+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

В каких случаях разрешается увеличение цены договора по 223-ФЗ и каков порядок действий при этом?

Содержание

Изменение договора по 223-ФЗ по соглашению сторон – случаи и порядок

В каких случаях разрешается увеличение цены договора по 223-ФЗ и каков порядок действий при этом?

Изменение условий договора, заключенного в рамках 223-ФЗ по соглашению сторон допускается статьей 450 Гражданского Кодекса РФ. При этом сторонам необходимо учесть некоторые особенности этой процедуры.

Какие условия можно изменять

По взаимному соглашению сторон в заключенный по 223-ФЗ договор могут вноситься коррективы. При этом все изменения не должны противоречить положению о закупках. В законе напрямую не предусмотрены правила внесения корректировок, но и запрета на такую процедуру также нет. Опираясь на нормы гражданского права, можно сделать вывод о том, что изменению подлежат следующие условия договора:

  1. Объем товаров или услуг.
  2. Цена контракта.
  3. Срок исполнения сторонами своих обязательств.
  4. Порядок поставки продукции или предоставления услуг.
  5. Поставщик. Такое возможно в том случае, если компания претерпела реорганизацию, слияние или присоединение. Эта норма подтверждается письмом Министерства экономики и развития ОГ-Д28-15146 от 1 декабря 2015 года. 
  6. Коррективы в договор вносятся и в случае изменения реквизитов одной из сторон. 

Для того чтобы изменения имели юридическую силу стороны должны прийти к единому мнению и составить дополнительное соглашение к договору. В противном случае корректировка отдельных условий возможна только в судебном порядке.

Суд встает на сторону инициатора внесения изменений, если одна из сторон существенно нарушает условия контракта или обстоятельства значимо изменились, что привело к невозможности исполнения договора на прежних условиях.

 

Положение о закупках может включать в себя запрет на изменение условий контракта. В этом случае внесение каких-либо правок признается незаконным и не имеет юридической силы.

Отражение в ЕИС

Согласно части 5 статьи 4 223-ФЗ заказчик обязан отразить в ЕИС внесение в договор изменений, касающихся цены поставляемых товаров или услуг, их объема, а также срока исполнения обязательств. Исключением из этого правила становятся контракты, которые содержат в себе сведения со статусом «государственная тайна».   

Вся необходимая информация должна появиться в открытом доступе в срок не более 10 суток с момента вступления в законную силу дополнительного соглашения.

Если это правило не будет соблюдено, то на заказчика может быть наложен штраф в размере от 10 до 30 тысяч рублей. Ответственность за это нарушение возлагается и на контрактного управляющего.

Для него размер штрафа варьируется от 5 до 10 тысяч рублей.

Для того чтобы разместить сведения об изменении условий контракта, заказчику необходимо:

  • При помощи функционала ЕИС сформировать информацию о внесении в контракт корректировок.
  • Разместить скан-копию дополнительного соглашения. Допускается оформление соглашения в электронном виде.
  • Подписать сформированную карточку и все прикрепленные к ней документы при помощи своей квалифицированной ЭП.

Специалисты не рекомендуют заказчикам вносить в договор изменения о продлении сроков его исполнения, если процедура проведения закупки была конкурентной. Пролонгация контракта в таком случае может быть расценена проверяющими органами, как ограничение конкуренции, за что заказчик будет привлечен к ответственности. 

Как внести изменения в договор

Порядок внесения корректировок в договор не прописан в 223-ФЗ. Поэтому заказчикам необходимо руководствоваться собственным положением о закупках. Если в нем нет сведений о правилах внесения корректировок, то следует действовать по общим принципам. 

Инициатор внесения изменений уведомляет о своем желании другую сторону. Для этого он составляет письмо в свободной форме. Оно передается контрагенту при помощи любого доступного средства связи: электронной почты, почтовой связи или факса.

Если вторая сторона согласна с внесением изменений, то она составляет дополнительное соглашение, которое становится неотъемлемой частью контракта. Оно оформляется в той же форме, что и сам договор. В документе прописывается следующая информация:

  1. Наименование документа с присваиваемым ему номером.
  2. Место составления документа.
  3. Дата подписания.
  4. Суть вносимых изменений и причины принятого решения.
  5. Срок вступления правок в законную силу.  
  6. Наименования и полные реквизиты контрагентов.

Составленный документ направляется второй стороне на подпись. После того как он завизирован, внесённые изменения в договор приобретают законную силу. При необходимости изменений условий сделки, составление дополнительного соглашения становится единственным способом для сторон избежать ответственности за нарушение взятых на себя обязательств не расторгая сделку.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/177-izmenenie-dogovora-223-fz

Увеличение стоимости договора по 223 фз

В каких случаях разрешается увеличение цены договора по 223-ФЗ и каков порядок действий при этом?

В отличие от законодательства о контрактной системе 44-ФЗ закон о закупках отдельными юрлицами 223-ФЗ более лояльно настроен к заказчикам по вопросу возможного изменения условий договоров, которые были подписаны по итогам закупок. Стороны наделены правом вносить изменения в подписанные контракты, и такая возможность гарантирована им ч. 5 ст. 4 223-ФЗ и ст. 450-453 ГК.

