+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Закупки с участием субъектов малого предпринимательства на основании статьи 30 Федерального закона №44-ФЗ

Содержание

Инструкция по составлению отчета по закупкам у СМП по 44-ФЗ | Контур.Закупки

Закупки с участием субъектов малого предпринимательства на основании статьи 30 Федерального закона №44-ФЗ

Заказчики по 44-ФЗ должны не только закупать у субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций определенную долю товаров и услуг. Им также вменяется в обязанность каждый год составлять об этом специальный отчет и размещать его в ЕИС.

Форма отчета приведена в постановлении Правительства от 17 марта 2015 г. № 238.

Отчет заполняется и подается через ЕИС. Нужно войти в личный кабинет и заполнить все его разделы, а также прикрепить бумажную форму отчета – без этого система не даст его разместить. Кроме того, отсканированный бумажный отчет послужит страховкой от потери данных при всевозможных сбоях в информационной системе.

Структура отчета

Отчет состоит из трех разделов:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. В первом отражаются реквизиты заказчика.
  2. Во втором указываются данные для расчета объема закупок у СМП и СОНО, а также приводятся фактические закуплены объемы.
  3. В третьем разделе перечисляются реестровые номера контрактов.

Ниже разберем заполнение каждого из этих отделов.

Заполнение Раздела 1

Раздел 1, как правило, не вызывает сложностей. Здесь, помимо названия, организационно-правовой формы, адреса и прочих контактов, нужно указать всевозможные коды: ИНН, ОГРН, ОКВЭД, КПП и так далее.

Вопросы чаще всего возникают со следующими кодами:

  • ОКОПФ. Он предназначен для государственных и муниципальных учреждений. Нужно выбрать из диапазона 7 51 00 – 7 54 04.
  • ОКПО. За этим кодом стоит обратиться в бухгалтерию — он используется в бюджетной отчетности.
  • ОКТМО. Его можно либо посмотреть в статистической отчетности, либо получить на сайте ФНС через сервис «Узнать ОКТМО».

Заполнение раздела 2

Раздел 2 — самый информативный и сложный из всего отчета. В нем 9 показателей, которые нужно правильно рассчитать.

Обратите внимание! Все показатели раздела 2, за исключением позиции 8, заполняются в тысячах рублей. Показатель 8 указывается в процентах.

Рассмотрим заполнение второго раздела более подробно.

Показатель 1

Это среднегодовой объем закупок (СГОЗ). Не нужно путать этот показатель с объемом закупок из плана-графика. Закупки у СМП и СОНО должны составлять не менее 15% от СГОЗ.

Среднегодовой объем складывается из стоимости:

  • контрактов, которые в отчетном году были заключены, полностью исполнены и оплачены;
  • контрактов, которые были заключены до отчетного года, но частично оплачены в отчетном году;
  • контрактов, которые были заключены и частично оплачены в отчетном году, но будут исполняться в последующие годы.

Показатель 2

Здесь необходимо указать только объем контрактов, заключенных по части 1.1 статьи 30 закона 44-ФЗ. Это следующие типы контрактов:

  • поставщик по которым был определен в закрытых процедурах;
  • заключенные с единственным поставщиком;
  • по атомной энергии;
  • по кредитам.

Это все те контракты, которые исключаются из СГОЗ.

Показатель 3

Исчисляется разница между позициями 1 и 2. Это и будет тот объем закупок, от которого нужно рассчитать лимит контрактов с СМП и СОНО.

Показатель 4

Здесь необходимо привести рассчитанный объем закупок, которые должны быть проведены у субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций. Он составляет 15% от величины показателя 3.

Приведем пример. Посчитано, что СГОЗ заказчика в отчетном году составил 30 млн рублей.

В том числе он закупил у единственного поставщика товаров, работ и услуг на сумму 1,8 млн рублей, провел закупки закрытым способом на сумму 2 млн рублей, а также закупил услуг по кредитованию на сумму 1,6 млн рублей.

Кроме того, в отчетном году не состоялось открытых конкурсов на сумму 1,4 млн рублей, в результате чего были заключены контракты с единственным поставщиком.

Заполняем показатели 2-4:

  1. Показатель 2. Суммируем закупки, которые следует исключить из СГОЗ. Получаем сумму 6,8 млн рублей (1,6 млн + 1,8 мм + 2 мм + 1,4 мл).
  2. Показатель 3. Определяем разницу между показателями 1 и 2. Получается 23,2 млн рублей (30 млн – 6,8 млн).
  3. Показатель 4. Исчисляем 15% от показателя 3. Получаем 3,48 млн рублей.

Важно! 15% от суммы СГОЗ – минимальный объем закупок, произвести которые нужно у СМП и СОНО. Если закупить меньше, последует штраф по пункту 3 статьи 7.30 КоАП. Заказчика в этом случае оштрафуют на 500 000 рублей, а контрактного управляющего – на 50 000 рублей.

