+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Заключение, изменение и расторжение договора по Федеральному закону №223-ФЗ: основные действия и сопровождающие особенности

Содержание

В каких случаях возможно расторжение договора, заключенного по закону n 223-фз

Заключение, изменение и расторжение договора по Федеральному закону №223-ФЗ: основные действия и сопровождающие особенности

Закон N 223-ФЗ не содержит запретов или специальных оснований для расторжения договора. Расторгнуть договор, заключенный в рамках Закона N 223-ФЗ, можно по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ и самим договором. При этом основания расторжения, установленные в договоре, должны соответствовать нормам положения о закупке заказчика.

В зависимости от обстоятельств договор может быть расторгнут либо по соглашению сторон, решению суда, либо в одностороннем внесудебном порядке.

Положением о закупке может быть детализирован порядок действий и особенности взаимодействия сторон при расторжении договора в тех или иных обстоятельствах.

Когда договор можно расторгнуть по соглашению сторон

По общему правилу вы можете договориться с контрагентом о расторжении договора по взаимному согласию в любой момент до окончания его действия (п. 1 ст. 450 ГК РФ). Исключением может являться договор в пользу третьего лица, чье согласие также может понадобиться, если такое лицо решило воспользоваться своим правом (п. 2 ст. 430 ГК РФ).

В вашем положении о закупке среди прочих должен быть закреплен и порядок исполнения договоров (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

И чаще всего заказчики устанавливают в своих положениях общую норму о том, что расторжение договора осуществляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ.

Полагаем, что, если в положении вовсе не закреплено каких-либо условий или ограничений, касающихся расторжения договора по соглашению сторон, вы можете расторгать таким способом любой договор, соблюдая общие нормы ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Учитывайте ограничения, которые могут быть установлены вашим положением о закупке. Например, положение может содержать запрет на необоснованное расторжение договора по соглашению сторон или разрешать вам такое расторжение только в определенных положением случаях.

Либо положение может запрещать прощать неустойку и расторгать договор по взаимному согласию, если поставщик нарушал его условия.

Кроме того, положением могут быть предусмотрены ограничения для действий, которые можно предпринимать после расторжения, например установлен запрет объявлять повторную закупку, если первоначальный договор был расторгнут по соглашению сторон без каких-либо веских оснований.

Когда договор можно расторгнуть в одностороннем внесудебном порядке

Расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке по общему правилу можно в случаях, установленных законом (п. 1 ст. 310 ГК РФ).

Кроме того, чаще всего обе стороны договора, заключенного по Закону N 223-ФЗ, ведут предпринимательскую деятельность, и в этом случае расторгнуть его в одностороннем внесудебном порядке можно по основаниям, установленным в самом договоре (п. 2 ст.

310 ГК РФ). В противном случае право на односторонний отказ можно предусмотреть только для стороны — не предпринимателя.

Предусматривайте в договорах основания для одностороннего отказа в соответствии с нормами, установленными в вашем положении о закупке. Если специальных правил в положении нет, рекомендуем их предусмотреть, поскольку порядок исполнения договора должен быть закреплен в положении в силу ч.

2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ. Но и при отсутствии в положении о закупке специальных норм запрета на включение в договор оснований расторжения в одностороннем внесудебном порядке нет. Полагаем, что вы можете предусматривать в договорах такие основания, если они не противоречат нормам ГК РФ.

В одних случаях отказ можно не объяснять, в других его требуется мотивировать. Это зависит от основания отказа.

Немотивированно можно отказаться в случаях, прямо предусмотренных законом. Например, так можно отказаться от исполнения договора аренды и агентского договора, заключенных на неопределенный срок (п. 2 ст. 610, ст. 1010 ГК РФ). Такой отказ также может быть связан с определенными условиями.

Например, вы вправе отказаться от договора оказания услуг при условии оплаты исполнителю всех понесенных расходов (п. 1 ст. 782 ГК РФ).

Кроме этого, право на немотивированный отказ можно предусмотреть в договоре, в том числе предусмотреть, что за реализацию такого права отказавшаяся сторона должна заплатить определенную денежную сумму (п. 3 ст. 310 ГК РФ).

Мотивированный односторонний отказ чаще всего следует за нарушением обязательств или наступлением определенных обстоятельств. Например, вы можете отказаться от договора поставки, в случае если поставщик поставил товары ненадлежащего качества с недостатками и не исправил их в приемлемый для вас срок (п. 2 ст. 523 ГК РФ).