Согласно позиции Минэкономразвития, изложенной в письме №ОГ-Д28-12981, стороны договора по 223-ФЗ могут изменить только такие параметры, как объем поставки, сроки реализации и цену.

Но данная позиция является спорной, и разъяснения других специалистов указывают на возможность изменения любых договорных условий по соглашению сторон, если на их изменения не наложены ограничения.

В частности, кроме цены, объема и сроков допускается изменение заказчика и поставщика (при его реорганизации), а также внесение корректировок в реквизиты сторон.

Ограничения на внесение изменений в цену контракта может вытекать:

  1. Из Положения о закупке, утвержденного заказчиком.
  2. Из п. 8 ст. 448 Гражданского кодекса.
  3. Из текста договора, который предполагается изменить.

Заказчик может предусмотреть в собственном Положении о закупках запрет на изменение цены, тогда эта процедура станет недопустимой. Если такой пункт в Положении предусмотрен, то заказчик не может его нарушать.

Например, в Положении «Почты России» не предусмотрено изменение цены контракта без увеличения объема поставки или улучшения качества поставляемого товара.

Другие же заказчики не ущемляют себя в правах изменить договор по своему усмотрению через подписание дополнительного соглашения и прописывают подобное право в Положении.

Стоит отметить, что хотя процедура изменения цены контракта по 223-ФЗ является допустимой, специалистам не рекомендуется вносить поправки в цену контракта, не имея веских оснований для этого.

Это может быть расценено как ограничение конкуренции, и заказчик будет привлечен к ответственности, ведь в результате увеличения цены может быть утрачен смысл проведения торговых закупочных процедур, и аннулирована достигнутая экономия.

В некоторых случаях по результатам увеличения цены договор может быть признан новой закупкой (если одновременно с ценой увеличиваются сроки реализации договора и объем поставки).

Нельзя не учитывать позицию Верховного суда, по которой цена договора по 223-ФЗ может изменяться с определенными ограничениями. Так, не допускается изменение цены по договору, которое может существенно изменить условия контракта по сравнению с закупочной документацией.
Такой запрет связан с тем, что изменение существенных условий будет противоречить принципам закупок: эффективности, обеспечения конкуренции, недопущения коррупционных деяний и злоупотреблений.

Нередко заказчикам приходится отстаивать объективную необходимость повысить цену при рассмотрении споров в антимонопольной службе и суде.

В то же время увеличение цены договора не рассматривается, как нарушение норм законодательства. Например, в ФЗ-135 «О защите конкуренции» не регулируются отношения, связанные с изменением цены по 223-ФЗ.

Когда можно изменить цену договора

Цена договора может меняться в следующих случаях:

  • если изменился процент займа, взятого для оплаты договора;
  • при наличии соответствующего решения органа исполнительной власти;
  • если изменение допускается Положением о данной закупке;
  • при изменении объема поставляемых товаров, работ или услуг или их качественных характеристиках;
  • когда на прежних условиях договор является невыполнимым.

Невозможность выполнить договор на текущих условиях чаще всего связана с увеличением стоимости ресурсов, необходимых исполнителю (особенно при долгосрочных договорах). Изменение количества или характеристик поставляемого товара также требует корректировки цены, при этом обе стороны должны прийти к единой позиции в стоимости поставок добавочного товара.

Важно учесть, что заказчик принимает предложение исполнителя об увеличении цены договора только при наличии соответствующего обоснования за исключением случаев, когда цена увеличивается по решению властей.

Уменьшение цены по инициативе заказчика допустимо в случаях, когда изменился объем финансирования закупки, или когда рыночная стоимость закупаемых товаров, работ или услуг неожиданно снизилась в несколько раз, что при прежней цене привело бы к перерасходу бюджетных средств и необоснованному обогащению стороны исполнителя за счет бюджетных средств.

Порядок заключения

Государственный и муниципальный заказчик при исполнении контракта при внесении в контракт изменений должны предварительно согласовать новые условия договора и затем зафиксировать их документально. При этом должно соблюдаться следующее важное условие: документация о закупке и контракте должна предусматривать возможность изменения условий контракта через подписание дополнительного соглашения.

Если такая возможность контрактом не предусмотрена, то сторонам придется расторгать договор по обоюдному согласию, а заказчику проводить новую закупку.

Возможность подписания соглашения для внесения изменений в контракт предусмотрена Гражданским кодексом. В ст. 451 ГК указано, что данный документ следует оформить для внесения коррективов в условия, изменение которых нельзя было предусмотреть в момент подписания договора.

Исключениями являются случаи, прописанные в ст. 34 44-ФЗ при заключении контракта и в ст. 95 44-ФЗ при его исполнении. Цену контракта по 44-ФЗ допускается изменять в следующих исключительных ситуациях:

  1. В случае снижения цены контракта без изменения объема поставки товаров, работ и услуг.
  2. В случае увеличения по инициативе заказчика объема поставки не более, чем на 10%, и пропорционального увеличения цены в указанном пределе.

Дополнительные основания для изменения цены госконтракта содержатся в Постановлении Правительства от 2013 года №1186: она может корректироваться на основании решения Правительства, субъекта РФ или муниципалитета в отношении крупных контрактов, цена которых выше определенного лимита.

