от приемки заказчик должен направить поставщику мотивированный отказ от подписания акта приемки в письменной форме.

На этапе приемки заказчик вправе привлечь экспертов для установления соответствия или не соответствия результата исполнения контракта требованиям закона и заказчика. Приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам экспертизы заключения экспертов, экспертных организаций.

ВАЖНО! Заказчики обязаны направлять информацию

  • о заключенном контракте и об условиях реализации уже заключенного контракта — в реестр государственных и муниципальных контрактов, который ведется на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
  • об уклонении от заключения контракта и об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств поставщиком — в реестр недобросовестных поставщиков, который ведется на официальном сайте ФАС и также доступен на сайте www.zakupki.gov.ru.

О том, как подготовить отчет об исполнении контракта, читайте в статье. Кто и в каких случаях готовит отчет, в какие сроки он размещается в ЕИС, документы, прилагаемые к отчету. Про заключение государственного (муниципального) контракта читайте в статье «Государственный (муниципальный) контракт: как заключить»

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1522

Обеспечение исполнения государственного контракта: способы, размеры и сроки действия

В чем состоят особенности исполнения государственного контракта, и какие этапы по исполнению предусмотрены?

Собираясь участвовать в государственном тендере, всегда следует отдавать себе отчет в том, когда и какие расходы понесет компания, какие средства придется изъять из оборота. Если результат торгов окажется для вас положительным, одним из важных моментов станет финансовое обеспечение исполнения контракта.

Как именно победителю государственного конкурса подтвердить серьезность своих намерений по исполнению контракта, определяет Федеральный закон от 5 апреля 2014 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту — № 44-ФЗ).

В некоторых случаях заказчик может использовать более мягкие нормы, приведенные в Федеральном законе от 18 июля 2001 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — № 223-ФЗ).

Что понимается под обеспечением исполнения контракта и в каких случаях оно требуется

Тендерный протокол с итогами конкурса размещается в единой информационной системе. После этого победителю конкурса дается десять дней на то, чтобы оформить обеспечение исполнения контракта. Это подтверждение серьезности намерений исполнителя. При наличии обеспечения контракт подписывается.

Если требования не выполнены, победитель считается уклонившимся от заключения контракта и может быть внесен в Реестр недобросовестных поставщиков. Далее заказчик вправе предложить контракт участнику, занявшему второе место. На подписание контракта и предоставление обеспечения у этого участника также есть десять дней.

Однако, если по каким-то причинам он не выполнит эти условия, его репутации ничего не грозит. В этом случае конкурс будет признан несостоявшимся.

Если одна из сторон получила какие-либо судебные предписания или возникли форс-мажорные обстоятельства и контракт не может быть подписан в течение десяти дней, то в течение одного дня она обязана уведомить об этом вторую сторону.

Тогда сроки подписания контракта и предоставления обеспечения могут быть пересмотрены, но продление допускается не более чем на 30 дней.

Точно так же о восстановившейся возможности подписания контракта вторую сторону уведомляют в течение одного дня.

Способы обеспечения исполнения государственного контракта

Обеспечение может быть оформлено на усмотрение участника конкурса в виде банковской гарантии или в виде внесения денежной суммы на указанный заказчиком счет.

Безотзывная банковская гарантия

Это документ, в котором фиксируется обязательство финансовой организации (банка) оплатить долг подрядчика перед заказчиком, если обязательства по контракту не выполнены в определенный срок.

Таким образом, финансовая ответственность за исполнение контракта переходит к банку, и в течение срока действия банковской гарантии он не может отказаться от взятых на себя обязательств ни при каких условиях («принцип безотзывности»).

Банковская гарантия может быть принята в качестве обеспечения, только если выдавший ее банк есть в Реестре Минфина России. Информация о гарантии должна быть внесена в Реестр банковских гарантий в течение одного дня после ее выдачи.

Внесение денежных средств на указанный заказчиком счет

Денежные средства вносятся на счет заказчика. Закон № 44-ФЗ не накладывает валютных ограничений на обеспечение контракта, поэтому заказчик решает сам и указывает в конкурсной документации, в какой валюте будут вестись расчеты.

Сумма обеспечения исполнения контракта будет зависеть от начальной максимальной суммы контракта, для ее определения существует простая схема.