К не связанным с нарушениями обстоятельствам можно отнести, например, случай, когда существенно увеличивается приблизительная цена договора подряда из-за того, что нужно выполнить дополнительные работы (п. 5 ст. 709 ГК РФ) или по каким-либо причинам у подрядчика отозвана лицензия или прекращено членство в СРО, когда для выполнения работ они необходимы (п.

3 ст. 450.1 ГК РФ).

Когда договор можно расторгнуть в суде

Расторгать договор в суде можно в случаях, когда одна из сторон существенно нарушает условия договора, а также в иных случаях, предусмотренных законом или самим договором (п. 2 ст. 450 ГК РФ). Например, вы можете обратиться в суд с иском о досрочном расторжении договора аренды, если арендуемое имущество стало непригодным по обстоятельствам, за которые вы не отвечаете (ст. 620 ГК РФ).

Также обратиться в суд можно при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора по итогам закупки (п. 1 ст. 451 ГК РФ). Однако практика показывает, что доказать существенность таких изменений очень сложно.

Обращайтесь в суд, если отсутствуют основания для одностороннего внесудебного расторжения и когда вы заинтересованы в направлении сведений об участнике в РНП за существенные нарушения условий договора. Поскольку на этом этапе сведения в РНП можно направлять, только если договор расторгнут по решению суда (ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ).

Источник: https://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/v-kakix-sluchayax-vozmozhno-rastorzhenie-dogovora-zaklyuchennogo-po-zakonu-n-223-fz.html

Заключение договора по 223‑ФЗ: правовые основы

Заключение, изменение и расторжение договора по Федеральному закону №223-ФЗ: основные действия и сопровождающие особенности

Читайте о правовых основах заключения договора по 223-ФЗ и как заключить сам договор. Эксперт Оксана Шипунова прокомментирует, какие существуют нюансы при заключении договора по 223-ФЗ

Договоры в рамках Закона 223-ФЗ заключаются по правилам, которые предусмотрены Гражданским законодательством и Положением о закупке.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»: 

Договоры, которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, в том числе и рамочные, предусматривающие пролонгацию, как условную, так и безусловную, продолжают свое действие.  Внесение изменений, перезаключение договоров не требуется. Соответственно, правоотношения вы завершаете по мере исполнения обязательств в полном объёме.

Рамочный договор по 223-ФЗ

Рамочный договор (или рамочное соглашение) — договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.

Общие принципы, которые характерны для такого вида документов:

  • предусматриваются открытые условия;
  • не указывается точные показатели цены и объема;
  • отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.

Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора.

Если компания «А» планирует закупать у компании «Б» товар без указания сроков, объёма поставки, без указания цены, либо единичных расценок, такой документ договором не признаётся. В этом случае придётся провести дополнительную закупочную процедуру в соответствии с требованиями вашего Положения.

 Если же вы не перепроведёте закупку и не заключите новый договор по итогам этой закупочной процедуры, каждая поставка, в рамках рамочного договора, будет считаться новой самостоятельной закупкой.

Соответственно, каждый раз, по мере необходимости того или иного товара из этого рамочного договора, заказчику нужно будет сверяться: правильно ли выбран способ закупки. 

Возмездные договоры по 223 — ФЗ

Договор в соответствии с гражданским законодательством может быть возмездным или безвозмездным. А вот договоры в рамках Закона № 223 — ФЗ могут быть только возмездными.

Договор возмездного оказания услуг содержит:

  • Предмет договора (п.1 ст. 432 Гражданского Кодекса РФ),
  • Условие о перечне, видах услуг, а так же о совершаемых действиях (п. 1 ст. 779 ГК РФ). 

Когда заказчик заключает договор, например, дарения или любой другой безвозмездный договор, на основании которого он приобретает продукцию, при этом не расходуя денежные средства, то такой документ договором не признается. Сюда можно отнести не только договор дарения и договор бартера.

Например, компания меняет синий карандаш на красный карандаш. Денежные средства при этом не расходуются, поэтому данная процедура не является закупкой. Обратите внимание, не рекомендуется переводить основную массу своих потребностей на бартеры.

Каждый раз, когда вы будете пользоваться подобным правом, данным для совершения таких сделок, у контролирующих органов будут возникать вопросы на предмет целесообразности проведения данной процедуры.