Показатель 5

Эта строка отчета предназначена для отражения стоимости контрактов, которые по факту были заключены с СМП и СОНО. Имеются в виду процедуры, объявленные специально для таких субъектов.

Отражать нужно только те контракты и их этапы, которые были оплачены в отчетном году.

Пример. В прошлом году заказчик заключил с субъектами малого бизнеса контрактов на 5 млн рублей. Оплачено в отчетном году из них было 2 млн рублей. Остальные суммы по условиям контракта будут уплачены позже. В позиции 5 отчета за прошлый год будет фигурировать 2 млн рублей.

Показатель 6

В этой строке отражается стоимость контрактов, в которых победители должны были привлечь СМП и СОНО в качестве субподрядчиков. Другими словами, это процедуры, не предназначенные для субъектов малого бизнеса, в извещении которых указана обязанность поставщика привлечь таких субподрядчиков.

Показатель 7

Здесь указывается общая стоимость товаров, работ и услуг, закупленных у СМП и СОНО. Для этого нужно суммировать показатели 5 и 6.

Показатель 8

Рассчитывается процентная доля закупок, фактически произведенных у СМП и СОНО. Формула такая:

Показатель 7 / Показатель 3 * 100%

Показатель 9

В этой строке следует указать НМЦК несостоявшихся процедур и незаключенных контрактов с СМП и СОНО.

Поясним на примере. Допустим, заказчик объявил для субъектов малого бизнеса:

  • аукцион с НМЦК 2 млн рублей;
  • запрос котировок с НМЦК 400 тыс. рублей.

Закупки не состоялись, а контракты были заключены с единственным поставщиком.

В отчете в позиции 9 будет указана сумма цен этих закупок:

2 000 000 + 400 000 = 2 400 000 рублей.

Заполнение раздела 3

В разделе 3 указываются реестровые номера записей контрактов. Их можно найти в личном кабинете ЕИС. При формировании отчета система укажет на реестр контрактов для выбора и заполнения этих номеров. Выбранные номера автоматически попадают в отчет.

Важно! Нужно отличать реестровые номера контрактов и номера извещений.

В разделе 3 заполняется всего 3 показателя. Это контракты:

  • которые заключены непосредственно с субъектами малого бизнеса;
  • к исполнению которых СМП и СОНО привлечены в качестве субподрядчиков;
  • заключенные в результате закупок, проведенных специально для СМП и СОНО.

Размещение отчета

Размещение отчета в ЕИС производится через личный кабинет. В разделе «Отчеты заказчика» в блоке «Отчеты» нужно выбрать тип «Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций». Следует заполнить все поля отчета и подписать его электронной подписью. Дата составления и размещения документов в ЕИС должна совпадать.

Крайний срок подачи отчета – 1 апреля следующего года. Отчет за 2017 год нужно сдать до 2 апреля 2018 года – срок переносится из-за выходного дня.

Если все закупки производятся у единственного поставщика

На практике некрупные заказчики зачастую абсолютно все свои закупки проводят у единственного поставщика. Как указано выше, такие закупки не включаются в СОГЗ. Получается, что в этом случае заказчики не обязаны заключать контракты с СМП и СОНО. Освобождает ли этот факт их от размещения отчета?

В Минфине считают, что составлять отчет нужно и в этом случае

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/instrukciya-po-sostavleniyu-otcheta-po-zakupkam-u-smp-po-44-fz/

Статья 30 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе»: закупки с привлечением субъектов малого предпринимательства

Закупки с участием субъектов малого предпринимательства на основании статьи 30 Федерального закона №44-ФЗ

У процесса трансформации существовавшей ранее в Российской Федерации системы государственных закупок, кроме цели повышения прозрачности всей этой системы, имеется и другая существенная цель – открытие данной системы для участников бизнеса, которые имеют статус субъектов малого предпринимательства, а также для организаций, которые обладают статусом социально ориентированных некоммерческих организаций. Это необходимо для того, чтобы повысить, с юридической точки зрения, возможности некрупных участников рынка, которые не имеют достаточных возможностей для полноценного конкурирования с крупными участниками рынка в разных его секторах.

Сфера правового действия статьи 30

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на которую возложена юридическая обязанность осуществлять защиту интересов субъектов малого предпринимательства в сфере государственных и муниципальных закупок, все организации-заказчики, которые проводят различные закупочные мероприятия для обеспечения своих нужд, должны привлекать к проводимым закупкам рассматриваемых некрупных участников рынка не менее, чем к пятнадцати процентам проводимых закупок. При этом расчет объема тех закупок, которые должны проводиться с участием компаний, обладающих статусом субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, рассчитывается от совокупного годового объема закупок.