Размер обеспечения исполнения государственного контракта

С 1 июня 2015 года сумма, подлежащая выплате по гарантии, не обязательно фиксируется на момент оформления документа, если условия гарантии позволяют ее установить на момент исполнения контракта. Также она может быть «плавающей», то есть меняться в зависимости от этапа исполнения обязательств. При этом по взаимной договоренности способ обеспечения исполнения контракта можно изменить.

Согласно законодательству сумма обеспечения назначается в размере 5–30% от максимальной цены контракта, указанной в тендерной документации. При начальной цене контракта свыше 50 млн рублей назначается 10–30%.

Если контрактом предполагается выплата подрядчику аванса в размере не более 30% от начальной суммы контракта, сумма обеспечения должна быть больше суммы аванса. Если аванс превышает 30%, сумма обеспечения назначается в размере аванса. Сумма обеспечения указывается в конкурсной документации.

Если в ходе торгов победитель снизил начальную цену контракта на 25% и более, он должен предоставить обеспечение в полтора раза больше расчетного. Это антидемпинговая мера.

Существуют специальные онлайн-калькуляторы, куда можно ввести начальную максимальную цену контракта (НМЦК) и получить данные о возможном размере обеспечения. Но сориентироваться довольно легко и при помощи обыкновенной арифметики:

Допустим, НМЦК составляет 100 000 рублей, размер аванса — 20%. Минимально допустимый размер обеспечения 5 000 рублей (5% от НМЦК). Максимально допустимый размер обеспечения 30 000 рублей (30% от НМЦК). Аванс 20 000 рублей.

Значит, сумма обеспечения должна составлять 20 000–30 000 рублей.

Если победитель конкурса предложит максимальную цену контракта в размере 75 000 и меньше, сумма обеспечения увеличивается в полтора раза, и должна будет составлять 30 000–45 000 рублей.

Срок обеспечения

Срок действия контракта определяется заказчиком самостоятельно, а банковская гарантия должна быть действительна дольше — как минимум на месяц. Требования заказчика по независимой гарантии рассматриваются банком в течение пяти дней, если в тексте гарантии не указан более длительный срок (до 30 дней).

В случае исполнения контракта и подписания соответствующих документов банковская гарантия подрядчику не возвращается, ее срок истекает и она становится недействительной.

Если было внесено денежное обеспечение, то после подписания закрывающих документов по контракту оно возвращается на счет подрядчика в течение пяти дней.

Если контракт не был подписан в течение 30 дней после окончания конкурса, он должен быть официально признан несостоявшимся. В течение пяти дней с этой даты денежное обеспечение возвращается победителю конкурса на его счет, банковская гарантия не возвращается.

Обеспечение по 223-ФЗ: отличия от 44-ФЗ

Положения Закона № 223-ФЗ более просты в отношении обеспечения исполнения государственных контрактов, чем положения Закона № 44-ФЗ, и могут применяться, если конкурс организует:

  • государственная компания или корпорация;
  • субъект естественной монополии;
  • организация, специализирующаяся на электро-, газо-, тепло-, водоснабжении, водоотведении, очистке сточных вод, утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов;
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки за счет грантов (субсидий);
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки для привлечения субподрядчиков по контрактам, в которых является исполнителем;
  • автономное учреждение;
  • хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, и его дочерние хозяйственные общества;
  • бюджетное учреждение, разместившее Положение о закупке в Единой информационной системе.

Такой заказчик имеет право, но не обязан требовать обеспечения исполнения договора. Если он хочет это сделать, способы и размеры обеспечения указываются в конкурсной документации.

Банковская гарантия может быть оформлена в одном из 50 лучших банков по данным Минфина, их наличие в Реестре Минфина России не требуется. Какой должна быть сумма обеспечения, заказчик решает сам. Он может воспользоваться расчетными схемами по Закону № 44-ФЗ или любыми другими.

Если он собирается применять антидемпинговые меры, это должно быть указано в конкурсной документации. Согласно Закону № 223-ФЗ, они не обязательны.

На сегодняшний день законодательно установлена необходимость предоставления победителем государственного тендера финансового обеспечения в качестве обязательного условия подписания контракта.

Довольно часто требуют подтверждения финансовой благонадежности подрядчика и крупные коммерческие заказчики.

У победителя конкурса есть выбор: он может использовать для этого как денежные средства, так и банковскую гарантию.

Источник: https://www.pravda.ru/navigator/obespechenie-ispolnenija-gosudarstvennogo-kontrakta.html

Исполнение государственного контракта

В чем состоят особенности исполнения государственного контракта, и какие этапы по исполнению предусмотрены?