Кроме того, будут возникать будут вопросы относительно контрагента, с которым заключается договор бартера и, вполне возможно, ваше действие будет квалифицировано как нарушение антимонопольных требований к торгам в части их не проведения. Это гораздо страшнее и имеет неприятные последствия для заказчика.

Существенные условия договора

Согласно п.1. ст.

432 ГК РФ «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

» Договор считается заключенным с того момента, когда стороны достигли соглашения о существенных условиях. Закрытого перечня таких условий законодательство не содержит. Поэтому существенными условиями договора возможно считать те условия, которые названы существенными непосредственно в тексте самого договора.

Контролирующие органы считают, что все условия, прописанные в договоре, являются существенными. Если стороны сочли бы их не существенными, они не стали бы их фиксировать в договоре.

Соответственно, любой параметр, любое условие в вашем договоре, не только цена, объём, срок и, непосредственно, сам предмет закупки, но и условия поставки, порядок оплаты, порядок страхования, формирование акта приёмки и передачи, любые моменты, которые зафиксированы в договоре, являются его существенными условиями.

Положение о закупке

Порядок заключения и исполнения договора в Законе 223 — ФЗ регулируется Положением о закупке. Совершать действия, не предусмотренные Положением, заказчик не может. Положение может представлять из себя несколько документов, утверждённых в соответствии с требованиями законодательства. Все эти документы должны быть размещены в единой информационной системе.

В Положении о закупке необходимо прописать последовательность действий как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, и включить в него:

  • комплект документов, который подлежит направлению в рамках заключения договора,
  • правила направления документов,
  • сроки направления,
  • права и обязанности, которые возникают у сторон по мере совершения тех или иных действий, предусмотренных Положением.

Если в Положении и документации о закупке не прописан порядок действий одной из сторон, либо прописан порядок действий не в полном объёме, у победителя всегда есть возможность уклониться от заключения договора, но он не будет включён в реестр недобросовестных поставщиков.

По поводу комплекта документов, который направляется в рамках заключения договора, можно сказать следующее. Каждый заказчик определяет этот комплект документов сам для себя. Способы отправки документов могут быть любыми. Можно отправить договор обычной почтой с уведомлением, электронной почтой, факсом и другими средствами.

Но все-таки наилучшими способами направления документов являются: либо почта с уведомлением, либо личное вручение своему контрагенту.

Для подтверждения исполнения своих обязанностей в полном объёме, заказчику необходимо удостовериться, что проект контракта получен контрагентом, а лицо, которое приняло комплект документов, поставило подпись об их получении, уполномочено совершать те или иные действия со стороны контрагента.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1542

Отчет об исполнении договора по 223 фз

Заключение, изменение и расторжение договора по Федеральному закону №223-ФЗ: основные действия и сопровождающие особенности

В силу вышеуказанных особенностей регулирования процесса осуществления государственных и муниципальных закупок Федеральным законом №223-ФЗ при завершении закупочной процедуры заказчик должен в рамках действующего у него Положения о закупках обращаться к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Это связано с тем, что именно данный документ регулирует в полной мере существующие договорные отношения, в том числе те, о которых идет речь в рамках проведенной закупки для обеспечения нужд государственного или муниципального заказчика.

В соответствии с положениями Гражданского кодекса под договором понимается такое соглашение, в котором стороны принимают решение об исполнении обязательств друг перед другом.

При этом результат исполнения таких обязательств должен носить специальный взаимовыгодный характер для всех сторон такого соглашения.

В тексте данного документа стороны обязаны указать основные обязательства, которые должны быть исполнены контрагентами, а также описать, какие санкции могут быть применены к сторонам, если свои обязательства они нарушат по каким-то причинам.

В настоящее время в Федеральном законе №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» содержится указание на то, что все договоры, которые заказчик подписывает с потенциальными исполнителями, определенными по итогам проведенных закупочных процедур, должны в обязательном порядке заключаться на основании тех требований к этому документу, которые содержатся не только в действующих правовых актах федерального и регионального уровней, но и в соответствии с принятым у самого заказчика Положением о закупках. В противном случае, такое соглашение может быть оспорено в суде, а результаты его исполнения будут подлежать отмене.