Это федеральные контракты на сумму свыше 10 млрд р. и сроков от 3 лет, региональные – с ценой более 1 млрд р. с аналогичным сроком и муниципальные – от 500 тыс. р. и сроком 1 год.

Также изменить цену по указанному Правительственному Постановлению допускается при росте регулируемых тарифов на товары и услуги.

Порядок заключения дополнительного соглашения в 44-ФЗ не урегулирован, но он может содержаться в самом государственном контракте. В общих чертах порядок подписания соглашения выглядит так:
  1. У сторон возникает одно из оснований для изменения цены договора по 44-ФЗ.
  2. Заказчик направляет поставщику проект дополнительного соглашения для ознакомления.
  3. Поставщик передает заказчику подписанный со своей стороны документ.
  4. Заказчик подписывает дополнительное соглашение.
  5. Документ приобретает юридическую силу.

Источник: https://trudovoj.okd1.ru/spravka/uvelichenie-stoimosti-dogovora-po-223-fz/

Признаки мошенничества в закупках по 223‑ФЗ

В каких случаях разрешается увеличение цены договора по 223-ФЗ и каков порядок действий при этом?

Когда 223-ФЗ только вступил в силу, поставщики не знали, как и в каких случаях подавать жалобы в ФАС, и закрывали глаза на незаконные действия заказчика. В отличие от ст. 105 Закона № 44-ФЗ, в 223-ФЗ не прописывается, как формулировать жалобу и на что жаловаться. Нужно пользоваться алгоритмом подачи жалобы из антимонопольного Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Полезно изучить уже осуществленные закупки в ЕИС: как проводилась закупка, какая поступила жалоба, какое решение было принято ФАС, было ли арбитражное рассмотрение дела.

Типичные нарушения по 223-ФЗ

  • План закупок не размещается на сайте zakupki.gov или размещается не вовремя

Например, заказчик может в один и тот же день разместить план и провести закупку, и поставщики не успеют с ней ознакомиться.

  • Многочисленны случаи закупки у единственного поставщика с нарушением закона

Многие заказчики в своем положении о закупках разрешили себе проводить огромное количество закупок у единственного поставщика. В особенности это касается отраслевых корпораций, которые проводят закупки на сотни миллионов рублей у единственного поставщика.

  • Не всегда проводится расчет и обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК)

В закупках по 44-ФЗ обязательно нужно рассчитывать и обосновывать НМЦК (Приказ Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567). 223-ФЗ не обязывает это делать, и некоторые заказчики ставят начальную цену в 2-3 раза выше рыночной.

  • Нарушения комиссии по закупкам при определении победителя, незаконный отказ в допуске к участию и необоснованное отклонение заявок

Комиссия либо допускает заявку, которую требуется отклонить, либо отклоняет верную заявку, которую отклонять не нужно. Это очень распространенное нарушение в рамках 223-ФЗ. Здесь случаются «несостоявшиеся заявки», когда заявки всех участников, кроме одного, отклоняются, он допускается до торгов и с ним по максимальной цене заключается договор.

  • Ограничение конкуренции в конкурсных документах

Могут запрашиваться дополнительные документы и лицензии. ФАС считает это нарушением.

  • Заказчик устанавливает нереалистичные сроки выполнения работ или поставки товара

Заказчик может указать срок в два дня для поставки товара из Европы или попросить выполнить за 20 дней работу, которую возможно выполнить только за 180 дней. Здесь ФАС также часто встает на сторону поставщиков.

  • Ассортимент поставляемых товаров расширяется, и цена договора увеличивается
  • Заказчик не налагает штраф и не расторгает контракт даже в случае необходимости

В закупке указываются нереалистичные сроки с обязательным условием о расторжении контракта, честные компании не участвуют в закупке. Компания-победитель нарушает условия, но заказчик не соблюдает условия договора — не расторгает контракт и не налагает штраф.

Закупка без тендера

Большое количество закупок по 223-ФЗ проводится у единственного поставщика. Для этого в ЕИС в положении о закупках многих заказчиков может использоваться формулировка «приглашение к сотрудничеству».

Прокуратура в арбитражном суде часто признает такую закупку недействительной, а договор ничтожным — деньги возвращаются заказчику, товар — поставщику.

Также заказчик, чтобы уйти от процедуры определения поставщика, может передать свои функции предприятиям, которые не попадают ни под 44-ФЗ, ни под 223-ФЗ.

Например, автономным некоммерческим организациям (АНО) часто функции заказчика и деньги передают муниципалитеты или федеральные заказчики. АНО регулируются только Гражданским кодексом, в котором уточняется, что закупки должны проводиться на конкурсной основе, но не регулируются сроки или протоколы. Именно поэтому АНО могут проводить закупки как захотят.

Закупка у аффилированных лиц

На сайте Генпрокуратуры есть множество примеров того, когда госзаказчик проводит процедуру и заключает договор с учреждением, в котором директор организации заказчика — ближайший родственник заказчика. Это нарушает 135-ФЗ, чаще всего договор признается ничтожным, поставщик возвращает деньги, а заказчик — товар.

Примеры таких нарушений:

  • Межрайонная прокуратора в Ярославской области обнаружила конфликт интересов при определении поставщика и заключении договора между матерью и сыном.
  • Прокурор в Челябинской области обнаружил договор на поставку продуктов питания между двумя братьями и их отцом.