Для того чтобы определить итоговый объем закупок, которые должны осуществить государственные и муниципальные заказчики, они не должны включать в проводимые расчеты следующие виды закупок (на основании части 1.1 указанной статьи федерального нормативного акта):

  • закупки услуг по кредитованию, если заемщиком выступает сам заказчик;
  • закупки, целью которых является приобретение товаров, работ или услуг, направленных на обеспечение безопасности государства и его обороны;
  • закупки, проводимые с участием единственного поставщика на основании части 1 статьи 93 указанного федерального закона, если только речь не идет о закупках, которые проводятся на основании применения пунктов 25-25.3 данной части;
  • закупки работ, которые применяются в сферах использования различных видов атомной энергии;
  • в объем проводимых закупок для определения совокупного годового объема не включаются также закупки, которые относятся к закрытым видам процедур для определения потенциального исполнителя по контракту или договору.

Кроме того, регулирование проводимых закупочных мероприятий данной статьей также относится и к возможности применения такого вида ограничений, в соответствии с которым заказчик еще в извещении при объявлении закупочного мероприятия обязан указать сведения о том, что в данной закупке могут принимать участие только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае все потенциальные участники при подаче заявок на участие в таких процедурах обязаны предъявлять в составе заявки на участие декларацию, подтверждающую их статус, так как, в противном случае, заказчик, не имея должного юридически значимого подтверждения, обязан будет такую заявку отклонить, как не соответствующую требованиям документации к закупке и действующему законодательству. Право заказчиков на ограничение допуска к участию определенных групп участников рынка, а также обязанность потенциальных участников подтверждать свое право на участие в таких процедурах с ограниченным участием зафиксированы в положениях части 3 статьи 30 указанного федерального нормативного акта.

Установленный в 30 статье 44-ФЗ порог в пятнадцать процентов от общего значения СГОЗ (совокупный годовой объем закупок) – это минимальный предел, который должен реализовать каждый государственный или муниципальный заказчик.

Если же говорить о верхнем пределе, то он на сегодняшний день не установлен, но вся закупочная деятельность заказчика должна быть построена таким образом, чтобы минимизировать риск нарушения законодательства по другим аспектам осуществления закупочной деятельности.

Круг лиц, применяющих положения статьи

Говоря о практике применения нормативных положений статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе», нельзя ограничивать круг применяющих ее лиц только государственными и муниципальными заказчиками, так как участвовать в закупочной системе в этом случае могут и другие лица, а именно:

  • юридические лица, которые обладают статусом субъектов малого предпринимательства. На сегодняшний день рассматриваемая статья, как и весь нормативный акт, не дают характеристики того, какое именно юридическое лицо можно считать обладающим статусом субъекта малого предпринимательства (СМП). Для этого потребуется обратиться к Федеральному закону №209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с его положениями к организациям, обладающим статусом СМП, могут относиться такие организации, штат которых не превышает сто человек, а общая сумма дохода не дошла до предела в восемьсот миллионов рублей за предыдущий отчетный финансовый год. Кроме того, в таких организациях доля государственных учреждений в имеющемся уставном капитале не может превысить двадцать пять процентов, а иных юридических лиц, в том числе иностранного происхождения – сорока девяти процентов;
  • если говорить о социально ориентированных некоммерческих организациях, то сведения о них так же не содержатся в Федеральном законе №44-ФЗ, поэтому для получения информации об определении данного вида организаций следует обратиться к положениям Федерального закона №7-ФЗ от 12 января 1996 года. На основании положений указанного нормативного акта под некоммерческими организациями понимаются такие юридические лица, которые создаются без цели получения прибыли и которые функционируют в целях оказания всесторонней поддержки различных категорий граждан путем оказания им различных видов услуг, например, благотворительных, просветительских и иных.

Правила применения существующих требований

В целях реализации требований государства о допуске определенных категорий участников рынка к проводимым государственным и муниципальным закупкам созданы специальные правила применения данной статьи, а именно:

  • заказчик не имеет права проводить закупочные мероприятия с начальной максимальной ценой контракта более двадцати пяти миллионов рублей;
  • все закупки у таких категорий участников (были рассмотрены выше) должны проводиться посредством: открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок и предложений;
  • потенциальные участники обязаны предоставлять документы, подтверждающие присвоенный им статус, в том числе выписки из существующих федеральных реестров субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • если в качестве потенциального участника закупочного мероприятия рассматривается юридическое лицо, обладающее статусом социально ориентированной некоммерческой организации, такое юридическое лицо в подаваемом пакете документов должно указать направление своей деятельности в виде специальной декларации;
  • в том случае, если заказчик предусматривает возможность привлечения к исполнению контракта субподрядчика основным исполнителем, в извещении о проведении закупки, а также в составляемой документации могут быть зафиксированы возможность либо обязанность для основного исполнителя привлекать к выполнению взятых на себя обязательств по заключаемому контракту или договору субподрядчиков или субисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства;
  • если исполнитель по контракту привлекает субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, то объем работ или услуг, которые должен выполнить такой субподрядчик, не может быть менее пяти процентов от общего объема работ;
  • в том случае, если заказчик устанавливает требование о перечислении обеспечения заявки, размер такого обеспечения не может превышать двух процентов от установленной для конкретной закупки начальной максимальной цены контракта;
  • оплата заключенного контракта должна производиться в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания всех документов, подтверждающих полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств.