Кто и когда сдает годовой отчет о закупках у СМСП

Обязанность организаций-заказчиков приобретать определенный объем товаров, работ и услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) установлена постановлением правительства № 1352 от 11.12.2014.

Этим заказчикам, работающим по 223-ФЗ, надлежит формировать ежемесячный и годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вот кто сдает отчетность о закупках у МСП по 223-ФЗ:

  • юридические лица (любая организационно-правовая форма) с годовым объемом выручки более 500 млн руб. за предыдущий год;
  • кредитные организации с активами более 500 млн руб.;
  • автономные учреждения (если совокупная стоимость заключенных за прошлый год договоров свыше 250 млн руб.);
  • государственные компании и их дочерние предприятия;
  • корпорация МСП — АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Если юридические лица сами являются субъектами МСП, то отчетность они не сдают. Нет необходимости отчитываться и тем организациям, которые не относятся к подотчетным лицам (письмо Минэкономразвития России № Д28и-250 от 10.02.2016).

Если организация относится к любой из указанных категорий заказчиков, они обязаны закупать продукцию у малого предпринимательства и отчитываться о проведенных закупках.

Доля обязательных заказов у МСП — 18% совокупного годового объема заключенных договоров с требованием о привлечении соисполнителей СМП, 15% из которых — это прямые контракты с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Чтобы вести закупочную деятельность с субъектами МСП, заказчики обязаны утвердить перечень товаров, работ и услуг, которые будут приобретаться у малого бизнеса.

За основу берется реестр, опубликованный в Единой информационной системе.

Утвержденная в ПП РФ № 1352 пошаговая инструкция по заполнению годового отчета по СМП по 223-ФЗ подразумевает, что заказы у МСП проводятся при одновременном соблюдении двух условий:

  • начальная (максимальная) цена договора не превышает 200 млн руб.;
  • приобретаемая продукция (работы, услуги) входят в перечень заказчика.

Обязанность формировать отчет закреплена не только в ПП РФ № 1352 (п. 2 положения № 1352), но и в ФЗ № 223 (п. 2 ч. 8 ст. 3), и положении об особенности участия малого предпринимательства в торгах (пп. «б» п. 34).

В 2020 году 1 февраля — это выходной. Чтобы не попасть на штрафы и санкции, опубликуйте отчетность о заказах у МСП заблаговременно. Помимо итогового отчета, который формируется по истечении годового отчетного периода, заказчики предоставляют и ежемесячную отчетность. Ее необходимо публиковать каждый месяц до 10 числа по схеме «в текущем месяце отчитываемся за предыдущий».

Понятие отчета об исполнении контракта или его этапа

Отчет об исполнении контракта – специальный документ, подтверждающий фактическое исполнение или неисполнение контракта или договора обеими сторонами такого соглашения.

Обязанность заказчика готовить отчет об исполнении контракта зафиксирована в положениях статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе». При этом в указанной правовой норме содержится информация о том, что подобный отчетный документ должен готовиться не только по итогам выполнения всего контракта, но и по итогам выполнения каждого его этапа.

Подготовка отчета происходит на основании сведений о самом контракте, о качестве его исполнения обоими сторонами, а также на основании данных о принятии итоговых результатов такого исполнения.

Формирование отчета происходит в личном кабинете заказчика в Единой информационной системе в сфере закупок, где и происходит дальнейшее его размещение в открытом доступе таким образом, чтобы любое лицо могло ознакомиться с содержанием данного отчета.

Обязанность подготовки отчета об исполнении контракта лежит на контрактной службе заказчика или на контрактном управляющем.

При этом в случае несоблюдения требования законодательства о необходимости подготовки данного документа на ответственное должностное лицо могут быть наложены штрафные санкции.

Источник: https://skolko.okd1.ru/yuridicheskie-uslugi/otchet-ob-ispolnenii-dogovora-po-223-fz/

Расторжение договора по 223-ФЗ

Заключение, изменение и расторжение договора по Федеральному закону №223-ФЗ: основные действия и сопровождающие особенности

Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятый в 2011 году, регламентирует порядок проведения закупок компаниями с долей участия государства. Подробный список организаций, работающих по 223-ФЗ, перечислены в пункте 2 статьи 1 данного закона.

Документ даёт возможность заказчикам менять условия заключенного договора в части объемов, сроков и цен работ, услуг и товаров, при этом процедура расторжения контракта не предусматривается. В спорных ситуациях приходится обращаться к положению о закупке, установленному самим заказчиком, и нормам Гражданского кодекса РФ.