Мошенничество с НМЦК

В 223-ФЗ нет четкого алгоритма установления начальной цены контракта, в отличие от 44-ФЗ (Приказ Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567 указывает, как формировать НМЦК).

Заказчик может указать цену намного ниже рыночной стоимости оборудования, добросовестные поставщики не будут участвовать в закупке, и заказчик сможет подписать контракт с нужным ему поставщиком.

В соответствии с положением о закупке, заказчик может увеличить стоимость договора или количество товара на 30 %. Так поставщик с помощью ухищрений заказчика может получить нужную ему очень низкую или очень высокую цену.

Необоснованное увеличение цены заключенного договора

Заказчик в положении о закупке увеличивает сумму договора на 10-30 %, но не увеличивает количество товара. Либо он может увеличить количество другого товара — не того товара, который был указан в описании закупки.

Это нарушение конкуренции и неравные условия для всех участников закупки, потому что только одна компания владеет нужной информацией. Если бы другой поставщик знал, что с ним заказчик увеличит договор на 30 % и попросит дополнительно поставить другой товар, он бы тоже мог согласиться на эти условия.

Хищение средств при невыполненных работах

Чаще всего деньги похищают, когда оплачиваются товар или услуга, которые не были поставлены/выполнены, хотя должностные лица оформили акты выполненных работ.

На основании подписанной накладной или акта выполненных работ происходит оплата. Поставщик может задержать товар и попросить подписать документы и оплатить его, чтобы не накладывались штрафные санкции. После подписания актов или накладных товар могут вообще не поставить/работы могут не выполняться.

Ремонт несуществующих объектов

Руководитель предприятия закладывает в бюджет ремонт несуществующего объекта. Он есть в документах у заказчика, но на самом деле его снесли или его никогда не существовало.

Например, в одной из республик директор хозяйственно-транспортного комплекса утвердил план ремонтно-строительных работ, заложил в бюджет расходы и заключил контракт на реконструкцию несуществующего гостевого дома на сумму более 13 млн руб. В отношении директора было возбуждено уголовное дело.

Противостояние между заказчиком и поставщиком не должно выходить за рамки Уголовного кодекса. За нарушение 223-ФЗ и 135-ФЗ нарушители могут столкнуться со штрафами.

Пример: заказчик совершил закупку у аффилированного лица и сказал, что не сможет выплатить административный штраф в 50 000 руб., потому что у него низкие доходы и он не знал об этом законе. Но незнание закона не освобождает от ответственности.

Мошенничество на электронных площадках по 223-ФЗ

Подозрительно, когда участник электронного аукциона на ЭТП не может:

  • пройти аккредитацию;
  • подать предложение о цене контракта;
  • войти в закрытую часть ЭТП;
  • подать заявку на участие в электронном аукционе;
  • опубликовать и направить необходимые документы;
  • подать запрос на разъяснение положений документации.

Если в рамках 44-ФЗ закупки ведутся только на восьми площадках и их работа довольно прозрачна, то в рамках 223-ФЗ площадок намного больше, и участники часто сталкиваются с мошенничеством.

Полезно регистрировать все свои действия на электронных площадках, чтобы упростить подачу жалобы и доказать свою правоту. Так ФАС проще рассмотреть дело.

Наиболее частые случаи мошенничества на электронных площадках:

  • площадки за высокую цену выдают ключи к электронной площадке;
  • участник получил ключ, но не может пройти аккредитацию;
  • в тот момент, когда нужно подать предложение, кнопка подачи предложений неактивна;
  • победитель закупки не может войти в личный кабинет и подписать контракт;
  • поставщик не может прикрепить документы и подать заявку;
  • площадка не позволяет запрашивать разъяснение положений документации, когда заказчик вывешивает ТЗ с нечеткими фотографиями/непонятными шрифтами;
  • договор не прикрепляется либо прикрепляется, но позже заказчик говорит, что не получил договор;
  • кнопка входа в личный кабинет неактивна;
  • деньги не поступают на виртуальный счет либо поступают позже и не в том объеме;
  • все документы прикреплены, но позже заказчик говорит, что какого-то документа не хватает;
  • во время электронного аукциона поставщик подает ценовое предложение в 100 руб., а отображается 120 руб.;
  • победителю приходит протокол, но на следующий день он отменяется.

Обучение и экспертная поддержка в сфере закупок. Повышайте квалификацию и получайте ответы экспертов.

Узнать больше

Вызывают вопросы такие признаки, как изменение любых данных, документов и сведений на электронной площадке, а также ситуации, когда заказчики, оператор электронной площадки или участники аукциона не направляют документы и сведения, предусмотренные законом.

Блокирование участников электронных аукционов программно-аппаратными средствами электронной площадки

В том числе не исключено отключение определенного функционала для участника электронного аукциона электронной площадкой. Это означает, что поставщик не может подписать контракт или подать предложение. Например, поставщик победил в аукционе, заказчик отправил договор с неправильной ценой или спецификацией, но поставщик не может подать протокол разногласий.

Некорректное ведение счетов участников электронного аукциона

Здесь возможны в том числе открытие счета, блокировка средств, зачисление средств на счет. В рамках 44-ФЗ деньги поступают на площадку в тот же день или на следующий, на некоторых площадках, работающих по 223-ФЗ, могут не поступить к моменту подачи заявок.