Статья 94 44-ФЗ регламентирует исполнение государственного контракта, как отдельный этап закупки. В статье указаны основные стадии исполнения контракта, обязанности поставщика и заказчика, а также порядок проведения экспертизы. Данная статья состоит из 8 пунктов. Пункты 9-12 утратили юридическую силу в 2019 году после издания ФЗ-71 от 1 мая 2019 г.

В данной статье регламентированы:

  1. Меры по исполнению контракта.
  2. Обязанности поставщика.
  3. Обязанности заказчика.
  4. Проведение экспертизы.
  5. Приемка этапов исполнения контракта.

Из каких стадий состоит

Условия исполнения госконтракта по 44-ФЗ согласовываются заказчиком и поставщиком на этапе его подписания. Они в обязательном порядке отражаются в тексте договора. К существенным условиям по контракту относят следующие:

  1. Цена.
  2. Сроки действия госконтракта.
  3. Период исполнения обязательств.
  4. Порядок оплаты.
  5. Предмет контракта: наименование товаров и количество.
  6. Прочие условия по 44-ФЗ.

В частности, существенные условия допускается изменить, если изменились правила бюджетного финансирования (например, был сокращен лимит), контракт заключен более, чем на полгода и исполнить его без изменений недопустимо (например, возникли форс-мажорные обстоятельства); возможность правок предусмотрены госконтрактом.

Цена по госконтракту, которая должна быть выплачена поставщику, может быть исключительно твердой. Она может быть изменена в крайних случаях:

  • при ее снижении и одновременном сохранении объема поставок, работ и услуг;
  • при ее изменении в пределах 10%, если объем поставки товаров, работ и услуг одновременно сокращается на аналогичную величину;
  • если исполнить контракт по данной цене невозможно, так как она превышает лимит, установленный государственными инстанциями;
  • при изменении регулируемых тарифов;
  • при уменьшении размера бюджетного финансирования;
  • при изменении перечня услуг для пациентов, которые проходят лечение за рубежом.

Все поправки в договор должны быть предварительно согласованы с поставщиком и прописаны в дополнительном соглашении, подписываемом сторонами.

Результатом исполнения госконтракта становится своевременная поставка товаров и оплата по нему, согласно условиям, зафиксированным при его подписании.

В стадии исполнения контракта включаются:

  1. Поставка товаров, работ и услуг.
  2. Их приемка, которая сопровождается внутренней экспертизой, проводимой заказчиком, а также внешней экспертизой, проводимой специализированной компанией (при необходимости).
  3. Оплата товаров и услуг.
  4. Размещение отчета в ЕИС по результатам исполнения госконтракта и включение его в реестр.

Сам государственный контракт может предусматривать несколько этапов. Но даже при их отсутствии в случае долгосрочного характера работ заказчик имеет обязанность производить приемку и оплату поэтапно. На это указал Минфин в рекомендательном письме от 2018 года №24-03-07/14504. В случае пренебрежения данным правилом на заказчика будет наложен штраф в размере 50 тыс. р.

При поставке технически сложной продукции заказчик привлекает к экспертизе сторонние специализированные организации, в остальных случаях он вправе проводить экспертную оценку собственными силами.

По результатам приемки товаров, работ и услуг в обязательном порядке составляется итоговый документ. Это может быть передаточный акт или товарная накладная (в отношении поставленных товаров).

В случае если поставленные товары или оказанные услуги не соответствуют потребностям заказчика, то нужно указать мотивированный отказ от приемки с указанием сроков для подрядчика для устранения недостатков.

В 2017 году были внесены изменения в 44-ФЗ, которые регламентируют сроки оплаты госконтракта.

После того как 83-ФЗ вступил в силу, заказчикам отводится на перечисление денег максимально 30 дней после подписания приемочных документов.

Но если закупка была проведена у компании, которая относится к субъектам малого бизнеса и социально ориентированным НКО, то на перечисление денег у заказчика будет гораздо меньше времени – 15 дней.

За нарушение условий исполнения контракта, которое не связано со сроками, начисляются штрафы.

Заключение и исполнение государственного контракта по 44 ФЗ

В Российской Федерации правовой нормой, регулирующей закупки для государственных нужд, является Федеральный Закон №44. Заключение контракта по 44-ФЗ — результат аукциона, конкурса, запроса котировок или предложений.