Иначе обстоят дела с федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Эксперты называют его более лояльным, так как в законе четко прописаны условия, по которым договор может расторгаться в одностороннем порядке, либо по соглашению сторон.

При этом цену, сроки поставки и другие существенные условия изменить нельзя, если речь не идет о строительных закупках (возможно изменение сроков и объемов работ не более чем на 30 процентов).

Отказ от сделки

Расторжение договора по 223-ФЗ возможно. Гражданское законодательство предусматривает такие варианты отказа от сделки:

  • в одностороннем порядке;
  • по соглашению сторон;
  • на основании решения суда.

Во всех случаях процедура должна осуществляться в рамках действующего законодательства РФ.

Односторонний способ расторжения

Отказ от сделки по инициативе одной из сторон происходит из-за существенных нарушений условий договора другим участником.

Например, заказчик может расторгнуть контракт, если поставщик более одного раза нарушил оговоренные сроки, отказался передать товар или он оказался некачественным, либо в заявке на участие в закупке обнаружились ложные сведения. Поставщик же имеет право на расторжение сделки, если она не оплачена в нужное время.

Инициатор прекращения договора по 223-ФЗ должен направить другой стороне уведомление, в котором следует указать:

  • сведения о контракте, действие которого требуется прекратить (его название, дату, номер);
  • наименование и реквизиты участников закупки, прописанные в договоре;
  • намерение и причину отказа от сделки;
  • нормы законодательства, дающие такую возможность;
  • момент, с которого контракт прекратит своё действие (например, дата подписания обеими сторонами).

Если происходит односторонний отказ от исполнения договора по инициативе заказчика, то сведения о второй стороне передаются в Реестр недобросовестных поставщиков. Однако перед включением в РНП уполномоченный орган может назначить оценку действий поставщика для выяснения всех обстоятельств дела.

Расторжение по соглашению сторон

Это наиболее оптимальный вариант отказа от сделки по 223-ФЗ. Аннулирование по взаимному согласию обоих её участников предусмотрено статьей 450 ГК РФ.

Особый порядок в таких случаях не предусмотрен, достаточно официального письма от одной из сторон с предложением расторгнуть контракт.

Необходимо указать причину, почему необходимо прекратить договорные отношения. Если другая сторона согласна с предложением, она составляет соответствующее соглашение, оба участники закупки его подписывают, и заключенный ранее договор считается недействительным. Если заказчик уже получил часть товара, он обязан его вернуть, а поставщик обязуется перечислить обратно вырученные деньги.

При наличии такой договоренности с заказчиком поставщик не попадает в реестр недобросовестных, его репутация остаётся неизменной.

Расторжение по решению суда

Иногда одна из сторон категорически не желает расторгать контракт. В таких случаях приходится обращаться в суд.

При этом должны иметься существенные основания для прекращения действия договора, и истец обязан доказать наличие нарушений со стороны ответчика. К примеру, если действия последнего нанесли значительный ущерб.

Важно соблюсти претензионный порядок: инициатор расторжения контракта обязан в письменной форме уведомить вторую сторону о своём намерении и предложить устранить нарушения до обращения в судебные инстанции. На ответ выделяется 30 дней, если его не последовало, можно подавать иск.

Расторжение сделки в суде является невыгодным для поставщика, так как сведения о нём также направляются в РНП. Однако подрядчик имеет право оспорить данное решение через суд, чтобы в дальнейшем получить возможность заключать контракты.

Риски и последствия

Расторжение контрактов чаще всего сказывается на репутации подрядчика. Внесение в Реестр недобросовестных поставщиков влечет запрет на участие в государственных торгах, при чем не только по нормам 223-ФЗ, но и по 44-ФЗ. Ограничение вводится на 2 года.

Заказчик в это время не получает исполнение контракта, процедура закупки обесценивается, её придётся проводить заново.

Кроме того, инициатор аннулирования контракта может наложить штрафные санкции за его ненадлежащее исполнение, и ответчик понесет финансовые потери.

В соответствии с пунктом 5 статьи 453 ГК РФ потребовать возмещения убытков, которые повлекло расторжение договора, может любая из сторон — как заказчик, так и поставщик.