Некорректная информация на электронной площадке

Такие признаки можно распознать в ситуации, когда:

  • происходит некорректное отображение подачи предложения;
  • обозначено несвоевременное начало и окончание электронного аукциона (в документах указано, что он проводится в определенное время, а на самом деле — на час раньше; площадки могут ссылаться на разницу в часовых поясах);
  • опубликован некорректный протокол;
  • представлены документы и сведения с нарушением сроков, предусмотренных законодательством РФ (положение о закупке предполагает, что протокол нужно вывешивать в течение 3-х дней после проведения закупки, но иногда эту «операцию» затягивают на несколько месяцев. На такое поведение можно сразу жаловаться в ФАС).

Участник не может подключиться к электронной площадке

Подозрительно, когда все участники, кроме одного, не могут подключиться к электронной площадке в тот момент, когда начался аукцион. Неудивительно, что тот единственный участник подает ценовое предложение и становится победителем.

В каких случаях можно столкнуться с мошенничеством?

Статус бюджетных компаний проверяют тщательнее. Компании, которые размещают закупки по 44-ФЗ, получают электронную подпись в Федеральном казначействе, регистрируются как заказчики на ЕИС и размещают положение о закупках.

Поставщиков могут обмануть компании, которые организуют коммерческие торги или закупки по 223-ФЗ.

Как действуют мошенники:

  • Регистрируются как заказчик по 223-ФЗ на ЕИС и публикуют положение о закупках.
  • Объявляют одну или несколько закупок на крупные суммы и устанавливают максимально высокое обеспечение заявки.
  • Исчезают, как только поставщики переводят деньги на счет.

Что делать, если вас обманули?

Если заказчик не выходит на связь, нужно обратиться в ФАС. Они рассмотрят жалобу и вынесут решение в течение 7 рабочих дней.

Как вычислить мошенника:

  1. Найти информацию о заказчике в ЕИС.
  2. Проверить жалобы в ФАС от других участников.
  3. Расспросить поставщиков, которые раньше работали с этим мошенником.
  4. Проверить, есть ли арбитражные дела по этой организации.
  5. Проверить все торги, в которых компания участвовала как заказчик и поставщик.
  6. Проверить черный список заказчиков-мошенников.

Все это можно сделать с помощью программы Контур.Фокус. Рассмотрим на примере, какую информацию можно узнать с помощью инструментария программы о фирмах-мошенниках. 

Например, берем компанию «Водоочистные сооружения № 3». Благодаря Контур.Фокусу узнаем, что:

  • организация зарегистрирована 2 августа 2016 года, но уже в ноябре объявила 12 закупок на общую сумму в 13 млн руб.;
  • компания была исключена из ЕГРЮЛ в одностороннем порядке; 
  • у компании стоит отметка налоговой о недостоверности сведений (черная метка ФНС);
  • компания не вернула поставщикам обеспечение заявки в 5 % от НМЦК. 

Источник: https://kontur.ru/articles/5617

Возможно ли изменение или увеличение суммы договора по 223-ФЗ?

В каких случаях разрешается увеличение цены договора по 223-ФЗ и каков порядок действий при этом?

В отличие от стоимости контракта по 44-ФЗ цена договора по 223-ФЗ не фиксирована и может меняться по разным причинам. Чаще всего это происходит из-за увеличения стоимости нужных исполнителю ресурсов при долгосрочных договорах.

Корректировка требуется также из-за изменения количества поставляемых товаров, однако в этом случае стороны должны договариваться, приходить к обоюдно устраивающему их решению.

Принять предложение об изменении цены заказчик может, если есть соответствующие обоснования.

В каких случаях можно изменить цену договора

Перечислим случаи, при которых допустимо увеличение суммы договора по 223-ФЗ.

  1. Изменение процента по кредиту, взятому для оплаты работ/продукции по договору.
  2. Решения органов исполнительной власти.
  3. Возможность изменения, прописанная в Положении по закупке.
  4. Изменение объема поставки или услуг, качественных показателей.
  5. Невозможность исполнения договора на предусмотренных условиях.

По инициативе заказчика снизить цену также можно, если поменялся объем финансирования закупки или поменялась рыночная стоимость товаров на столько, что исполнение договора на прежних условиях приведет к необоснованному расходу бюджетных средств.

Пределы увеличения цены договора

Предел увеличения суммы договора по 223-ФЗ не регламентируется. Однако есть решение Верховного суда, который установил, что рост стоимости не должен:

  • стать причиной изменения условий и принципов закупки;
  • вести к перерасходу бюджетных денег;
  • нарушать конкурентные условия при поиске исполнителей;
  • походить на коррупционный сговор.

Признаками коррупционного сговора могут являться:

  • неоднократное повышение цены договора (есть вероятность, что при первоначальной сумме победителем торгов стал бы другой участник);
  • непропорциональное увеличение стоимости при дозаказе (цена дозаказанных услуг или продукции не может быть выше той, что была при изначальных условиях с учетом инфляции или роста НДС);
  • отсутствие подробного обоснования изменений цены (при росте более чем на 10 %).