Ответственность за нарушение норм

Статья 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» является обязательной к исполнению всеми без исключения государственными и муниципальными заказчиками и приравненными к ним юридическими лицами, которые осуществляют свою закупочную деятельность в соответствии с указанным нормативным актом. Поэтому в случае возникновения нарушений положений данного закона и сам заказчик, и его ответственные должностные лица (контрактный управляющий или ответственный сотрудник контрактной службы) будут подвергнуты административному наказанию.

На сегодняшний день все штрафные санкции за такое допущенное правонарушение назначаются в соответствии с положениями части 11 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии с положениями данной статьи на должностное лицо налагается штраф в размере до пятидесяти тысяч рублей за каждый факт совершенного нарушения.

При этом предметом такого нарушения будет являться неисполнение установленного законом правила о минимальном пределе закупок у СМП в пятнадцать процентов от совокупного годового объема закупок.

Наказание в данном случае будет выносить Федеральная антимонопольная служба на основании рассмотрения поступившей к ней жалобы либо по итогам проведенной внеплановой проверки.

Так как проводимые закупки, в том числе с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций и субъектов малого предпринимательства, должны быть предельно прозрачные, заказчик в Единой информационной системе обязан публиковать отчеты о таких действиях.

Требование о формировании и публикации отчетов об исполнении требований об объемах закупок у СМП содержится в федеральном закупочном законодательстве.

Если по каким-то причинам такой отчет опубликован не был, что делает невозможным изучение правильности соблюдения проведенных закупок у рассматриваемых участников рынка, на заказчика, как на организацию, будет наложен административный штраф в размере до пятисот тысяч рублей в соответствии с положениями части 3 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях. Должностное лицо, которое такую отчетную информацию не опубликовало, получит штраф до пятидесяти тысяч за каждый выявленный факт нарушения требований законодательства.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/st-30.html

Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства по 30 статье ФЗ 44

Закупки с участием субъектов малого предпринимательства на основании статьи 30 Федерального закона №44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует порядок осуществления закупок на контрактной основе с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Одной из важных составляющих сферы поставок товаров, услуг и работ является участие субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Их деятельность регламентируется статьёй 30 текущего законодательства о закупках.

и последние изменения

С момента принятия закона № 44-ФЗ в 2013 году статья 30 претерпела всего несколько редакций. В ходе первой редакции в декабре 2013 года была изменена формулировка пункта 4. Следующая поправка, состоявшаяся 4 июня 2014 года, внесла следующие изменения в статью:

  • часть 1 ст. 30 ФЗ-44 была полностью переписана;
  • была введена часть 1.1, определяющая перечень закупок, которые не включаются в совокупный годовой объём;
  • добавлена часть 1.2, устанавливающая правила составления отчёта о закупках, перечисленных в пункте 1.1;
  • в части 4 была изменена формулировка нескольких предложений;
  • была добавлена часть 4.1, устанавливающая, что правила составления отчёта, указанного в п. 4, определяет Правительство РФ;
  • в части 5 было удалено второе предложение;
  • часть 6 была переизложена;
  • введена часть 8, предусматривающая дополнительное правило, ограничивающее по времени оплату товара или услуг по контракту.

О военной службе по контракту читайте тут:

Последние изменения в статью 30 были внесены законом № 504-ФЗ 31 декабря 2017 года, однако они ещё не вступили в силу. В ближайшее время будут приняты следующие поправки:

  • часть 3 будет дополнена исключением, по которому товары из пункта 1 не будут учитываться при определении несостоявшихся поставщиков;
  • часть 4 будет изложена в новой редакции, в которой будет включено то же исключение, что и в части 3, относительно определения несостоятельности субъектов малого предпринимательства.

Данные поправки вступят в силу с 1 января 2019 года. также ознакомьтесь с некоторыми коррективами ФЗ 86. Подробности здесь:

Краткое содержание положений статьи 30 ФЗ-44:

  • Закупки у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально ориентированных организаций должны осуществляться в объёме более пятнадцати процентов годового плана закупок, посредством следующих способов:
    • проведение конкурсов и аукционов с начальной ценой контракта не более двадцати миллионов рублей;
    • проведение закупок с привлечением субподрядчиков. Подробнее о статье 66 тут:;
  • В годовой объём закупок не включаются следующие приобретения:
    • услуги по предоставлению кредитов;
    • закупки для обеспечения обороны и безопасности государства;
    • закупки у одного поставщика в соответствии с положениями ч.1 ст. 93 настоящего закона о госзакупках;
    • работы в сфере атомной энергии;
    • поставки, при которых используется закрытое определение подрядчика;
  • Положения текущей статьи распространяются на все некоммерческие социально ориентированные организации, кроме тех, в которых учредителями являются Российская Федерация и её субъекты;
  • При определении закупок, участники должны указывать в заявках свою принадлежность к некоммерческим и социально ориентированным организациям;
  • Если поставщик не был определён, закупки осуществляются на общих условиях. Отчёт о годовом объёме поставок должен быть представлен до первого апреля следующего за отчётным года. Порядок оформления отчёта и его размещение на едином информационном ресурсе определяется правительством РФ;
  • Если поставщик не является социально ориентированной организацией или субъектом малого предпринимательства, заказчик имеет право привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, которые соответствуют необходимым требованиям;
  • Условие о привлечении субподрядчиков прописывается в контракте и указывается в процентном соотношении их часть от общей суммы поставки. Также необходимо указать меры ответственности для поставщика при нарушении условия о привлечении социально ориентированной организации субподрядчиков;
  • Стандартные условия контрактов с привлечением субподрядчиков устанавливаются Правительством Российской Федерации;
  • П.8 ст. 30 ФЗ-44 устанавливает условие, которое при наличии ограничения на поставки исключительно субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными организациями позволяет привлекать субподрядчиков, обязывает заказчика оплатить предоставленные услуги или товары в течение 15 дней после исполнения условий контракта.

За нарушение и невыполнение условий контракта предусматриваются административные взыскания, полный перечень которых устанавливается статьёй 7.30 КоАП РФ.

Скачать текст 30 статьи 44 ФЗ о госзакупках

Скачать текст статьи 30 “Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках” с последними изменениями. Настоящая редакция содержит поправки от 31 декабря 2017 года.

Источник: https://lawlinks.ru/statya-30-44-fz-s-poslednimi-izmeneniyami/

Что регулирует ст. 30 ФЗ №44

Закупки с участием субъектов малого предпринимательства на основании статьи 30 Федерального закона №44-ФЗ

44-ФЗ регулирует особенности закупок для обеспечения потребностей государственных и муниципальных заказчиков в товарах и услугах. В число аспектов проведения торгов, которые регулируются по данному закону, входит участие в закупках субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций. На долю данных участников должно приходиться как минимум 15% от общего объема госзакупок.

Что регулирует статья 30 ФЗ № 44-ФЗ о госзакупках, кто исполняет ее положения

Все вопросы, которые связаны с особенностями участия в госзакупках субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций, прописаны в ст. 30 44-ФЗ. Положений данной статьи должны придерживаться все муниципальные и государственные заказчики, которые занимаются закупками в рамках 44-ФЗ.

Ст. 30 44-ФЗ обязывает всех заказчиков проводить закупку товаров и услуг у субъектов малого бизнеса или социально ориентированных НКО.

Доля закупок у организаций подобного профиля должна составлять не менее 15% от объема поставок по 44-ФЗ за текущий год.

15% – это нижняя граница объема госзакупок у представителей малого бизнеса, тогда как верхняя планка не установлена  и не регламентирована законодательно.

Установлены такие лимиты для того, чтобы открыть доступ к госзаказам для представителей малого бизнеса. Ведь в области госзаказа им бывает непросто конкурировать с крупными корпорациями, обладающими мощными административными и финансовыми ресурсами.

Привлечение к участию в закупках представителей малого бизнеса также расширяет численность участников тендеров, что повышает уровень конкуренции и способствует росту эффективности расходования денежных средств.

В 44-ФЗ не конкретизируется понятие субъекта малого предпринимательства.

Но в ФЗ-209 от 2007 года к таким можно отнести компании с численностью до 100 человек, с доходами до 800 млн р.

за прошлый год; в уставном капитале данных организаций не допускается участие государственных и муниципальных заказчиков свыше 25%, а доля других юрлиц и иностранных компаний не должна быть более 49%.

Под некоммерческими организациями социальной направленности, согласно ФЗ-7 от 1996 года, понимаются такие, которые не предполагают получение прибыли. Они могут быть созданы в целях социальной поддержки граждан, культурной, благотворительной, просветительской и иной деятельности. Такие цели должны быть подтверждены учредительными и уставными документами.

Заказчики должны осуществлять закупки у субъектов малого бизнеса при цене контракта (НМЦК) не более 25 млн р. через такие закупочные процедуры, как:

  • открытые конкурсы;
  • конкурсы с ограниченным участием;
  • электронные аукционы;
  • двухэтапные конкурсы;
  • запросы котировок и предложений.

Участниками таких закупок становятся только участники из числа субъектов малого бизнеса и социальные НКО, которые подтверждают данный факт в декларативном порядке (обязанность декларировать свою принадлежность к указанным группам предусмотрена ч. 3 ст. 30 44-ФЗ). Но если сведения будут недостоверными, то заказчика могут отстранить от участия в закупке и внести данные о нем в РНП.

Если информация об организации входит в единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, то участник может приложить выписку из него. Для социально ориентированных НКО обычно требуется указать направление их деятельности в декларативном формате.

В указанные обязательные 15% от объема закупок должны включаться закупки для обеспечения обороноспособности и безопасности страны, услуги кредитования, закупки у единственного поставщика, госзаказ, связанный с использованием атомной энергии, заказы через закрытые способы определения поставщиков.