Выплата средств возможна в досудебном порядке, если обе стороны с этим согласны.

В случае обращения в суд также потребуются деньги на издержки.

Есть риск и для истца: если судебная инстанция признает его требования не законными, то он может превратиться в ответчика. Поэтому важно изучить все правовые нормы и условия контракта, прежде чем принимать решение о его расторжении.

Последствия могут быть для каждой из сторон, за несоблюдение законодательства предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. 8 видов нарушений при закупках по 223-ФЗ и виды наказаний за них указаны в статье 7.32.3 КоАП РФ.

Таким образом, инициировать прекращение действия договора может и заказчик, и поставщик. Однако для этого должны иметься достаточные основания, важно фиксировать все факты нарушений. И перед тем, как обращаться в суд или прибегать к одностороннему способу расторжения, лучше попробовать договориться.

Источник: https://tendr.guru/223fz/rastorzhenie-dogovora-po-223-fz

Заключение договора по 223-ФЗ: внесение изменений, срок подписания и публикации, возможность расторжения, особенности рамочного контракта

Заключение, изменение и расторжение договора по Федеральному закону №223-ФЗ: основные действия и сопровождающие особенности

Система государственных закупок регулируется не только на основании положений Федерального закона «О контрактной системе», но также и с помощью другого крупного нормативного акта – Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Под регулирование этого закона подпадают все действия в сфере закупок, которые должны осуществлять государственные заказчики, доля в уставном капитале которых, принадлежащая государству, составляет не менее пятидесяти процентов.

В число основных вопросов, которые попали в сферу регулирования данным нормативным актом, вошли также и вопросы, посвященные заключению договора по итогам проведения закупочной процедуры.

Основные требования к договору

Федеральный закон №223-ФЗ регулирует процедуру проведения различных закупочных мероприятий отдельными категориями государственных и муниципальных заказчиков. Однако эта регламентация не является очень подробной. В результате такой особенности данного нормативного акта можно сказать, что и процедура заключения договора, и основные требования к нему в данном законе весьма условны.

Ключевое требование, которое формулирует данный закон, говорит о том, что в настоящее время заказчики, которые осуществляют закупки в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ, должны заключать договор на основании составленного в рамках своей деятельности положения о закупках.

В рамках такого положения могут быть отражены основные разделы, которые необходимо указывать в рамках подписываемого договора или контракта. Однако типовых форм для таких договоров заказчик не предусматривает.

Тем не менее при обращении к Единой информационной системе можно увидеть, что в ней содержится библиотека типовых договоров, которые могут быть использованы в рамках заключения соответствующего соглашения на основании положений указанного закона.

Однако данная библиотека не является обязательной к использованию, так как только отражает информацию, доступную к использованию, например, если речь идет о договорах или контрактах на получение какого-либо вида специальных услуг для обеспечения функционирования самого заказчика.

Существенные условия и возможности их изменения

Все существенные условия, которые должны быть включены в текст договора, заключаемого по итогам проведенной закупки на основании 223-ФЗ, регулируются не только положениями действующего законодательства в сфере закупок, но также и положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации, так как последний выступает в качестве ключевого регулятора существующих договорных отношений на территории России независимо от того, кто является контрагентами того или иного соглашения.

В соответствии с положениями перечисленных нормативных актов, следует определить, что к существенным условиям заключаемого по 223-ФЗ договора будут относиться:

  1. Предмет договора. Все сведения, которые относятся к предмету договора, должны быть вынесены в отдельный раздел, который полностью отражает информацию об объекте закупки, которая ранее содержалась в извещении о проведении закупочной процедуры. При этом сам Федеральный закон №223-ФЗ не устанавливает прямого запрета на возможности изменения данного раздела, в том числе путем замены предмета договора, но и не разрешает это сделать, так как в противном случае возможно вести речь о том, что проводимая закупка нарушит принципы указанного закона и Гражданского Кодекса, а сама сделка может быть признана судом и контролирующими органами незаконной.
  2. Цена или стоимость договора или контракта и порядок взаиморасчетов между сторонами. Окончательная информация по данному вопросу должна быть сформирована на основании тех результатов, которые были получены по итогам завершения закупочной процедуры, даже если речь идет о закупке у единственного поставщика. При этом ни ГК РФ, ни действующие нормы права в сфере закупок не запрещают производить изменение данного существенного условия как в части изменения цены контракта (но только если такое изменение не приведет к перерасходу бюджетных средств и вызвано острой необходимостью, например, по причине изменения государственной политики в части ценообразования), так и в части проведения полного взаиморасчета между участниками подписанного соглашения.
  3. Права и обязанности сторон договора, а также возможные меры ответственности для участников договора за нарушение установленных положений конкретного закона. В данном разделе, который чаще всего не подвергается изменениям, прописываются либо фиксированные размеры штрафных санкций, либо те механизмы, на основании которых производится расчет штрафов, а также пеней и неустоек.
  4. Срок действий договора, варианты изменения и расторжения договора. Данные условия обязательно должны быть включены в содержание договора даже в том случае, если речь идет о простой форме договора, которая, например, используется при заключении такого соглашения с единственным поставщиком.