Порядок заключения госконтракта 44-ФЗ

Для начала стоит определиться с понятием Государственного контракта — это договор, который заключается между заказчиком от имени государства или муниципалитета (в лице государственного или муниципального органа) и поставщиком услуг, товаров или работ. 

Его предметом выступает оказание услуг, поставка товара или выполнение работ в целях обеспечения государственных нужд.

Согласно 44-ФЗ заказчиками имеют право выступать организации, соответствующие ряду правил:

  1. Если организация, проводит закупок в год больше, чем на 100 млн. руб., то в штате должна быть специальная контрактная служба. Данные специалисты отвечают за участие в торгах и составление извещений.

  2. Необходимо планировать закупочную деятельность. Планы составляются на три года и публикуются в открытом доступе в ЕИС.

Риски госзаказа

Также, есть ряд правил для электронного аукциона и подписания контракта по его итогам, которые вступили в силу с принятием ФЗ-44.

Это антидемпинговая политика, она заключается в подтверждении добросовестности поставщика, который в ходе торгов предложил цену ниже, чем на 25%.

В этом случае поставщик обязан предоставить обеспечение исполнения договора в полтора раза превышающее установленное извещением и документацией заказчика, а в случае, если НМЦК не превышает 15 миллионов рублей, то добросовестность поставщика можно подтвердить не менее, чем тремя исполненными контрактами, один из которых должен быть по стоимости равен или более 20% от цены, которую предложил участник.

Процесс исполнения договора, также связан с рисками и, согласно закону, могут быть приняты санкции, как в отношении исполнителя, так и заказчика.

При заключении контракта важно учесть тот факт, что его цена устанавливается на весь срок изначально и в дальнейшем изменению не подлежит.

Основной объем госконтрактов заключается на уровне субъектов Российской Федерации, а основными заказчиками выступают органы госвласти. 

Самым популярным и востребованным из всех видов закупок является электронный аукцион, в 2016 году его доля составила почти 57% от всего объема заключенных контрактов.

Сроки заключения контракта по 44 ФЗ по аукциону

Срок подписания контракта по 44-ФЗ зависит от того, в какой именно форме проводилась закупка. Ниже, приведена таблица, в которой отмечены сроки подписания договора исполнителем. Стоит отметить, что заказчик всегда подписывает договор со своей стороны в последнюю очередь, после подрядчика.

Одно из условий заключения контракта по 44-ФЗ по аукциону — это предоставление заказчику обеспечения исполнения.

Как правило, это 10-30% от НМЦК. В этой роли может выступать денежные средства в сумме, указанной в договоре, или наиболее распространенный вариант — банковская гарантия. Ее выгода состоит в том, что исполнителю не требуется изымать необходимую сумму денежных средств из оборота для доказательства своей благонадежности.

Для обеспечения контракта по 44-ФЗ принимается документ только тех банков, которые занесены в Реестр банков Минфина, имеющих лицензию на выписку банковских гарантий.

Стоимость гарантии Вы можете рассчитать уже сейчас:

★ Онлайн калькулятор банковской гарантии

[калькулятор банковской гарантии]

Ст. 6.1 Федерального закона №275 «О государственном оборонном заказе» устанавливает, что каждому госонтракту должен присваиваться идентификатор.

Только после этого сведения о госконтракте включаются в реестр.

Идентификатор контракта представляет собой 25-значный код, каждый блок которого отображает определенную информацию:

  1. идентификационный код госзаказчика;
  2. способ определения поставщика, по результат которого был подписан контракт;
  3. дата начала и окончания действия контракта.
  4. непосредственно порядковый номер госконтракта, в соответствии с внутренней нумерацией каждого госзаказчика.

В соответствии с вышесказанным – ИГК является уникальным и не может быть присвоен другому контракту заказчика.

Идентификатор государственного контракта присваивается не только контрактам в сфере гособоронзаказа, но и в госзакупках других отраслей.

Порядок присвоения ИГК договорам, заключенным не в сфере ГОЗ подробно изложен в статье 5 части 2 415-ФЗ.

Идентификатор государственного контракта в счетах фактурах

С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения ст. 169 Налогового Кодекса РФ.

НК РФ предписывает изменить список заполняемых полей в счетах-фактурах. Одним из нововведений формы стало поле, где необходимо указывать идентификатор госконтракта при его наличии.

Изменения коснулись и корректировочного счета-фактуры.