Заказчик при определении поставщика наделен правом указать в извещении требование, согласно которому, поставщик, который не входит в число СМП или НКО, может привлекать к исполнению контракта субподрядчиков или соисполнителей из числа подобных организаций.

Закупки у малого бизнеса предполагают наличие в извещении заказчика условия о том, что к государственной закупке привлекаются только представители малого бизнеса и социально ориентированные НКО.

Подтверждается такая принадлежность только в декларативной форме, т. е. заказчик не вправе требовать от участника подтверждающих сведений.

При осуществлении заказов для субъектов малого бизнеса и НКО предусмотрены такие преимущества:

  1. Обеспечение заявок от участников такого рода не может превышать 2% от НМЦК.
  2. Срок оплаты по госконтракту после подписания акта приема-передачи не может превышать 15 рабочих дней.

Обязанности победителя привлекать к исполнению контракта представителей малого бизнеса должны быть указаны в виде определенного процента от величины госзаказа в извещении. Конкретный процент устанавливается в зависимости от цены контракта и составляет не менее 5%.

Статья 30 44-ФЗ обязывает заказчиков составлять и публиковать отчеты о закупках у малого бизнеса до 1 апреля следующего года (отчетного периода).

Форма такой отчетности, типовые условия заключенных контрактов и порядок информирования граждан об условиях регламентированы Правительством РФ.

С того момента, как 44-ФЗ был опубликован, в него неоднократно вносились изменения. Так, в ст.

30 появилась ч. 1.1, регулирующая закупки у субъектов малого бизнеса, которые не входят в общий объем годовых закупок.

В ч. 1.2 ст. 30 был регламентирован порядок включения поставок товаров и услуг из части 1.1 в общий объем, полученный от субъектов малого бизнеса. В ч. 4.

1 было введено предписание о том, что порядок подготовки отчета, форма отчетности и сама процедура были введены Правительством РФ. В ч.

8 были прописаны дополнительные условия, которые позволяют проводить закупки среди представителей малого бизнеса.

Ответственность за невыполнение условий ст. 30 44-ФЗ

Невыполнение условий проведения закупок у субъектов малого бизнеса или несоблюдение минимального объема поставок на предприятии государственной или муниципальной формы собственности в размере 15% грозит предприятию взысканием. Такое деяние подпадает под регулирование КоАП и предусматривает наказание в виде штрафа. Административные штрафы прописаны в ст. 7.30 КоАП.

Согласно ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, заказчику грозит штраф за несоблюдение 15%-го лимита для представителей малого бизнеса в общем объеме закупок. Размер такого штрафа составляет 50000 р. По ст. 192 ТК ответственному лицу также грозит дисциплинарная ответственность.

За неразмещение отчета об объеме закупок у СМП и НКО должностному лицу грозит штраф по ч. 3 ст. 7.30 КоАП в размере до 50000 р.

В случае поступления на заказчика жалобы на то, что он игнорирует требования законодательства в области государственного заказа, в отношении него могут назначить внеплановую проверку со стороны ФАС.

Таким образом, ст.

30 44-ФЗ предоставляет определенные льготы и преференции для участия в госзакупках отдельных организаций: субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО.

На такие организации должно приходиться не менее 15% в общем объеме государственных закупок.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/ucastie-smp.html

Статья 30 ФЗ-44: закупка у субъектов малого предпринимательства

Закупки с участием субъектов малого предпринимательства на основании статьи 30 Федерального закона №44-ФЗ

Федеральный закон о закупках под номером 44-ФЗ регламентирует порядок обеспечения государственных и муниципальных предприятий требуемыми товарами, работами или услугами.

Одним из обязательных предписаний является участие субъектов малого предпринимательства. На его долю должно приходиться не менее 15% от общего объема закупок.

Все вопросы, связанные с поставками от СМП, регулируются статьей 30 ФЗ 44.

Последние изменения, внесенные в статью 30

С момента публикации закона в 2013 году, статья 30 ФЗ 44 претерпела ряд изменений. Первые незначительные поправки были внесены уже в декабре 2013 и коснулись формулировки части 4.

Основные изменения были внесены 4 июня 2014. Они затронули следующие аспекты:

  • полностью изменилась редакция части 1 ст 30 44 ФЗ;
  • была добавлена часть 1.1, регулирующая те закупки у субъектов малого предпринимательства, которые не входят в расчет общего годового объема;
  • введена часть 1.2, регламентирующая включение поставок из части 1.1 в годовой отчет в качестве закупок, полученных от субъектов малого предпринимательства;
  • в части 4 была изменена редакция второго предложения;
  • введена часть 4.1, предписывающая, что порядок подготовки отчета, его форма и процедура определяются Правительством РФ;
  • в части 5 исключено второе предложение;
  • изменена редакция части 6;
  • введена часть 8, регулирующая указание в контракте дополнительных условий при введении ограничений на проведение закупки исключительно среди субъектов малого предпринимательства.