Для каждого из таких существенных условий существует свой порядок их изменения, который сводится, тем не менее, к следующему алгоритму:

  • стороны проводят переговоры о возможности изменения каких-либо условий в рамках заключенного ранее договора;
  • достигнутые договоренности необходимо оформить в виде специального дополнительного соглашения, в котором указываются все те положения, которые должны быть изменены;
  • необходимо указать, с какого момента вступает в силу такое дополнительное соглашение, а также на какой срок оно было заключено.

Подобный алгоритм внесения изменений в тот или иной договор предусмотрен Гражданским Кодексом, на основании которого и происходит все функционирование договорных отношений по итогам проведения закупочных процедур на основании 223-ФЗ.

Порядок заключения

Заключение договора на основании положений Федерального закона №223-ФЗ происходит по итогам публикации протокола об определении победителя той или иной процедуры либо на основании решения заказчика о проведении закупки у единственного поставщика.

В том случае, если речь идет о конкурентном способе определения потенциального исполнителя по контракту, например, о конкурсе, то заключение договора или контракта по его итогам производится по истечении десяти дней, но не дожидаясь двадцати с даты публикации в Единой информационной системе протокола о подведении итогов такой закупки.

Если происходит заключение договора с единственным поставщиком, то в этом случае договор может быть заключен в течение того срока, который установлен для таких контрактов созданным у заказчика Положением о закупке.

Для того чтобы достичь максимально удобных для обеих сторон условий заключения и дальнейшего исполнения договора, в том числе, по итогам конкурентных способов определения исполнителя, заказчик вправе провести с исполнителем преддоговорные переговоры. Условие о возможности проведения таких переговоров заказчик обязан сформулировать в рамках документации о проводимой закупке как одно из условий определения исполнителя.

В том случае, если такой участник отказывается от заключения договора, или стороны не могут договориться и прийти к общему соглашению по условиям договора, то к преддоговорным переговорам приглашается участник, который занял второе место по итогам оценки поданных заявок или предложений.

Федеральный закон №223-ФЗ говорит о том, что у государственного заказчика есть возможность не публиковать некоторые контракты и договоры, которые были заключены.

Так, в частности, можно не публиковать договоры, которые были заключены с единственным поставщиком, если объект закупки по такому договору или контракту относится к тем сведениям, публикация которых не предусмотрена действующим законодательством.

 В остальных случаях заказчик обязан в течение трех рабочих дней с момента подписания такого договора или контракта внести сведения в специальный реестр контрактов, ведение которого предусмотрено статьей 4.

1 указанного федерального закона.

Если речь идет о контрактах и договорах, которые подписываются по итогам конкурсных процедур, то они должны быть размещены в Единой информационной системе в соответствующем реестре.

Сведения о таких контрактах в течение трех рабочих дней с момента подписания направляются в специальный реестр, который должен оформляться в соответствии с требованиями статьи 4.

1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Если договор или контракт был изменен, то сведения о таком изменении также должны быть внесены в реестр в течение трех рабочих дней с момента их осуществления.

Что же касается результатов исполнения договора, то данные о его завершении должны быть внесены в срок, который не превысит десять дней с момента подписания документов, подтверждающих такое действие в отношении договора.

Не подлежат публикации только те сведения, которые относятся положениями действующего законодательства к данным, которые не должны публиковаться в общедоступных источниках информации, например, если речь идет об объектах закупки, подпадающих под действие законодательства о государственной тайне.

Возможности расторжения

Далеко не всегда договоры и контракты, заключенные государственным и муниципальным заказчиком, исполняются в полном объеме.