Порядок корректировки цены договора

Увеличение цены договора по 223-ФЗ происходит следующим образом:

  1. Исполнитель производит расчет изменений, направляет предложение заказчику.
  2. Заказчик проверяет аргументы по увеличению цены, проводит собственные расчеты.
  3. Переговоры и согласование окончательного варианта.
  4. Подписание дополнительного соглашения к договору.

Важно предоставить четкое обоснование для увеличения цены и описать возможные риски отказа от новой суммы договора. Риски могут быть следующие:

  • неисполнение договора;
  • несоблюдение сроков поставки;
  • снижение качества услуг;
  • нарушение норм безопасности.

Рассматривая заявку на изменение стоимости, заказчик проводит собственный анализ. Иногда копии обращений при переговорах направляются в ФАС, чтобы не попасть под давление контрагента.

Дополнительное соглашение: сроки, содержание, публикация

Сроки составления дополнительного соглашения законом не регламентированы. Стороны должны учитывать, что желательно менять условия договора в год его подписания и не позже, чем за две недели до окончания срока исполнения.

Дополнительное соглашение содержит:

  • номер основного договора;
  • код закупки;
  • предмет соглашения;
  • реквизиты обеих сторон;
  • перечень вносимых изменений;
  • обоснования изменений;
  • дату и подписи.

Соглашение публикуется в ЕИС в срок 10 дней после подписания. Документ сканируется и загружается с усиленной электронной подписью в личном кабинете ЕИС.

заказчик обязан установить НМЦД, заключаемого по результатам закупки.

В каких случаях возможно изменение условий и цены договора по 223 ФЗ?

Если в связи с урезанием финансирования заказчика требуется уменьшение цены договора, то заказчик направляет исполнителю уведомление об изменении с приложением копии решения вышестоящего органа об уменьшении выделяемых на закупку средств. Исполнитель вправе оспорить уменьшение цены, запросив в отделении ФАС проведение дополнительного аудита заказчика и обратившись в арбитражный суд.

В каких случаях можно изменять цену договора по 223-ФЗ и как правильно составить соглашение об изменении цены?

Предложение увеличить цену должно содержать четкое основание для данного действия и анализ возможных последствий отказа от корректировки цены.

по мнению Минфина России, по соглашению сторон договора, заключенного в соответствии с Законом № 223-ФЗ, его цена может быть изменена в связи с повышением процентной ставки НДС, в случае если такое изменение не противоречит положениям соответствующего договора и положению о закупке.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/222928195

Увеличение цены договора по 223-ФЗ: образец дополнительного соглашения, порядок и сроки его размещения

В каких случаях разрешается увеличение цены договора по 223-ФЗ и каков порядок действий при этом?

Цена контракта относится к существенным условиям договора. Без достижения предварительного согласия в части ценовых параметров стороны по 223-ФЗ не смогут подписать контракт.

По умолчанию цена контракта должна остаться неизменной на весь период исполнения договора. Но в отдельных случаях заказчику разрешается вносить изменения в договорную цену через подписание дополнительного соглашения с поставщиком.

Инициатива об изменении цены может исходить и от поставщика.

Возможность изменить цену договора

В отличие от законодательства о контрактной системе 44-ФЗ закон о закупках отдельными юрлицами 223-ФЗ более лояльно настроен к заказчикам по вопросу возможного изменения условий договоров, которые были подписаны по итогам закупок. Стороны наделены правом вносить изменения в подписанные контракты, и такая возможность гарантирована им ч. 5 ст. 4 223-ФЗ и ст. 450-453 ГК.

Согласно позиции Минэкономразвития, изложенной в письме №ОГ-Д28-12981, стороны договора по 223-ФЗ могут изменить только такие параметры, как объем поставки, сроки реализации и цену.

Но данная позиция является спорной, и разъяснения других специалистов указывают на возможность изменения любых договорных условий по соглашению сторон, если на их изменения не наложены ограничения.

В частности, кроме цены, объема и сроков допускается изменение заказчика и поставщика (при его реорганизации), а также внесение корректировок в реквизиты сторон.

Ограничения на внесение изменений в цену контракта может вытекать:

  1. Из Положения о закупке, утвержденного заказчиком.
  2. Из п. 8 ст. 448 Гражданского кодекса.
  3. Из текста договора, который предполагается изменить.

Заказчик может предусмотреть в собственном Положении о закупках запрет на изменение цены, тогда эта процедура станет недопустимой. Если такой пункт в Положении предусмотрен, то заказчик не может его нарушать.

Например, в Положении «Почты России» не предусмотрено изменение цены контракта без увеличения объема поставки или улучшения качества поставляемого товара.

Другие же заказчики не ущемляют себя в правах изменить договор по своему усмотрению через подписание дополнительного соглашения и прописывают подобное право в Положении.

Если в договоре предусмотрен запрет на изменение цены, то пересматривать ее стороны не вправе. При невозможности дальнейшего исполнения договора по текущей цене им придется расторгнуть контракт.

Стоит отметить, что хотя процедура изменения цены контракта по 223-ФЗ является допустимой, специалистам не рекомендуется вносить поправки в цену контракта, не имея веских оснований для этого.