Образец формы счет-фактуры 2017

Можно сказать, что принимать участие в конкурсах и аукционах на право заключения и исполнения госконтракта очень ответственное и непросто дело. Чтобы подписание договора прошло без проблем, предлагаем вам воспользоваться услугами компании РусТендер. Наши специалисты не первый год работают с торгами по 44-ФЗ и помогут даже в самых сложных и спорных вопросах.

© ООО МКК «РусТендер» 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Источник: https://tender-rus.ru/articles/kak-zarabotat-v-sisteme-goszakaza-44-fz-i-223fz/zaklyuchenie-gosudarstvennogo-kontrakta

Источник: https://oblast.okd1.ru/konsultacziya/ispolnenie-gosudarstvennogo-kontrakta/

Исполнение контракта по 44 ФЗ и его особенности

В чем состоят особенности исполнения государственного контракта, и какие этапы по исполнению предусмотрены?

С июня 2014 г. действуют изменения к ФЗ №44. Они коснулись, в числе прочего, особенностей реализации условий договора, заключенного по результатам закупок для муниципальных и госнужд. Рассмотрим далее, как осуществляется исполнение контракта по 44-ФЗ.

Общие сведения

Исполнение контракта по 44-ФЗ включает в себя совокупность мер, осуществляемых посредством взаимодействия заказчика и поставщика/подрядчика. Перечень действий определяет 94 статья нормативного акта. В него входит:

  1. Прием поставленной продукции, произведенной работы (или ее результата), предоставленной услуги, отдельных стадий указанных действий. В рамках данных мероприятий также проводится экспертиза.
  2. Оплата заказчиком продукции, услуг/работ или отдельных этапов.
  3. Взаимодействие сторон сделки при расторжении, изменении соглашения на основании 95 статьи ФЗ №44. В рамках отношений могут быть применены меры ответственности и совершены иные действия при нарушении кем-либо из участников сделки ее условий.

Обязанности сторон

Исполнение контракта по 44-ФЗ должно соответствовать определенным требованиям. В противном случае оно будет признано ненадлежащим. Законодательство в этой связи устанавливает ряд обязательств для поставщика/подрядчика:

  1. Своевременно предоставить достоверные сведения о процессе исполнения условий контракта. Субъект должен, в том числе, сообщить о сложностях, возникших у него в ходе осуществления оговоренных действий.
  2. Предоставить результаты производства работ, поставки продукции, оказания услуг в установленный соглашением период.

На заказчика возлагается обязанность выполнить экспертизу результатов, принятых от подрядчика/поставщика. Данная процедура выполняется субъектом за счет собственных средств. Для проведения экспертизы могут привлекаться компетентные граждане и организации на основании договора.

Нюансы

Необходимо отметить, что исполнение контракта по 44-ФЗ предусматривает обязательное проведение экспертизы, если закупка производится у одного поставщика/подрядчика. Кроме того, Правительство может установить и иные случаи, в которых должна проводиться данная процедура. Соответствующие правила введены Законом №140, внесшим изменения в 44-ФЗ.

Возможности заказчика

Данному участнику в отдельных случаях предоставляется право не привлекать экспертов. К ним относятся ситуации, когда осуществляется закупка:

  1. Товаров, работы, услуг центрального депозитария или не относящихся к сфере деятельности участников естественных монополий.
  2. Для госнужд у единственного поставщика/подрядчика, установленного по Указу или Распоряжению Президента, или в случаях, предусмотренных поручениями Главы страны либо Постановлениями Правительства.
  3. Работ по мобилизационной подготовке.
  4. На сумму не более 100 тыс. р.
  5. Услуг/работ, которые осуществляются исполнительным органом в рамках его полномочий или подведомственным ему учреждениям, унитарным предприятиям. Компетенция последних определяется федеральным законодательством, нормативными актами Правительства или Президента, а также правовыми региональными постановлениями.
  6. Российской военной техники и вооружения, не имеющих аналогов и выпуск которых осуществляет единственный производитель, у поставщика, включенного в реестр. Порядок его ведения и формирования стоимости поставки определяются Правительством.
  7. Услуг по водоотведению, водо-, газо-, теплоснабжению, подключению к инженерно-техническим сетям по регулируемым тарифам, хранению/вывозу психотропных и наркотических соединений. Исключение составляет реализация сжиженного газа.
  8. Определенных услуг/работ/продукции вследствие чрезвычайных ситуаций, аварий техногенного/природного характера, действия непреодолимой силы, при возникновении необходимости оказания медпомощи в экстренных случаях или в неотложной форме. К ним, в том числе, относятся закупки по контрактам, заключенным исполнительным федеральным органом с иностранной структурой на лечение гражданина РФ за рубежом.