Нередко складывается ситуация, в соответствии с которой стороны приходят к решению о необходимости расторжения подписанного ранее договора.

Чаще всего это действие осуществляется в случаях, когда по каким-либо причинам результаты исполнения не удовлетворяют стороны, но судебного разрешения возникшего конфликта они не хотят.

К другим основаниям, по которым могут быть расторгнуты договоры, заключенные во исполнение положений о закупках, освещенных в Федеральном законе №223-ФЗ, следует относить:

  • невозможность дальнейшего исполнения договора по причине возникновения обстоятельств непреодолимой силы, которые были предусмотрены договором;
  • сокращение финансирования ввиду принятия такого решения вышестоящим контролирующим органом в сфере закупок;
  • судебное признание договора или контракта недействительным по причинам, сформулированным в действующем законодательстве, например, в Гражданском Кодексе Российской Федерации;
  • если договор или контракт был полностью исполнен до даты, которая установлена в тексте документа как дата окончания его действия, и это подтверждено с юридической точки зрения;
  • одностороннее решение заказчика или исполнителя о необходимости расторжения заключенного договора по личным причинам (однако, такие причины должны быть обоснованы в виде специального документа, например, письма о необходимости расторжения договора).

В том случае, если контракт был расторгнут, сведения об этом должны быть внесены в реестр договоров, находящийся в Единой информационной системе, в течение десяти дней с момента подписания документов, подтверждающих такое расторжение, например, дополнительного соглашения о расторжении договора.

При этом в отчет о таком расторжении должны быть включены сведения о причине такого действия, например, если речь идет о расторжении по причине судебного решения, потребуется указать номер дела и итогового постановления о расторжении контракта.

Понятие и особенности рамочного договора

Еще до момента начала действия Федерального закона №223-ФЗ достаточно большую популярность набрали рамочные договоры. После вступления указанного закона в силу они продолжают использоваться, так как в некоторых случаях являются очень удобными для государственного или муниципального заказчика.

В настоящее время выделяют следующие виды рамочных договоров:

  • договоры с открытыми условиями. Для таких договоров характерно, чтобы что-то из условий, в том числе существенных, было не до конца определено. Исключение составляется только для предмета договора – его необходимо описать конкретно. В противном случае такое соглашение не будет с юридической точки зрения договором;
  • договоры с неопределенными сроками. Чаще всего речь в этом случае идет о тех договорах, которые подлежат пролонгации (например, если речь идет о договорах оказания коммунальных услуг, которые осуществляются одним и тем же поставщиком на протяжении достаточно длительного периода времени);
  • договоры с открытой ценой. Эти договоры заключаются в тех случаях, когда по каким-либо причинам не может быть полностью определена цена заключаемого договора, однако, есть информация о том, когда и какие объемы товара могут быть поставлены. Чаще всего такие договоры заключаются в отношении тех групп товаров, которые либо имеют непосредственную зависимость от иностранной валюты, либо относятся к категории товаров или услуг, подлежащие обязательному государственному регулированию (сам договор при этом может быть заключен до момента официальной публикации такого регламентирующего нормативного акта);
  • договор, в отношении которого не определены объемы поставки. Такие договоры заключаются в тех случаях, когда речь идет о невозможности определения конкретного объема закупки, которая будет осуществлена, по различным причинам (например, в случае срочной закупки медикаментов для регионов с установленным режимом чрезвычайных обстоятельств, когда невозможно определить, какой именно объем и каких медикаментов может быть закуплен).

Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в отношении вопросов, связанных с регулированием договоров и контрактов, заключаемых по итогам проведенных закупочных процедур, является более лояльным, нежели Федеральный закон №44-ФЗ. Основные вопросы, которые могут возникать и подлежат обязательному регулированию с точки зрения действующего законодательства, могут быть разрешены на основании положений Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В то же время некоторые правила оформления заключаемых договоров могут не иметь обязательной государственной регламентации.

В этом случае они должны найти отражение в рамках созданного заказчиком Положения о проведении закупок, на основании которого они осуществляют свою деятельность.

Если же заказчик не может по каким-то причинам найти правила для регламентации заключенного им договора, он может воспользоваться рамочным договором, но это будет требовать тщательного обоснования, так как нередко может привести к дополнительным расходам из бюджетных средств.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/dogovor-zaklucenie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.