Это может быть расценено как ограничение конкуренции, и заказчик будет привлечен к ответственности, ведь в результате увеличения цены может быть утрачен смысл проведения торговых закупочных процедур, и аннулирована достигнутая экономия.

В некоторых случаях по результатам увеличения цены договор может быть признан новой закупкой (если одновременно с ценой увеличиваются сроки реализации договора и объем поставки).

Нельзя не учитывать позицию Верховного суда, по которой цена договора по 223-ФЗ может изменяться с определенными ограничениями. Так, не допускается изменение цены по договору, которое может существенно изменить условия контракта по сравнению с закупочной документацией.
Такой запрет связан с тем, что изменение существенных условий будет противоречить принципам закупок: эффективности, обеспечения конкуренции, недопущения коррупционных деяний и злоупотреблений.

Нередко заказчикам приходится отстаивать объективную необходимость повысить цену при рассмотрении споров в антимонопольной службе и суде.

В то же время увеличение цены договора не рассматривается, как нарушение норм законодательства. Например, в ФЗ-135 «О защите конкуренции» не регулируются отношения, связанные с изменением цены по 223-ФЗ.

Основания

Обоснованными мотивами для изменения цены договора могут стать:

  1. Изменение ставки по кредитному договору, который был получен для оплаты договорных условий.
  2. Решение органа исполнительной власти о необходимости пересмотра цены контракта.
  3. Колебания валютных курсов.
  4. Налоговые изменения.
  5. Пересмотр тарифов (при регулируемых государством тарифах на предмет контракта).
  6. Изменение объема поставки.
  7. Изменение качественных характеристик поставляемых товаров.
  8. Изменение внешних условий реализации контракта, если на прежних условиях контракт исполнить невозможно (например, резкий рост стоимости используемых ресурсов).

Цена контракта может быть снижена по инициативе заказчика, если поменялся объем бюджетного финансирования закупки, или рыночная стоимость товаров, работ и услуг сократилась в разы, что может привести к необоснованному обогащению исполнителя на бюджетные средства.

Немало вопросов относительно возможности пересмотра цены контракта вызвал принятый в 2018 году 303-ФЗ, согласно которому, был увеличен НДС с 18 до 20%. Согласно пояснениям Минфина, которые представлены в информационном письме №24-01-07/86352 от 2018 года, стороны вправе пересмотреть цену контракта, подписанного до роста НДС.

Договором может быть пересмотрен пересчет цены в случае изменения валютного курса. Например, если курс валюты вырос более, чем на 5%, то пересчитывается рублевая цена контракта.

На какую сумму (в процентах) возможно увеличить

В 44-ФЗ по вопросу увеличения цены действует правило, что ее можно увеличить не более, чем на 10% пропорционально увеличению объема поставки. Аналогичных положений в 223-ФЗ нет. Следовательно, вопрос предельного увеличения цены в процентах здесь не урегулирован.

Обычно в тексте договора прописывается условие о том, что цена является твердой, и указываются основания для пересчета цены и предел в процентах по увеличению цены. Аналогичные правила могут быть закреплены и в Положении о закупке, которое утверждено заказчиком.

Хотя законодательство никак не ограничивает предельные показатели изменения цены договора по 223-ФЗ в процентах, но многократный пересмотр стоимости может вызвать дополнительное внимание со стороны контролирующих инстанций.

Проверяющие специалисты могут найти в подобных действиях признаки коррупционного сговора, так как при изначальном установлении такой цены победить в закупке мог другой участник. Поэтому при изменении цены более, чем на 10%, необходимо тщательно обосновать свое решение.

Непропорциональное увеличение цены товара при дополнительных поставках товара также может указывать на сговор. Поэтому увеличивать цену нужно с конкретной поправкой на инфляцию, рост НДС и пр.

Порядок действий

Внесение изменений в договор потенциально возможно и в одностороннем порядке в случаях, которые прописаны в ст. 450 Гражданского кодекса или в тексте договора.

Но в договорах по 223-ФЗ право сторон на внесение изменений в одностороннем порядке обычно ограничивается, поэтому сторонам необходимо достигнуть договоренности по данному вопросу и внести изменения в контракт чрез подписание дополнительного соглашения.

По общим правилам порядок внесения изменений в договор предполагает прохождение следующих шагов:

  1. Инициатор внесения изменений составляет письмо в свободной форме о своем желании пересмотреть цену контракта. Такое уведомление желательно направить несколькими способами, одним из которых будет заказное письмо с уведомлением о вручении. Также письмо может быть передано с помощью электронной почты, факса или курьерской доставки. Уведомление должно иметь под собой веские основания и содержать расчет, который лег в основу изменения цены. Если инициатором является поставщик, то он может дополнительно мотивировать свое решение возможным срывом поставки, повышением риска недопоставки, возможным нарушением сроков, нарушением норм безопасности, снижением качества работ и пр.
  2. Второй стороне отводится определенное время на оценку предложения о пересмотре цены. В частности, заказчик или поставщик могут провести собственное рыночное исследование и сделать свои выводы относительно необходимости менять цену.
  3. При получении согласия от второй стороны формируется дополнительное соглашение, которое становится неотъемлемой частью контракта.
  4. Проект дополнительного соглашения подписывается двумя сторонами, публикуется в ЕИС, после чего оно приобретает юридическую силу.