В последнем случае соответствующие работы/услуги/продукция не должны присутствовать в перечне объектов, необходимых для предоставления гуманитарной помощи, ликвидации последствий ЧС техногенного/природного характера, а использование других методов определения поставщика/подрядчика, требующих временных затрат, признано нецелесообразным.

В рамках исполнения контракта по 44-ФЗ заказчик может освобождаться от обязанности привлекать экспертов также в случаях, когда производится закупка:

  1. Печатных/электронных изданий конкретных авторов у издателей, если последние обладают исключительными правами или лицензиями на использование этих объектов, а также предоставление доступа к ним для поддержания нормальной деятельности муниципальных и государственных учебных заведений, библиотек, научных организаций.
  2. Услуг, связанных с организацией и обеспечением визитов глав зарубежных стран, их правительств, парламентских делегаций, руководства международных структур. В частности, речь об обслуживании оргтехники, компьютерного и звукотехнического оборудования, транспортном и гостиничном обслуживании, питании.
  3. Продукции, работ, услуг для обеспечения функционирования объектов госохраны. К ним, в числе прочего, относят деятельность по организации выездных мероприятий, осуществляемых Президентом, Правительством, палатами ФС.
  4. В рамках договоров на предоставление услуг по ремонту и содержанию нежилых помещений (одного либо нескольких), предоставленных в оперативное управление либо безвозмездную эксплуатацию заказчику, если они оказываются другим субъектам, использующим объекты, расположенные в том же здании.
  5. По контрактам энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком.
  6. Услуг экспертов или экспертных служб.
  7. В рамках договоров на предоставление услуг, связанных с отправкой сотрудника в служебную командировку. К ним, в частности, относят обеспечение проезда до места, наем помещения для временного проживания, питание, транспортное обслуживание.

Освобождение от обязанности также предусмотрено:

  1. При аренде нежилого сооружения/помещения для обеспечения региональных, федеральных или муниципальных нужд, а также заказчиком, ведущим деятельность за рубежом.
  2. Если в качестве результата выполненной работы, предусмотренной договором, выступает проектная документация на объект капстроительства либо итоги инженерных изысканий, подвергнутые или не подвергнутые госэкспертизе, если она является обязательной, согласно законодательству.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Законодательство предусматривает возможность:

  1. Предоставления гарантии банка, соответствующей требованиям 45 статьи Закона.
  2. Внесение денег на счет, указанный заказчиком. На этом р/с должны учитываться операции со всеми средствами, которые ему поступают.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ является обязательным. Без предоставления гарантии или внесения средств договор будет считаться незаключенным. Соответствующие положения закрепляет 96 статья нормативного акта.

Исключения

Предусмотрено несколько случаев, при которых не требуется, согласно ст. 96 44-ФЗ, обеспечение исполнения контракта. Электронный аукцион является одним из таких исключений.

При его проведении, несмотря на обязанность установить требование, заказчик вправе его не предусматривать. Если же оно было закреплено, то не победившим или отозвавшим в установленном порядке свои заявки участникам осуществляется возврат обеспечения исполнения контракта.

44-ФЗ в 34 статье предусматривает, что период, в который производится данная операция, определяется заказчиком.

Особенности экспертизы

Если процедура проводится силами заказчика, он может сформировать специальную приемочную комиссию. В нее должно входить не меньше 5 чел.

Срок исполнения контракта по 44-ФЗ устанавливается в договоре, оформляемом победителем и заказчиком. В указанный в соглашении период производится приемка всего результата работы либо отдельных ее этапов.

После проверки соответствия поставки/услуги оформляется акт. Его подписывают все члены комиссии.

Важный момент

Если результаты не были приняты, подрядчику/поставщику направляется мотивированный односторонний отказ от исполнения контракта. По 44-ФЗ расторжение договора допускается по основаниям, предусмотренным в ГК. Стоит сказать, что заказчик может принять результат работы, если выявленные комиссией нарушения он посчитает несущественными.

Оформление результатов

Итоги выполненной работы или отдельных ее этапов документируются по правилам 94 статьи Закона (ч. 9).

Размещение исполнения контракта по 44-ФЗ производится в информационной системе в виде отчета. Законодательство предъявляет ряд требований к этому документу.