Последние поправки в данную статью были внесены 1 июля 2017. Они изменили в части 8 срок оплаты контракта с 30 дней до 15 с момента подписания документа о приемке.

Краткое содержание ст 30 ФЗ 44 с последними изменениями можно рассмотреть по ее следующим предписаниям:

  • обязательство заказчика проводить закупку товаров, работ или услуг у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не меньшем, чем 15% от годового объема поставок;
  • ограничение на отдельные виды закупок, которые не включаются в расчет общего годового объема;
  • возможность включать поставки из части 1.1 в объем закупок от субъектов малого предпринимательства;
  • порядок определения поставщика исключительно из числа субъектов малого предпринимательства, предписывается, что в этом случае соискателям необходимо декларировать свою принадлежность к данной категории юридических лиц;
  • по итогам прошедшего года до 1 апреля следующего составляется отчет, где выделяются все закупки, проведенные у субъектов малого предпринимательства;
  • возможность выдвигать требование к поставщику о дополнительном привлечении субъектов малого предпринимательства, соответствующие условия обозначаются в контракте с указанием объема поставок, который приходится на каждую из сторон;
  • форма и составление отчета, типовые условия контрактов и порядок информирования регламентируются Правительством РФ;
  • п 8 ст 30 ФЗ 44 указывает, что если определяются ограничения на закупку, указывающие на ее проведение исключительно среди субъектов малого предпринимательства, в контракт включается условие об обязательной оплате услуги в течение 15 дней с момента подписания акта приемки.

Ознакомьтесь  Закон 99 “О лицензировании отдельных видов деятельности”

За невыполнение условий проведения закупки у субъектов малого предпринимательства или несоблюдение минимального объема на предприятие налагается взыскание. Полный перечень штрафов перечислен в статье 7.30 КоАП РФ.

Так же важно знать, как выглядит образец банковской гарантии по 44 ФЗ для обеспечения.

Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

Текст статьи 30 ФЗ 44 с последними изменениями можно скачать здесь. Приведенная редакция содержит последние поправки за июль 2017.

Скачать Федеральный закон “О контрактной системе закупок” под номером 44 можно по следующей ссылке. Документ представлен в актуальной редакции и подойдет как для ознакомления с отдельными вопросами в проведении закупок у субъектов малого предпринимательства, так и для углубленного изучения данной области законодательства.

Источник: https://210fz.ru/statya-30-44-fz-s-poslednimi-izmeneniyami/

Участие в госзакупках СМП и СОНКО по статье 30 44-ФЗ

Закупки с участием субъектов малого предпринимательства на основании статьи 30 Федерального закона №44-ФЗ

Подавляющее большинство участников государственных закупок по 44-ФЗ являются субъектами малого предпринимательства — СМП.

Государство оказывает значительную поддержку предприятиям из этой категории и предоставляет различные льготы, в том числе и в процессе проведения закупок.

Субъектами малого предпринимательства являются нижеперечисленные категории организаций:

  • хозяйственные общества и товарищества, включая организации на партнерской основе;
  • производственные кооперативы;
  • фермерские и крестьянские хозяйства;
  • потребительские кооперативы;
  • индивидуальные предприниматели.

К малым субъектам предпринимательства относят не только акционерные общества, но и предпринимателей, работающих в качестве ИП.

СМП законодательно подразделяются на:

  • микропредприятия — годовой доход без НДС не превышает 120 миллионов рублей, а в штате числится не более 15 сотрудников;
  • малые предприятия — штат сотрудников составляет до 100 человек, а годовой доход достигает не более 800 миллионов;
  • средние предприятия — ограниченны доходом в 2 миллиарда рублей, и количеством сотрудников в 250 человек.

Если дело касается ИП, который не имеет сотрудников, расчет ведется исключительно от годовой выручки для определения категории СМП.

Чтобы организация была внесена в реестр СМП, который ведется ФНС РФ, необходимо соответствовать следующим критериям:

  1. Доля государственного участия в деле инстанции организации должна соответствовать минимум 25% от общего числа акционеров. Исключением являются иностранные организации, для которых установлен порог в 49% и компании, занимающиеся инновационными технологиями и внедрением новых высокотехнологичных товаров. Для них данный пункт вообще не обязателен.
  2. Число работающих специалистов не превышает 100 человек. В противном случае организацию не относят к МСП.
  3. Годовой доход, с учетом налогообложения, не превышает 800 миллионов рублей.

Для внесения в реестр, которым занимается федеральная налоговая служба, используются следующие данные:

  • информация из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
  • сведения, предоставленные в ФНС о количестве работников и доходов на основании налоговой отчетности.

На сайте есть поиск с удобными фильтрами.

Социально ориентированные некоммерческие организации

В тендерах часто участвуют так называемые социально ориентированные некоммерческие организации — СОНКО.

Деятельность данных организаций направлена на социальные и гражданские нужды, и также попадает под льготные условия при участи в госзакупках.