Если причиной изменения цены стало сокращение финансирования заказчика, то он направляет исполнителю уведомление об изменении стоимости с приложением копии решения вышестоящей инстанции об уменьшении средств на закупку.

Исполнитель может оспорить пересмотр цены, обратившись в антимонопольную службу или суд.

дополнительного соглашения

В дополнительное соглашение следует включить следующую информацию:

  1. Наименование и номер документа.
  2. Место подготовки документа.
  3. Дата подписания.
  4. Сущность внесенных поправок: в какой пункт вносятся изменения, изменяемый пункт договора в старой и новой редакциях. Цену следует прописать в числовом и буквенном форматах.
  5. Основания для внесения изменений.
  6. Сроки вступления поправок в силу.
  7. Наименование и полные реквизиты контрагентов.

Образец дополнительного соглашения по 223-ФЗ об увеличении цены договора можно посмотреть здесь.

Если сторонам не удалось достигнуть договоренности по вопросу изменения договора, то единственным вариантом для изменения цены станет обращение в суд.

Суд встанет на сторону инициатора изменения цены только в том случае, если оно является обоснованным и если без пересмотра стоимости невозможно исполнить договорные обязательства на прежних условиях.

Изменение цены в судебном порядке предусмотрено в случаях по п. 2 ст. 450, ст. 451 ГК РФ.

При отказе изменять стоимость стороны могут выбрать вариант расторжения договора, или может потребоваться расторжение договора в одностороннем порядке.

Порядок и сроки отражения в ЕИС изменения цены

Сведения о подписании дополнительного соглашения к договору должно быть передано в ЕИС не позднее, чем через 10 дней с момента принятия решения о внесении изменений на основании ч. 5 ст. 4 223-ФЗ.

Законодательство указывает на необходимость размещения сведений в ЕИС, если цена контракта изменилась по сравнению с итоговым протоколом.

Информация в ЕИС не передается только при работе по контракту, сведения которого составляют государственную тайну.

Сведения вносятся путем корректировки информации в карточке контракта. В ЕИС также должно быть опубликовано отсканированное дополнительное соглашение. Оно подписывается посредством ЭЦП.

Изменения в реестр договоров также следует передать в реестр контрактов, подписанных по результатам закупки по Постановлению Правительства №1132 от 2014 года.

Неразмещение такой информации трактуется, как нарушение норм КоАП, и грозит заказчику ответственностью в виде штрафа, который предусмотрен, согласно ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП. Размер штрафа для организации заказчика составляет 100-300 тыс. р., для должностного лица, допустившего нарушение, – 30-50 тыс. р.

Таким образом, в 223-ФЗ предусмотрено право заказчика на внесение изменений в договор, в частности, цену контракта. Порядок внесения изменений опирается на положения Гражданского кодекса, Положение о закупках и условия самого договора.

Изменение цены допускается по соглашению сторон и при наличии веских оснований. Пересмотр стоимости допускается, только если это не будет противоречить договору и Положению о закупках.

Необоснованный пересмотр цены может быть обжалован, а заказчика за подобные действия могут привлечь к ответственности за нарушение принципов конкуренции и будут проверять на предмет коррупционного сговора с поставщиком.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/223/uvelichenie-tseny.html

Изменение цены договора по 223-ФЗ: порядок действий, дополнительное соглашение и сроки размещения в ЕИС

В каких случаях разрешается увеличение цены договора по 223-ФЗ и каков порядок действий при этом?

Цена договора по 223-ФЗ не является строго фиксированной на весь срок его действия в отличие от цены контракта по 44-ФЗ.

Пределы изменения цены

Закон 223-ФЗ не ограничивает предел изменения цены договора, но Верховный Суд установил, что увеличение цены не должно существенно менять изначальные условия и принципы закупки, в частности:

Если цена договора повышается в несколько раз, то есть вероятность, что при изначальном установлении данной цены победителем процедуры стал бы другой участник.

Непропорциональное повышение цены при дозаказе товаров или услуг является признаком сговора, потому цена каждой дополнительно поставляемой единицы товара не должна превышать цену единицы товара по изначальным условиям, с поправкой на инфляцию, рост НДС и т. д.

Чтобы избежать внеплановых аудитов и привлечения к ответственности за необоснованное увеличение цены договора по 223-ФЗ, рекомендуется приводить подробное обоснование при изменении цены более, чем на 10% от изначальной.

Сроки составления допсоглашения

Законодательство не устанавливает предельные сроки составления дополнительного соглашения, но стороны должны учитывать, что изменять цену желательно в тот же календарный год, в котором был подписан договор, и не позднее, чем за 2 недели до истечения срока исполнения.

Публикация изменений в ЕИС

Дополнительное соглашение подлежит опубликованию в ЕИС в течение 10 дней после подписания, для этого документ нужно отсканировать и загрузить электронную версию в личном кабинете ЕИС, подтвердив публикацию усиленной электронной подписью.

Вместе с текстом соглашения в ЕИС публикуется краткий список изменений договора. Если закупка выполнена у единственного исполнителя или проведена в закрытом режиме из-за наличия гостайны, то дополнительное соглашение публикуется в ЕИС только при наличии соответствующего пункта в Положении о закупке.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/izmenenie-ceny-2.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.