Если проанализировать любой пример заполнения исполнения контракта по 44-ФЗ, можно отметить, что в отчете присутствуют сведения о:

  1. Результатах отдельного этапа работы, осуществленной поставки продукции, предоставленной услуги, их соответствии плану-графику. Указывается также информация о соблюдении сроков исполнения. Речь не только об окончательном, но и о промежуточных периодах.
  2. Ненадлежащем исполнении либо невыполнении договора. При этом указываются конкретные нарушения, допущенные подрядчиком/поставщиком, а также санкции, примененные к нему в связи с этим.
  3. Расторжении/изменении контракта в процессе его исполнения.

Кроме данной информации, к отчетам прилагаются заключения экспертиз исполнения контрактов. Сроки размещения, по 44-ФЗ, форма документа, порядок его подготовки и опубликования в единой информационной базе по закупкам могут устанавливать органы муниципальной или регионально власти.

Источник: https://FB.ru/article/320309/ispolnenie-kontrakta-po-fz-i-ego-osobennosti

Особенности исполнения контракта по ст. 94 44-ФЗ

В чем состоят особенности исполнения государственного контракта, и какие этапы по исполнению предусмотрены?

Статья 94 44-ФЗ, состоящая из 8 частей, посвящена особенностям исполнения государственного контракта посредством реализации комплекса мер.

Эти меры нацелены на корректное осуществление закупок посредством взаимодействия заказчиков с поставщиками товаров, подрядчиками работ, исполнителями услуг для государственных и муниципальных потребностей на базе гражданского законодательства и данного закона.

При этом подразумеваются:

  • приёмка товара, работы, услуги в состоянии готовности или в стадии поэтапных поставки, выполнения, оказания, если это предусмотрено контрактом;
  • проведение экспертизы поставленных товаров, итогов выполненных работ, оказанных услуг;
  • оплата заказчиком оговорённых в контракте позиций целиком или поэтапно;
  • взаимоотношения заказчика с поставщиком, подрядчиком, исполнителем в случае изменения или расторжения контракта на основании положений ст. 95 44-ФЗ, а также при применении мер ответственности к сторонам за нарушение контрактных условий.

Обязанности заказчика и поставщика

В ч. 2 ст. 94 44-ФЗ прописаны обязанности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в ходе исполнения контракта и по его итогам.

При этом поставщикам вменяется обязанность своевременного и достоверного информирования заказчика о:

  • ходе выполнения контрактных обязательств;
  • возникающих при этом проблемах;
  • финальных результатах своей деятельности в оговорённые контрактом сроки.

Со своей стороны, заказчик обязан:

  • обеспечить своими силами или посредством привлечения экспертов проведение экспертизы результатов исполнения контракта с целью установления их соответствия с оговорёнными в документе условиями;
  • произвести приёмку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги;
  • оплатить вышеперечисленное согласно контрактным условиям.

Проведение экспертизы

Ч. 3 ст. 94 44-ФЗ предписывает заказчику проверять соответствие выполненных поставщиками, подрядчиками или исполнителями поставок, работ или услуг контрактным условиям посредством экспертизы.

При отсутствии у инициатора заказа условий для проведения экспертизы собственными силами он вправе привлечь для её проведения сторонних экспертов, экспертных организаций.

Они в виде физических или юридических лиц должны обладать качествами, обозначенными в ч. 15 ст. 3 44-ФЗ, среди которых основными являются:

  • соответствующая компетенция;
  • достаточный опыт данного профиля;
  • квалификация в научной или технической сфере, а также в области искусства и ремёсел.

Привлечение сторонней экспертной организации должно сопровождаться подписанием заказывающей стороной контракта с ней.

При этом письмо Минфина №24-02-07/87603 предписывает закупки экспертных услуг сопрягать с конкурентными условиями их проведения или с подписанием контракта с единственным поставщиком согласно ст. 93 44-ФЗ.

Кроме того, ст. 41 44-ФЗ требует, чтобы привлекаемые для проведения экспертиз сторонние лица принадлежали к саморегулируемым организациям (СРО).

При этом выбор способа закупки экспертных услуг заказчиком обуславливается законом. Например, котировочный запрос разрешается проводить при начальной контрактной цене не выше 500000 руб., когда годовой объём закупок данным способом не превышает 10%.

Если же экспертиза осуществляется собственными силами заказывающей стороны, то данный факт подтверждается актом о приёмке.