К организациям СОНКО относятся следующие:

  • компании по защите животных и окружающей среды;
  • организации, занимающиеся оказанием помощи жертвам стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф;
  • организующие всесторонее обслуживание и поддержку социально уязвимых слоев населения;
  • организующие охрану и поддержание зданий, имеющих культурное и историческое значение;
  • занимающиеся благотворительной деятельностью;
  • предоставляющие бесплатную юридическую консультацию и услуги гражданам;
  • занимающиеся поиском воинских захоронений, увековеченьем памяти жертв войн и политических репрессий;
  • ликвидацирующих пожары и обеспечивающие пожарную безопасность в государственных учреждениях, социально значимых и культурных объектах;
  • организации, занимающиеся оказанием медицинской и реабилитационной помощи лицам, злоупотребляющим наркотическими и психотропными веществами;
  • компании, проводящиие патриотическую агитационную деятельность, в том числе в военной сфере.

Условия участия и преференции

Регулирование норм участия в закупочной деятельности для обоих видов данных предприятий обеспечивает ст. 30 44-ФЗ. В ней указаны все особенности участия субъектов малого и социально-значимого предпринимательства при государственных закупках.

Если СМП или СОНКО соответствует установленным требованиям заказчика, она спокойно может участвовать практически во всех закупочных процедурах, включая:

  • открытые и закрытые типы конкурсов;
  • запросы котировок и предложений;
  • электронные аукционы.

Государственные и муниципальные компании обязаны проводить закупку у субъектов малого предпринимательства. Так, минимальный объем закупок у СМП и СОНКО должен составлять не менее 15% от общей суммы заключаемых контрактов за один календарный год, с максимальной суммой контракта не превышающей 20 миллионов рублей.

При участи в закупочных процедурах поставщик или подрядчик должен декларировать свою принадлежность к СМП или СОНКО, предоставив выписку из реестра.

Выписку можно получить, найдя свою организацию на сайте реестра СМП и нажав «Экспорт» — файл скачается в формате pdf. Там же можно обратиться в поддержку, если организация не была найдена.

В остальном форма участия и заключения контракта ничем не отличается от прочих субъектов бизнес-деятельности.

Все закупки с участием субъектом СМП приводятся только в электронной форме на государственных ЭТП.

Гарантийное обеспечение вносится на специальный расчетный счет в банке, а договор заключается в полностью электронной форме.

При этом в пунктах контракта, согласно пункту 8 статьи 30 44-ФЗ, должна фигурировать обязанность расчета за поставку в срок, не превышающий 15 дней с момента подписания акта приемки.

Преимущества СМП и СОНКО по 44-ФЗ в государственных закупках следующие:

  • объем гарантийного обеспечения заявки составляет всего 2 процента от НМЦК;
  • сумма обеспечения контракта не превышает 5 процентов от НМЦК;
  • СМП предоставит ЭТП всего 1 процент от НМЦ в случае победы, но не более 2000 рублей;
  • срок оплаты по договору с МСП составляет 15 календарных дней с момента подписания акта приемки, включая участие СМП на подрядных условиях.

Для заказчиков существует и другой способ увеличить процент требуемого объема годовых закупок у субъектов СМП и СОНКО, а именно — привлечь данные организации в качестве соискателей или субподрядчиков.

Так, при заключении контракта с компанией, не относящейся к данным категориям организаций, заказчик на контрактной основе вправе потребовать привлечение СМП для исполнения контракта. Указанный процент выполняемых СМП работ фиксируется в договоре и учитывается при подведении годовых итогов закупок.

При этом в контракте указывается ответственность на основе гражданско-правового кодекса, которая может наступить у подрядчика в случае уклонений от требований по привлечению субподрядчика из числа СМП и СОНКО.

Отчет о закупках

Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ должен размещаться в ЕИС и подписываться электронной цифровой подписью должностным ответственным лицом.

Сроки размещения отчета, установленные законодательством, не должны превышать даты 1 апреля следующего за отчетным календарного года.

Это значит, что контракты, оплата за которые осуществляется в текущем году, не могут быть включены в отчет за прошлый подотчетный период.

При этом даже если за отчетный период не было совершенно никаких закупок, так называемый «нулевой» отчет все равно необходимо публиковать в ЕИС.

Объемы считаются по сумме заключенных контрактов с субъектами МСП или СОНКО. В отчетный период включаются все контракты с 1 января по 31 декабря. В данную сумму обязаны включаться и контракты, заключенные с единственным участником аукциона, включая:

  • контракты по обеспечению обороны и безопасности;
  • услуги финансово-кредитного плана;
  • работы в атомной отрасли;
  • контракты с единственным поставщиком и победителями закрытых конкурсов.

Если за организацией обнаружат нарушения установленных пропорций закупок, тогда последует административный штраф в размере 50 тысяч рублей. Данная ответственность регулируется ч. 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://tendr.guru/44-fz/uchastie-v-goszakupkah-smp-i-sonko-po-state-30-44-fz

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.