П. 5 ст. 94 44-ФЗ позволяет проводящим экспертизу товаров, работ, услуг экспертам и экспертным организациям запрашивать у заказчиков и поставщиков дополнительные сведения, которые относятся к условиям исполнения контракта.

При выявлении в ходе подобной экспертизы нарушений контрактных условий, которые, однако, не препятствуют приёмке товаров, работ или услуг, в экспертном заключении фиксируются эти нарушения и указывается срок их устранения.

Определение случаев обязательного проведения экспертизы поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг пребывает в компетенции правительства РФ.

Однако изначально привлечение экспертов обязательно при приобретении нежилых зданий, а также при закупках произведений искусства и литературы, культурных ценностей.

Закон также оговаривает случаи, когда экспертное заключение не требуется. Это происходит в ходе:

  • закупок собственно экспертных услуг;
  • приобретения проектной документации в сфере капстроительства;
  • закупок естественных монополий;
  • закупок согласно решению вышестоящей инстанции;
  • мобилизационных работ;
  • малых закупок стоимостью менее 300000 руб.

Нарушение правил контрактного законодательства в отношении проведения экспертизы чревато для заказчика административными штрафными санкциями в размере 20000 руб.

Проведение приёмки

Ч. 7 ст. 94 44-ФЗ предписывает осуществлять приёмку результатов госконтракта либо этапов его исполнения именно в той последовательности, которая зафиксирована в контракте.

Процесс оформляется автономным приёмочным документом, подписываемым либо непосредственно заказывающей стороной, либо приёмочной комиссией. Её создание разрешается ч. 6 ст. 94 44-ФЗ, причём наличие приёмочной комиссии является желательным в случае, например, приёмки технически сложных закупочных объектов, но не обязательным действием заказчика.

Однако если комиссия всё же создаётся, законодательство предписывает, чтобы в её составе числилось минимум 5 человек.

В случае принятия заказчиком решения о создании приёмочной комиссии он должен подписать соответствующий приказ, в котором фиксируется состав комиссии.

Чаще всего в неё входят контрактный управляющий и сотрудники контрактной службы. Деятельность комиссии регламентируется разработанным заказывающей стороной положением, в которое зачастую включается стандартная форма акта о приёмке результатов закупок.

Приёмочные документы оформляются, как правило, контрактным управляющим или сотрудником контрактной службы.

Успешная приёмка сопровождается составлением акта приёма-передачи, в котором содержатся сведения о соответствии закупочных объектов требованиям госзаказа.

При закупке определённого товара обычно, кроме наименования, указываются его характеристики, комплектность, стоимость, сведения об отсутствии недостатков и т. д. В случае участия в приёмке сторонних экспертов к приёмочному акту прилагается их заключение.

Если по итогам исполнения контракта заказывающей стороне были предъявлены товары, работы, услуги, не соответствующие заявленным в контракте характеристикам, заказчик должен в оговорённые контрактом сроки направить поставщику мотивированный отказ от подписания приёмочного документа.

Однако письмо Минфина № 24-02-08/70126 от 20.10. 2017 г. устанавливает, что если выявленное несоответствие условиям контракта не может препятствовать приёмке объекта закупки и предварительно уже устранено поставщиком, то заказчик не вправе отказываться от приёмки закупочного объекта.

Вместе с тем приёмка заказывающей стороной объектов закупок, не соответствующих установленным требованиям, что приводит к снижению объёмов поставки и повышению бюджетных трат, чревато для заказчика штрафными санкциями в размере от 20000 до 50000 руб.

Административная ответственность грозит должностным лицам заказчика и в случае неотправления поставщику мотивированного отказа от приёмки.

Даже если заказчик просто не составит документацию о приёмке результатов исполнения госконтракта, то он подлежит административной ответственности в виде штрафных санкций на сумму 20000 руб.

Кроме того, п. 13. ч. 2 ст. 103 44-ФЗ обязывает заказывающую сторону отправлять документацию о приёмке в Федеральное казначейство РФ для включения её в реестр контрактов. В связи с этим требуется корректная подготовка отчёта об исполнении контракта целиком или его отдельных этапов, которая регламентируется ПП № 1093 от 28.11.2013 г.

Ценность любого контракта — в его корректном исполнении. Тщательно разработанное действующее законодательство страны при точном следовании его нормам предоставляет для этого хорошие возможности.

Источник: https://tendr.guru/44-fz/osobennosti-i-ispolnenija-kontrakta-po-st-94-44-fz

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.